Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория Гидденса ( вопросы 23, 28, 29).

  • Феминизация труда, замена “организационного человека” на “подвижную женщину

  • 2 механизма социального изменения

  • Этого нет у Поляковой про сетевые теории, но это тоже сетевые теории: упомянуть и быть готовыми

  • Сетевое общество

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница2 из 58
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

    История и теория социологии




    1. «Сетевые» теории общества в социологии конца XX века.


    Билет по статье Поляковой: «Методологические основания построения теории общества»
    Введение

    Понятие “сеть” встречается уже у Гидденса, под влиянием широкого распространения информационных технологий стало одним из фундаментальных социологических понятий, используемых для описания современных обществ. Фактически речь идет о том, что структурно-функционалистская и интеракционистская морфология социологической ортодоксии в целом ряде современных социологических теорий заменяются сетевой морфологией общества.

    У Гидденса не так много про сеть.

    Теория Гидденса (вопросы 23, 28, 29). У Гидденса не так много про сеть.

    - Все общества в одно и то же время являются социальными системами и конструируются пересечением социальных систем.

    - Общества являются «социальными системами, которые барельефно выступают на фоне прочих системных отношений, в которых они укоренены».

    - Современные общества внутренне сильно «регионализированы».

    - Отдельные общества и культуры включены в различные межсоциальные системы.

    - Специфика современности в усиливающейся взаимозависимости компонентов современного мира. Многие отношения, связывающие отдельные государства, имеют глобальный характер => Проблема социологии – изучить характер таких связей.

    Сетевой анализ современного общества с опорой на глобализационные процессы в наиболее очевидной и радикальной форме присутствует в теории сетевого общества М. Кастельса. Методологическая часть его теории связана с разработкой трех фундаментальных понятий — “сеть”, “информация”, “капитализм”. На основе этих понятий Кастельс и создает свою теорию сетевого информационализма, или сетевого информационного капитализма.
    I сетевая теория (главная): М. Кастельс (1942) (вопрос 4)

    Основные работы: "Городской вопрос" (1972); "Город и его обыватели" (1983); "Информациональный город" (1989), «Информационная эра: экономика, общество и культура» [1996-1998], 1ая часть «Становление общества сетевых структур» (1996). "Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом" (2001).

    В последние 2 десятилетия ХХ в. произошли социальные трансформации, которые задели весь мир и конституировали новый тип социальной структуры - “сетевое общество”.

    1. Знание и информация не являются определяющим фактором: они являются значимыми в любом типе общества. «Поэтому следует отбросить понятие “информационное общество” в силу его неспецифичности и путаности.»

    2. «То, что является новым в современную эпоху, — это новые сети информационных технологий. …. Более того, мы находимся в самом начале технологической революции, и по мере того как Интернет становится универсальным инструментом интерактивной коммуникации, мы сдвигаемся от компьютероцентрированной технологии к диффузным сетевым технологиям и, что еще более важно, дав волю биологической революции, создаем возможность манипулирования живыми организмами и даже их воссоздания».

    3. расширенное воспроизводство знания и информации в циклическом режиме.

    3 черты современности:

    1. это информационная экономика, означающая, что производство знания и процессов управленческой информации определяет производительность и конкурентоспособность всех экономических единиц — от фирм до целых стран.

    2. это глобальная экономика в самом точном и прямом понимании этого слова. Стратегическое экономическое действие (финансовые рынки, наука и технология, международная торговля и услуги, транснациональные фирмы, коммуникации, рынок высококвалифицированной рабочей силы) возможно только в планетарном масштабе.

    3. новая экономика охвачена сетями — речь идет о новой форме социальной организации — сетевом предприятии. Это не сеть предприятий. Это сети, созданные либо из других фирм, либо из сегментов фирм.

    Эта новая экономика (информационная, глобальная, сетевая) является обязательно капиталистической, но это новый капитализм, в котором изменены правила инвестирования, накопления и вознаграждения.
    СЕТИ:

    • являются старой формой социальной организации, но становятся информационными сетями, усиленными информационными технологиями.

    • являются наиболее подвижными и адаптивными формами организации, способными развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов, которые составляют сети.

    • децентрализуют исполнение и распределяют принятие решения. у них нет центра.

    • действуют на бинарной логике: включение/исключение.

    • все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существования, что не входит — не существует с точки зрения сети и может быть проигнорировано или элиминировано.

    • сети свободны от ценностей, нейтральны.

    • является автоматом для осуществления поставленных целей. ее программируют социальные акторы.

    • сети могут коммуницировать, если их цели схожи, но для этого нужны акторы, обладающие доступом к кодам, осуществляющим процесс переключения, — это акторы, наделенные властью в обществе.


    Труд:

    • меняется тип занятости: работа с неполным рабочим днем, временная работа, самозанятость, работа по контракту, неформальная или полуформальная работа и т.д.

    • Феминизация труда, замена “организационного человека” на “подвижную женщину”,

    • индивидуализация труда,

    • изменение процесса социализации

    • Значимость иерархических отношений уступает место значимости положения в системе сетевых связей.

    Культура: представляет собою схожий образец подвижной сети и эфемерной символической коммуникации, организованной преимущественно вокруг интегрированной системы электронных средств связи, включая Интернет. Культурные продукты имеют форму электронного гипертекста.

    Гипертекст оказывает громадное влияние на политику. Политическая борьба разворачивается в СМИ в рамках процесса персонализации политики. Политика становится очень дорогим бизнесом, политическая коррупция процветает, политика скандалов является основной чертой политической борьбы.

    Государство: с одной стороны, его ставят под сомнение глобальные потоки, с другой — политика политических скандалов в СМИ. Тем не менее, государство не исчезает, оно адаптируется и трансформируется. Оно строит партнерские отношения с государствами через мультинациональные и транснациональные институты, утверждая через них свой суверенитет.
    Все трансформации осуществляются при помощи организационных форм, которые создаются информационными сетями. Именно они определяют социальную структуру и социальную морфологию.

    В конце концов, сетевые отношения производства ведут к затемнению классовых отношений, это не устраняет эксплуатацию, социальную дифференциацию и социальное сопротивление. Но базирующиеся на производстве социальные классы прекратили свое существование в сетевом обществе.

    2 механизма социального изменения: оба они внешние по отношению к доминирующим сетям:

    1. отрицание сетевой логики через утверждение ценностей, которые не могут быть адаптированы ни одной из сетей: Религиозные, национальные, территориальные и этнические сообщества

    2. альтернативные сети, построенные вокруг альтернативных проектов: Экологизм, феминизм, движение за права человека.

    Концепцию Кастельса можно считать своего рода манифестом сетевого подхода в современной социологической теории, в том числе в методологическом плане.
    II сетевая теория Урри (вопрос 5, 6, 7): Свой вклад в отход от “социологической ортодоксии” с опорой на глобализацию и уход от “контейнерной” теории общества внес Д. Урри. По его мнению, социология должна изучать различные мобильности — населения, предметов, информации в, а также сложные взаимодействия между ними и их социальные последствия”. Развитие различных глобальных “сетей и потоков” размывает эндогенные социальные структуры, которые, как считала социология, способны воспроизводить себя.

    Новое видение “социального” реализуется посредством ряда “новых правил метода”, важнейшее из которых состоит в использовании метафор. Теоретическое рассмотрение социальной жизни опирается на метафоры “сеть”, “поток” и “путешествие” и их различные версии. Эти и некоторые другие метафоры призваны прежде всего способствовать разработке продуктивных метафор “глобализации” и “глобального”.

    Сеть: “Сеть” не имеет в виду лишь “социальную сеть”. Урри пишет о том, что социальная эволюция и информационные технологии создали новую материальную основу для осуществления тех или иных видов деятельности во всей социальной структуре. Эта материальная основа, встроенная в различные сети, оформляет саму социальную структуру. Сети образуют сложные и устойчивые связи в пространстве и времени между людьми и вещами. Материальная база связана с различными новыми машинами и технологиями, позволяющими ужимать пространство и время: оптиковолоконные кабели, реактивные самолеты, средства передачи аудиовизуальной информации, компьютерные сети, включая интернет, спутники, кредитные карточки, факсы, мобильные телефоны и т.п. Все эти технологии “несут” людей, информацию, деньги, образы и т.д. Они позволяют в числе прочего мгновенно пересекать и пространство национального государства и его границы.
    III сетевая теория Теория общества Майкла Манна

    По его мнению, история и теория человеческого общества - это история и теория властных отношений.

    Общий методологический подход исторической школы, транслированный в социологию У.Вебером, М.Манн радикализирует: он утверждает, что если бы это было возможно, он вообще бы отказался от понятия "общество".

    Общества, по Манну, не представляют собою социальные системы, ни закрытые, ни открытые. Невозможно найти какое-либо общество, полностью ограниченное в географическом или социальном пространстве. Поскольку нет систем и нет тотальности, то не может быть "подсистем", "измерений" или "уровней". Социальные отношения нельзя свести к какому-то системному свойству этого целого - будь то "способ материального производства", "культурная" или "нормальная система".

    "Общества, - по Манну, - конституируются множеством накладывающихся друг на друга и пересекающихся социопространственных сетей власти... Самым лучшим объяснением обществ, их структуры и истории будет объяснение в терминах взаимоотношений четырех источников социальной власти - идеологических, экономических, военных и политических отношений".

    Основное:

    - Чем общества НЕ являются? – НЕ являются чем-то унитарным; НЕ являются социальными системами; НЕ являются ограниченными в пространстве; социальные отношения НЕЛЬЗЯ свести к системному свойству целого; НЕТ СМЫСЛА делить социальные изменения или конфликты на эндогенные и экзогенные; НЕТ внутренне присущего эволюционного процесса.

    Люди нуждаются в социальных властных отношениях, но не нуждаются в социальных тотальностях.

    - Подход: 1) «Общества конструируются множеством накладывающихся друг на друга и пересекающихся социопространственных сетей власти». 2) Объяснение обществ в терминах взаимоотношений «четырех источников социальной власти – идеологических, экономических, военных и политических отношений».

    - Эти источники представляют собой: 1) накладывающиеся друг на друга сети социальной интеракции; 2) институциональные средства достижения целей.

    Многие интеракционные сети располагаются в промежутках основных 4х источников.

    - Общество – «сеть социальной интеракции, на границах которой существует определенного уровня зазор между нею и ее средой». Общество – известное единство со своими пределами, оно воплощает относительно плотную и стабильную интеграцию. Такая интеракция является внутренне структурированной, если сопоставлять ее с какой-либо интеракцией, пересекающей ее пределы.

    Этого нет у Поляковой про сетевые теории, но это тоже сетевые теории: упомянуть и быть готовыми

    Акторно-сетевая теория как разновидность сетевого анализа (Б. Латур, Дж. Ло, М. Каллон).

    ЛАТУР Б. ПЕРЕСБОРКА СОЦИАЛЬНОГО: ВВЕДЕНИЕ В АКТОРНО-СЕТЕВУЮ ТЕОРИЮ

    Б. Латур предлагает альтернативное понимание социального, по-новому взглянуть на то, что в историко-научных и историко-технических исследованиях традиционно именуется социальным контекстом.

    Если в исследовании социальное остается неизменным, то такое исследование не относятся к акторно-сетевой теории (ACT).

    В то же время Латур отмечает, что значительная часть исследований по истории науки и техники является важной для приверженцев АСТ, поскольку в них, в отличие от чистой социологии, чаще обращается внимание на то, как меняется состав и взаимодействие тех разнородных сущностей, в результате взаимодействия которых образуется переменчивое социальное.

    Латур указывает, что в разгар модернизации востребованность естественных наук была настолько велика, что их методы и подходы распространились и на исследование социального взаимодействия, на исследование общества.

    Когда изучаются социальные аспекты жизнедеятельности людей, включая социальные аспекты истории науки, исследователь не должен заранее решать, из чего состоит социальный мир. В то же время традиционный социолог часто начинает свое исследование социального с того, что стремится его стабилизировать, сделать неизменным, состоящим из определенного, изначально определяемого перечня социальных групп и институтов.

    Именно такое изначальное структурирование социального создает впечатление обоснованности исследования, но на самом деле, согласно Латуру, лишает социальное присущей ему постоянной изменчивости.

    В альтернативной социологии Латур предлагает иной взгляд, предлагает сконцентрировать внимание на прослеживании связей и взаимодействий, причем не только между людьми, но и другими акторами; так Латур называет любую оказывающую воздействие сущность человеческой или нечеловеческой природы.

    Общество не является всеохватывающим контекстом, а должно мыслиться как один из множества связующих элементов, циркулирующих внутри тонких каналов. При таком подходе социальное не обосабливается, не проводится граница между природой, наукой, техникой, обществом, а внимание обращено на пронизывающие эти сферы взаимные связи.

    В новой предлагаемой социологии можно опереться на неопределенности, которые автор видит в традиционной социологии:

    1. статус групп: изучать нужно не заранее выявленные группы, но процессы их изменений. Процесс изменчивости групп не улавливается, если исследователь заранее определяет, какую организацию или институт он собирается исследовать.

    2. действия: то, что представляется наблюдателю как действие единичного «актора», фактически может оказаться действием сети акторов.

    3. описание объектов. АСТ утверждает, что объекты, т. е. акторы нечеловеческой природы, тоже активны. Активность объектов, в том числе технических, и есть та неопределенность традиционной социологии, которую необходимо развернуть.

    4. фактические реалии vs реалии, возникающие в ходе дискуссий: репутация науки основывается именно на прочной связи «научных конструкций» с эмпирическими фактами. Не следует ограничивать социологию науки исследованием внешнего социального контекста науки, но что можно и нужно давать социальное объяснение и когнитивным аспектам естественных наук.

    5. тексты исследований. Хорошая социология должна быть хорошо написана, утверждает Латур. Главным же критерием хорошего социологического текста при этом должно быть то, что в таком тексте прослеживается сеть.

    Акторная сеть состоит не только из взаимодействий людей, но и из акторов иной природы: техники, идей, объектов природы, что акторная сеть ни в коем случае не является инструментом в руках исследователя, а, наоборот, раскрывается в ходе исследования, ведет исследователя по путям и ветвям сети от актора к актору, что акторная сеть уходит от стереотипных понятий, таких как уровень, пласт, территория, структура, система, которыми, в соответствии с АСТ, не могут быть описаны современные общества.

    Авторы предлагают стереть существующие границы между объектом и субъектом. Они считают, что и люди, и вещи вовлечены в различные сетевые отношения, посредством чего имеют возможность видоизменять и заново структурировать существующую реальность.
    Ян Ван Дейк

    Понятием "сетевое общество" мы обязаны голландскому социологу Яну ван Дайку (Дейку), который в 1991 году опубликовал на нидерландском языке одноименную книгу "Сетевое общество".

    Сетевое общество как общество, основу организации которого составляет взаимодействие социальных и коммуникационных сетей. Такой тип организации общества он противопоставляет "массовому обществу, которое образуется группами, организациями и сообществами ("массами"), основанными на принципе физического присутствия.

    Это форма общества, все более и более организующего свои отношения в медиасетях, постепенно заменяющих или дополняющих социальные сети коммуникации, осуществляемые лицом к лицу. Личная коммуникация заменена цифровыми технологиями. Это означает, что социальные сети и медиасети формируют основной способ организации и наиболее важные структуры современного общества.

    Современное общество находится в процессе становления сетевым обществом. Это означает, что межличностная, коллективная, массовая коммуникации становятся одним целым в Интернете.

    Он разделял понятия «информационного общества» и «сетевого общества», считая, что концепт информационного общества концентрируется на изменениях социальных процессов, в то время как сетевое общество предполагает изучение организационных форм социальных процессов.

    Сеть — наиболее органичный тип социальной связи. Именно утрата людьми единого пространства привела к лавинообразному развитию массмедиа и бюрократии, что, с точки зрения автора, исторически неизбежно, но в социокультурном отношении является деградацией. Таким образом, развитие и быстрое укоренение сетевых технологий было лишь ответом на потребность общества в возвращении ему горизонтальных коммуникаций.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


    написать администратору сайта