Главная страница
Навигация по странице:

  • Смыслы социальной жизни: культурсоциология. (2003) В первой главе

  • Социология культуры

  • Слабые программы. 1.Бирмингемская школа

  • Минусы, черты слабой программы

  • 2.Пьер Бурдье (вопрос 24) Минусы, черты слабой программы

  • 3.Фуко, постструктуралистская и постмодернистская программы. Минусы, черты слабой программы

  • 4. Исследования, посвященные «производству и восприятию культуры» . Минусы, черты слабой программы

  • Шаги по направлению к сильной программе.

  • структуралистская герменевтика

  • Нарративный подход обеспечивает культурную автономию

  • История и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория и теория социологии 4 Сетевые теории общества в социологии конца xx века. 4
    Дата16.04.2021
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаGOS_2020.docx
    ТипДокументы
    #195259
    страница14 из 58
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   58

    Структурная герменевтика (культурсоциология) Дж. Александера.



    Джеффри Александер «Теоретическая логика в социологии» (1972), Смыслы социальной жизни: культурсоциология  (2013); «Культурная травма и коллективная идентичность» (Статья, 2012) – основатель «культурсоциологии» и «культурсоциологического метода».
    Вводное

    Неофункционализм – это реконструкция теоретической традиции, заложенной Т.Парсонсом. Неофункционалисты пытаются учесть ту критику, которая выдвигалась против функционалистского направления в 60-70-е годы.

    В интерпретации Александера неофункционализм уделяет примерно равное внимание социальному действию и социальным структурам.

    В книге "Неофункционализм и после него" (1998) говорит, что больше не хочет ассоциироваться с неофункционализмом.

    Он приступает к разработке культурсоциологии. Культура должна стать новым центральным пунктом социологической теории.

    Суть культурсоциологии – в нахождении и исследовании "культуральных структур", под которыми понимаются внутренние, латентные, неосознаваемые механизмы деятельности людей, сформированные в контексте устойчивых смыслов социальной жизни.
    Смыслы социальной жизни: культурсоциология. (2003)

    В первой главе, которая называется "Сильная программа культурной социологии. Элементы структурной герменевтики", автор строит основные контуры этой программы. В ней, прежде всего, решается задача разделения "культурной социологии", которой соответствует "сильная программа", и "социологии культуры", которой соответствует "слабая программа". Оба подхода признают важность культуры в обществе, между ними много общего, но их сходства являются только поверхностными.

    Социология культуры предполагает культуру чем-то внешним, отделенным от доминирующего смысла и объясняет ее из "тяжелых" переменных, как нечто "мягкое", зависимое, а не как действительно независимую переменную. Классический период (до 1960-х) социальной теории культуры, включающий социологии Вебера, Дюркгейма, Маркса, Парсонса, Миллса и других, а также коммунистов и фашистов, характеризуется автором как время "слабой программы" лишь с некоторыми "проблесками" сильной программы. Но и в современной культурной теории (после 1960) он насчитывает по меньшей мере четыре типа "слабой программы": Бирмингемская школа, П.Бурдье, М. Фуко и теория "производства и потребления культуры".

    Слабая программа остается доминирующей в социологических исследованиях культуры современного периода, но в нем возникает тенденция культурной социологии, "сильной программы".

    Признание в культурной социологии автономности культуры оценивается Александером как "единственное наиболее важное качество сильной программы". Культура есть внутренний жизненный текст, а не внешнее окружение действия. Поэтому необходимая автономия культуры и текстуальность социальной жизни составляют две аксиомы сильной программы, которые соединяются с третьим императивом, устанавливающем конкретные (семиотические) механизмы, через которые культура делает свою работу.

    Культура в этом понимании становится такой же объективной структурой, как и любой более материальный социальный факт.

    Сильная программа подчеркивает центральную роль смыслозначимых текстов, широкий социальный контекст не игнорируется в ней, а рассматривается как институты и процессы, которые преломляют культурные тексты смысловым образом.

    Тем самым, сильную программу культурной социологии, настаивающей на автономности культуры можно характеризовать как плюралистическую, не исключающую автономности других социальных факторов, и как междисциплинарную, синтетическую, объединяющую несколько научных подходов.
    Слабые программы.

    1.Бирмингемская школа (Пол Уиллис (1977), «Усмирение кризиса» Стюарт Холл, Чез Критчер, Тони Джефферсон, Джон Кларк, Брайан Робертс (1978) – этнографические исследования, школьники, хулиганство).

    Минусы, черты слабой программы:

    - неспособность взяться за проблему культурной автономии и уйти от проекта социологии культуры западного марксизма (элиты артикулируют дискурс в целях гегемонии, либо дискурсы укоренены в отношениях власти).

    - не раскрывает механизмы, посредством которых культура связывается с социальной структурой и действием.

    - недостает методологической строгости

    2.Пьер Бурдье (вопрос 24)

    Минусы, черты слабой программы:

    - культура, действующая через габитус, выступает как зависимая переменная

    - не раскрывает механизм обеспечения социального воспроизводства, влияния габитуса на стратификацию

    - согласно Бурдье, в классовой системе стратификации для господствующих групп необходимо обладать собственным легитимным культурным кодом, т.е. культура предоставляет стратегический ресурс, внешнюю среду действия, а не текст, формирующий мир имманентно. Люди пользуются культурой, но не проявляют к ней большого интереса.

    3.Фуко, постструктуралистская и постмодернистская программы.

    Минусы, черты слабой программы:

    - власть и знание слиты воедино; редукционистская логика, где дискурсы гомологичны институтам, потокам власти и технологиям; такая привязка дискурса к социальной структуре не дает возможности понять, как автономная сфера культуры формирует социальную жизнь.

    4. Исследования, посвященные «производству и восприятию культуры» .

    Минусы, черты слабой программы:

    - ставит в центр процесса производства культуры стремление к власти, доходу, престижу; восприятие культуры определяется социальным положением.

    - цель анализа – не в том, чтобы раскрыть воздействие смысла на формирование социальной жизни и идентичностей, а в том, чтобы рассмотреть, как социальная жизнь и идентичности ограничивают потенциальные смыслы.

    Слабые программы остаются доминирующими в современных соц. исследованиях. 90-ые годы – возрождение «культуры» в американской социологии. Но ряд слабых программ сохраняет свое влияние.
    Шаги по направлению к сильной программе.

    В социологических исследованиях культуры по-прежнему преобладают слабые программы, которые характеризуются своего рода комбинацией герменевтической недостаточности, противоречивого отношения к понятию культурной автономии и плохо определенных, абстрактных механизмов, с помощью которых культура могла бы быть укоренена в конкретном социальном процессе.

    Первый шаг в построении сильной программы - это собственно герменевтический проект плотного описания Клиффорда Гирца:

    Плюсы:

    - культура представляет собой насыщенный и сложный текст, оказывающий тонкое упорядочивающее воздействие на социальную жизнь; культура как сети значимости, направляющие действия. Культура должна быть прочитана как текс.

    - признание культурной автономии.

    -указывает на необходимость поместить объяснение смысла в центр интеллектуальной программы.

    Минусы:

    - Конкретные механизмы, через которые сети смысла влияют на действие в определенной ситуации, редко описываются достаточно ясно; нет отчетливого понимания социальной структуры и институциональной динамики.

    - нежелание соединить интерпретационный анализ с общей теорией; локальное объясняет локальное; цель анализа – это собрать их и смоделировать образец культурного текста в конкретной ситуации.
    Поэтому герменевтика Гирца должна быть дополнена структуралистским подходом (вклад Леви-Стросса): синтез лингвистического (Соссюр) и социологического (Дюркгейм, Мосс) подходов.

    Структуралистский подход:

    - признает автономию и центральное значение смысла

    - обеспечивает движение по направление к общей теории, которого избегает Гирц
    По Александеру, структуралистская герменевтика является наилучшим направлением развития. Основополагающая идея - попытка понять культуру не просто как текст, но как текст, основанный на знаках и символах, находящихся в упорядоченных отношениях друг с другом. Культура в этом понимании становится такой же объективной структурой, как и любой более материальный социальный факт.

    Нарративный подход обеспечивает культурную автономию.

    Разные формы нарратива подразумевают определенные последствия для социальной жизни (Трагедия может породить фатализм (Jacobs, 1996) и отказ от гражданской вовлеченности, Комедия и любовный роман, напротив, порождают оптимизм и социальную включенность, ирония представляет собой мощный инструмент критики авторитетов).

    Хотя осмысленные тексты занимают центральное место в сильной программе, широкие социальные контексты не игнорируются. Они рассматриваются как институты и процессы, отражающие культурные тексты.

    Вывод.

    Сильная программа: структурализм+герменевтика. Первый предоставляет возможности для построения общей теории, предсказаний и утверждения автономии культуры.

    Герменевтика позволяет исследовать текстуру и характер социальной жизни. Если дополнить это вниманием к институтам и акторам как к каузальным посредникам, мы получим основания для сильной культурсоциологической традиции.

    Но Александер допускает и попытки посмотреть на культуру с других точек зрения, поскольку считает, что социология должна поддерживать теоретический плюрализм.

    1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   58


    написать администратору сайта