Главная страница
Навигация по странице:

  • Классическое научное (рациональное) познание (17-19 вв.): Неклассическая наука (рубеж 19-20 вв.)

  • постнеклассическая рациональность

  • Классическая наука

  • Неклассическая наука

  • Постнеклассическая наука

  • Методологические особенности неклассической науки Методологические особенности постнеклассической науки

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница34 из 58
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   58

    Методологические принципы классической, неклассической и постнеклассической науки





    Классическое научное (рациональное) познание (17-19 вв.):

    Неклассическая наука

    (рубеж 19-20 вв.):

    Постнеклассическая наука

    (конец 70-х гг. 20 в.):

    1) Представители:Леонардо да Винчи, Галилей, Декарт, Бэкон, Ньютон, Лаплас, Лейбниц.

    2) Соотношение субъект-объект – объект максимально независим от субъекта, исключение всего субъективного.

    3) Картина мира, парадигма – механическая. Мир – это механизм, все объясняется по законам механического движения материи.

    4) Соотношение теории и практики: теория – это только обобщение опыта, опытный характер знаний (наблюдение, эксперимент, измерение)

    5) Есть универсальный эмпирический метод, гарантирующий в любых ситуациях истинный путь к построению теории лишь на основе фактов.

    6) Критерий истины – эмпирическая верификация.

    7) Каждая отрасль получает свое развитие независимо от другой.

    8) Господство над природой, антропоцентризм.
    В ХVII – начале ХVIII в. в трудах Р.Декарта, Б. Спинозы, В. Лейбница, Г. Галилея, И Ньютона, И. Кеплера и других рационалистов формулируется и развивается классический тип научной рациональности. Фундаментальным требованием классического типа рациональности является достижение абсолютной и неизменной истины, обладающей универсальной значимостью для любого вида научной деятельности.

    1) Представители: А. Эйнштейн, В. Гейзенберг, В. Вернадский, В. Кондратьев, Л. Выготский, Л. Гумилев, Дарвин.

    2) Соотношение субъект-объект – отвергается объективизм, принимается положение о том, что субъект влияет на познание, на объект.

    3) Картина мира, парадигма – относительная, вероятностная. Относительность большинства понятий (зависимость их значений от систем отсчета, условий познания и т. д.), вероятностный характер научных законов и теорий.

    4) Соотношение теории и практики: опыт (наблюдения и эксперимент) лишь частично доказывает теории, только подтверждая их.

    5) Нет универсального научного метода.

    6) Критерий истинности – полезность.

    7) Наука – источник не только социального прогресса, но и геополитической конкуренции, военного противостояния, техногенных опасностей и социальных деструкции.

    8) Зависимость в развитии науки от потребностей и интересов экономики, политики и идеологии.

    9) Целое лишь частично сводимо к свойствам составляющих его элементов.

    10) Методологический плюрализм.
    Для неклассического типа научной рациональности, который сложился и плодотворно развивался в первой половине XX в. (Н. Бор, В. Гейзенберг, П. Дирак, А. Эйнштейн, П. Фейерабенд, К. Поппер, Т. Кун и др.) характерно признание относительности объекта к средствам и операциям научной деятельности. Теоретическая же экспликация (истолкование) этих средств и операций рассматривается в качестве условия получения истинного знания об объекте.

    1) Представители: Пригожин, Хакен, КапИца, Степин, ПеччЕи.

    2) Соотношение субъект-объект – размышления о том, как цели и средства связаны с познанием.

    Настолько интенсивно включает субъектные характеристики в научное знание, что происходит своеобразная субъективация предмета изучения. В итоге содержание научной деятельности определяется не только и не столько природой реальной действительности (природной и социальной), сколько социальным и культурным контекстом получения научного знания. Как следствие, объект исследования становится человекомерным и уже не рассматривается в качестве полностью независимого от научной деятельности.

    3) Картина мира, парадигма – самоорганизация и становление. современной науке. Осуществляется переход от простоты математического мира как типичной картины классического рационализма к сложности мира хаоса, исследуемого учеными. В науке появляются такие понятия, как зависимость объекта от начальных условий, самоорганизация, бифуркация, аттрактор.

    4) Лидеры: биология (клонирование, генетика), экология, синергетика, глобалистика, компьютеры, искусственный интеллект, информация.

    5) Главный предмет: сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.

    6) Экологическая и гуманистическая ценность научной информации

    7) Методология: плюрализм, конструктивизм (конструирование реальности), эффективность, целесообразность научных решений.

    8) Критерий истинности – возможность количественного выражения знания.

    9) Синерге́тика или теория сложных систем – междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.
    Третий тип рациональности – постнеклассическая рациональность – возникшая в конце XX в. (И. Пригожин, Дж. Глейк, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Н.И. Моисеев, В.С. Степин и др.), рассматривает соотнесенность знаний об объекте не только с научными средствами и операциями, но и с ценностно-целевыми структурами научной деятельности в контексте ее включенности в систему социальных целей и духовных ценностей человека.


    Классическая наука (кон. XVI - XVII – XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом;

    1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики - господствовала парадигма механицизма. Ряд установок: однозначность в истолковании событий, исключение из результатов познания случайности и вероятности, которые расценивались как показатели неполноты знания; – исключение из контекста науки характеристик исследователя, отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента; субстанциональность – поиск праосновы мира; оценка имеющегося научного знания как абсолютно достоверного и истинного; осмысление сущности познавательной деятельности как зеркального отражения действительности.

    2. Рассмотрение мира как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого. Данный методологический подход породил такие специфические для классического естествознания исследовательские установки, как статичность, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статичность).

    Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира;

    Центральной проблемой научного познания становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как: термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или образование таких самостоятельных биологических дисциплин, как: цитология, эмбриология, генетика и т.д.).

    Постнеклассическая наука (70-е гг. XX) – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Главный принцип – знание есть средство. Еще называют интегральной наукой. Примеры: кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах; учение о четырех основных типах фундаментальных взаимодействий в природе; общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации. Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.

    Методологические особенности неклассической науки

    Методологические особенности постнеклассической науки

    принцип наблюдаемости

    идеал ценносто-нейтрального исследования

    принцип соответствия

    этика науки

    принцип дополнительности

    исследования должны постоянно соотноситься с общегуманистическими ценностями и принципами

    плюрализм

    теоретические описания основываются на применении метода аппроксимации, теоретические схемы, используются компьютерные программы и т.д.

    относительность истинности теорий и картины мира

    фундаментальные и прикладные исследования часто выступают как компоненты единого комплекса с прямыми и обратными смеждисциплинарный подход

    деятельностная природа познания




    ответ на вопрос также зависит от постановки самого вопроса





    1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   58


    написать администратору сайта