История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Новые «правила социологического метода» по Дж. Урри.Джон Урри (про него еще в вопросах 5, 7) (родился 1 июня 1946, Лондон) – британский социолог. РАБОТЫ: "Взгляд туриста и глобализация" (1990), "Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия" (2000), "Мобильности" (2005). Общая концепция: Наблюдаемая неадекватность базовых социологических категорий современным социальным реалиям позволяет поставить вопрос и об адекватности самой социологии как науки. Современность характеризуется как возникающий глобальный порядок - это порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия. Большинство современных сообществ не предполагает географической близости образующих их людей. Речь идет о группах самопомощи, организациях прямого действия, коммунитаристских группах, этнических, экологических, досуговых и других группах, образующихся на основе общего интереса. Такие образования представляют собой своего рода культуры сопротивления, горизонтальное продолжение сетей гражданского общества, располагаясь как внутри, так и за пределами национальных государств. Развитие различных сетей и потоков, различных перемещений размывает эндогенные социальные структуры общества. Все эти изменения ставят перед современной социологией фундаментальные методологические задачи по разработке нового понятийного аппарата, который будет иметь важное значение для социологии XXI столетия. Соответственно общая задача социологии формулируется им так: социология должна изучать различные мобильности - населения, предметов, образов, информации и отходов, а также изучает сложные взаимодействия между этими различными мобильностями и их социальные последствия. Новое видение "социального" реализуется посредством ряда "новых правил метода", важнейшее из которых состоит в использовании метафор. Урри утверждает, что наше понимание общества и социальной жизни базируется на различных метафорах и находит отражение в них. Более того, по его мнению, "социологическая мысль, как и всякая другая форма мышления, не может реализовываться не-метафорически". Соответственно предлагаемое в его концепции теоретическое рассмотрение социальной жизни опирается на метафоры "сеть", "поток" и "путешествие" и их различные версии. Эти и некоторые другие метафоры призваны прежде всего способствовать разработке продуктивных метафор "глобализации" и "глобального". Новые мобильные правила для социологического метода. Через соответствующие метафоры развивать социологию, которая бы фокусировалась на движении, мобильности и выстраивании по порядку, а не на статике, структуре и самом социальном порядке; Изучать масштаб, диапазон и влияние телесных, воображаемых и виртуальных мобильностей, которое они оказывают на людей, будь то мобильность ради работы, ради удовольствия, для того, чтобы избежать пыток или поддержать диаспору и т. д.; Рассматривать вещи как социальные факты, а действия как нечто, проистекающее из взаимного пересечения предметов и людей; Проводить анализ через исследование эмоциональной определяющей людей и предметов; Исследовать соответствующие друг другу и неравномерные покрытия различных сетей и потоков, когда они движутся внутри социальных границ или поверх их, а также как они взаимопересекаются в пространстве и времени; Рассматривать, как через мощные и пересекающиеся временные режимы, и режимы проживания и путешествия выстраивается классовая, гендерная и этническая принадлежность и национальность; Описывать различные основы «чувства проживания», включая сюда зависимость людей от многочисленных мобильностей, подарки, фотографии, изображения, информацию, риски и т. п.; Постигать меняющийся характер понятия гражданства в то время, когда права и обязанности все больше зависят или даже ведут свое происхождение от сущностей, чья топология пронизывает все общество; Освещать медиатизацию общественной жизни, растущую вместе с увеличением скорости циркуляции изображений и увеличением площади охвата и формирующую, и реформирующую различные воображаемые сообщества; Оценивать растущую взаимозависимость «внутриполитических» и «внешнеполитических» вопросов и сокращающееся значение физического принуждения с точки зрения определения могущества того или иного государства; Объяснять перемены внутри государств, акцентируя «регулирование» мобильностей и его часто непредсказуемые и хаотические последствия; Интерпретировать хаотические, непредвиденные и нелинейные социальные последствия, причины которых не только удалены от них во времени и/или пространстве, но и сильно отличаются по масштабу, Понять, переходит ли «глобальное» на новый уровень и можно ли его считать рекурсивно самовоспроизводящимся, что значит: «то, что на выходе» (outputs) определяет «то, что на входе» (inputs), создавая некую аутопойетическуюзамкнутую систему «глобальных» объектов, идентичностей, институтов и социальных практик. Урри предлагает в рамках новых социологических методов изучать значения метафор, метафорическое мышление и метафорический язык. Социологическое исследование не может проходить без изучения метафор, поскольку метафора имеет интегрированную связь как с человеческим языком, так и с вещами. Такие метафоры, как «глобальная деревня», «ледниковый период», «диаспора», «чужаки», «картирование», «освоение», «государство-садовник» и «государство-лесничий» отражают глобальные процессы. В их характеристиках все больше выступают такие пространственные формации, как Земной шар и Космос, что повышает их роль и значимость. Метафоры «сети» и «потоки» также стали частью языка глобальности. По мнению Урри, изучение метафорического языка помогает объяснить социальные процессы в глобальном мире. Поэтому нужно осознать и интерпретировать взаимопроникновение метафор «национальное» и «зарубежное», «национальные проблемы» и «зарубежные проблемы». Такие метафоры, как «идентичность» и «социальные практики», также надо рассматривать в глобальном контексте, в отрыве от какого-либо гражданства. Именно такие задачи, по мнению Урри, стоят перед социологией как наукой в XXI в. |