Главная страница
Навигация по странице:

  • Модернизация сравнивается с «плавлением твердых тел»

  • Бауман считает, что социология должна быть нацелена на раскрытие возможности жить вместе по-другому, с меньшим страданием

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница19 из 58
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   58

    Проблемы создания «новой понятийности» в современной социологии. Работа З. Баумана «Текучая современность».



    Зигмунд Бауман (р. 1925) – британский социолог польского происхождения.
    Основные работы: «Мыслить социологически» (1990), «Глобализация. Последствия для человека и общества» (1998), «Индивидуализированное общество» (2001), «О постмодерне», «Текучая современность» (2000), «Актуальность Холокоста».
    Бауман рассуждает об особом модерне в виде «текучей современности». Текучесть современного мира отражает колоссальную свободу человека в этом мире. Все стало открытым, проницаемым, динамичным. Следовательно, и сама текучесть и проницаемость мира воплощают в себе главную ценность современности – свободу.
    Главная идея книги состоит в отстаивании тезиса о непредсказуемости жизни, об отсутствии четко определенного вектора эволюции личности и общества. 
    Например, он говорит о «расплавленности» условий человеческой жизни. Цели размываются, меняются, а потому они уже не могут служить основой рационального поведения современного человека. Накладываясь на «расплавленные» условия жизни, они создают хаотические действия людей, где отсутствует какой-либо явственный стержень. И этот хаос дополняется «контейнером возможностей», причем как еще не обнаруженных, так и уже упущенных. И этих возможностей столько, что их нельзя исследовать. Эти возможности, переплетаясь со свободой современной личности, приводят к колоссальной инверсии жизненных стратегий. Начинает действовать принцип: «Мы нашли решение. Давайте теперь найдем проблему».
    1) Модернизация сравнивается с «плавлением твердых тел». Раньше социальное тело было твердым, теперь плавящимся, текучим, легким, мягким. «Твердая» современность была эрой взаимных обязательств. «Жидкая» современность – это эпоха неуловимости, легкого бегства и безнадежного преследования. В «жидкой» современности правят те, кто наиболее свободен передвигаться без предупреждения».

    2) Как было – люди выполняют каждый свои функции в соответствии с разделением труда, их деятельность регламентируется и контролируется, организации работают по принципу инструментальной рациональности, субъектом социального управления выступает государство. Происходит постепенное «разжижение» структур модернового общества, система ослабляет свое давление на индивида, авторитеты плюрализируются, весь груз ответственности ложится на плечи индивидов.

    3) Общество становится обществом риска (как у Бека).

    4) Социальная структура меняется на сеть, она объективна, принудительна и анонимна.

    5) Освобождается время и пространство - раньше велись войны за пространство, были границы, теперь глобализация, подвижность и быстрота. Национальные государства не актуальны.

    6) Культура - динамика, бег с препятствиями, постоянная погоня за новым, бессмысленность долгосрочного планирования.

    7) «Слабые связи» - люди вступают в многообразные, фрагментарные, временные отношения, и такой же является их групповая принадлежность. Человек предпочитает не иметь стойких и длительных привязанностей. Это приводит к распаду института гражданства. Интересы индивидуума уже не могут ассоциироваться с каким-то конкретным обществом и с какой-то конкретной территорией.

    8) Наука – раньше был механический детерминизм, сегодня она говорит о случайностях и хаосе, неопределенности и непредсказуемости событий.

    9) Твердая стадия модерна носила производительно-созидательный характер, нынешняя жидкая – призывает к гедонизму и потреблению.

    10) Индивид нуждается группах близких ему по образу жизни и миропониманию людей, но сторонники сообществ предлагают не стратегии решения проблем, но стратегии бегства от них.

    11) Семья – раньше был один партнер на всю жизнь, сейчас смена партнеров является нормой.

    12) Сфера здоровья становится не обязательством, а формой потребления.

    13) Власть раньше она удерживалась оружием, зданиями и другими материальными предметами, а сейчас все на уровне информации.
    14) Социология:

    а) Должна освобождать человека.

    б) Социолог должен критически смотреть на общество.

    в) Индивиды могут изменить общество.

    Бауман считает, что социология должна быть нацелена на раскрытие возможности жить вместе по-другому, с меньшим страданием
    «Новый мировой беспорядок», названный глобализацией, имеет один подлинно революционный эффект – обесценение порядка как такового.
    Характеристики, присущие данному порядку:

    - девальвация места. Физическое, некибернетическое пространство, где имеют место невиртуальные связи, превращается всего лишь в площадку для доставки, поглощения и переработки информации;

    - степень отсутствия мобильности является главным мерилом социального бесправия и несвободы;

    - главный фактор стратификации как на глобальном, так и на местных уровнях – скорость передвижения, возможности эффективно действовать независимо от расстояния, а также свобода «перемены мест», предоставленная либо отсутствием локализованных обязательств, либо легкостью их преодоления;

    - изменение роли коллективных образований. Единственное преимущество, которое может дать пребывание в сообществе других страдальцев, состоит в убеждении каждого в том, что преодоление неприятностей в одиночку есть то, чем все остальные занимаются повседневно, поэтому для оживления слабеющей решимости следует продолжать делать то же самое: сражаться в одиночку;

    - индивидуализация, кот. приводит к эрозии и постепенной деградации идеи гражданства;

    - бегство власти от политики, власть становится все более глобальной и экстерриториальной, тогда как существующие политические институты остаются локализованными.
    Смысл: переход от сложного структурированного мира к миру гибкому, текучему, свободному от границ и условий. Отмирание некоторых слов, форм, институций. Человек становится мобильным и не обременен длительными обязательствами. Все, что он создает – он может и изменить.

    1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   58


    написать администратору сайта