История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
Скачать 1.16 Mb.
|
Постклассовые теории социального изменения и социальной революции.Одними из основных социологических идей и теорий, зафиксировавшие «слом» 1960 – 1970-х годов явились современные социологические теории социальной стратификации, неравенства и конфликта, теории новых социальных групп (Р. Дарендорф («Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе», 1957 г.), Р. Милибэнд («Государство в капиталистическом обществе», 1969 г.) и другие постклассовые теории. Теории «конца трудового общества». Современные социологические теории социальной стратифкации, неравенства и конфликта, теории новых социальных групп (Р.Дарендорф, К.Оффе). Ральф Дарендорф (1928-2009). Общество испытывает непрерывные изменения. Разногласия и конфликты в каждой точке социальной системы, многие элементы в обществе вносят дезинтеграцию. Отсюда, постоянное столкновение интересов, но с его точки зрения, общество имеет две грани (конфликта и согласия) и социологическую теорию поэтому следует разделить на две части – теорию конфликта и теорию согласия. Теоретики согласия должны исследовать ценностную интеграцию в обществе, а теоретики конфликта – изучать столкновения интересов и принуждение, которые объединяют общество перед лицом этих конфликтов. Дарендорф признавал, что общество не может существовать как без конфликта, так и без согласия, которые являются предпосылками друг для друга. Конфликтная модель общества Термин «теория конфликта» появляется в работе Л. Козера в 1956 г. позже в работе Дарендорфа «классы и классовый конфликт в индустриальном обществе». Дарендорф рассматривал работы Маркса и Вебера. Критиковал Маркса: классовый конфликт частный случай группового. Класс определяется не по отношению к производству и собственности, а по отношению к разделению и господству. Власть порождает конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания. С точки зрения этой модели общество сплачивается не посредством консенсуса, а с помощью принуждения, не через всеобщее согласие, а путем контроля одних над другими. Конфликт вездесущ, так как насилие встречается повсюду, где люди объединены в общество. Конфликт – это универсальный социальный факт и необходимый элемент социальной жизни. Источник систематических социальных конфликтов – отношения господства, принуждения и подчинения. Далее – уходят классы, общества строят индивиды. П.Бурдье (вопрос 24). Классы «на бумаге» Бурдье в работе «Социология социального пространства» рассматривал классы как «классы на бумаге». Этот класс на бумаге имеет теоретическое существование. Это всего лишь формальные признаки, по которым ученые пытаются выделить классы в обществе, и классы эти оказываются всего лишь совокупностями разных единиц, ничем кроме этого формального признака не объединенными. Бурдье предлагает нам рассматривать классы и группы как совокупности людей, которые в силу общности и схожести исторических условий существования и социализации обладают гомологичными, схожими габитусами. Габитусы в таком случае однородны, похожи, и позволяют устанавливать взаимодействие, взаимное приспособление, коллективное действие. В рамках одного такого класса габитусы конкретных людей в силу индивидуальных социальных исторических ситуационных траекторий несколько различаются Габитус (получается в результате продолжительного опыта) – это ментальные когнитивные структуры, посредством которых люди действую в социальном мире. У людей есть схемы, через которые они воспринимают, понимают, оценивают мир => производят практики, воспринимают и оценивают их. Это продукт категоризации структур социального мира. Он приобретается в результате длительного занятия определенного положения в социальном мире. Габитусы различаются в зависимости от позиции субъекта => у людей с аналогичными позициями сходные габитусы. Имеющийся в каждое конкретное время габитус создается на протяжении коллективной истории (индивидуальный габитус – индивидуальная история, но в контексте всей социальной истории). Люди могут иметь и несоответствующий габитус (пример: человек, ведущий аграрный образ жизни, отправлен на Уолл-Стрит, ему будет трудно). Габитус порождает социальный мир и одновременно сам порождается им. Связующее звено между габитусом и социальным миром – практика. Через практику создается габитус + в результате практики создается социальный мир. Габитус не меняет мышление и выбор действий индивидов, он только «предлагает», что людям думать и какие поступки совершать => габитус дает людям жизненные альтернативы, люди руководствуются «логикой практики». Мы не осознает габитус, но он проявляется в наших действиях. Гидденс (вопросы 23, 28, 29): классы – потенциальная структурная возможность, позиция. Гидденс стремился показать, что классы следует воспринимать не как какие-то уже готовые группы. Классовые отношения - это скорее базис для формирования групп, "структурирующая" основа для определения групповой принадлежности Герберт Маркузе (1898-1979). «Одномерное общество» вызвало к жизни структуру чисто физиологических реакций, потребностей и влечений. Принципы и нормы, установки и правила этого общества перестали восприниматься как навязанные извне, противостоящие человеку, искажающие его природу. Человек уже не ощущает их как свое «отчуждение», так как доведенные до автоматизма привычным и стереотипным поведением, они, естественно, воспринимаются как нечто желанное. И если бы «отчужденные» формы деятельности и поведения вдруг исчезли, то почувствовавший неполноту и ущербность своего существования человек постарался бы вернуть их, чтобы они снова организовали и структурировали его жизнь, вернув привычно-неосознаваемый, но все-таки реальный смысл. Таково не только «одномерное общество», таковы «одномерная культура» и «одномерное мышление». По Маркузе, научно-технический прогресс – институт подавления культуры, сфера технического подавляет сферу духовного. Технология завела современное общество в тупик тоталитаризма. Средство установления власти одних людей на другими – подавление индивидуальности. Революцию должны претворять в жизнь индивиды, «свободные от потребностей и интересов господства и порабощения», иначе «потребность в господстве и порабощении перейдет в новое общество… Критика высокоиндустриализированного общества: Первой силой, стоящей в оппозиции к капитализму, по мнению Г. Маркузе, являются беднейшие слои населения, безработные, угнетенные национальные и расовые меньшинства и т. п. Они существуют вне «демократического» порядка, для них ликвидация бесчеловечных, невыносимых буржуазных отношений и институтов является насущной, жизненной необходимостью. Вторую подлинную революционную оппозицию капитализму он видит в национально-освободительном движении в «отсталых» странах, в борьбе колониальных и полуколониальных народов. Именно здесь, в обширных районах «третьего мира», по мнению Маркузе, совпадают два исторических фактора революции: объективный – в лице преимущественно сельскохозяйственного и зарождающегося промышленного пролетариата – и субъективный, представленный фронтами национального освобождения и партизанами. Вследствие этого борьба народов «третьего мира» представляет наибольшую опасность для мировой системы капитализма; их оппозиция потрясает систему извне и поэтому неотвратима Третьей силой оппозиции, по Маркузе, являются отторгнутые буржуазной цивилизацией интеллектуалы: интеллигенция, студенчество. Они обладают высоким политическим сознанием и воплощают в себе субъективный фактор революции в развитых капиталистических странах. Главным же «симптомом революции», еще и еще раз подчеркивает Г. Маркузе, является национально-освободительное движение. В сравнении с ним, например, радикализация интеллигенции, особенно студенчества, – «весьма незначительное событие». Турен (вопрос 3): Социальные движения как форма репрезентации групповых социальных интересов. В 70-х годах в социологии в рамках теорий постиндустриализма появилось утверждение о том, что современный социальный конфликт локализуется в сфере распределения, а не производства. В силу этого следует отказаться от концепции класса и классовой системы социальной дифференциации и предложить другую. Характеристики классовой структуры постиндустриального общества: Во-первых, это понятие социального класса, которое применяется при анализе отношений власти и доминирования в обществе в целом. Во-вторых, это понятие групп социального интереса, используемое при анализе отношений внутри организаций и коллективов. В-третьих, это понятие группы давления, которое применяется при исследовании конфликтов в сфере потребления и имеет слабое отношение к политическому действию. Принятие подобной социальной стратификации позволяет Турену утверждать, что "рабочий класс во все большей степени замещается федерацией групп социального интереса, а группы, организованные для защиты локальных или региональных интересов, – традиционные примеры групп давления – становятся видом класса. Таким образом, по Турену происходит фрагментирование во всем конфликт смещается в сферу потребления à конфликт с общественным устройством в целом. Т.Р. Гарр: теория революции Теория революции как один из подпроцессов социального изменения. Социальные революции наиболее вероятны в случае, если недовольство интенсивно и широко распространено как среди элиты, так и в массах в результате относительного или абсолютного ухудшения ряда социально-экономических условий. Непосредственно следует ряд беспорядков и заговоров. В более длительном периоде продолжается рост способности революционеров к организации и насилию. По мере достижения паритета указанных способностей между революционерами и режимом вероятность масштабного, продолжительного и интенсивного политического насилия («внутренней войны») резко возрастает. Концентрация революционеров на периферии, недоступной контролю со стороны центральной власти, содействует росту поддержки со стороны гражданского общества и легкости предоставления иностранной военной поддержки, что в свою очередь усиливает революционеров. Особым смыслом Т. Р. Гарр наделяет три понятия: относительная депривация; потенциал политического насилия; фрустрация. Относительная депривация – напряжение, возникающее вследствие различия между «нужно» и «есть», что побуждает людей к политическому насилию против тех, кого они считают олицетворением данной депривации. Потенциал политического насилия – масштаб и интенсивность склонности членов социальной группы к насилию над другими. Фрустрация – разрыв между тем, что люди хотят и тем, что они получают, именно недовольство таким положением вещей становится причиной актов политического насилия. Концепция относительной депривации свидетельствует о недовольстве широких слоев населения собственным статусом, условиями жизни и отсутствием средств для удовлетворения растущих потребностей. Вследствие этого, формируется убеждение, что они заслуживают лучшего, а политические условия не в состоянии им это гарантировать, поэтому единственным вариантом социально-политических изменений является насильственная борьба. Чем выше уровень лишений в рамках определенной системы, тем выше уровень фрустрации в обществе, который влияет на рост уровня политического насилия. Такая фрустрация и психологическое лишения включают в себя: а) политическую дискриминацию; б) экономическое неравенство; в) потенциальный сепаратизм; г) зависимость от иностранного капитала; д) религиозные расколы; е) отсутствие доступа к образованию. |