Главная страница
Навигация по странице:

  • Феминизация труда, замена “организационного человека” на “подвижную женщину

  • 2 механизма социального изменения: оба они внешние по отношению к доминирующим сетям

  • МИР ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ УПРАВЛЯЕМЫМ, ВЫШЕЛ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ — “МИР УСКОЛЬЗАЕТ ИЗ РУК”.

  • Пространство потоков

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница5 из 58
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

    Концепция сети и сетевого общества М. Кастельса.



    Социально-теоретические дискурсы, характеризующих общества конца ХХ — начала XXI в.:

    1) “культура эндизма” или “конца”;

    2) постиндустриализм и теории информационного общества;

    3) теории постмодерна, модерна, радикализированного модерна и исчерпанного модерна;

    4) теории глобализма

    Сетевой анализ современного общества с опорой на глобализационные процессы в наиболее очевидной и радикальной форме присутствует в теории сетевого общества М. Кастельса.

    Концепцию Кастельса можно считать своего рода манифестом сетевого подхода в современной социологической теории, в том числе в методологическом плане.
    Кастельс (1942)

    Основные работы: "Городской вопрос" (1972); "Город и его обыватели" (1983); "Информациональный город" (1989), «Информационная эра: экономика, общество и культура» [1996-1998], 1ая часть «Становление общества сетевых структур» (1996). "Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом" (2001).
    В послед 2 десятилетия ХХ в. произошли социальные трансформации, которые задели весь мир и конституировали новый тип социальной структуры - “сетевое общество”.

    • Знание и информация не являются определяющим фактором: они являются значимыми в любом типе общества. «Поэтому следует отбросить понятие “информационное общество” в силу его неспецифичности и путаности.»

    • «То, что является новым в современную эпоху, — это новые сети информационных технологий. …. Более того, мы находимся в самом начале технологической революции, и по мере того как Интернет становится универсальным инструментом интерактивной коммуникации, мы сдвигаемся от компьютероцентрированной технологии к диффузным сетевым технологиям и, что еще более важно, дав волю биологической революции, создаем возможность манипулирования живыми организмами и даже их воссоздания».

    • расширенное воспроизводство знания и информации в циклическом режиме.

    3 черты современности:

    • это информационная экономика, означающая, что производство знания и процессов управленческой информации определяет производительность и конкурентоспособность всех экономических единиц — от фирм до целых стран.

    • это глобальная экономика в самом точном и прямом понимании этого слова. Стратегическое экономическое действие (финансовые рынки, наука и технология, международная торговля и услуги, транснациональные фирмы, коммуникации, рынок высококвалифицированной рабочей силы) возможно только в планетарном масштабе.

    • новая экономика охвачена сетями — речь идет о новой форме социальной организации — сетевом предприятии. Это не сеть предприятий. Это сети, созданные либо из других фирм, либо из сегментов фирм.

    Эта новая экономика (информационная, глобальная, сетевая) является обязательно капиталистической, но это новый капитализм, в котором изменены правила инвестирования, накопления и вознаграждения.
    СЕТИ:

    • являются старой формой социальной организации, но становятся информационными сетями, усиленными информационными технологиями.

    • являются наиболее подвижными и адаптивными формами организации, способными развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов, которые составляют сети.

    • децентрализуют исполнение и распределяют принятие решения. у них нет центра.

    • действуют на бинарной логике: включение/исключение.

    • все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существования, что не входит — не существует с точки зрения сети и может быть проигнорировано или элиминировано.

    • сети свободны от ценностей, нейтральны.

    • является автоматом для осуществления поставленных целей. ее программируют социальные акторы.

    • сети могут коммуницировать, если их цели схожи, но для этого нужны акторы, обладающие доступом к кодам, осуществляющим процесс переключения, — это акторы, наделенные властью в обществе.



    ТРУД:

    • меняется тип занятости: работа с неполным рабочим днем, временная работа, самозанятость, работа по контракту, неформальная или полуформальная работа и т.д.

    • Феминизация труда, замена “организационного человека” на “подвижную женщину”,

    • индивидуализация труда,

    • изменение процесса социализации

    • Значимость иерархических отношений уступает место значимости положения в системе сетевых связей.

    Культура: представляет собою схожий образец подвижной сети и эфемерной символической коммуникации, организованной преимущественно вокруг интегрированной системы электронных средств связи, включая Интернет. Культурные продукты имеют форму электронного гипертекста.

    Гипертекст оказывает громадное влияние на политику. Политическая борьба разворачивается в СМИ в рамках процесса персонализации политики. Политика становится очень дорогим бизнесом, политическая коррупция процветает, политика скандалов является основной чертой политической борьбы.

    Государство. С одной стороны, его ставят под сомнение глобальные потоки, с другой — политика политических скандалов в СМИ. Тем не менее, государство не исчезает, оно адаптируется и трансформируется. Оно строит партнерские отношения с государствами через мультинациональные и транснациональные институты, утверждая через них свой суверенитет.

    Все эти трансформации осуществляются при помощи организационных форм, которые создаются информационными сетями. Именно они определяют социальную структуру. Сети являются очень старой формой социальной организации, но в информационную эпоху они становятся информационными сетями, усиленными информационными технологиями. Сети имеют преимущество перед традиционными иерархически организованными морфологическими связями.

    (ОН ЖЕ НЕОМАРКСИСТ) “В конце концов, сетевые отношения производства ведут к затемнению классовых отношений, — отмечает М. Кастельс, — это не устраняет эксплуатацию, социальную дифференциацию и социальное сопротивление. Но базирующиеся на производстве социальные классы в том виде, в каком они существовали в индустриальную эпоху, прекратили свое существование в сетевом обществе”.
    2 механизма социального изменения: оба они внешние по отношению к доминирующим сетям:

    отрицание сетевой логики через утверждение ценностей, которые не могут быть адаптированы ни одной из сетей: Религиозные, национальные, территориальные и этнические сообщества

    альтернативные сети, построенные вокруг альтернативных проектов: Экологизм, феминизм, движение за права человека.

    творение истории” — весьма проблематичное дело в эпоху существования глобального общества: МИР ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ УПРАВЛЯЕМЫМ, ВЫШЕЛ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ — “МИР УСКОЛЬЗАЕТ ИЗ РУК”. Возникают факторы риска, с которыми еще никогда и никому не приходилось сталкиваться. РУКОТВОРНЫЕ РИСКИ проникают во все сферы жизни: исчезает семья с ее фундаментальной основой — отношениями эмоциональной близости, исчезает и умирает традиция, коррупция и СМИ разрушают демократию как основу современного гражданского общества.

    - Методологическая часть его теории связана с разработкой трех фундаментальных понятий «сеть», «информация», «капитализм». На основе этих понятий Кастельс и создает свою теорию сетевого информационализма, или сетевого информационного капитализма.
    Сетевое обществоэто такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций“. Таким образом, речь идет не столько о социальных сетях, так как сетевая форма социальный организации существовала уже давно, а о социальных сетях, которые обрабатывают и управляют информацией, а также используют микроэлектронные устройства".
    Пространство потоков играет центральную роль в понимании сетевого общества по Кастельсу. Это сеть коммуникаций с определёнными центрами, в которых сообщества пересекаются. Элиты в городах не привязаны к определённой местности, но привязаны к пространству потоков.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


    написать администратору сайта