Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа: символическая власть, символический порядок и власть номинации, в чем новизна теории. Поле

  • Символический порядок и власть номинации

  • Теория Бурдье - структуралистский конструктивизм

  • Конструирование социальной реальности – принцип двойного структурирования: а

  • А тут подробнее

  • , социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но агенты производят практики и тем самым воспроизводят или преобразуют структуры

  • Обусловленность практик и представлений агентов социальными структурами реализуется через их производство и воспроизводство этими агентами

  • «Метрики» социального пространства

  • Виды капитала государства

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница24 из 58
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   58

    Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье. Основные понятия.



    Пьер Бурдье (1930-2002) – французский социолог, политический публицист, закончил Высшую педагогическую школу, служил в армии в Алжире, вернулся во Францию, читал лекции К. А. Леви-Стросса, был ассистентом Р. Арона. Директор института культуры в Высшей практической исследовательской школе. В 1968 году – руководитель Центра европейской социологии + руководитель журнала «Ученые труды в социологических исследованиях»+ заведующий кафедры социологии в Коллеж де Франс. На Бурдье повлиял Ж.-П. Сартр (значение акторов в социальной жизни), Леви-Стросс + Ф. де Соссюр => структурализм => в обеих тенденциях он видел ограниченность, пытался их объединить + влияние марксизма (акцент на практике и т. д.), но причина структурного марксизма + влияние Вебера, Дюргейма.

    Основные работы: «Социология Алжира» (1961), «Начала» (1994), «Практический смысл» (1980), «Социология политики» (1993), статья «Социальное пространство и символическая власть» (1987), «Нищета мира» (1993), «Ремесло социолога» (1968), «Наука о науке и рефлективности» (2001) и др.

    Главный стимул творчества Б. преодолеть противопоставления объективизма (социальные факты Дюркгейма, структурализм Соссюра, Леви-Стросса + структурный марксизм) и субъективизм (социальное конструирование, деятельность, роль социальных агентов и т. д.).

    Программа: символическая власть, символический порядок и власть номинации, в чем новизна теории.

    Поле:

    1) Это социальное пространство с неравным распределением капитала.

    2) Это система связей (структура) между социальными позициями агентов.

    3) Общество – это переплетение полей разных сфер (политических, культурных и т.д.).

    4) Это объективная составляющая, структуралистская часть теории структуралистскогоконсутруктивизма.

    Типология пространств:

    1) Социальное пространство– абстрактное пространство полей с неравным распределением капитала, который выполняют функцию и цели, и средства борьбы в различных полях.

    2) Физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей.

    3) Присвоенное пространство – где власть осуществляется как символическое насилие.

    Капитал:

    1) Это ресурсы, которыми располагают агенты.

    2) Экономический – доходы, имущество.

    3) Культурный – институализированный (диплом) и инкорпорированный (знания).

    4) Социальный – все виды капитала, вовлеченные в социальные групповые связи.

    5) Символический – все виды капитала, имеющие особое признание внутри социального поля (престиж, репутация).

    Символический порядок и власть номинации:

    1) Символическое насилие – неявные способы навязывания смыслов и значений для воспроизводства социального господства.

    2) Примеры символического насилия – насилие мужчины над женщиной в семье патриархального типа; дети рабочего класса не способны к учебе.

    3) Символические стратегии: формальные и неформальные (оскорбление частного лица или символическое внушение государства).

    4) Главный инструмент управления – управление названиями (борьба не за доход, а за престиж).

    5) Власть имеет тот, кто владеет большим символическим капиталом (то есть полученным от группы признанием).

    Теория Бурдье - структуралистский конструктивизм:

    1) Структурализм показывает, что в социальном мире существуют объективные структуры, независимые от сознания агентов, они способны направлять или подавлять практики агентов (нормы, институты, классы).

    2) Конструктивизм показывает, что социальные действия людей сами конструируют социальную реальность (восприятие, мышление, действие).

    Конструирование социальной реальности – принцип двойного структурирования: агенты сами создают структуры, но действия и практики агентов определяются структурой.  

    Габитус:

    1) В процессе социализации индивид агент усваивает устойчивые принципы в отношении социальных действий. Эти принципы отражают объективные структуры социального мира.

    2) В процессе усвоения эти принципы превращаются в устойчивые установки (диспозиции), с помощью которых действует агент. Эти диспозиции составляют габитус.

    3) Это индивидуальная социальность.

    4) Габитус – это основная реакция на требования, предъявляемые со стороны разных полей, но при этом он преломляется через индивидуальный опыт.

    5) Габитус – это инкорпорированый культурный капитал (знание)

    6) Агент - какими бы сложными ни были правила социального поведения, они не могут предугадать все варианты, следовательно, творческая активность агента неизбежна и предопределяется габитусом (индивидуальной социальностью).

    3) Представления агентов меняются в зависимости как от их позиций, то есть от их места в социальной структуре, так и от способа восприятия и оценивания.


    А тут подробнее:

    Габитус (получается в результате продолжительного опыта) – это ментальные когнитивные структуры, посредством которых люди действую в социальном мире. У людей есть схемы, через которые они воспринимают, понимают, оценивают мир => производят практики, воспринимают и оценивают их. Это продукт категоризации структур социального мира. Он приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире. Габитусы различаются в зависимости от позиции субъекта => у людей с аналогичными позициями сходные габитусы. Имеющийся в каждое конкретное время габитус создается на протяжении коллективной истории (индивидуальный габитус – индивидуальная история, но в контексте всей социальной истории). Люди могут иметь и несоответствующий габитус (пример: человек, ведущий аграрный образ жизни, отправлен на Уолл-Стрит, ему будет трудно). Габитус порождает социальный мир и одновременно сам порождается им. Связующее звено между габитусом и социальным миром – практика. Через практику создается габитус + в результате практики создается социальный мир. Габитус не меняет мышление и выбор действий индивидов, он только «предлагает», что людям думать и какие поступки совершать => габитус дает людям жизненные альтернативы, люди руководствуются «логикой практики». Мы не осознает габитус, но он проявляется в наших действиях.

    В социальном пространстве существует ряд полуавтономных полей (например, политическое, художественное, религиозное, экономическое), каждое из которых обладает своей собственной особой логикой и формирует у акторов мнение относительно того, что в определенном поле имеет значение. Бурдье различает физическое и социальное пространство, и даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что "физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время, как социальное пространство - по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций". Однако рядо-положенность и различение - универсальные свойства как физического, так и социального пространства. Сходство между ними заключается еще и в том, что пространство, в котором обитает Homo sapiens, явля-ется социально обозначенным и сконструированным. Это относится и к физическому, и к социальному пространству.

    У П.Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений. Социальное пространство, найдя себе физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и/или групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).

    Отличие двух сущностей состоит, наверное, в том, что расположенность в физическом пространстве зримая, а в социальном - только мыслимая.

    Двойственность социального пространства, его одновременная представленность и в «чисто» социальном, и в физическом плане, предполагает двойственность структур, организующих социальный универсум. Суть концепции «двойного структурирования» заключается в том, что социальная действительность структурирована, во-первых, со стороны (существующих объективно, т. е. независимо от сознания и воли агентов) социальных отношений, которые объективированы в распределениях разнообразных капиталов как материального, так и нематериального характера, и, во-вторых, со стороны представлений людей о социальных структурах и об окружающем мире в целом, оказывающих обратное воздействие на первичное структурирование. Итак, социальные структуры обусловливают практики и представления агентов, но агенты производят практики и тем самым воспроизводят или преобразуют структуры. Указанные два аспекта генезиса социальной действительности для П. Бурдье отнюдь не равнозначны. Он не ограничивается констатацией того, что оба эти аспекта находятся в «диалектической связи», но указывает на их иерархию. Обусловленность практик и представлений агентов социальными структурами реализуется через их производство и воспроизводство этими агентами. В силу того, что они не могут осуществлять свои практики вне и независимо от предпосланных им социальных структур, являющихся необходимыми условиями и предпосылками любых практик, агенты оказываются в состоянии действовать исключительно «внутри» уже существующих социальных отношений и тем самым всегда лишь репродуцировать или трансформировать их.

    «Метрики» социального пространства:

    1. соотносительная или релятивная позиция социальных агентов по отношению к другим местам (выше, ниже, между);

    2. дистанция, отделяющая это место от других мест-позиций;

    3. иерархичность, которая появилась из-за разделения труда, которое существует только в социальном пространстве. Благодаря этому социальное пространство приобретает структуру и многомерность по приниципам «дифференциации и распределения». Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве.

    Габитус имеет тенденцию к постоянству и защищен от изменений отбором новой информации, отрица-нием информации, способной поставить под сомнение уже накопленную информацию, если таковая предоставляется случайно или по принуждению, но в особенности уклонением от такой информации.

    Поле – сеть отношений между объективными позициями (существует независимо от сознания и воли индивида). Мир – совокупность полей – многомерное пространство позиций. У каждого поля своя логика, своя степень значимости.

    Поле – арена борьбы (конкурентный рынок)=> в нем используются различные виды капитала (экономический, культурный, социальный, символический). Главное поле – власти, политики => иерархия властных отношений в рамках политического поля структурируются все другие поля. Позиция агентов в поле => количество и относительный вес их капитала. Капитал обеспечивает контроль над собственной судьбой и судьбами других.

    Четыре вида капитала: экономический, культурный (знание), социальный (устойчивые социальные отношения между людьми), символический (почет, престиж, власть создавать и навязывать лигитивное видение социального мира).

    У агентов в поле разные стратегии, которые зависят от позиций. Чтобы сохранить, улучшить свое положение и навязать тот тип иерархии, который наиболее благоприятен для них.

    Государство – место борьбы за монополию над символическим насилием (навязать легитимное видение социального мира через образование, язык, значение и т. д.). Таким образом мир – борьба между очень неравно вооруженными агентами + концентрация наиболее дефицитных благ и их собственников в определенных местах физического пространства.

    Политическая власть – власть навязывать определенные видения деления => создавать группы и манипулировать объективные структуры общества => нужна власть, полученная от группы, нужно признание + доверие. История – овеществляется и инкорпорируется (приводится в действие). Виды капитала государства: символический, юридический (судья, чиновники), физического принуждения (армия, полиция), экономический (налоги), информационный. Позиция – реальное положение индивида в социальном пространстве; диспозиция, его представление о своем положении, схемы поведений, мышление и оценивание. Социальный мир еще и совокупность позиций и диспозиций.

    1. 1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   58


    написать администратору сайта