Главная страница
Навигация по странице:

  • СМЫСЛ КНИГИ «КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВООЗРЕНИЕ»

  • Методологический космополитизм

  • Нормативный или философский космополитизм

  • Аналитико-эмпирический космополитизм

  • Структурный функционализм

  • Основные положения структурно-функционального подхода

  • Предыстория структурно-функционалистского подхода

  • Выделяют несколько стадий, которые проходил данный подход

  • Основная единица функционального анализа у Малиновского – социальный институт

  • Вклад структурных функционалистов в социологию

  • Критика структурного функционализма и оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии в США (Гоулднер). Пересмотр структурного функционализма (Луман, Гидденс)

  • Луман (вопрос 25), Гидденс и его теория структурации (вопрос 23

  • Утилитаризм определяет функционализм в качестве методологии соц. анализа, в роли средства оправдания соц. порядка.

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница11 из 58
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   58

    Теория «методологического космополитизма» У. Бека.



    Ульрих Бек (вопрос 9, 10) (р. 1944) – профессор Мюнхенского университета.

    Основные работы: «Общество риска. На пути к другому модерну» (1936, 1992), «Что такое глобализация» (1997) «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализации»
    Расцвет социологии совпал по времени с подъемом национального государства, национализма и системы международной политики. Такая историческая связь и породила аксиоматику методологического национализма, согласно которой нация, государство и общество — это “естественные” социально-политические формы современного мира. Бек считает, что “современное общество” и “современная политика” не могут быть организованы исключительно в национально-государственной форме.

    Именно исследования процессов транснационализации, проведенные в последнее десятилетие, заставляют усомниться в эмпирических и методологических допущениях господствующего методологического национализма, главным принципом которого является утверждение, что государство формирует национальное общество, а не наоборот.

    “Эмпирико-аналитический космополитизм” направлен против методологического национализма, но не вступает “в перепалку” с политическим космополитизмом. Он занят исследованием и осознанием социально-политических условий, сложившихся в XXI в.

    Космополитизация предполагает множественность идентичностей и лояльность множеству национальных государств. Она проявляется в институте двойного гражданства и знании иностранных языков, путешествиях, в экспорте и импорте культурных продуктов, распространенности интернета, трансграничных коммуникаций, мобильности граждан и участии этнических меньшинств в органах власти, транснациональных формах жизни, транснациональной преступности, транснациональных сообщениях СМИ.

    «Иначе говоря, нация покидает свой “контейнер”». Распространение космополитизма, констатирует Бек, означает, что закрытое общество исчезает навсегда, космополитизация означает резкое усиление открытости общества перед внешним миром.

    Иначе говоря, нация покидает свой “контейнер”. Распространение космополитизма, констатирует Бек, означает, что закрытое общество исчезает навсегда, космополитизация означает резкое усиление открытости общества перед внешним миром.
    СМЫСЛ КНИГИ «КОСМОПОЛИТИЧЕСКОЕ МИРОВООЗРЕНИЕ»:

    В самом начале работы Ульрих Бек выдвигает несколько тезисов, которые впоследствии раскрывает более подробно

    По его мнению, есть несколько современных космополитических тенденций, которые никак не относятся к области философии.

    Во-первых, в некоторых научных сферах наступил ожидаемый кризис национального подхода в исследованию предмета, связанный с его узостью и лишними территориальными делениями, в современных условиях науке следует избавится от него и перейти к глобальному подходу.

    Во-вторых, мы живём не в эпоху космополитизма, а в эпоху космополитизации, процесса который, вопреки представлениям философов прошлого, идёт не „сверху“, от просвещённой элиты, а „снизу“, посредством товаров и развивающейся сети коммуникаций, что, однако, не мешает укреплению национальных идей, которые в последнее время переживают некоторое возрождение.

    Эти тезисы позволили Беку выделить сразу несколько видов космополитизма:

    Бытовой космополитизм - тот самый процесс складывания универсального потребительского рынка, когда люди в разных странах объединяются товарами транснациональных корпораций.

    Методологический космополитизм - подход к научному исследованию, предполагающий переосмысление важности роли территориальных границ в условиях массовых миграций, туризма и мирового рынка.

    Нормативный или философский космополитизм - классическое представление о космополитизме как братстве всех людей и приоритете общечеловеческих интересов над государственными и национальными.

    Аналитико-эмпирический космополитизм

    Также Бек настаивает на разграничении понятий „глобализация“ и „космополитизация“, поскольку глобализация несёт в себе прежде всего экономический аспект, в то время как космополитизация включает в себя множество аспектов из разных сфер общественной жизни.

    1. Методические принципы структурного функционализма.



    Структурный функционализм – одно из наиболее значимых научных направлений, получивших детальную разработку и широкое распространение в социологии XX века.

    В основе этого направления лежит структурно-функциональный подход к анализу социальной реальности, который задаёт исходные принципы исследования социокультурных явлений и процессов.

    В его рамках любой социальный объект (культура, общество, институт, организация, группа, личность) рассматриваются в качестве системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определённое функциональное значение (выполняет конкретную функцию).

    Структурный подход связан с выявлением анализом структуры, то есть совокупности таких элементов социального целого, которые способны сохраняться при разнообразных изменениях самой структуры, и вместе с тем поддерживать ее в устойчивом состоянии.

    Функциональный подход состоит взаимосвязи элементов этого социального целого – с точки зрения тех функций, которые они выполняют в нем и с помощью которых оно сохраняет жизнеспособность.
    Основные положения структурно-функционального подхода:

    Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц.

    В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

    Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее “функция” ближе к биологическим наукам, где она означает “жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма”.

    В основе структурно-функционального подхода лежит положение о том, что все явления социального мира организованы в общую – социетальную – систему, составляющими элементами которой выступают менее общие системы (подсистемы) – социальная, культурная, личностная и т.п. Любая из этих систем представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом, и определенным образом соотносится с другими системами социума.
    Предыстория структурно-функционалистского подхода в социологии связывают с именем Спенсера, который пытался установить функциональные аналоги между процессами, протекающими в организме и в обществе.
    В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
    Ряд методологических принципов заложил Дюркгейм. Он разделил социологию на социальную морфологию и социальную физиологию. Социальная морфология предполагает расчленение социального объекта на структурные элементы и установление связей и отношений между ними. Социальная физиология имеет своим предметом выяснение той роли, которую структурные элементы играют в сохранении целостности общественного организма.
    Выделяют несколько стадий, которые проходил данный подход:

    1)«Ранний структурный функционализм» связан с британскими антропологами.

    2)«Классический структурный функционализм» - к.30-х г 20в. (Парсонс и Мертон)
    Малиновский о функциональном анализе: Функционализм настаивает на том, что до тех пор, пока мы не определим культурные феномены через их функцию и форму, над нами висит опасность впасть либо в фантастические эволюционистские схемы, либо в раздробленные истолкования отдельных элементов. Основное его назначение есть предварительный анализ культуры.

    Основная единица функционального анализа у Малиновского – социальный институт - соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Функциональная единица конкретна, т.е. ее можно наблюдать как ограниченное видимыми пределами социальное скопление. Она имеет некую структуру, универсально присущую всем типам таких обособленных единиц, и является обособленной единицей, поскольку мы можем перечислить все объемлемые ею абстрактные факторы и четко очертить ее границы.

    А.Р.Рэдклифф-Браун в качестве основной задачи функционального анализа выделял исследование таких связей между элементами, которые поддерживают целостное существование социальной системы общества и объясняют особенности ее функционирования.

    У Парсонса: главная задача социологии — исследование структур и меха­низмов, которые обеспечивали бы устойчивость общества как социальной системы. Общество выступает в качестве структуры взаимосвязанных че­тырех основных элементов: ценностей, норм, ролей и коллективных орга­низаций. Каждый из этих элементов может быть соотнесен с основными функциональными категориями (нормы - интеграция, ценности - поддержание образца, коллек­тивные организации -целеостижение, а роли – адаптация).

    Мертон: функциональный анализ — одновременно самая перспективная и, возможно, наименее кодифицированная из современных ориентаций в области проблем социологической интерпретации. Парадигма функционального анализа в социологии представляет собой «кодификацию тех понятий и проблем, которые не могли не привлечь нашего внимания при критическом изучении современной практики и теории в функциональном анализе». Парадигма сводит вместе терминологию, постулаты, понятия, идеологические обвинения, тем самым допуская «одновременной рассмотрение основных требований функционального анализа», а также помогает ему скорректировать промежуточные интерпретации на его основе.
    Вклад структурных функционалистов в социологию:

    - попытались упорядочить как само социологическое знание и четко ограничить его предметную область, - посредством выделения крупных социальных структур и анализа их функций.

    - сформировали понятийный аппарат современной теоретической социологии.

    - способствовали повышению роли социологии в интеллектуальной культуре общества.
    Критика структурного функционализма и оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии в США (Гоулднер). Пересмотр структурного функционализма (Луман, Гидденс)

    Критическое отношение к структурно-функциональному анализу оформилось в создание «социологии социологии», представившей структурный функционализм как идеологию американского среднего класса. Рефлексивная социология отличается от старой социологии тем, что должна включать в себя не только познание социальной реальности и конструирование социологических теорий, но и делает объектом рефлексии ценностные установки самих социологов как обычных членов общества, их представления о структуре общества. Ее целью являются преобразование социологического сознания и постановка под рефлексивный контроль теоретической деятельности социологов.

    Пересмотр структурного функционализма: Луман (вопрос 25), Гидденс и его теория структурации (вопрос 23), а также Гоулднер. Лумана и и Гидденса обязательно вставить в этот билет!!!! Из этих билетов, что я указала выше!

    Гоулднер (вопрос 8) - американский социолог и методолог науки.

    В 60-70-е гг. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса. В 70-е гг. Г. выступил с концепцией так называемой "критически-рефлексивной" социологии.

    Критика парсонсианства: создание социологии Гоулднера, которая представляла структурный функционализм не как соц. теорию, а как идеологию американского среднего класса. Это вылилось в оформление теории и метода «рефлексивной социологии». Суть социологии Гоулднера состоит в обосновании того, что любая социологическая теория в основе своей содержит общие «фоновые» и частные «предметные» посылки, на которых она строится. И те, и другие составляют фоновый субстрат, в котором укоренено не только само теоретическое построение, но который обуславливает принятие или неприятие теории в качестве истинной. Общие фоновые посылки – это философские представления, касающиеся реальности. Частные предметные посылки – совокупность более конкретных представлений, которые определяют теоретические утверждения науки. Смысл предметных посылок – они аккумулируют чувства, аффективные состояния и ценностные ориентации исследователей. Они обусловливают выбор и интерпретацию фактов, оценку теории. Поэтому ни одна теория не свободна от ценностных и идеологических предпочтений.

    Социология, по его мнению, возникла как часть философии и культуры утилитаризма, которая была господствующей идеологией в момент зарождения социологии в США. Утилитарная культура навязала социологии критерий практического использования в качестве основного критерия истинности. Утилитаризм определяет функционализм в качестве методологии соц. анализа, в роли средства оправдания соц. порядка.

    Гоулднер разрабатывает свою программу для социологии – рефлексивную социологию. Она в отличие от старой должна включать в себя не только познание социальной реальности и конструирование соц. теорий, но и делает объектом рефлексии ценностные установки самих социологов как обычных членов общества. Цель – преобразование социологического сознания и постановка под рефлексивный контроль теоретической деятельности социологов.


    1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   58


    написать администратору сайта