История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Основные положения «социологии мобильностей» Дж. Урри.Джон Урри (про него еще в вопросах 5, 6) (родился 1 июня 1946, Лондон) – британский социолог. РАБОТЫ: "Взгляд туриста и глобализация" (1990), "Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия" (2000), "Мобильности" (2005). Вводная часть Общая концепция: Наблюдаемая неадекватность базовых социологических категорий современным социальным реалиям позволяет поставить вопрос и об адекватности самой социологии как науки. Современность характеризуется как возникающий глобальный порядок - это порядок постоянного беспорядка и нарушения равновесия. Большинство современных сообществ не предполагает географической близости образующих их людей. Речь идет об этнических, экологических, досуговых и других группах, образующихся на основе общего интереса. Такие образования располагаются как внутри, так и за пределами национальных государств. Развитие различных сетей и потоков, различных перемещений размывает эндогенные социальные структуры общества. Речь, фактически, идет о новой повестке дня для социологии как науки и, главным образом, о характере и природе ее предмета. Социология должна стать дисциплиной, организованной вокруг сетей, мобильностей и горизонтальных потоков. Социология мобильностей должна заместить социологию социального как общества. Новое видение социального может быть реализовано только посредством нового метода, состоящего в использовании метафор, на которых базируется и в которых находит отражение наше понимание социальной жизни. Соответственно общая задача социологии формулируется им так: социология должна изучать различные мобильности - населения, предметов, образов, информации и отходов, а также изучает сложные взаимодействия между этими различными мобильностями и их социальные последствия. Все эти мобильности трансформируют предмет социологии, которая обычно фокусировала свое внимание на "индивидуальных обществах" и их общих свойствах. Развитие различных глобальных "сетей и потоков" размывает социальные структуры, которые, как считала социология, способны воспроизводить себя. "Социология мобильностей" замещает "социологию социального как общества". Новое видение "социального" реализуется посредством ряда "новых правил метода", важнейшее из которых состоит в использовании метафор. Урри утверждает, что наше понимание общества и социальной жизни базируется на различных метафорах и находит отражение в них. Системы мобильности - комплекс социальных отношений и материальной инфраструктуры, который делает возможным определенный вид перемещений (сюда входят не только движущиеся люди и объекты, но и всевозможные идеи, связи, неподвижные объекты инфраструктуры и т.д.). Сети - действительные и потенциальные взаимодействия между пространственно удаленными индивидами, вещами, информацией и т.д. Мобильности – это реальные и потенциальные перемещения и их связи с социальными отношениями в пространстве и времени. Виды мобильностей: Телесные (людей) - работа, досуг, миграция, удовольствие и т.д. Физические (объектов) - между производителями, продавцами и потребителями. Воображаемые (мест и людей) - через печатные или визуальные носители информации. Виртуальные, преодолевающие географические и социальные расстояния. Коммуникационные - посредством обмена СМС, разговоров по телефону и т.д. Физическое перемещение касается тел с различными характеристиками – одушевленность, пол, раса, возраст, материал, цвет, форма и т.д. Важны личные встречи лицом к лицу. Их причины - различные обязанности (например, подписание контракта, работа с какими-либо объектами и т.д.) Дистанция между властью и населением - власти нуждаются в постоянном контроле, это приводит к созданию контролирующих систем (например, паспорт). Социальная жизнь зависит от вещей и природы (например, люди едут посмотреть на предметы, берут с собой предметы) «Концепция возможности» - объекты обеспечивают людям возможности (например, пляж манит позагорать, музей приглашает посмотреть экспонаты). Общества всегда характеризовались определенной системой мобильности (например, велосипедная система Китая). Чем богаче общество, тем больше в нем систем мобильности, и как следствие больше неравенство доступа к данным системам. Чем больше общество организовано вокруг одного вида «циркуляции» (например, сеть компьютеров), тем выше значение сетевого капитала. Компьютерные сети и мобильная телефония - приход новых социальных практик, и как следствие, перетасовка паттернов мобильности. Системы мобильности все сильнее полагаются на экспертные формы знания (например, переход с пеших прогулок на новые технологии, требующие исключительных технических познаний). Чем больше люди двигаются, тем шире они раскидывают свою личную сеть и существуют не в своих телах, а в информационном пространстве. Формы мобильности: Миграция в поисках политического убежища или места жительства Профессиональные цели. Познавательные цели студентов и других категорий молодежи. Медицинские поездки на курорты, минеральные воды, в больницы и т.д. Военная мобильность армий, танков, вертолетов, самолетов, ракет и т.д. Переезды после выхода на пенсию, формирование стиля жизни пожилых людей. «Буксирные путешествия» детей, супругов и других родственников и слуг. Миграция по узловым точкам какой-то одной диаспоры, например, китайской. Движение работников сферы обслуживания по всему миру. Туристические путешествия с целью посещения мест и событий. Посещения друзей и родственников. Перемещения в связи с работой, в т.ч. и ежедневные поездки из пригорода в город Исследовательские (мобильные) методы Наблюдение движения людей, т. е. гуляющих, едущих на автомобиле Этнографическое исследование - совместные прогулки или путешествия с людьми, что служит знакомству с их мировоззрением Дневник, в котором респондент записывает, что он делает и где, как он движется в этот период времени и каким способом. Методы виртуальной мобильности - анализируются СМС, веб-сайты, блоги, имейлы и т.д. Переработка воспоминаний о других людях, местах и особенно встречах. Следование за объектами – объекты движутся, будучи частью общемировой торговли. Метод социальной локализации (в будущем) – сможет показывать на цифровых картах перемещения людей сквозь пространство-время по улицам, зданиям и районам. Метод, который может находить места на плане, документировать, отслеживать и сопоставлять их друг с другом, пока они движутся. Метод «перевалочных пунктов» - рассматривается как траектории людей и объектов проходят через различные промежуточные места. В целом, западная социология исторически была организована фактически как рассуждение о национальном "обществе" и об условиях, поддерживающих структурирование общества, таких, как функциональная интеграция, социальный конфликт или базис и надстройка. Мощь современного общества становится проблематичной из-за крупномасштабных мобильностей и связанных с ними технологий. Мобильности, организованные посредством сложно структурированных времен и пространств, ставят под вопрос "социальную управляемость". Подобные мобильности размывают национальные границы. И эти мобильности, означающие множественное и беспорядочное размывание границ, формируют новую повестку дня для социологии – повестку дня, связанную с мобильностью. |