Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные работы по глобализации

  • 4 институциональных измерения глобализации

  • Глобализация охватывает различные сферы общественной жизни.

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница28 из 58
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   58

    Глобализация и теория упадка социальных институтов модерна Э. Гидденса.



    Энтони Гидденс (вопросы 23, 28, 29) (род. 18 января 1938, Лондон, Англия) – английский социолог. Бакалавр университета Халла (1959), магистр Лондонской школы экономики и политических наук; доктор философии Кембриджского университета (1974). Работал в университете Лестера, Кембриджском университете; директор Лондонской школы экономики и политических наук (1997-2003), где в настоящее время является почетным профессором. Лауреат премии принца Астурийского (2002, социальные науки).

    Основные работы по глобализации: «Последствия современности» (1990), «Ускользающий мир. Как Глобализация меняет нашу жизнь» (1999)

    Определение Гидденса: Глобализация – это интенсификация распространенных по всему миру социальных отношений, которые связывают отдаленные местности таким образом, что местные события формируются явлениями, происходящими за много миль от них, и наоборот.

    Современность по своей природе связана с глобализацией. Об этом ясно говорят некоторые из самых существенных характеристик институтов современности, включающие, прежде всего, высвобожденность(высвобождение социальной деятельности от ее привязанности к локализированным контекстам, организации социальных отношений по всему объему пространства и времени) и рефлексивность (рефлексивность современной социальной жизни заключается в том факте, что социальные практики постоянно исследуются и реформируются в свете вновь поступающей информации об этих же практиках. Поддержка некоей практики только потому, что она традиционна, более не приемлется; традиция может быть оправданна, но только с точки зрения знания, подлинность которого не удостоверяется традицией)

    4 институциональных измерения глобализации: мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок и международное разделение труда. Именно эти измерения составляют процесс, позволяющий говорить об определенном, едином для всего мира качественном состоянии.

    Глобализация означает, что мы живем в едином мире, для которого характерно существование мир капиталистического хозяйства, мировую систему международных отношений, международного военного порядка, системы международного разделения труда. Плюс ко всему, локальные и индивидуальные формы опыта и повседневных взаимоотношений тоже оказывают влияние на глобализацию и сами испытывают ее воздействие. Таким образом, глобализация не ограничивается большими социальными системами и образованиями, но затрагивает самые интимные и личные аспекты нашей повседневной жизни.

    Глобализация охватывает различные сферы общественной жизни. Глобализация – это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов. Развиваются они противоречиво или даже в противоположных направлениях.

    Локальная трансформация в такой же степени является частью глобализации, как и горизонтальное расширение социальных связей во времени и пространстве.

    Развитие глобализированных социальных отношений, вероятно, способствует ослаблению некоторых аспектов националистических чувств, связанных с национальными государствами, но может стать одной из причин интенсификации националистических настроений более локального характера.

    В то же время, по мере того как социальные отношения становятся территориально все более растянутыми, мы наблюдаем, в качестве составной части этого процесса, усиление давления в пользу признания местных автономий и региональной культурной самобытности.

    Глобализация является причиной возрождения местной культурной идентичности во многих регионах мира. Местный национализм оживляется в ответ на глобализационные тенденции, на ослабление со стороны традиционного государства.

    Было бы неверно думать, что глобализация затрагивает лишь крупные системы, такие, как экономика или финансы Глобализация касается не только того, что находится «где-то там» далеко и не связано с жизнью конкретного человека. Это явление находится в непосредственной близости от нас, воздействуя на самые интимные и личные аспекты нашей жизни (трансформация семейных отношений, борьба за равноправие полов). В повседневной жизни происходит самая настоящая революция, последствия которой ощущаются по всему миру – от трудовых отношений до политики.

    Природа всех современных институтов глубоко связана с механизмами доверия к абстрактным системам, особенно к экспертным системам. В условиях модерна будущее всегда открыто, но не в смысле обычной случайности, а в смысле социальной практики, связанной с рефлексивностью знания, входящего составной частью в практические отношения.

    Существует прямая связь между глобализирующими тенденциями модерна и трансформацией интимности в контексте повседневной жизни. Трансформация интимности ("внутренней жизни") может анализироваться в терминах построения механизма доверия, а личные отношения доверия в таких обстоятельствах четко увязаны с ситуацией, в которой конструирование "Я" становится рефлексивным проектом. Индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых абстрактными системами.

    Глобализация – извлечение социальных отношений из локального контекста, их включение в глобальный контекст. Современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком. В обществе сложилась среда рискаугрозы и опасности + угроза насилия над человеком (исходя из институционализации войн) и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования (попытка человека соотнести свое бытие с рефлексией общества модерна).

    Больше нет общества как связанной системы. Теперь возникла новая проблема – пространственно-временного дистанцирования. Внимание на комплекс отношений между локальной вовлеченностью (обстоятельствами соприсутствия) и взаимодействием на расстоянии (связей присутствия и отсутствия). В современную эпоху уровень пространственно-временного дистанцирования значительно выше, чем раньше, и отношения между местной и отдаленной социальными нормами и событиями становятся "растянутыми". Глобализация относится к этому процессу "растягивания".

    Таким образом, Глобализм – интенсивная реакция тех тенденций, которые уже были заложены в самой природе модерна. Г. – сегодняшняя фаза разворачивания единого и универсального проекта модерна. Главное – локальная вовлеченность (соприсутствие) и взаимодействие на расстоянии (связи присутствия и отсутствия).


    1. 1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   58


    написать администратору сайта