История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
включает в себя национальное.Критика «методологического национализма» У. Беком.Ульрих Бек (вопрос 9, 10) (р. 1944) – профессор Мюнхенского университета. Основные работы: «Общество риска. На пути к другому модерну» (1936, 1992), «Что такое глобализация» (1997) «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации» Вводная часть Национально-территориальный признак перестает быть основанием при определении границ жизнедеятельности различных обществ. Особенность глобализации проявляется в том, транснациональные структуры подавляют деятельность национальных государств. Последствия глобализации – рост безработицы, разрушение социального государства и демократии, терроризм, рост могущества ТНК (ограничивает суверенитет национальных государств) и т.д. Также глобализация проявляется в появлении глобальных рисков. Риски существовали всегда, но современные риски – глобальная угроза для всего человечества, для жизни в целом, катастрофы. Современное общество уничтожает само себя, свои основы и предпосылки. Риски – взаимодействие общества с угрозами и опасностями, которые порождаются процессом модернизации, как таковым. Современные риски не воспринимаемы органами чувств, осознаются только через знания, не ограничены во времени и пространстве, не компенсируемы, не имеют виновников, распределение рисков в обществе обратно пропорционально распределению богатств. Эффект бумеранга – рано или поздно риски затрагивают и тех, кто их производит и тех, кто получает от них пользу, импортируют продукты питания, в которых яды, пестициды. Риски равны для всех. Расцвет социологии совпал по времени с подъемом национального государства, национализма и системы международной политики. Такая историческая связь и породила аксиоматику методологического национализма, согласно которой нация, государство и общество — это “естественные” социально-политические формы современного мира. Бек считает, что “современное общество” и “современная политика” не могут быть организованы исключительно в национально-государственной форме. Территориальная общественная онтология национального взгляда, по его мнению, не очень хорошо сочетается с сегодняшним миром политических партий, средств массовой информации и международной политики, а также с правом и общественными науками. Именно исследования процессов транснационализации, проведенные в последнее десятилетие, заставляют усомниться в эмпирических и методологических допущениях господствующего методологического национализма, главным принципом которого является утверждение, что государство формирует национальное общество, а не наоборот. Принципы методологического национализма: Общество подчинено государству.Из этого следует, что существует множество обществ — столько, сколько существует национальных государств и национальных социологий. Тем самым навязывается территориальная трактовка общества, в основе которой — установленные и контролируемые государством границы. Эта “модель контейнера”, подразумевающая ограничивающие друг друга национальные общества, подкрепляется принципом взаимной детерминации государства и общества». Образ мира в обществоведении определяется с помощью противопоставления национального и международного. Для обществоведческой теории и практики противопоставление национального и международного является основополагающим. Существенным считается не только внутринациональное, но и внешнее, международное признание обществ и государств. Отдельное национальное общество как понятие лишено смысла. Возможно только множество национальных обществ, возникающих и существующих вследствие взаимного международного признания. Исходное заблуждение |