Главная страница
Навигация по странице:

  • Тезис 1

  • Тезис 2

  • Тезис 3

  • Тезис 4

  • Тезис 5.

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница26 из 58
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   58

    Постмодернистская социология конца ХХ века.



    ВСТУПЛЕНИЕ к ответу – “Современность” как специфическое историческое состояние в рамках общей истории модерна, оформились в последней трети ХХ в. Начало их оформлению было положено процессами, имевшими место в конце 60-х — начале 70-х гг. ХХ в. Новизна происходящих процессов и их очевидный разрыв с предшествующим социальным качеством были столь очевидны, что это мгновенно было зафиксировано теоретической рефлексией и проявилось в оформлении целого ряда социально-теоретических дискурсов, направленных на концептуализацию новых качеств, свойств и процессов, характеризующих общества конца ХХ — начала XXI в.:

    1) “культура эндизма” или “конца”;

    2) постиндустриализм и теории информационного общества;

    3) теории постмодерна, модерна, радикализированного модерна и исчерпанного модерна;

    4) теории глобализма

    Дискурсом, в котором была осуществлена фундаментальная разработка теории современности, был дискурс постмодерна.

    Оформился в 1970-е гг. в работах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Дж. Фридмана, З. Баумана, Дж. Ваттимо, он продолжает самым существенным образом определять современную социологическую мысль.

    Постмодернистская социология осуществляет построение теории современности через соотнесение с социальными характеристиками обществ классического модерна, обществ промышленных, капиталистических, демократических, классовых (а затем массовых) и оформленных в качестве национальных государств.

    Культура модерна — это культура рационализма, универсализма и Просвещения, включающая и его теорию исторической и социальной роли знания и науки, теорию прогресса, концепцию человека, основу которой составляла универсалистская идентичность, ставшая основой агентности в обществах модерна.

    Сравнение или противопоставление современности характеристикам модерна выразилось в формулировании следующих тезисов (по поводу которых никогда не было согласия между различными авторами)

    Тезис 1

    Изменение природы и функций научного знания. С этого тезиса начинается история постмодернистской социологии.

    Жан Франсуа Лиотар (1924-1998).

    • По мере вхождения общества в постиндустрионализм, а культуры в постмодернизм, меняется статус знания. Знание – вид дискурса -> знание приобретает вид информации переводимой на язык компьютеров, оно операционализируется и коммерционализируется. Знание производится для того, чтобы проданным, оно потребляется, его можно обменять. «Двойная легитимация» -> законодательно разрешено и трактовать научный дисскурс, и признавать условия его легитимности, чтобы определенное высказывание могло быть принято к вниманию. Вопрос о знании становится вопросом об управлении.

    • Наиболее адекватная методология анализа общества -> теория языковых игр (о существовании множества значений и правильного их использования) -> коммуникативная теория. Общество – тотальный гипертекст, структура которого определяется ограничениями (налагается теорией игр и совокупностью институций). Содержание этого гипертекста -> содержание культуры на протяжении всей ее истории -> это повествования, нарративы.

    Утрачивается связь с реальностью -> нестабильность и знания, и общества (это вывод не только Л., но и всего постмодернизма) + крах этики.

    Тезис 2

    Конец индивида и приход молчаливого большинства

    Жан Бодрийяр (1929-2007).

    Масса, а не индивид – основные характеристики современности, безразличия, неразличимость объекта и субъекта -> она уничтожает все, у нее нет имени -> это «молчаливое большинство» -> массы зондируют, тестируют + референдумы -> это симуляция, а не репрезентация -> массы больше не субъект истории. Массы уходят в область частной жизни -> вызов политической манипуляции -> противостояние массы навязываемой ей социальности.

    Тезис 3

    Постмодерн – конец прогресса, конец истории.

    Бодрийяр. Мир постмодерна – подражательство -> мы живем в «век притворства» -> создание симулякров -> стирается разница между знаком и реальностью. Все труднее отличить реальность от того, что ее копирует. Это сверженность. Пример: СМИ перестают быть зеркалом действительности, они становятся этой действительностью. И даже более реальны, чем реальность -> реальное постепенно исчезает.

    Тезис 4

    Конец интеллектуалов.

    Зигмунд Бауман (вопрос 19) (р. 1925).

    Постмодерн артикулирует новый опыт только одной социальной группы – интеллектуалов -> переоценка их позиций в обществе -> та роль, которую они играли в эпоху модерна, исчерпала себя -> статусный кризис: 1) они определяли доминирующие позиции Запада, теперь его влияние снизилось; 2) уход из жизни рационально обоснованных утопий и идеологий -> сейчас государству вместо этого нужны соблазн и репрессии (они эффективнее), а легитимация больше не нужна; 3) культура больше не принадлежит, не создается интеллектуалами -> сфера образования теперь сфера государства + массовая культура.

    Тезис 5.

    Фрагментация модерна. Мультикультуризация.

    Джонатан Фридман, его статья «Порядок и беспорядок в глобальных системах».

    Постмодерн связан и является обратной стороной кризиса модерна -> фрагментация модерна, утрата единого исторического процесса, утрата порядка. Оппозиция модерна и постмодерна.

    Постмодернизм противостоит научному знанию и господству рациональности. Возникновение нового смысла в либидо и традиционных культурах -> «эра усиливающегося беспорядка» -> разложение универсальных, основанных на разуме структур модерна -> возникают новые структуры и конфликты.

    Переход от национальной идентичности к культурным идентичностям (их много) -> этнификация идентичности (история, язык, раса) -> нация распалась на множество этнических и культурных образований.

    Новые типы идентичности – этнический, националистический, религиозно-фундаменталистский и локальный. Их политизация -> мультинационализм -> возникают анархические тенденции.

    Таким образом, постмодернистская социология -> постмодерн – конец познания, индивида, экономики, социального, истории + отсутствие универсальной истины + симулякры (доминируют искусственные модели) -> потеря связи с реальным миром – пустота, бессмысленность.
    Следует подчеркнуть, что несмотря на в известной мере шокирующий диагноз современности, предложенный постмодернистской социологией, ее влияние на последующие социологические разработки оказалось очень значимым.

    1. 1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   58


    написать администратору сайта