Главная страница

История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


Скачать 1.16 Mb.
НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Дата16.04.2021
Размер1.16 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаGOS_2020.docx
ТипДокументы
#195259
страница23 из 58
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   58

Теория «структурации» Э. Гидденса. Основные понятия.



Энтони Гидденс (вопросы 23, 28, 29) (род. в 1938) – английский социолог, занимался разработкой идей радикализированного модерна, структурации и глобализации.

Основные работы: «Классовая структура в развитом обществе» (1982), «Капитализм и современная социальная теория» (1971), «Новые правила социологического метода» (1976), «Анализ работ Маркса, Дюркгейма и Вебера» (1976), «Центральная проблема социологического метода» (1979), «Устроение общества: очерк теории структурации» (1984), «Последствия современности (модернити)» (1990), «Модернити и самоидентичность» (1991); «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современном обществе» (1992), «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь» (1999 или 2000).
В своей работе «Устроение общества» Э.Гидденс подробно рассматривает теорию структурации общества. Основной целью теории структурации было стремление объединить структурализм, функционализм, герменевтику и понимающую социологию в единое целое. Гидденс переосмысляет понятия "действие", "структура", "система".

По мнению Э.Гидденса, и структурализм, и все варианты герменевтической социологии не решают главную проблему – проблему воспроизводства социальной системы. Они решают только проблемы, существующие здесь и сейчас, но не рассматривают общество как воспроизводимую систему. Ни одна существующая теория не решает проблему развития, проблему устойчивости социального порядка. Социальные практики как раз должны учесть эти пространственно-временные отношения.

  1. Стремление преодолеть разногласия между объективизмом (стр.-функц.) и субъективизмом (интерпретативные теории). Хочет преодолеть ограниченность предшествующей ортодоксальной социологии. Последняя объясняла чел. действие внешними соц. причинами (напр, по Дюркгейму, та или иная стр-ра общ-ва является внешней по отн-нию к индивиду и принуждает его к опр. поведению).

Э. Гидденс ставит фундаментальную проблему – продемонстрировать, каким образом и при каких условиях и ресурсах действия агентов созидают социальную реальность, воспроизводят ее в пространстве и времени в качестве рефлексивной практики. Задача была – разрешить противоречие между субъектом и структурой. Поэтому теория структурации – концептуальная схема, позволяющая понять, как социальные агенты одновременно являются созданиями и создателями социальных систем.

  1. Природу действия надо понимать на основании знания подлинных внутренних побуждений самого действия. Любое соц. явление он анализирует через взаимосвязи соц-го и личностного.

Социология призвана объяснить производство и воспроизводство общества как результат соц. действий.

В самом общем виде Гидденс понимает теорию структурации как "онтологическое обрамление" для изучения социальной деятельности человека. "Онтология" в данном случае – это концептуальное исследование природы человеческого действия и институтов, а также взаимоотношений между действием и институтами.

Ключевым моментом в подходе Гидденса является то, что он рассматривает действие и структуру как «дуальность». Это означает, что они не могут быть изолированы друг от друга: агент вовлечен в структуру, а структура включена в агента. Гидденс отказывается считать структуру просто сдерживающей принуждающей (как, например, Дюркгейм), но видит ее как сдерживающей, так и дающей возможность.

Базисной сферой социальных наук, по теории структурации, не является ни опыт индивида, ни какая-либо форма социального целого, но целостная социальная практика, разворачивающаяся в пространстве и времени.

В теории структурации целый ряд дуализмов, или оппозиций, имеющих фундаментальное значение для других школ социальной мысли, подвергаются переосмыслению и концептуализируются как "дуальности". Гидденс подчеркивает в связи с этим особую значимость переосмысления дуализма "индивид/общество" как дуальности "агентность/структура". Структуры воспроизводятся через агентность, причем в условиях модерна такое воспроизводство носит более или менее осознанный характер в силу включения знания о социальных системах в сам процесс их воспроизводства

Теория структурации представляет собой концептуальную схему, позволяющую понять, каким образом социальные акторы в одно и то же время являются и создателями социальных систем, и созданиями этих систем.

Структурация – это процесс воспроизводства социальных систем, понимаемых как совокупность социальных практик. Исследовать процесс структурации социальной системы – значит, выявить способы, которыми эта система организуется и воспроизводится через взаимодействие агентов и групп посредством применения соответствующих правил и средств.

Структурации – это процесс оформления социальных систем, соответственно это и есть процесс оформления общества.Гидденс раскрывает этот процесс через рассмотрение и описание соответствующих формальных составляющих: через концепцию социального действия, социальной структуры, социальной системы и социальных институтов.

1) Концепция социального действия

В этой концепции Гидденс разрабатывает «стратификационную модель» действия. Эта модель включает «теорию субъекта» и трактует действие во времени и пространстве как непрерывный поток поведения. Это значит, что действие не разбивается на дискретные цели, мотивы и проч.

Гидденс стратифицирует субъект деятельности на следующие уровни стратифицированная модель самости»): «рефлексивный мониторинг (отслеживание своих действий и действий других, физ. и соц. условий действия), рационализация (понимание, зачем он что-то делает, мотивация деятельности (потребности и мотивация, побуждающая к действию).

Главным моментом теории действия является концепция рефлексивности! Рефлексивность следует понимать не просто как "самосознание", а как "сознательное направление действия". Быть человеком - значит быть целеустремленным агентом, который знает о причинах своего действия и может о них порассуждать. Иными словами, агенты (люди) постоянно производят рефлексивный мониторинг поведения, т.е. сохраняют "теоретическое понимание" основ своей деятельности. Знание об условиях своего действия становится условием самого действия. Поскольку социальные институты не только определяют действие, но и воспроизводятся через действия агентов, то рефлексивность действия означает также осознание институциональности действия, а также возможность и фактичность изменения социальных институтов. Рефлексивная направляемость и рационализация действия отличаются от его мотивации. Социальные агенты могут указать свои намерения и основания для действия, но не всегда в состояния определить мотивы и обусловливающие эти мотивы потребности.

Мотивы касаются потенциальных возможностей деятельности, а не традиционного образа действий. Последний элемент стратификационной модели личности – мотивация действующей личности. В теории структурации он присутствует как проблема бессознательной мотивации и преднамеренности поведения. Мотивацию Гидденс соотносит с тремя элементами сознательности актора:

1) Практическое сознание (рефлексия себя и других, социальное сознание; не вполне осознанное, порой нерефлексируемое знание, которое индивид не может сформулировать сознательно, но тем не менее умело применяет его при реализации той или иной линии поведения).

2) Дискурсивное сознание (рассудочный, логический уровень сознания индивида; то, что индивиды могут высказать о собственной деятельности.).

3) Бессознательные мотивы относятся к желаниям, побуждающим действовать, в рамках которых задается определенная линия поведения.

Сфера рефлексии – это сфера практического сознания, которое нельзя путать с бессознательным и дискурсивным сознанием.

Однако не следует также считать, что каждый поведенческий акт имеет свой мотив. Мотивацию следует понимать как "процессуальное" понятие. Конкретно это означает, что бессознательное крайне редко непосредственно вмешивается в сознательную направляемость действия. Действия не зависят исключительно от индивидуальных психологических механизмов их носителей. "Они опосредуются социальными отношениями, которые индивиды поддерживают в рутинной практике своей повседневной жизни".

Рефлексия характеризует рутинную, повседневную жизнь, предполагает контроль со стороны индивида своих действий и действий окружающих. Рационализация предполагает поддержание акторами «теоретического представления» о мотивах собственных действий. Рефлексивный мониторинг зависит от рационализации. Данные уровни представляют уровни сознания: мотивация – бессознательное, рационализация – практическое сознание, рефлексивный мониторинг – дискурсивное сознание. Воспроизводимость социальной деятельности означает, что она не создается социальными акторами, а постоянно заново производится ими. В этом воспроизведении происходит рутинизация действия, что обеспечивает онтологическую безопасность индивида.

Базовой сферой социальных наук Г. считает не опыт отдельного индивида, а целостную социальную практику, воспроизводимую во времени и пространстве. Он признает, что «общество нельзя рассматривать как результат деятельности и порождение индивидуальных субъектов».

Аналитической точкой отсчета для Гидденса становятся человеческие практики, но он настаивает на том, чтобы они понимались как рекурсивные. Иначе говоря, действия «не порождаются социальными акторами, а постоянно ими воспроизводятся с помощью тех самых средств, которые помогают им выражать себя как акторов. В этих действиях и их посредством, агенты создают условия, которые делают эти действия возможными». На самом деле, выражая себя как акторы, люди участвуют в практике, и именно через практику создаются и сознание, и структура.

2) Концепция социальной структуры

Следует отметить, что концепция раскрывается также и через понятия "структура" и "система" в их взаимосвязи.

Структура определяется как «структурирующие свойства [правила и возможности], благодаря которым заметно схожие социальные практики могут существовать в различные промежутки времени и пространства и которые придают им системный вид». Структура возможна благодаря существованию правил и возможностей. Самих структур не существует во времени и в пространстве, но социальные явления обладают способностью структурироваться. Гидденс утверждает, «структура существует только в ходе и посредством действий социальных агентов».

К правилам относятся те процедуры, которым люди должны следовать в жизни, благодаря чему они участвуют в повседневных социальных практиках. Как и правила, ресурсы возникают также в ходе деятельности людей, "это средства, с помощью которых исполняется власть, рутинная составляющая осуществления поведения в социальном воспроизводстве". Английский социолог рассматривает правила и ресурсы, относящиеся к институтам, как самые важные аспекты структуры.

Две категории ресурсов.

1. Аллокативные. Средства, обеспечивающие господство индивидов над материальными объектами, сюда можно отнести средства производства, сырье, произведённые товары.

2. Авторитарные. Средства, обеспечивающие индивидам управление деятельностью других. К ним можно отнести нематериальные ресурсы: организацию отношений между людьми, жизненные шансы людей, способность одних доминировать над др. и т.д.

Структура, как регулярно воспроизводящиеся наборы правил и ресурсов, существует вне времени и пространства, появляется в памяти индивидов в виде «отпечатков» социальной практики и отличается «отсутствием субъекта».

Структура – это виртуальный порядок.

Есть также два типа структурных принципов: санкционирующие (ограничивают действия) и конституирующие (образуют структуру действия).

3) Концепция социальной системы

Социальные системы в свою очередь обладают структуральными свойствами, то есть это институализированные, воспроизводимые во времени и пространстве социальные практики, или «воспроизводимые отношения между акторами или коллективными образованиями, организованные как регулярные социальные практики». Социальные системы не имеют структур, но проявляют структурные свойства.

Социальные системы имеют три структурных компонента: они содержат коды (правила, выступающие как способы кодирования поведения), отношения господства (включая взаимосвязи между полномочиями и распределением), способы легитимации (способы нормативной регуляции, теория нормативной регуляции).

Социальные системы, в отличие от структуры, существуют во времени и пространстве. Пространственно-временная организация социальных систем обеспечивается среди прочего и тремя указанными аспектами структуры, которые выполняют функция опосредования и трансформации.

4) Концепция социальных институтов

С учетом такого подхода к структуре Гидденс рассматривает структурные качества как иерархически организованные, в терминах пространственно-временной протяженности практик, которые они периодически организуют. Отсюда следует его рассуждение, ведущее от трактовки структуры через ее пространственно-временные характеристики и качества, а также практики, возникающие в процессе социального воспроизводства, к новому осмыслению (или переосмыслению) того, что представляют собой социальные институты.

Социальные институты – наиболее стабильные черты социальной жизни, «практики, обладающие наибольшей пространственно-временной протяженностью в рамках тех или иных общностей». Выделяет четыре их типа: символический порядок, политический институт, экономический институт и закон.

Т.е. институт – это то, что люди создают в результате взаимодействия, это стандартизированные способы поведения, которые существуют во времени и пространстве и организуют социальную систему. Они стабильны, долгосрочны, продолжительные по размерам и времени.

5) Теория общества.

Барельефное выступание какого-либо конкретного общества становится возможным благодаря тому, что определенные структурные принципы продуцируют определенное «сочетание институтов» в пространстве и времени. Подобное сочетание является первой и наиболее базисной идентифицирующей характеристикой того или иного общества.

К числу других структурных принципов, определяемых свойства конкретных обществ, можно отнести:

1) связь между социальной системой и определенной территорией;

2) наличие нормативных элементов, включающих притязание на данную территорию;

3) наличие у членов общества чувства общей идентичности.

Таким образом, термин «общество» имеет у Гидденса два основных значения:

1) общее обозначение социальной ассоциации, или социальной интеракции.

2) определенное конкретное образование, отличающееся от других, окружающих его образований. Это какое-то общество в отличие от других обществ.

Значение структурных принципов связано с тем, что именно они определяют тип общества. Гидденс предлагает тройственную классификацию типов общества:

1) племенное общество;

2) общество, разделенное на классы;

3) классовое общество (капитализм).

В настоящее время следует говорить о «современной капиталистической мировой экономике».

Гидденс настойчиво подчеркивает, что предлагаемая им классификация типов общества, не является эволюционной схемой. «Человеческая история не имеет эволюционной нормы и можно причинить значительный ущерб, если попытаться втиснуть ее в такую форму».

В трех своих последних книгах «Последствия модерна», «Модерн и самоидентичность» и «Трансформация интимности» Гидденс разрабатывает теорию современного общества как общества глобального. Он говорит уже не только об обществе, а об эпохе и ее основных характеристиках. Эти характеристики определяют лицо эпохи модерна в ее нынешней стадии, называемой Гидденсом радикализированным модерном, и тем самым определяют траекторию движения отдельных «барельефных» обществ современности, каковыми являются различные современные национальные государства. Можно утверждать, что по существу для Гидденса существует только две исторические эпохи: традиционализма и эпоха модерна, создавшая современность.

Резюмируя ответ:

Понятие структурации основано на идее, что «образование агентов и структур – это дуальность: структурные свойства социальных систем являются одновременно средством и результатом практик, которые рекурсивно организуют друг друга», или «момент создания действия есть также момент воспроизведения социальной жизни в условиях повседневного осуществления». Ясно, что структурация предполагает диалектическую взаимосвязь между структурой и действием. Структура и действие представляют собой дуальность; ни один из этих двух элементов не может существовать без другого. Структурация представляет собой условия, контролирующие целостность и изменение структур, то есть управляющие воспроизводством социальных систем, обозначает отношения преобразования и посредничества, влияющих на социальную и системную интеграцию и являющиеся переключателями, лежащими в основе наблюдаемых условий воспроизводства системы.

Гидденс рассматривает понятие «дуальность структуры». «В соответствии с представлениями о дуальности структуры, структуральные свойства социальной системы выступают и как средства производства социальной жизни в качестве продолжающейся деятельности и одновременно как результаты производимые и воспроизводимые этой деятельностью. Структура не является чем-то внешним по отношению к индивидам, она представляется скорее «внутренней», нежели внешней по отношению к их деятельности». Дуальность заключается в том, что с одной стороны социальная структура – это жесткий каркас, задающий определенные рамки для поведения индивида; с другой – структура формируется через социальные практики, то есть по сути создается самим обществом, людьми в их повседневном взаимодействии.

  1. Дуальность стр-ры основана на повторяющемся хар-ре чел. деят-ти, связанной с соц. воспроизводством – рекурсивность.

  2. Дуальность стр-ры. Это положение иллюстрирует на примерах языка и речи.

Язык – структура, состаящая из правил общения, кот. кажется независимой от любого индивида. (Для его жизни нужно на нем писать, говорить). Язык изменяется. т.е. люди могут трансформировать структуры. Структуры в социальной жизни – правила и ресурсы.

Краткий итог:

1) Гидденс создает стратификационную модель самости, через которую выходит на социальное действие.

2) Социальные практики - это совокупность социальных действий и взаимодействий субъектов в пространстве и времени.

3) Структура – это правила и ресурсы вне времени и пространства. Изменяется посредством действия.

4) Система воспроизводится в пространстве и времени через взаимодействие индивидов.

5) Структурация – это процесс воспроизводства системы с помощью правил и ресурсов.

  1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   58


написать администратору сайта