Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая концепция

  • Развитие различных сетей и потоков, различных перемещений размывает эндогенные социальные структуры общества.

  • Социология мобильностей должна заместить социологию социального как общества.

  • Аргументы (основные положения) Урри

  • При этом речь идет не о мобильности в привычном для прежней социологии смысле. Социология должна обратиться к "горизонтальным мобильностям", связанным с перемещениями не только людей, но и предметов.

  • Новое видение "социального" реализуется посредством ряда "новых правил метода", важнейшее из которых состоит в использовании метафор.

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница6 из 58
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

    Суть социального и предмет социологии XXI века в концепции Дж. Урри.



    Джон Урри (про него еще в вопросах 6, 7) (родился 1 июня 1946, Лондон) – британский социолог. РАБОТЫ: "Взгляд туриста и глобализация" (1990), "Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия" (2000), "Мобильности" (2005).

    Общая концепция: Наблюдаемая неадекватность базовых социологических категорий современным социальным реалиям позволяет поставить вопрос и об адекватности самой социологии как науки.

    Современность характеризуется как возникающий глобальный порядок - это порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия. Большинство современных сообществ не предполагает географической близости образующих их людей. Речь идет о группах самопомощи, организациях прямого действия, коммунитаристских группах, этнических, экологических, досуговых и других группах, образующихся на основе общего интереса в политике, спорте, культуре, любви к животным, пище, к альтернативной медицине и т. д. Такие образования складываются на основе свободного выбора. Люди быстро присоединяются к ним и быстро их покидают. Каждая такая группа являет своеобразное сочетание принципов принадлежности и подвижности. Многие представляют собой своего рода культуры сопротивления, горизонтальное продолжение сетей гражданского общества, располагаясь как внутри, так и за пределами национальных государств.

    Развитие различных сетей и потоков, различных перемещений размывает эндогенные социальные структуры общества.

    Речь, фактически, идет о новой повестке дня для социологии как науки и, главным образом, о характере и природе ее предмета. Социология должна стать дисциплиной, организованной вокруг сетей, мобильностей и горизонтальных потоков.

    Социология мобильностей должна заместить социологию социального как общества.

    Таким образом, тезис конца социального постмодернистской социологии 80-х - 90-х годов трансформируется в социологию мобильностей.

    Новое видение социального может быть реализовано только посредством нового метода, состоящего в использовании метафор, на которых базируется и в которых находит отражение наше понимание социальной жизни.

    Все эти изменения ставят перед современной социологией фундаментальные методологические задачи по разработке нового понятийного аппарата, который будет иметь важное значение для социологии XXI столетия. Как считает Дж. Урри, важнейшей в этой связи представляется категория “мобильность”. Соответственно общая задача социологии формулируется им так: социология должна изучать различные мобильности - населения, предметов, образов, информации и отходов, а также изучает сложные взаимодействия между этими различными мобильностями и их социальные последствия.

    Все эти мобильности трансформируют предмет социологии, которая обычно фокусировала свое внимание на "индивидуальных обществах" и их общих свойствах. Развитие различных глобальных "сетей и потоков" размывает социальные структуры, которые, как считала социология, способны воспроизводить себя. В связи с этим Урри утверждает, что понятие "социальное как общество" устарело, и считает, что в будущем оно не сможет выполнять функции понятия, организующего социологический анализ.

    Аргументы (основные положения) Урри:

    1. По его мнению, во-первых, следует указать на то обстоятельство, что западная социология исторически была организована фактически как рассуждение о национальном "обществе" и об условиях, поддерживающих структурирование общества, таких, как функциональная интеграция, социальный конфликт или базис и надстройка.

    2. Во-вторых, мощь современного общества становится проблематичной из-за крупномасштабных мобильностей и связанных с ними технологий. Мобильности, организованные посредством сложно структурированных времен и пространств, ставят под вопрос "социальную управляемость". Подобные мобильности размывают национальные границы.

    3. В-третьих, эти мобильности, означающие множественное и беспорядочное размывание границ, формируют новую повестку дня для социологии - повестку дня, связанную с мобильностью. При этом речь идет не о мобильности в привычном для прежней социологии смысле. Социология должна обратиться к "горизонтальным мобильностям", связанным с перемещениями не только людей, но и предметов. Социология должна стать "дисциплиной, организованной вокруг сетей, мобильности и горизонтальных потоков".

    "Социология мобильностей" замещает "социологию социального как общества".

    Новое видение "социального" реализуется посредством ряда "новых правил метода", важнейшее из которых состоит в использовании метафор. Урри утверждает, что наше понимание общества и социальной жизни базируется на различных метафорах и находит отражение в них. Более того, по его мнению, "социологическая мысль, как и всякая другая форма мышления, не может реализовываться не-метафорически". Соответственно предлагаемое в его концепции теоретическое рассмотрение социальной жизни опирается на метафоры "сеть", "поток" и "путешествие" и их различные версии. Эти и некоторые другие метафоры призваны прежде всего способствовать разработке продуктивных метафор "глобализации" и "глобального".


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


    написать администратору сайта