Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВОКАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВОКАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ

  • Основы медиации. Медиация лекция. Каким же образом люди разрешают конфликты


    Скачать 3.72 Mb.
    НазваниеКаким же образом люди разрешают конфликты
    АнкорОсновы медиации
    Дата01.08.2022
    Размер3.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМедиация лекция.pdf
    ТипДокументы
    #638949
    страница43 из 46
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46
    ТЕХНОЛОГИЯ НАРРАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ
    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ НАРРАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ
    Авторами нарративной модели медиации считаются Г. Бейтсон, С. Кобб и Д.
    Рифкин. Основной постулат модели: «Медиация - это повествование». Нарративная медиация противопоставляет себя классической модели, утверждая, что главное в медиации - не соблюдение структуры (процедуры), а продолжительное влияние друг на друга всех участников медиации, которое позволяет создать альтернативное восприятие проблемы.
    Ключевым понятием нарративной модели медиации является нарратив
    сконструированная человеком история. «Мы постоянно конструируем и постоянно создаем себя самих (самопроизводство) в манускрипте нашей жизни, нашей собственной истории, которая тесно переплетается и соседствует со сказками, мифами, архетипами, образами, символами и т.п.».
    Нарративный подход в медиации основывается на следующих идеях: человек живет в нарративах, то есть сконструированных им историях о своей жизни в целом, происходящих в ней событиях и отношениях с другими людьми; каждому событию человек присваивает определенный фрейм
    (рамку, смысл) под влиянием процессов интерпретации фактов; у каждого участника конфликта присутствует собственное представление о проблеме (свой фрейм); сдвинуть картинку с места сложно, так как участники из-за различных механизмов психологической защиты проявляют непреклонность, настойчивое повторение сказанного, нежелание изменить позицию; в процессе коммуникации происходит обмен сообщениями и естественный рефрейминг - некоторое изменение видения проблемы, переструктурирование информации о конфликте.
    В центре нарративной медиации многообразие и противоборство различных социокультурных нарративов, носителями которых становятся сообщества людей.
    Разные социальные группы и способы их жизни, следование которым дает людям ощущение собственной правоты, приводят к разногласиям и конфликтам. Нарративная медиация помогает людям осознать сложные социальные и культурные контексты, в которые вписана их жизнь, и которые лежат в основе противостояния, и открыть для себя новые возможности и пути изменения взаимоотношений.
    Нарративная медиация работает с историями, которые люди используют для того, чтобы придать согласованность своей личной и профессиональной жизни, взаимоотношениям с близкими людьми и с обществом. Нарративная медиация помогает людям преодолеть раскол, детерминированный конфликтом, путем работы с историями, в которые конфликт встроен, а не путем поиска «объективной истины». Нарративная медиация стремится помочь людям отыскать то, в чем они согласны.
    Нарративная медиация выступает с критикой классической медиации, основанной
    на идее, что люди мотивированы тем, чтобы удовлетворить свои личные интересы.
    Принимая это как данность, теория классической медиации основывается на концепции интереса, стремится помочь людям, вовлеченным в конфликт, найти базовый общий интерес, который раньше не был выявлен, чтобы стимулировать их разобраться с текущим конфликтом другим способом.
    Нарративная медиация не разделяет подход классической медиации, что то, чего люди хотят, и что вызывает конфликт, отражает их внутренние потребности или интересы. Нарративный подход опирается на идею, что люди конструируют конфликт, исходя из нарративного (социального) описания событий.
    С точки зрения нарративистов, конфликт возникает, когда люди считают, что другие нарушают их права - тогда они прибегают к гневу, жестокости, унижению, насилию, чтобы защитить то, на что они «вправе». На основе правовых притязаний люди в дальнейшем конструируют свои чувства, мысли и истории. При этом «ощущение себя вправе» предопределяется социальными дискурсами - гендера, расы, классовой принадлежности, инвалидности, уровня образования и т.п.
    Метафорично определяя отличие нарративной медиации от классической, авторы данного метода объясняют, что нарративная медиация движется «снаружи вовнутрь», а не «изнутри наружу». Взгляд «снаружи вовнутрь» обнаруживает, что конфликт - есть нечто происходящее в социокультурном контексте, где в социальной ткани сообщества соперничают разные смыслы, в то время как подход «изнутри наружу» рассматривает конфликт как порождаемый из внутренних интересов и потребностей, источаемых личностью.
    Технология нарративной медиации предполагает проведение коммуникации сторон через следующие этапы: экстернализация (экстернализирующая беседа) - отделение проблемы от личности, представление конфликта как внешнего по отношению к участникам медиации предмета исследования; картирование воздействия конфликта (проблемы) на человека - подробное описание влияния конфликта на каждую сторону и ее окружение; деконструкция доминирующей конфликтной истории (деконструирующее слушание) - отделение фактов от интерпретаций (нарративов), изучение социальных установок, детерминирующих восприятие событий данным человеком;
    поиск «уникальных эпизодов», которые не вписываются в персональную историю о конфликте, выстраивание на их основе альтернативной версии взаимодействия; складывание общего понимания конфликта и его возможного решения; поддержка новых нарративов; создание и использование различных форм документирования новой истории
    (письменного соглашения, писем медиатора сторонам, документированной беседы медиатора со сторонами).
    Особенности нарративного подхода к медиации: доминирующее положение историй и смыслов по сравнению с фактами; изучение истории конфликта в контексте дискурсов; четкое отделение истории конфликта от историй о взаимном уважении, понимании, мире и сотрудничестве; отделение людей от конфликта с помощью экстернализации; выявление и развитие альтернативных историй, которые сопровождают процесс разрешения конфликта.
    Роль медиатора в нарративной технике
    Нарративный медиатор, также как трансформативный, отказывается не только от экспертной директивности, но и от процедурной, руководствуясь принципом «медиатор должен не направлять процесс общения, а следовать в коммуникации за сторонами».
    Задача медиатора состоит в том, чтобы стать катализатором процесса рефрейминга. Он помогает сторонам выявить их нарративы, разделив факты и интерпретации, затем определить иную историю о причинах конфликта и предложить новые варианты взаимодействия.
    Нарративный медиатор отличается от трансформативного тем, что он занимает более активную позицию в управлении коммуникацией сторон. Нарративный медиатор не просто слушает нарративы людей, в повестке дня такого медиатора всегда присутствует задача изменения нарратива. Нарративный медиатор активно использует техники перефразирования, рефрейминга, постановки вопросов с целью сдвинуть коммуникацию в нужном направлении, изменить расставленные сторонами акценты.
    Такой медиатор целенаправленно помогает каждой стороне выстроить новый нарратив, который изменяет ее представление о себе как слабой или правой стороне.

    Основным приемом нарративной медиации выступает экстернализация конфликтной истории. В частности, было замечено, что для людей, захваченных длительным конфликтом, характерно придерживаться интернализирующего обвиняющего описания партнера - страдание, испытываемое участником конфликта, вписывается в рассказываемую им историю как порождаемое другой стороной, как ее намеренное желание причинить боль, как неотъемлемая негативная черта ее характера
    (например, оппонент описывается как одномерный, застревающий, ригидный, неспособный к развитию и компромиссу). Экстернализирующая беседа помогает отделить проблему от человека, сосредотачивает внимание на проблеме, как если бы она была внешним объектом или некоей персоной, которая воздействует на участников конфликта, но не отождествляется ни с одним из них.
    Техника экстернализации конфликта предполагает использование такого приема, как описание конфликта через присвоение ему самостоятельного наименования - например, «этот конфликт», «эта ситуация», «это недоразумение», «это горе», «это пренебрежение» и т.п.
    В нарративной медиации для того, чтобы выстроить новый контекст отношений, в котором на первый план выходят истории о взаимопонимании и сотрудничестве, используются следующие техники: экстернализация, деконструирующие вопросы, пересочинение.
    Экстернализация (вынесение во вне) – размещение проблемы вне человека.
    Проблема может быть персонифицирована – можно сказать, что у нее есть свои намерения в отношении человека и его жизни, свои умения и уловки. Экстернализации подвергается сам конфликт. Он рассматривается как самостоятельная сущность, обладающая намерениями, целями, видами на жизнь людей; у конфликта есть свои уловки, сильные и слабые стороны.
    Деконструирующие вопросы. Человек не является автором идей и принципов, которыми он руководствуется в жизни, они являются порождением определенного культурно-исторического контекста и способствуют порождению и воспроизведению определенных отношений власти, выгодных какой-то социальной группе, и угнетающих представителей другой социальной группы. Деконструирующие вопросы направлены на выяснение контекста идей, представляющихся универсальными и общезначимыми.

    Деконструкции подвергаются само собой разумеющиеся убеждения, лежащие в основе описаний мира, которые находятся в конфликте, а также
    «ощущение себя вправе» вести себя определенным образом, которое следует из этих убеждений. Деконструкция позволяет подвергнуть эти убеждения сомнению и даже опротестовать.
    Пересочинение – работа по выявлению исключений из доминирующей истории, того что они значат для человека (какие ценности и принципы они выражают), прослеживание истории возникновения и развития этих принципов и ценностей в жизни человека, выяснение, какие поступки в ближайшем будущем становятся возможными, если эти ценности и принципы будут в большей степени присутствовать в жизни человека.
    Из доминирующей истории о конфликте «выпадают» и остаются незамеченными эпизоды взаимного уважения, поддержки и сотрудничества. Это какие-то события, которые с точки зрения конфликтной истории невозможно было бы предсказать
    (например, разводящиеся муж и жена, которые постоянно ругаются между собой, перестают ругаться и сотрудничают, организуя новогодний праздник для детей).
    Нарративный медиатор, осуществляя совместно со сторонами пересочинение, помогает связать отдельные исключения из доминирующей истории, или уникальные эпизоды в осмысленную последовательность, в
    «противосюжет», который можно противопоставить истории о конфликте. Альтернативных историй может быть много, они создаются в сотрудничестве со сторонами, и они выбирают, что сработает именно для них. Актуализация множества возможных историй в медиации очень полезна, потому что конфликт не дает людям видеть возможности.
    Нарративная медиация, также как и трансформативная модель, предполагает внимательное отношение к прошлому сторон. Как указывают авторы нарративного метода, обращение к прошлому помогает проявиться временному измерению, в результате чего видение сторон становится более многомерным. Ритм и паттерн конфликта более четко воспринимается каждым из партнеров, когда у них появляется ясность в том, каким образом меняется динамика конфликта и происходит его эскалация.
    Кроме того, если называется момент появления конфликта, и прослеживается как он развивается, то у медиатора появляется возможность задать вопрос об опыте, который не вписывается в историю конфликта.

    Фазы проведения медиации в нарративной технике
    Для проведения медиации в нарративной технике может быть предложена следующая инструкция:
    Фаза 1. Описание проблемной истории
    Попросите рассказать суть истории проблемы.
    Расспросите стороны о последовательности развития конфликта и его последствиях в их жизни и жизни близких им людей:
    «Что происходило, когда конфликт появился в Вашей жизни?»;
    «Как вел себя оппонент, что говорил и делал?»;
    «Как конфликт побуждал Вас реагировать на слова и действия оппонента?»;
    «Как бы Вы могли назвать весь этот «порочный круг» во взаимодействии?»;
    «Как конфликт повлиял на Вашу работу, финансовое положение, на планы на будущее и мечты, на доверие к людям в целом, на сон и самочувствие, на способность отдыхать и получать удовольствие от жизни?»;
    «Как конфликт побуждает Вас думать, чувствовать, действовать?»;
    «Кого еще затронули последствия этого конфликта?»;
    «Как конфликт влияет на жизнь вовлеченных в него людей?».
    Расспросите о представлениях (установках, ценностях), которые лежат в основе истории конфликта:
    «Каковы Ваши идеалы о справедливости, ценности, критерии, с позиций которых
    Вы оцениваете свое поведение и поведение своего партнера по конфликту?»;
    «Когда у Вас возникли эти установки, кем были привиты?».
    Фаза 2. Открытие альтернативной истории
    Задайте вопросы:
    «Как долго разногласия присутствуют в Вашей жизни?»;
    «Как давно это появилось?»;
    «Было ли когда-то время, когда этой проблемы не было, а потом она появилась и стала мешать Вам жить?».
    Выясните, в каком направлении хотят двигаться участники медиации:

    «Хотите ли Вы, чтобы в Вашей жизни все оставалось как сейчас, или стало лучше
    (хуже)?».
    Фаза 3. Уплотнение предпочитаемой истории
    Попросите привести исключения, уникальные эпизоды, когда было по-другому.
    Рассказанные раньше истории конфликта интерпретируйте по- новому, так, чтобы это подтверждало необходимые намерения и умения:
    «Что Вы уже делали или планировали, о чем думали, что могло бы уменьшить негативное воздействие конфликта на Вашу жизнь и жизнь Ваших близких?»;
    «Считаете ли Вы себя здравомыслящим человеком? Если да, как Вы пытались проявить это в отношениях с партнером?»;
    «Как развивались Ваши отношения до тех пор, пока не появился конфликт? Что
    Вы ценили в них? Каково сейчас вспоминать об этом? Какие возможности это открывает?»;
    «Бывали ли случаи, когда конфликт мог захватить Вас и испортить общение, но не захватил? Что Вы сделали, чтобы не позволить конфликту стать главным?»;
    «Были ли в последнее время случаи, когда Вы и (или) Ваш партнер предприняли шаги для того, чтобы проявить заботу, сотрудничество, справедливость? Как это было, каковы были последствия этого? Даже если Вы не сделали ничего такого, возможно, думали или мечтали об этом?»;
    «Что для Вас означает слышать сейчас, как оппонент говорит о надеждах на понимание и сотрудничество?»;
    «Вы говорите, что раньше могли проявлять уважение друг к другу. Это умение естественно для Вас или Вы ему где-то у кого-то научились? Каким образом?».
    Фаза 4. Переписывание истории
    Попросите стороны дописать предпочитаемую историю на будущее:
    «Какие обязательства Вам нужно принять на себя, чтобы наладить отношения?»;
    «Что из того, чем Вы дорожите в отношениях, пострадало от конфликта?»;
    «Если бы Вы могли что-то спасти, что бы это могло быть?»

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВОКАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ
    СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВОКАТИВНОЙ МЕДИАЦИИ
    Автором данной технологической модели медиации выступает Э. Ватцке.
    Свое название технология получила в связи с использованием медиатором при работе с оказываемым сторонами сопротивлением для перехода от конфликтного взаимодействия к новым конструктивным моделям коммуникации определенного провоцирующего стиля, основанного на сарказме, восхвалении конфликтной целеустремленности сторон, преувеличении «выгод» конфликтного состояния, доведении ситуации до абсурда. Вышесказанное заставляет стороны действовать от обратного и отказываться от противостояния.
    Технология провокативной медиации представляет собой экстремальную версию медиации, разработанную специально для
    «хронически ожесточенных конфликтов на высоком уровне эскалации с симметричной динамикой развития». Вместе с тем она может быть применена и для менее острых конфликтов, а также для ситуаций «жертва- правонарушитель».
    С учетом психологического состояния конфликтующих на данной стадии развития конфликта применение технологии классической медиации автор считает неэффективным и даже контрпродуктивным. Использование метода активного слушания превращает медиатора в контейнер, своеобразное психогигиеническое мусорное ведро для пострадавших от конфликта. Медиатор выслушивает их жалобы, возмущение, причитания, тирады ненависти, взаимные обвинения, надеясь на примирение, но получает обратный результат. Как правило, стороны погружаются еще больше в конфликт, поскольку обмен требованиями, упреками, оскорблениями и обвинениями не может привести к миру.
    Объективная дискуссия без каких-либо эмоций является полезной и целесообразной, но она невозможна, когда имеет место ожесточенный конфликт на высоком уровне эскалации. Коммуникативная модель в данном случае является деструктивной вне зависимости от того, что обсуждают стороны. Тематизация конкретной конфликтной истории должна осуществляться тогда, когда стороны способны конструктивно рассматривать существующие разногласия.
    По этой причине, по мнению автора, на стадии эскалации в условиях быстро
    обостряющейся динамики конфликта и активного противостояния сторон должен использоваться совершенно иной механизм, противоположный тому, который предлагает классическая медиация. Алгоритм классической медиации заключается в движении от исследования и решения проблемы к восстановлению мира как логическому результату указанного процесса. Провокативная медиация использует обратный порядок ‒ от восстановления мира к решению проблемы. По словам Э. Ватцке, использование данной логики процесса развития медиации помогает сократить путь к примирению и саму процедуру медиации «на многие километры».
    Если классическая медиация выстраивает свой вектор от прошлого к будущему (от обсуждения конфликта к поиску выхода из него и стабилизации отношений), то провокативная медиация предлагает идти от будущего
    (восстановление взаимоотношений) к прошлому (обсуждение ситуации конфликта). Как выражается Э.
    Ватцке, «настоящее зависит не от прошлого, а от будущего».
    С этой целью провокативная модель медиации по сравнению с классической вводит в структуру медиативной сессии дополнительный этап, который начинает процедуру медиации и имеет своей задачей осуществление перехода сторон от контекста войны к контексту мира. Э. Ватцке определяет данный этап как скрытую медиацию ‒ первоначальный курс «терапии», после которого может быть проведена обычная фазовая медиация.
    Этап скрытой медиации делится на две фазы:
    «мир сию секунду»: медиатор добивается принципиального решения сторон о прекращении противостояния и необходимости выстраивания нормальных отношений; обеспечение мира: медиатор помогает справиться с травматическими переживаниями и последствиями конфликта, способствует выработке соглашения о примирении.
    Схема провокативной медиации представлена на рисунке 1. Рисунок 1 ‒ Схема провокативной медиации

    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   46


    написать администратору сайта