История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Системная теория Н. Лумана. Основные понятия.Никлас Луман (1927-1998) – самый выдающийся теоретик систем, немец. Разработал социологический подход, объединяющий структурный функционализм Т. Парсонса с общей теорией систем + что-то из когнитивной биологии и кибернетики. Основные работы: «Социология права» (1972), «Функция религии» (1977), «Любовь как страсть» (1982), «Социальные системы: очерк и теории» (1984); "Структура общества и семантика" (1981—1982), трехтомник "Социологическое просвещение", "Общественная экономика" (1988), "Общественная наука" (1990), "Очерки самореференции" (1990), "Экологическая коммуникация" (1992), "Общественное право", «Общество общества» (1997, конспектировали том первый «общество как социальная система»). Луман говорит о существовании трех предубеждений в социологии, которые надо преодолеть: 1) допущение того, что общество есть совокупность индивидов и отношений между ними (по Луману, общество состоит из коммуникаций); 2) существует территориальное многообразие обществ, понимание общества как региональные, территориально ограниченные единства; 3) противопоставление субъекта и объекта (т.е. общество можно наблюдать из вне. Луман считает, что этого сделать нельзя, потому что нет возможности абстрагироваться от того, что наблюдатель является частью общества). Общество – главная разновидность социальных систем. Три вида социальных систем: Интеракции – базовый элемент – коммуникация, нет деления на подсистемы; Организации – интеракция+ членство (решение о нем); Общество – всеобъемлющая система +право+мораль. Ключ к понимаю системы – различение системы и ее внешней среды. Система всегда менее сложна, чем внешняя среда. Основные положения теории: Система: Саморефлектная – самонаправленная, то есть она осуществляет рефлексивные процессы, направленные на саму себя. Аутопоэзисная (самоорганизующаяся) – система создает базовые элементы, которые в свою очередь, составляют систему, она организует свои собственные границы и свои внутренние структуры, свои собственные границы она организует, различая то, что составляет система, и то, что относится к внешней среде. Окружающий мир – это «все остальное», окружающий мир необходим, так как события в системе прекращаются каждый момент, а дальнейшие могут быть произведены лишь при помощи различия системы и окружающего мира. Итак, система проще, чем ее окружающая среда -> упрощение = необходимость выбора, выбор подразумевает варианты, так как всегда можно сделать другой выбор, а случайность означает риск. Системы создают свои внутренние подсистемы, чтобы сложность окружающей среды их не поглотила. Четыре характеристики аутопоэзисной системы: Создает базовые элементы, которые составляют систему (деньги в экономической системе); Самоорганизация (своих границ + своих внутренних структур); Самонаправленный характер; Замкнутость (между системой и ее внешней средой нет прямой связи). Общество – это автопоэзисная система, так как удовлетворяет этим четырем характеристикам. Это социальная система включающая в себя все социальное. Базовый элемент общества – коммуникация, которая порождается обществом. Члены общества обращаются к нему при помощи коммуникации -> все, что не коммуникация – внешняя среда общества (сюда входят и биологические, и психические системы). Индивид как организм и как сознание не часть общества -> индивид не часть общества. Коммуникация – единство информации, сообщения и понимания. У психических и социальных систем – общее свойство – опора на значения. Элементы психической системы значений – концептуальные представления; элементы социальной системы значений – концепция. Основанная на концепции социальная система создает социальные структуры чтобы решить проблему двойной контингентности (возможности). В отношении каждого сообщения должно учитываться то, как оно принимается. Но способ получения будет зависеть от оценки отправителя получателем -> замкнутый круг («самореферентный круг») -> получатель зависит от отправителя, а отправитель от получателя.чем меньше нам известно об ожиданиях друг друга, тем более серьезна проблема двойной возможности. У каждого из нас – различный набор норм -> нужна коммуникация, а так как в коммуникации существует проблема двойной возможности, мы разрабатываем набор норм -> структура общества (законы нормы) порождают его элементы (коммуникации), а элементы создают структуру -> система образует собственные элементы. Социальная система прекращает существование если нет стратегии будущей коммуникации -> необходимы структуры, позволяющие более расширить коммуникацию, связать с последующими. Эволюция социальных систем: эволюция – процесс проб и ошибок -> нет преднамеренной цели, идея прогресса не имеет смысла. Эволюция не процесс, а набор процессов. Незначительная вероятность возникновения некого явления. Эволюция трансформирует в высокую вероятность его сохранения. Эволюция возможна лишь благодаря случайности. Она использует преходящие, мимолетные условия- выстраивание невероятного временного порядка . Дополнительно: Три механизма (функции) Варьирование – нестандартные проблема -> разные решения, какие-то из них эффективные, какие-то – нет. Отбор (селекция) – выбор определенного решения, которое легче всего воспроизводить как устойчивую структуру. Рестабилизация – приспособление всех элементов системы к новому решению. Как только завершила фаза стабилизации, достигнута временная цепь эволюции. Возможной эволюцию делает дифференциация системы и внешнего мира -> основное свойство современного общества -> это репликация в пределах системы различия между системой и ее внешней средой. От-дифференциация – возникает различие между частной системой и окружающим миром. Таким образом, что с точки зрения частной системы остальная часть охватывающей системы теперь представляет собой окружающий мир. Система в самой себе умножается посредством все новых различений между системой и окружающим миром внутри системы -> частные системы формируются как аутопоэтические замкнутые системы. Внешний мир постоянно меняется, дифференциация помогает с этим справиться -> возрастает сложность системы. -> большое внутрисистемное разнообразие для реагирования на разнообразие среды – лучшая реакция -> более быстрая эволюция. Формы внутренней дифференциации: 1. сегментарная -> деятельность системы на основе необходимости снова и снова выполнять одинаковые функции -> равенство частных систем в общей -> они друг для друга внешние миры -> Уклад, при котором люди знают свое место (значение семьи, религии, стереотипов и т.д.); 2. центрально-периферийная -> социальная сегментация и трансформация дифференциации -> допускается неравенство -> это империи – признана и значительна лишь небольшая часть населения -> освобождение центров, в периферии сохраняется сегментарная дифференциация семейных хозяйств -> сначала город + сельские периферии, потом внешние империи и остальной мир. 3. стратификационная -> вершинная дифференциация в соответствии с уровнем, статусом в системе – это иерархия. У каждого уровня – специфическая функция, здесь ранги -> знать (высший слой) и простой народ -> пример: средневековая Европа -> сословное общество (+ касты в Индии). 4. Функциональная -> самая сложная дифференциация – характерна для современного общества. У каждого отдельного элемента – своя функция -> совокупность взаимозависимости и независимости. Но повышается уязвимость -> если функция выполняется плохо – система может разрушиться -> от дифференциации политической системы – появляется государство; от дифференциации хозяйства – рынок; от дифференциации семьи – малые семьи -> происхождение уже не играет значительной роли. «Язык» функциональной системы – код – способ отделения элементов системы от элементов, которые системе не принадлежат -> каждая система выполняет лишь собственную функцию, у каждой системы свой код. Функциональная дифференциация – лишь форма современного общества, в нем сохраняется и сегментация и стратификация и центр – периферия. Проблемы, порождаемые функциональной дифференциацией -> функциональная система не в состоянии обеспечить того, что необходимо для общества в целом + система не может выбрать код, который умеет представить проблему адекватным образом + проблемы во внешней среде порождают слишком большой и, одновременно с этим, слишком малый резонанс о функциональных системах. Пример: экологический кризис промышленность не стремится снизить загрязнения воздуха и т. д.). Недостатки подхода Т. Парсонса: Во-первых, в нем нет места для самонаправленности, а, по Луману, способность общества обращаться к себе – центральная для нашего понимания его как системы. Во-вторых, Парсонс не признает случайность. В результате Парсонс не может адекватно анализировать современное общество как таковое, поскольку не думает, что оно могло быть другим. |