История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Глобализация и её роль в оформлении социологической теории на рубеже XX - XXI веков.ВСТУПЛЕНИЕ к ответу – “Современность” как специфическое историческое состояние в рамках общей истории модерна, оформились в последней трети ХХ в. Начало их оформлению было положено процессами, имевшими место в конце 60-х — начале 70-х гг. ХХ в. Новизна происходящих процессов и их очевидный разрыв с предшествующим социальным качеством были столь очевидны, что это мгновенно было зафиксировано теоретической рефлексией и проявилось в оформлении целого ряда социально-теоретических дискурсов, направленных на концептуализацию новых качеств, свойств и процессов, характеризующих общества конца ХХ — начала XXI в.: 1) “культура эндизма” или “конца”; 2) постиндустриализм и теории информационного общества; 3) теории постмодерна, модерна; 4) теории глобализма (теории глобализма Э. Гидденса, З. Баумана, У. Бека. Особое место в этой связи занимает теория сетевого общества М. Кастельса) Дискуссия о глобализации получила широкое распространение в 90-х гг. ХХ века. Глобализм выдвинут в качестве главного термина для описания текущих процессов современности. Основные черты глобализации (по Поляковой): Усиление связанности и взаимозависимости; Размытие границ; Формирование сети взаимодействий; Международные культурные коды; Единая система смыслов; Общие формы социального протеста, социальных чувств и т.д.; Типизируются стратификация, система потребления; Оформляется транснациональный класс; Появление международных организаций, которые имеют значительные полномочия → вызов системе национальных государств (размытие национальных государств «сверху») Мультикультурация (размытие системы национальных государств «снизу») 2 похода к определению глобализма в социологии: В теориях позднего модерна Глобализм – этап общей эпохи модерна. В теориях постмодерна: Глобализм – конец модерна. Основные теории глобализации в социологии: 1. Энтони Гидденс (вопросы 23, 28, 29) («Последствия современности» (1990), «Ускользающий мир. Как Глобализация меняет нашу жизнь» (1999), «Третий путь» (1998) и др.) Глобализация – извлечение социальных отношений из локального контекста, их включение в глобальный контекст. Современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком. В обществе сложилась среда риска – угрозы и опасности + угроза насилия над человеком (исходя из институционализации войн) и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования (попытка человека соотнести свое бытие с рефлексией общества модерна). Таким образом, Глобализм – интенсивная реакция тех тенденций, которые уже были заложены в самой природе модерна. Глобализация – сегодняшняя фаза разворачивания единого и универсального проекта модерна. 2. Ульрих Бек (р. 1944) (вопрос 9, 10) – профессор Мюнхенского университета. Основные работы: «Общество риска. На пути к другому модерну» (1936, 1992), «Что такое глобализация» (1997) «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации» Национально-территориальный признак перестает быть основанием при определении границ жизнедеятельности различных обществ. Особенность глобализации проявляется в том, транснациональные структуры подавляют деятельность национальных государств. Последствия глобализации – рост безработицы, разрушение социального государства и демократии, терроризм, рост могущества ТНК (ограничивает суверенитет национальных государств) и т.д. Также глобализация проявляется в появлении глобальных рисков. Риски существовали всегда, но современные риски – глобальная угроза для всего человечества, для жизни в целом, катастрофы. Современное общество уничтожает само себя, свои основы и предпосылки. Риски – взаимодействие общества с угрозами и опасностями, которые порождаются процессом модернизации, как таковым. Современные риски не воспринимаемы органами чувств, осознаются только через знания, не ограничены во времени и пространстве, не компенсируемы, не имеют виновников, распределение рисков в обществе обратно пропорционально распределению богатств. Эффект бумеранга – рано или поздно риски затрагивают и тех, кто их производит и тех, кто получает от них пользу, импортируют продукты питания, в которых яды, пестициды. Риски равны для всех. + переход от контейнерной теории общества к космополитической теории. 3. Роланд Робертсон – британский социолог. Основные работы: «Глобализация: социологическая теория и глобальная культура» (1992) и др. Глобализация – серия изменений, направленных на превращение мира в неделимое целое. Условия и характер взаимодействий в любой точке мира одни и те же. Глобализация как глобальная институционализация жизненного мира современного человека. Он акцентировал внимание на том, что процессы глобализации характеризуются усилением взаимозависимости между людьми по всему миру, что сопровождается осознанием целостности, единства. Однако, с точки зрения Робертсона, глобализация вовсе не означает унификации, она предполагает лишь более тесное взаимодействие различных локальных культур. Он вводит особый термин «глокализация», который указывает на взаимосвязь двух процессов: унификации, которую несет с собой глобализация, и одновременно усилением локальности, традиционных и специфических аспектов конкретных общностей. 4. М. Кастельс (р. 1942) (вопрос 4) Основные работы: "Городской вопрос" (1972); "Город и его обыватели" (1983); "Информациональный город" (1989), «Информационная эра: экономика, общество и культура» [1996-1998], 1ая часть «Становление общества сетевых структур» (1996). "Галактика Интернет: рефлексия над Интернетом, бизнесом и обществом" (2001) Сетевое общество — это такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций“. Таким образом, речь идет не столько о социальных сетях, так как сетевая форма социальный организации существовала уже давно, а о социальных сетях, которые обрабатывают и управляют информацией, а также используют микроэлектронные устройства. Знание и информация не являются определяющим фактором: они являются значимыми в любом типе общества. «Поэтому следует отбросить понятие “информационное общество” в силу его неспецифичности и путаности.» «То, что является новым в современную эпоху, — это новые сети информационных технологий. …. Более того, мы сдвигаемся от компьютероцентрированной технологии к диффузным сетевым технологиям и создаем возможность манипулирования живыми организмами и даже их воссоздания». Расширенное воспроизводство знания и информации в циклическом режиме. Эта новая экономика (информационная, глобальная, сетевая) является обязательно капиталистической, но это новый капитализм, в котором изменены правила инвестирования, накопления и вознаграждения. СЕТИ: являются старой формой социальной организации, но становятся информационными сетями, усиленными информационными технологиями. являются наиболее подвижными и адаптивными формами организации, способными развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов, которые составляют сети. децентрализуют исполнение и распределяют принятие решения. у них нет центра. действуют на бинарной логике: включение/исключение. все, что входит в сеть, полезно и необходимо для ее существования, что не входит — не существует с точки зрения сети и может быть проигнорировано или элиминировано. сети свободны от ценностей, нейтральны. является автоматом для осуществления поставленных целей. ее программируют социальные акторы. сети могут коммуницировать, если их цели схожи, но для этого нужны акторы, обладающие доступом к кодам, осуществляющим процесс переключения, — это акторы, наделенные властью в обществе. 5. Джон Урри (вопрос 5, 6, 7) Р. 1946 Основные работы: «Мобильности», «Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия» Новая программа для социологии: социология должна изучать различные мобильности, социальное взаимодействие различных мобильностей, их последствия. Мобильности – новая повестка дня для социологии. Социология должна обратить внимание на горизонтальную мобильность, причем не только вещей, но и предметов. Современность, характеризуемая как возникающий глобальный порядок – это порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия. Развитие различных сетей и потоков, различных перемещений размывает эндогенные социальные структуры общества. Задачей социологии в связи с этим должно стать изучение различных мобильностей - народов, предметов, образов, информации и отходов, а также сложнейших взаимодействий между этими различными мобильностями и их социальными последствиями. Речь, фактически, идет о новой повестке дня для социологии как науки и, главным образом, о характере и природе ее предмета. Социология должна стать, по мнению Урри, дисциплиной, организованной вокруг сетей, мобильностей и горизонтальных потоков. Социология мобильностей должна заместить социологию социального как общества. Новое видение социального, как утверждает Урри, может быть реализовано только посредством нового метода, состоящего в использовании метафор, на которых базируется и в которых находит отражение наше понимание социальной жизни. Более того, Урри считает, что социологическая мысль, равно как и любая другая форма мышления, не может реализовываться не-метафорически. Такие метафоры как «сеть», «поток», «мобильность» и призваны способствовать разработке теорий «глобализации» и «глобального». Именно эти метафоры призваны создать новую социальную топологию и метафорику «территорий», вокруг которых, якобы, было организовано понятие "общество". |