Главная страница

Основы медиации. Медиация лекция. Каким же образом люди разрешают конфликты


Скачать 3.72 Mb.
НазваниеКаким же образом люди разрешают конфликты
АнкорОсновы медиации
Дата01.08.2022
Размер3.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМедиация лекция.pdf
ТипДокументы
#638949
страница46 из 46
1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46
«эмоциональная свобода» − мы принимаем полную ответственность за свои чувства, намерения и действия, но не за чувства других, осознавая при этом, что мы не можем удовлетворять свои потребности за чужой счет.
Эмоциональная свобода дает ясное осознание того, в чем мы нуждаемся, и в то же время дарит заинтересованность в удовлетворении потребностей других людей.
Мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые идентифицируем. Важна сама формулировка потребности, которая является причиной чувства, необходимо распознать потребность другого и спросить:
«Я вижу, как ты отводишь взгляд, когда я говорю, а ты говоришь тихо, поэтому я ничего не слышу (наблюдение). Я чувствую себя неловко
(чувство), потому что нуждаюсь в зрительном контакте».
«Я не видел твоего имени в признанных. Ты чувствуешь себя обиженным из-за отсутствия оценки, которую заслуживаешь?»
То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, но не является причиной наших чувств, то есть мы ответственны за то, каким именно чувствам даем ход в ответ.
Когда кто-то адресует нам негативное сообщение, у нас есть четыре способа воспринять его: обвинить себя; удар по нашему чувству собственного достоинства, потому что вызывает чувство вины, стыд и депрессию; обвинить других; обвиняем говорящего, чувствуем гнев; ощутить наши собственные чувства и потребности; сосредоточивая
внимание на наших чувствах и потребностях, мы приходим к осознанию, что ощущение нанесенной обиды следует из желания, чтобы окружающие больше ценили наши усилия; ощутить чувства и потребности, скрытые в негативном сообщении другого человека. Мы скорее примем ответственность, а не станем обвинять других в наших чувствах, если осознаем собственные потребности, желания, ожидания, ценности или мысли.
Скрытие ответственности за свои чувства:
Использование безличных местоимений, таких как «это» или «что»:
«Опечатки в наших рекламных брошюрах − вот что приводит меня в бешенство». «Это меня страшно раздражает».
Утверждения, в которых упоминают только действия других людей:
«Если вы не позовете меня на свой день рождения, я очень расстроюсь».
«Мама расстраивается, когда ты не доедаешь то, что на тарелке».
Использование выражения: «Я чувствую (испытываю некую эмоцию), потому что...» − перед каким-либо обозначением другого человека, существительным, именем или личным местоимением, кроме местоимения
«я».
Соединяйте ваши потребности: «Я чувствую ... , потому что я ...».
Пример: «Мама расстраивается, когда ты оставляешь куски на тарелке, потому что она хочет, чтобы ты рос сильным и здоровым».
Способы выражения просьб
Использование языка позитивных действий: следует формулировать то, в чем мы нуждаемся, а не то, что нам не нужно.
ОШИБКА: определить исключительно то, чего я не хочу делать, не выяснив, что я хочу сделать вместо этого.
Просьба должна быть сознательной: чем яснее мы выражаем то, что хотим получить в ответ от другого человека, тем вероятнее то, что нашим потребностям пойдут навстречу.

Просьба о воспроизведении: принятое сообщение не всегда совпадает с тем, которое мы послали.
Просьба о честности: после того, как мы открыто высказались и убедились в том, что нас поняли, мы часто хотим узнать реакцию другого человека на то, что мы сказали.
Если мы проявляем уязвимость, то нам хочется узнать:
А. Реакцию слушателя. Б. Мысли слушателя.
В. Намерения: захочет ли он совершить конкретное действие.
Как просить у группы: когда мы обращаемся к группе, не уяснив, какого отклика ждем, частым следствием этого бывают непродуктивные обсуждения.
Просьбы или требования?
Просьбы могут звучать как требования, если вместе с ними не высказываются чувства и потребности.
Просьбы воспринимаются как требования, когда другие считают, что за неподчинением последует обвинение или наказание.
Мы демонстрируем, что просим, а не требуем, как раз тем, как реагируем на отказ подчиниться нам.
Определение цели просьбы: чем яснее для нас наши желания, тем выше вероятность их осуществления (хотим искренность или действие).
Формулирование просьб с помощью ясных, утвердительных, конкретных высказываний, описывающих конкретные действия, демонстрирует наши настоящие желания.
Примеры выражения просьбы позитивным и негативным языком представлены в таблице 1.
Таблица 1 − Выражения просьбы позитивным и негативным языком
Нежелательная фраза (негативный язык, выражение просьбы через отрицание, перечисление
Рекомендуемый вариант перефразирования
(позитивный язык)
нежелательных действий)
«Мне не хотелось бы, чтобы Вы … - указание на действие человека, которых мы не хотим в своем общении»
«Мне хотелось бы, чтобы Вы
… - указание на действия, которых мы ожидаем от человека»
«Насколько я понял, вы не будете возражать, если будет сделано ….»
Варианты абстрактного и конкретного выражения просьбы представлены в таблице 2.
Таблица 2 − Абстрактное и конкретное выражение просьбы
Абстрактное выражение просьб
Конкретное выражение просьб
Мне хотелось бы, чтобы Вы были более откровенны и внимательны
Мне бы хотелось, чтобы Вы высказали свое мнение о моем поступке
Я мечтаю жить лучше
Я мечтаю зарабатывать вдвое больше, чем сейчас
Вам стоит оптимизировать свою структуру и активизировать деятельность
Вам стоит упразднить одно структурное подразделение, сократить численность сотрудников на 10% и запланировать больше мероприятий на этот год
3. Жизнеотчуждающее общение и сила эмпатии

Определенные способы общения уводят нас в сторону от естественного состояния сопереживания. Отчуждающее общение скрывает осознание того, что каждый несет ответственность за свои мысли, чувства и действия.
Перечень насильственных коммуникаций:
Требования, приказы. Угроза наказанием или чувством вины, если не в состоянии подчиниться.
Указание на то, что «ты должен».
Слова, которые воспринимаются как приговор, диагноз, ярлык, осуждение.
Упрек, обвинение.
Предупреждение, предостережение, угроза, шантаж.
Моралистические суждения. Подразумевается неправота и испорченность людей, действующих не в согласии с нашими ценностями. Осуждение с точки зрения морали тех людей, поведение которых не соответствует нашей системе ценностей.
Анализ другого человека. Трагическое выражение наших собственных ценностей и потребностей. Трагично, потому что усиливает защитную реакцию и сопротивление людей, либо люди соглашаются из страха, чувства вины и стыда (уменьшение доброй воли).
Ценностные суждения – отражают наши убеждения относительно того, как лучше служить жизни. «Насилие – это плохо».
Моралистические суждения – выдвигаются в адрес людей и способов поведения, которые не отвечают нашим ценностям. «Люди, которые убивают других, – злые».
Готовые решения, подсказки, советы.
Обзывание, высмеивание, подшучивание, сарказм.
Догадки, интерпретация, выспрашивание.
Обобщения («все», «никто», «всегда», «никогда»).
Уход от разговора, молчание.
Слова, не оставляющие выбора.
Сравнение (форма суждения). Блокирует сострадание в отношении
самих себя и других.
«Кто чего заслуживает». Подразумевает «порочность» тех людей, которые ведут себя определенным образом, и призывает к наказанию, которое заставило бы их раскаяться и изменить свое поведение. Важно, чтобы люди менялись не в попытках избежать наказания, а потому что считают изменения полезными для себя.
Отказ от ответственности.
Сила эмпатии
Исцеляющая эмпатия. Тяжело проявлять сочувствие по отношению к тем, кто кажется наделенным большей властью, статусом, ресурсами.
Эмпатия и способность быть уязвимым:
Чем больше эмпатии мы проявляем к другой стороне, тем в большей безопасности мы себя чувствуем.
Мы «многое говорим», слушая чувства и потребности других.
Эмпатия для нейтрализации угрозы:
Вместо того, чтобы говорить разъяренному человеку свое «НО», проявите эмпатию.
Прислушиваясь к человеческим чувствам и потребностям, мы перестаем видеть в людях чудовищ.
С эмпатией принимать отказы: проявление эмпатии к чужому
«нет» позволяет не принимать отказ близко к сердцу.
Эмпатическое восприятие: с эмпатией прислушиваться к чувствам и потребностям, которые скрываются.
Эмпатия – способность присутствовать. Эмпатия позволяет оставаться уязвимыми, снижать опасность агрессии, слышать слово «нет», не воспринимая его как личностное отвержение, слышать чувства и потребности, выражаемые молчанием.
Люди могут преодолеть парализующее влияние душевной боли, когда устанавливают достаточно глубокий контакт с кем-то, кто может с эмпатие услышать их.

4. Полное выражение гнева и применение силы для защиты
Обвинение и наказание других – это внешнее проявление гнева.
Насилие проистекает из убеждения, что другие причиняют нам боль и поэтому заслуживают наказания. Когда мы слышим чувства и потребности других, мы признаем нашу общую человечность.
Отделение стимула от причины
Избавить другого от нашей ответственности за гнев.
Мы никогда не злимся из-за слов или действий других.
Причина гнева в нашем мышлении – в осуждающих и обвиняющих мыслях.
Пошаговое выражение гнева
Шаг 1. Сделайте паузу. Дышите. (Удерживаемся от наказания другого человека).
Шаг 2. Определяем мысли. (Это неправильно).
Шаг 3. Установить контакт со своими потребностями.
Шаг 4. Выразите свои чувства и неудовлетворенные потребности.
В основе защитного применения силы лежит намерение предотвратить травму или несправедливость. В основе применения силы с целью наказания лежит намерение причинить человеку страдания за то, что считается его проступками.
Сила для защиты. Предполагается, что люди вредят себе и другим в результате невежества. Важно обучить, а не наказывать.
Невежество – это: нехватка осознанности в наших действиях; неспособность увидеть способы удовлетворения наших потребностей без вреда для других; вера в то, что мы имеем право наказывать других или причинять боль, потому что они «заслуживают» этого; неадекватное мышление – воображаемые голоса, приказывающие убить.

Виды силы для наказания:
Телесное наказание: «Из-за страха телесного наказания дети перестают сопереживать».
Навешивание ярлыков и лишение привилегий.
Страх наказания заставляет: думать о последствиях, а не о наших ценностях; снижает веру в себя и доброжелательность; страдает самооценка и добрая воля.
2 вопроса: 1. Чего я хочу от этого человека? 2. Если этот человек выполнит мое желание, какие у него причины так поступить и приятны ли они для меня?
5. Стили общения
Язык Волка – язык персонажа, который хочет выяснить, кто же прав, кто будет вознагражден, а кто наказан. Язык Волка разрушителен, если ставится цель коммуникации. Это язык построения иерархии отношений. Это язык всевозможных табу. Когда Волк говорит, он классифицирует, оценивает, так говорят люди с нарушенными эмоциями. Волк обычно знает, что должны делать другие люди. («Это опасно», «Это неправильно», «Вы плохо соображаете», «Вы не можете работать»).
Язык Жирафа (самое большое сердце). Никого не оценивает и не навешивает ярлыков, но реагирует на то, что происходит. Жираф видит перспективу общения, им движет доброта и сила. Говорит ясно, отчетливо, прямо. Открытость к партнеру, дает увидеть, что творится в сердце.
Открывается жизни. При этом тоже могут быть проблемы:
Есть риск − потому, что открываешь себя.
Перестроиться трудно на Жирафа, если ты-Волк.
Переход на язык Жирафа требует наблюдения за изменением ценностей, на основе которых происходит общение. Язык Жирафа часто безмолвный: процесс в голове важнее того, что вылетает из рта. Словесная коммуникация вторична. Мы несем ответственность за все наши действия.
Другие люди не обязаны содействовать нам в наших целях. Волк скрывает ответственность, не несет ответственность за свои действия: «Приказали»,

«Так получилось».
Только мы отвечаем за наши действия и чувства (Жираф). Волк обвиняет за свои чувства: «Ты ответственен за то, что я чувствую», «Ты меня бесишь».
Когда мы говорим на языке Жирафа, то говорим и слышим только две вещи: «пожалуйста» и «спасибо». Суждения Волка выглядят как атака, а на самом деле это – «пожалуйста». Трагедия Волчьего языка в том, что эти люди ущемлены, говорят «пожалуйста» так, что это воспринимается как атака.
Для Жирафа нет Волков. Волки − это Жирафы с лингвистическими проблемами.

ЛИТЕРАТУРА
Аллахавердова О.В. Медиация-переговоры в ситуации кон- фликта: учебное пособие / О.В. Аллахавердова, А.Д. Карпенко. – СПб., 2010. – 178 с.
Кроули Д. Медиация для менеджеров / Д. Кроули, К. Грэм. –
МЦУПК, 2010. - 304 с.
Кэмп Д. Сначала скажите «нет». Технологии ведения перего- воров, которые профессионалы хотели бы от вас скрыть / Д. Кэмп. – М.: Добрая книга, 2010. – 272 с.
Лебедева М.Н. Технология ведения переговоров / М.Н. Лебе- дева. –
М.: Аспект-Пресс, 2010. – 192 с.
Паркинсон Л. Семейная медиация / Л. Паркинсон. – МЦУПК, 2010. –
400 с.
Пель М. Приглашение к медиации / М. Пель. – МЦУПК, 2009. – 400 с.
Сасскайнд Л. Менеджмент трудных решений в xxi веке / Л.
Сасскайнд, Ц.А. Шамликашвили, А. Демчук. – МЦУПК, 2011. – 208 с.
Унт И. Искусство ведения переговоров. Пошаговое руково- дство и технологии проведения коммерческих переговоров / И. Унт. – М.: Баланс
Бизнес Букс, 2005. – 152 с.
Шамликашвили Ц.А. Азбука медиации / Ц.А. Шамликашвили. –
МЦУПК, 2011. – 64 с.
Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процеду- ра урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компе- тентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации / Ц.А.
Шамликашвили. – МЦУПК, 2011. – 60 с
Интернет ресурсы: www.arbimed.ru www.bankir.ru/tehnologii/s/ombydsmen-protiv-mediatora-9409084/ www.consultant.ru/popular/gpkrf/ www.consultant.ru/popular/apkrf/ www.kpfu.ru/main_page?p_cid=8366&p_sub= www.mediators-tatarstan.ru www.psyinst.ru/seminar.php?id=946&d=2292 www.forum.lawnow.ru/viewtopic.php?f=28&t=241

1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46


написать администратору сайта