Главная страница
Навигация по странице:

  • Критика парсонсианства

  • Утилитаризм определяет функционализм в качестве методологии соц. анализа, в роли средства оправдания соц. порядка.

  • Считается, что сам кризис – это изначально результат противостояния двух теоретических проектов соц. знания – позитивизма и понимающей социологии.

  • «спор о позитивизме».

  • В целом, р. Социология – область исследований, предметом которой является сама социология , мир социологов, отношения социологов и общества в целом.

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница9 из 58
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   58

    «Кризис» социологии и его интерпретация: А. Гоулднер.



    Теория кризиса в социологии

    Гоулднер - выдающийся американский социолог и методолог науки, исследователь бюрократии в сфере промышленности, а также состояния и тенденций развития мировой социологии. Представитель неомарксизма. Самые известные работы: «Наступающий кризис западной социологии» (1971), «Модели индустриальной бюрократии» (1954).

    В 60-70-е гг. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией так называемой "критически-рефлексивной" социологии.
    «Наступающий кризис западной социологии»:

    Критика парсонсианства: создание социологии Гоулднера, которая представляла структурный функционализм не как соц. теорию, а как идеологию американского среднего класса. Это вылилось в оформление теории и метода «рефлексивной социологии». Суть социологии Гоулднера состоит в обосновании того, что любая социологическая теория в основе своей содержит общие «фоновые» и частные «предметные» посылки, на которых она строится. И те и другие составляют фоновый субстрат, в котором укоренено не только само теоретическое построение, но который обуславливает принятие или неприятие теории в качестве истинной. Общие фоновые посылки – это философские представления, касающиеся реальности. Частные предметные посылки – совокупность более конкретных представлений, которые определяют теоретические утверждения науки. Смысл предметных посылок – они аккумулируют чувства, аффективные состояния и ценностные ориентации исследователей. Они обусловливают выбор и интерпретацию фактов, оценку теории. Поэтому ни одна теория не свободна от ценностных и идеологических предпочтений.

    Социология, по его мнению, возникла как часть философии и культуры утилитаризма, которая была господствующей идеологией в момент зарождения социологии в США. Утилитарная культура навязала социологии критерий практического использования в качестве основного критерия истинности. Утилитаризм определяет функционализм в качестве методологии соц. анализа, в роли средства оправдания соц. порядка.
    Гоулднер разрабатывает свою программу для социологии – рефлексивную социологию. Она в отличие от старой должна включать в себя не только познание социальной реальности и конструирование соц. теорий, но и делает объектом рефлексии ценностные установки самих социологов как обычных членов общества. Цель – преобразование социологического сознания и постановка под рефлексивный контроль теоретической деятельности социологов. Социология должна быть вовлечена в социальный мир. Таким образом, ставя под контроль ценностные установки и предпочтения, можно преодолеть кризис соц. теории.

    Рефлексивная социология, по мнению А. Гоулднера, отличается от традиционного позитивизма тем, что требует не объективистской отстраненности, а активного изменения, включенности познающего субъекта. Требуется обращение к анализу «чужих социальных миров».

    Считается, что сам кризис – это изначально результат противостояния двух теоретических проектов соц. знания – позитивизма и понимающей социологии. Позитивизм, подвергаясь критике со стороны понимающей социологии, в то же время понимал, что создает проблемы для развития социологического знания. Проблемы: преимущественное развитие эмпирических исследований и методов эмпирической социологии в ущерб теоретически исследованиям; проблема включения в социологическое исследование социального действия как субъектного акта, а не как функции или механизма стимул – реакция. Эти проблемы послужили тому, что позитивисты поставили проблемы метода.
    Обсуждение этих вопросов во второй половине 60-х – начале 70х и получило название «спор о позитивизме». Подразумеваются дискуссии между критическим рационализмом и критической теорией по поводу методологических проблем современной социологии.

    Согласно Гоулднеру, историческая миссия рефлексивной социологии состоит в том, чтобы преобразовать самого социолога, глубже проникнуть в его повседневную жизнь и работу, обогащая их и делая его более восприимчивым, и поднять самосознание социолога до нового исторического уровня. В той мере, в какой ей это удается, и чтобы ей это удавалось и потом, рефлексивная социология должна быть радикальной социологией. Радикальной, поскольку она должна понять, что познание мира не может продвигаться вперед без знаний социолога о самом себе и своем положении в социальном мире, или без усилий это изменить. Радикальной, поскольку она стремится как преобразовать, так и познать другой мир, и вне социолога, и в нем самом.

    Гоулднер подчеркивает эмпирический характер рефлексивной социологии, но при этом он не рассматривает эмпирический подход только как обеспечение фактической базы, которая определяет характер основной теории.

    Рефлексивная социология требует постоянного пребывания сознания в состоянии оценки, которое находит себе выражение на всех стадиях работы.

    В качестве рабочей этики рефлексивная социология утверждает творческий потенциал отдельного ученого, она выступает против стремления преобразовать любую интеллектуальную задачу в безликую рутину.

    В целом, р. Социология – область исследований, предметом которой является сама социология , мир социологов, отношения социологов и общества в целом.
    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   58


    написать администратору сайта