Главная страница
Навигация по странице:

  • Три фундаментальных периода

  • Концепция радикализированного модерна Э. Гидденса (вопросы 23, 28, 29)

  • Личность и трансформация идентичности.

  • «внутреннюю жизнь» человека и его идентичность

  • Главная черта радикализированного модерна - РЕФЛЕКСИВНОСТЬ. Теория позднего модерна Ю. Хабермаса (вопрос 12, 22, 30) Обращаясь к теории модерна

  • «овеществления» и «культурного обеднения»

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница27 из 58
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   58

    Теории модерна в современной социологической теории.




    Под эпохой модерна и соответственно под обществами эпохи модерна понимаются общества, оформившиеся в последней трети XVIII в. как общества промышленные, капиталистические, правовые, демократические, национально-государственные.

    Три фундаментальных периода:

    Каждый из трех периодов развития модерна сопряжен с тремя промышленными революциями.

    — I период: конец XVIII — начало ХХ в. (изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта)

    — II период: начало ХХ в. — 70-е гг. ХХ в. (массовое производство и массовое потребление)

    — III период: 70—80-е гг. ХХ в. — начало XXI в. (информационная революция)
    В рамках академической социологии были созданы теории современного общества, включающие их внутреннюю соотнесенность как с модерном, так и с разработанными в рамках постмодернистской социологии тезисами постмодерна. Результатом соответствующих разработок стал совершенно определенный диагноз - современность следует характеризовать как поздний, радикализированный модерн.

    К данным теориям относятcя:

    • Концепция радикализированного модерна Э. Гидденса

    • Теория позднего модерна Ю. Хабермаса.


    Концепция радикализированного модерна Э. Гидденса (вопросы 23, 28, 29)

    Гидденс характеризует современное нам состояние общества как радикализированный модерн, отвергая тем самым его понимание как постмодерна. По его представлению, постмодерн еще только предстоит реализовать. Он выражает надежду, что это будет более благоприятное для человечества социальное состояние, в котором позитивные моменты модерна получат более полное и последовательное развитие, а негативные будут по возможности смягчены и минимизированы. Как видно из изложенного, анализируя общество модерна, Гидденс остается верен методологическим принципам, заложенным в его теории структурации.

    Гидденс выявляет три основные черты, которые определяют характер общества модерна и особенно его новейшей фазы – современного общества конца XX в.:

    1. Возросшая скорость изменения и протекания всех процессов. Особенно это касается технологии.

    2. Сфера изменения. Различные районы мира социально и информационно втянуты в самое тесное взаимодействие друг с другом.

    3. Символическая и экспертная природа современных институтов.

    Все три черты внутренне взаимосвязаны.

    Личность и трансформация идентичности. Существует связь между глобализующимися тенденциями модерна и трансформацией интимности.

    Трансформация идентичности – конструирование Я, выбор своей идентичности, «мы являемся тем, что мы сами из себя создаем». Процесс глобализации модерна трансформирует «внутреннюю жизнь» человека и его идентичность. Рефлексивный проект Я индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых абстрактными системами, с помощью экспертного знания. Эмоциональное преодоление прошлого и осмысленное прогнозирование будущего.

    Главная черта радикализированного модерна - РЕФЛЕКСИВНОСТЬ.
    Теория позднего модерна Ю. Хабермаса (вопрос 12, 22, 30)

    Обращаясь к теории модерна, Хабермас особо подчеркивает значимость двух тезисов:

    1) расчленение "системы" и "жизненного мира" является необходимым условием для перехода от статусно-стратифицированных обществ европейского феодализма к экономическим классовым обществам раннего модерна. При этом система представляет собой формально организованные сферы действия в области экономики и политики (хозяйство и государство), а жизненный мир структурируется коммуникативно как частная и общественная сфера.

    2) капиталистический образец модернизации характеризуется тем, что символические структуры жизненного мира под воздействием императивов подсистем хозяйства и государства, становящихся через такие символические средства обмена, как деньги и власть, самостоятельными, искажаются или овеществляются. Капиталистическая модернизация следует образцу, в соответствии с которыми формальная рационализация через сферы экономики и государства проникает и в другие, коммуникативно-структурированные сферы, приобретая здесь преимущество за счет морально-практической и эстетико-практической рациональности и вследствие этого вызывает нарушения в символическом воспроизводстве жизненного мира.

    Прогрессирующе рационализируемый жизненный мир одновременно и освобождается, и попадает в зависимость от экономики и государственного управления. Зависимость проявляется в "опосредовании" "жизненного мира" "системными императивами". Зависимость может принимать социально-патологические формы "внутренней колонизации".

    Патологии (их причина – правила функционирования системы переносятся в сферу ЖМ).

    - Хозяйственная подсистема навязывает потребителям свои императивы => консумизм (движение потребителей за права), собственнический индивидуализм, установки на достижение и конкуренцию.

    - Коммуникативная практика рационализируется в пользу утилитаризма => гедонизм.

    - Общественность попадает под господство административной системы => возможности целенаправленного формирования массовой лояльности.

    - Коммуникативная инфраструктура (область культуры, традиций, морали): угроза «овеществления» и «культурного обеднения».

    (объяснение) Колонизация ЖМ: императивы автономных подсистем, сбросив идеологические покровы, завоевывают, подобно колонизаторам, пришедшим в первобытное общество, жизненный мир извне и навязывают ему процесс ассимиляции. При этом рассеянные осколки культуры периферии не складываются в целостную картину, позволяющую ясно представить сущность игры, в которой участвуют метрополии и мировой рынок.
    ИТОГ: образ модерна:

    • рационализация жизненного мира через переориентацию на деньги и власть;

    • вычленение хозяйства и государства как систем, для которых жизненный мир становится "окружающим миром";

    • значительная динамика экономического роста, с одной стороны, автономизация управления в бюрократическо-социалистических обществах -- с другой;

    • возникновение неравновесий и кризисов в системах;

    • возникновение вследствие этого патологий жизненного мира: овеществление коммуникативных отношений в капиталистических обществах и ложная демонстрация коммуникативных отношений в социалистических обществах!


    1. 1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   58


    написать администратору сайта