История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Социологические теории информационного общества.Социально-теоретические дискурсы, характеризующих общества конца ХХ — начала XXI в.: 1) “культура эндизма” или “конца”; 2) постиндустриализм и теории информационного общества; 3) теории постмодерна, модерна, радикализированного модерна и исчерпанного модерна; 4) теории глобализма В середине 1970-х гг. в связи с развертыванием информационной революции постиндустриальные теории общества трансформируются в теории информационного общества. Основные тезисы постиндустриализма относительно изменения характера труда, системы социальной стратификации и неравенства, природы социального конфликта были воспроизведены в теориях информационного общества. Новым моментом анализа стало выявление нового социального ресурса, определяющего облик общества — информации. Информация определяет главные характеристики современных обществ: а) демассификацию и дестандартизацию всех сторон экономической и социальной жизни; б) высокую инновативность, быструю скорость происходящих в обществе изменений. Именно эти два процесса определяют появление новых организационных форм, характеризующих современное общество: отказ от иерархических структур и широчайшее распространение сетевых форм организации. Все процессы обусловлены информационными технологиями (главное отличие от постиндустриального общества). Общие характеристики информационного общества (по статье Поляковой): трансформация в сфере экономики – «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства, завтра же информация станет главной составляющей» (Тоффлер); трансформация структуры формальной и неформальной власти – традиционное национальное государство уходит в прошлое; власть осуществляется на уровне локального, регионального действия, с другой стороны возникает глобальное общество на основе общей символической информационной формы; трансформация структуры социальной дифференциации – ее основным критерием перестает быть собственность; классовая структура заменяется статусной иерархией, которая формируется не на основе профессии, а на основе образования, уровня культуры и ценностных ориентаций; ось социального конфликта протекает по линии обладания/необладания образованием (а не собственностью) и контроля над информацией; трансформация типа организации – рушатся высокоиерархиезированные и централизованные институты; переход к сетевой организации; в качестве самостоятельной подсистемы выделяется система телекоммуникационных технологий – она определяет коммуникационные и информационные возможности общества в целом, влияет на коммуникативные возможности человека; в качестве самостоятельной подсистемы общества выделяется также образование – становится почти доминирующей подсистемой (определяет сферу труда и экономики, является стратегическим ресурсом, статусо- и группообразующий принцип, основа социализации) Представители: О.Тоффлер – общество «третьей волны» или супериндустриальное, Ф. Ферраротти Олвин (Элвин) Тоффлер (род. 1928 г.) – известный американский социолог и футуролог, занимающийся разработкой теории информационного общества. «Шок будущего» (1970), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980), "Предпосылки и прогнозы" (1984), «Метаморфозы власти» (1990), «Война и антивойна» (1995), «Революционное богатство» (2006). Супериндустриальное общество – это совершенно новый этап исторического развития, наступающий вслед за индустриальным обществом. Олвин Тоффлер использует достаточно оригинальную методологию, опирающуюся на социологическое воображение – он строит теорию настоящего через призму будущего. Он делит всю историю человечества на три этапа: "первую волну" (доиндустриальные культуры), "вторую волну" (индустриальные культуры) и "третью волну" (супериндустриальные культуры). Формальная структура общества: техносфера (энергетическая подсистема + системы производства и распределения); социосфера (социальные институты); инфосфера (социальная коммуникация и информатизация) + биосфера и система власти, психосфера (межличностные отношения, субъективность). Современные быстрые и массовые изменения, которые он называет "третьей волной", создают совершенно новую цивилизацию, основывающуюся на высоком уровне развития компьютерных технологий, информатизации и на новых способах организации. Смена цивилизаций происходит посредством столкновения волн, которое способствует расщепленности и распространению конфликтов, то есть нарастанию дезинтеграции в обществе. Супериндустриальное общество приходит на смену терпящему крах индустриальному обществу (кризис образования, финансово-экномической и транспортной системы, упадок социального и коммунального хозяйства, системы здравоохранения). Теория современного общества Франко Ферраротти Франко Ферраротти (р. 1926) – итальянский социолог. «Трактат о социологии» (1968), «Альтернативная социология» (1972), «Последний урок: Критика современной социологии» (1999), «Миф о неизбежном прогрессе» (1985), «Пять сценариев для 2000 года» (1986). Подход Ф. Ферраротти к современному информационному обществу во многом определяется его критикой культуры, фактически осуществляемой в русле критической социальной философии франкфуртской школы. Информационное общество - прежде всего, корпоративное общество, в котором власть устанавливает технократическая корпорация, агрессивно манипулируя обществом, провоцируя неравенство в потреблении. В соответствии с традицией веберовской методологии Ф. Ферраротти рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Это верно как для отдельных социальных сфер, например, сферы труда, так и для общества в целом. Основной формой социальной организации в информационном обществе для Ф. Ферраротти выступает корпорация. Технократическая корпорация агрессивно устанавливает свою власть, навязывает все более жесткое взаимодействие и интеграцию своим членам, манипулирует каналами производства и потребления, создает новые формы неравенства и привилегии. Основу такого функционирования составляет социальная информация. «Социальная информация» – это такая информация, которая охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. Тот, кто контролирует систему социальных коммуникаций, тот осуществляет власть и влияние. Поиск информации является выражением активной социальной политики. Отсутствие информации означает неучастие в системах принятия решения и организации, т. е. оборачивается отчуждением. Главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества: борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур, как самозащита, как защита своего я и своей идентичности. Ферраротти выделяет типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека этой информации. 1) Информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования. Роль этой информации чрезвычайно высока, особенно в каждодневной жизни: она касается взаимодействия граждан и институтов, предоставляющих соответствующие услуги. 2) Информация, касающаяся сферы рационального социального действия, создания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных индивидом целей. 3) Информация, касающаяся рационального планирования и социального изменения на надиндивидуальном уровне. Можно прочитать Ферраротти рассматривает пять возможных сценариев будущего развития («Пять сценариев для 2000 года», 1986 г.) 1. Общество-муравейник: чрезмерно высокий уровень урбанизации и демографический взрыв. Примеры: от Бостона до Нью-Йорка, от Турина до Милана, от Токио до Осаки. Постурбанистическое общество, в нем отсутствуют города в стандартном понимании. Городские субструктуры (транспортная, энергетическая, продовольственная) приходят в упадок, растет их стоимость. Растет чувство одиночества и заброшенности, а как результат – преступность. Традиционные сельскохозяйственные культуры ждет кризис и как следствие – голод. 2. Полицентрическое общество. Оно характеризуется (в негативном аспекте) «смертью большого индустриального города» и появлением множества мелких центров, выполняющих предоставление услуг. Децентрализация промышленности. Конкурентные отношения между рабочими. Большинство ищет утешение в алкоголе или других средствах. Результат всего этого: разрушение семьи, алкоголизм, рост наркомании, падение уровня жизни. 3. Дифференцированный гигантизм. Благодаря телекоммуникации возникает новый тип солидаристских связей – «весь мир в твоем доме». Это – механическая солидарность, и люди должны быть готовы к критическому осмыслению получаемой ими информации, поскольку возникает реальная опасность социального конформизма. Общество дифференцированного гигантизма – это победа техники, ее значимость стала тотальной и неконтролируемой. 4. Корпоративное общество. Это – двучленное общество, плоская пирамида с узкой усеченной вершиной и очень широким основанием. Вершину его составляют маленькие группировки, технически очень продвинутые, не обладающие властью над теми, кто составляет основание. Они политически неграмотны и с социальной точки зрения зашорены в жесткие рамки неоконсерватизма. В то же время старый механизм политического представительства, от политических партий до профсоюзов, превращается в формальную схему, – он не в состоянии управлять, поскольку не в состоянии предвидеть, занимает скорее оборонительную позицию. В обществе продолжают функционировать старые ценности, которые уже ничему не учат и утратили гармоническую связь с технологией. Корпоративное общество – это общество, в котором его технологическая составляющая богаче, чем структура, призванная обосновать использование и распространение технологии. 5. Общество «новой оральности», или «новой устной культуры». Это общество спонтанной экспрессивности. Она выражается не только в студенческих демонстрациях или молодежных движениях протеста, но и рок-фестивалях, массовых манифестациях. Индивидуалистическая культура умирает, ей на смену приходит культура групповая. Групповым становится мышление, творчество, чувство. Это непонятно, диктовать не надо, можно прочитать От информационного общества к постмодерну (теория исчерпанного модерна) «Дух времени» конца XX в. выражается, по мнению Ферраротти, в следующих тенденциях: - Мы живем и наблюдаем кризис индивида, сформированного идеями и принципами Просвещения. Индивид охвачен чувством, что живет в зависимости от решений и событий, не находящихся под его контролем, не зависящих от него. - Рациональность оказывается нужна индивиду только для того, чтобы стать частью больших формальных, бюрократических организаций. - Кризис ответственности. Человек, попавший в затруднительное положение, не знает, к кому обратиться за помощью, состраданием, участием. - Технические средства и инструментальная рациональность достигают такого уровня совершенства и самообоснования, что выходят из-под эффективного социального контроля и лишают демократического содержания политическую жизнь. - Идеологии, выработанные еще в XIX в., находятся в кризисе. - Общество находится в стагнации. Институты защищают себя, их авторитетность перерастает в авторитаризм. Базисный тезис для понимания современности, по Ферраротти, состоит в том, что «антропоцентризм прекратил свое существование. Все большую значимость приобретает новый социально ориентированный индивидуализм». Тезис об открытости общества. Прогресс и цивилизация – дело рук человека, все зависит от выбора человека. Гармоническое воссоединение человеческих способностей: технический прогресс +перестройка социальных отношений +усиление солидарности и единства. |