Главная страница
Навигация по странице:

  • Добровольная финансовая поддержка

  • Постоянство завершенности.

  • Подвижность формы хранения.

  • 3. Поток. Совместный доступ.

  • 4. Открытость. Трансформация.

  • 12 технологических трендов. Кевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые


    Скачать 1.72 Mb.
    НазваниеКевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые
    Дата28.08.2020
    Размер1.72 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла12 технологических трендов.pdf
    ТипКнига
    #136187
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25
    Персонификация
    Обычную запись какого-нибудь концерта можно найти бесплатно, но, если вы горите желанием полу- чить версию, обработанную так, чтобы она идеаль- но звучала именно в вашей гостиной, словно музы- канты вживую играют у вас дома, возможно, вы буде- те готовы выложить за нее приличную сумму. В этом случае вы фактически платите не за копию концерта,
    а за генеративную персонификацию. Свободно рас- пространяемая копия книги может быть специально отредактирована издателями, чтобы соответствовать вашему предыдущему опыту чтения. Свободно рас- пространяемая копия фильма, который вы покупаете,
    может быть сокращенной версией, адаптированной к семейному просмотру (без сцен насилия и секса). В
    обоих этих случаях вы получаете продукт бесплатно,
    но платите за персонификацию. Аспирин сегодня сто- ит копейки, но лекарственные препараты на основе аспирина, разработанные специально под вашу ДНК,
    могут быть очень ценными и дорогими. Персонифика- ция требует постоянного диалога между создателем и потребителем, творцом и поклонником, производи- телем и пользователем. Это качество характеризует- ся высокой степенью генеративности, так как имеет
    повторяющийся характер и требует много времени.
    Специалисты по маркетингу используют термин «ли- пучесть» (stickiness), который означает, что обе сто- роны в процессе прилагают усилия к созданию этого генеративного актива и неохотно переключаются на что-то новое из-за необходимости начинать все сна- чала. На этом уровне глубины невозможно работать методом «вырезать и вставить».

    Интерпретация
    Есть такая старая шутка: «Программное обеспече- ние бесплатно. Руководство пользователя $10 000».
    Однако, как известно, в каждой шутке есть доля прав- ды. В некоторых весьма уважаемых технологических компаниях, в том числе Red Hat
    16
    , Apache и других,
    основной статьей дохода стали продажа инструкций и оказание платных услуг по технической поддержке бесплатного программного обеспечения. Копии кода можно получить бесплатно, потому что они обретают ценность для клиента, только если он знает, как им воспользоваться. В обозримом будущем информация из области медицины и генетики будет распростра- няться по этой же схеме. Сегодня составление раз- вернутой карты ДНК конкретного человека – удоволь- ствие не из дешевых ($10 000), но скоро все изменит- ся. Цена на эту услугу падает настолько быстро, что в скором времени может снизиться до $100, а еще че- рез год страховые компании будут предлагать вам ее бесплатно. При этом интерпретация результатов, что это значит, что можно по этому поводу сделать, как
    16
    Red Hat – американская транснациональная компания, предостав- ляющая предприятиям программное обеспечение с открытым исход- ным кодом. Прим. ред.
    использовать полученную информацию – иными сло- вами, «руководство пользователя» по вашим генам, –
    будет стоить дорого. Эту генеративную ценность мож- но применить относительно многих других сложных услуг, например в области путешествий или заботы о здоровье.

    Аутентичность
    У вас может быть возможность отхватить популяр- ное программное приложение бесплатно в даркне- те
    17
    , но, даже если вам не требуется руководство пользователя, вероятно, не помешали бы гарантии,
    что это приложение не содержит ошибок, вредонос- ных программ или спама. В таком случае, скорее все- го, вы предпочтете заплатить за аутентичную копию.
    Вы получаете тот же самый «бесплатный» продукт, но платите за свое спокойствие. Фактически вы платите не за программное приложение как таковое, а за его аутентичность. В сети распространяется бесконечное число записей группы Grateful Dead
    18
    , но приобрете- ние аутентичной версии у самой группы послужит га- рантией, что вы получаете именно то, что хотели, или
    17
    Даркнет (англ. DarkNet) – частная сеть, соединения которой уста- навливаются только между доверенными лицами с использованием нестандартных протоколов и портов. Отличается от других распреде- ленных одноранговых сетей тем, что файлообмен происходит аноним- но. Прим. перев.
    18
    Grateful Dead – американская рок-группа, основанная в 1965 году в
    Сан-Франциско. Занимает важное место на американской музыкальной сцене и в контркультуре. После появления формата MP3 группа одной из первых дала официальное разрешение на обмен своими концертны- ми записями через интернет, что послужило примером для многих дру- гих музыкальных групп. Прим. перев.
    что эту запись действительно сделала группа Grateful
    Dead. У художников эта проблема возникла уже дав- но. Графические репродукции, например фотографии или литографии, часто выходят с подтверждением аутентичности – подписью автора, чтобы повысить их стоимость. Технологии цифровых «водяных зна- ков» и другие применяются не для защиты произве- дения от копировании (копии наделены сверхпрово- димостью и «текучестью», помните?), но они обеспе- чивают генеративное качество аутентичности для тех пользователей, которым это важно.

    Доступность
    Быть владельцем собственности, как правило, не так-то просто. Нужно поддерживать все в порядке,
    следить за тем, чтобы вещи не устаревали (физиче- ски и морально), а в случае с цифровыми материала- ми еще и заниматься резервным копированием дан- ных. И в нашем мобильном мире приходится посто- янно иметь все при себе. Многие люди (я не исключе- ние) были бы счастливы, если бы кто-то другой поза- ботился об их «собственности», тогда как мы бы про- сто подписались на нее в облаке. У меня может быть книга или приобретенные музыкальные композиции,
    которые мне нравятся, но я с удовольствием заплачу компании Acme Digital Warehouse за их хранение и за то, чтобы компания обеспечила мне доступ к этим ма- териалам, когда я захочу и в том формате, который мне удобен. В большинстве случаев эти услуги предо- ставляются бесплатно, но не всегда пользоваться ими бывает удобно. Пользуясь платным сервисом, я полу- чаю возможность доступа к бесплатным материалам в любом месте с любого из своих устройств с удобным пользовательским интерфейсом. Частично это то, что вам предлагает iTunes в облаке. Вы платите за удоб- ный доступ к музыке, которую можете бесплатно ска-
    чать в любом другом месте. Вы платите не за содер- жание, а за удобство легкого доступа без обязатель- ства поддерживать его в порядке.

    Материализация
    Цифровая копия, по сути, не имеет физического воплощения. Меня устраивает чтение книг в форма- те PDF, но иногда мне доставляет особое удоволь- ствие видеть тот же самый текст, напечатанный на белоснежной бумаге, в книге с кожаным переплетом.
    Роскошно! Любители компьютерных игр с увлечением сражаются с друзьями онлайн, но часто при этом во время игры предпочитают находиться с ними в одной комнате. Люди платят тысячи долларов за билеты,
    чтобы вживую посетить мероприятие с онлайн-транс- ляцией в режиме реального времени. Люди неизмен- но ищут новые способы материализации цифровой реальности. Постоянно будут появляться невероят- ные новые технологии отображения, которых не ока- жется в домах потребителей, так что им придется физически куда-то идти, чтобы познакомиться с эти- ми технологиями, например в кинотеатр или конфе- ренц-зал. Скорее всего, театр станет первым местом,
    где будут продемонстрированы лазерная проекция,
    дисплей с голографическим изображением и симуля- тор голографических образов. А что может быть бо- лее материальным, чем музыкальный концерт вжи- вую? В этом случае зритель платит не за музыку, а
    за живое присутствие исполнителей. Фактически мно- гие музыкальные группы сегодня зарабатывают не на продаже произведений, а на концертах. Эта фор- мула быстро приобретает популярность и у писате- лей: книга – бесплатна, живое общение с автором сто- ит денег. Посещение вживую концертов музыкальных групп, лекций TED
    19
    , шоу на радио, неожиданно воз- никающих гастрономических туров – все это отражает ценность материального воплощения того, что поль- зователь может бесплатно скачать в сети.
    19
    TED (Technology, Entertainment, Design) – конференция, собираю- щая на одной сцене ученых, политиков, предпринимателей, художни- ков, музыкантов, инженеров и многих других, проводится в США с 1984
    года. Прим. ред.

    Добровольная
    финансовая поддержка
    В глубине души преданные поклонники хотят от- благодарить кумиров. Фанатам нравится оказывать знаки внимания художникам, музыкантам, писателям,
    актерам, так как это позволяет им ощутить связь с людьми, творчеством которых они восхищаются. При этом платить деньги они будут только при наличии четырех условий, которые бывают редко: 1) сделать это должно быть очень просто; 2) сумма должна быть разумной; 3) они должны ясно осознавать свою вы- году от этого; 4) должно быть очевидно, что бенефи- циар получит прямую пользу от денег. Время от вре- мени музыкальные группы экспериментируют, пред- лагая поклонникам заплатить, сколько те сочтут нуж- ным, за бесплатную копию. Обычно эта схема успеш- но работает. Это наглядная иллюстрация того, что происходит, когда людям дают возможность оказать поддержку. Невидимая связь, пульсирующая между кумирами и их поклонниками, определенно чего-то стоит. Одними из первых, кто предложил фанатам схему с пожертвованием любой суммы, была груп- па Radiohead. Они подсчитали, что каждое скачива- ние их музыкального альбома In Rainbows 2007 года
    принесло им по $2,26
    [59]
    . В итоге они получили боль- ше, чем принесли все их предыдущие альбомы, выпу- щенные на звукозаписывающих студиях, вместе взя- тые, к тому же это стимулировало рост продаж CD,
    которые разошлись тиражом в несколько миллионов.
    Есть множество других примеров, когда аудитория го- това платить, просто потому что людям это доставля- ет удовольствие.

    Открытость
    Предыдущие генеративные качества характеризо- вали творческие виды деятельности. Открытость от- носится к результатам практически любой работы.
    Независимо от стоимости, ценность выполненной ра- боты можно определить, только увидев ее. Шедевры,
    которые никто не видит, не стоят ничего. Среди мил- лионов книг, миллионов песен, миллионов фильмов,
    миллионов приложений, миллионов всего, что угод- но, конкурирующего за наше внимание – и большей частью свободно распространяемого, – возможность быть увиденным поистине бесценна. К сожалению,
    учитывая взрывной рост числа творческих работ, со- здаваемых ежедневно, шансы, что каждая из них бу- дет замечена, ничтожно малы. Преданные поклонни- ки прибегают к множеству способов обнаружить золо- тые крупицы того, что действительно достойно вни- мания в этом море. Они читают обзоры критиков, учи- тывают репутацию бренда (издателя, компании звуко- записи или студии), а также полагаются на рекомен- дации своих друзей и других поклонников. Все чаще они готовы платить за рекомендации. Не так давно у журнала TV Guide был миллион подписчиков, которые выкладывали деньги за то, чтобы узнать из журнала о
    лучших телевизионных шоу. Стоит отметить, что про- смотр этих телешоу бесплатен. Можно предположить,
    что журнал TV Guide заработал больше денег, чем все вместе взятые основные телевизионные сети, обзо- ры передач которых приводились в нем. Самый важ- ный актив интернет-гиганта Amazon – это не его элит- ный сервис доставки, а миллионы читательских отзы- вов, которые у него собрались за многие годы. По- требители готовы платить за рекомендательный сер- вис Amazon Kindle Unlimited, хотя они могли бы най- ти электронные книги бесплатно в других местах, по- тому что отзывы и рекомендации на Amazon помогут им найти то, что они действительно хотели бы прочи- тать. То же верно в отношении компании Netflix. Лю- бители кино готовы платить компании, потому что ее рекомендательный сервис находит такие «жемчужи- ны», которые самостоятельно пользователи не рас- копали бы никогда. Возможно, где-то эти фильмы до- ступны бесплатно, но там они изначально похороне- ны под валом других картин и потеряны для зрителей.
    В этих примерах вы платите не за копии, а за возмож- ность их увидеть.
    * * *
    Эти восемь свойств требуют развития нового на-
    бора навыков у производителей. Успех больше не зависит от качества распространения. Этот процесс стал почти автоматическим – он представляет со- бой сплошной поток. «Великая копировальная маши- на» позаботится об этом. Технические навыки защи- ты информации от воспроизведения теряют актуаль- ность, потому что остановить процесс копирования уже невозможно. Попытки запретить его на законода- тельном уровне или с помощью технических средств ни к чему не приведут, как и стремление сохранить информацию исключительно для себя и ограничить ее появление в сети. Скорее эти восемь генератив- ных свойств требуют развития тех качеств, которые невозможно воспроизвести кликом мыши. В условиях новой реальности успех зависит от способности овла- деть новыми навыками трансформации и управления потоком.
    * * *
    Как только явление вроде музыки переходит в циф- ровой формат, оно приобретает пластичность и спо- собность к трансформации. В самом начале процес- са перевода музыки в цифровую форму представи- тели этой индустрии были уверены, что слушатели руководствуются исключительно своей жадностью и
    стремлением получить что-то бесплатно в сети. На деле оказалось, что это так лишь отчасти, и это дале- ко не самая важная причина. Миллионы людей изна- чально скачивали музыку, потому что это можно бы- ло сделать бесплатно, но потом они обнаружили кое- что, что понравилось им гораздо больше. Эта музы- ка была «свободна от обременения». Она легко впи- сывалась в новые медиа, принимала новые формы,
    заполняла новые сферы жизни слушателей. С тех пор неугасающее стремление скачивать музыку ста- ло определяться постоянно растущей способностью цифровой музыки поддерживать свойства потока.
    До того как музыка перешла в состояние потока, эта сфера отличалась консерватизмом и сдержанностью.
    Еще 30 лет назад выбор любителей музыки был весь- ма ограниченным. Можно было на десятке радиостан- ций слушать те песни, которые входили в подборку,
    сделанную диджеем, или купить альбом группы и слу- шать композиции в том порядке, в котором они запи- саны. Еще можно было приобрести инструмент и охо- титься за нотами любимых музыкальных произведе- ний в букинистических магазинах. Вот и все варианты.
    Свойства потока открыли перед пользователями новые возможности. Диктатура радиоведущих оста- лась в прошлом. Сегодня люди обрели власть само- стоятельно выстраивать последовательность музы-
    кальных композиций, которые они хотят послушать в альбоме или отдельно от него. Теперь можно сокра- тить песню или сделать так, чтобы она играла в два раза дольше. Можно выделить кусок чьей-то музы- кальной композиции, чтобы использовать его самому,
    или заменить слова в песне. Можно изменить компо- зицию так, чтобы она лучше звучала в стереосисте- ме автомобиля. Можно взять две тысячи версий од- ной песни и создать из них целый хор
    [60]
    . Свойство сверхпроводимости цифрового формата освободило музыку от ограничений ее прежних физических носи- телей – винилового диска и магнитной ленты. Сегодня с музыкальной композицией можно сделать практиче- ски что угодно: пропустить через фильтры, изменить,
    сохранить, переделать, сделать ремикс или пародию.
    Дело не только в том, что музыка стала бесплатной,
    но и в том, что она стала свободной от ограничений.
    Благодаря этому появились тысячи новых способов
    «поколдовать» над нотами.
    Важно не число копий, а арсенал возможностей,
    что можно сделать с ней: дать ссылку, обработать, на- писать комментарии, поставить метку, выделить, сде- лать закладку, перевести и использовать в других ме- диа. Ценность сместилась с самой копии на множе- ство способов напомнить, сделать комментарий, пер- сонализировать, редактировать, установить подлин-
    ность, отобразить, выделить, передать и вовлечь в ка- кие-то действия с произведением. Важно, насколько оно обладает свойствами потока и готово к трансфор- мации.
    Сегодня по крайней мере тридцать музыкальных потоковых сервисов, гораздо более сложных, чем был изначально Napster, предлагают пользователям це- лый ряд возможностей работы с неограниченным чис- лом музыкальных композиций. Мой любимый из них –
    Spotify, потому что он воплощает многие из тех воз- можностей, которые способен обеспечить гибкий сер- вис. Spotify представляет собой облако, содержащее
    30 миллионов музыкальных треков
    [61]
    . Я могу осу- ществлять поиск по этому океану музыки, чтобы най- ти самые особенные, странные и редкие композиции из существующих. В момент воспроизведения песни я могу нажать на кнопку, и на мониторе отобразится ее текст. Из специально отобранной коллекции моей лю- бимой музыки сервис сделает для меня виртуальную персональную радиостанцию. При этом я могу менять плей-лист, пропуская какие-то композиции или убирая те, которые больше не хочу слушать. Эта свобода об- ращения с музыкой сильно удивила бы фанатов еще поколение назад. Что я действительно слушаю с удо- вольствием, так это то, что слушает мой друг Крис, по- скольку он подходит к выбору музыки серьезнее, чем
    я. Я могу подписаться на его плей-лист и слушать тре- ки, которые он выбрал, и даже песни, которые он слу- шает прямо сейчас. Если мне особенно понравилась какая-то из его композиций, например одна из ранних песен Боба Дилана, которую я не слышал до этого, я могу скопировать ее в свой плей-лист, которым затем могу «поделиться» с друзьями.
    Изначально этот потоковый сервис бесплатный. Ес- ли я не хочу видеть или слышать рекламу, которую сервис размещает, чтобы иметь возможность платить авторам, я могу ежемесячно вносить определенную сумму за отключение рекламных объявлений. В плат- ной версии я могу скачивать цифровые файлы на свой компьютер и делать ремиксы треков при жела- нии. Поскольку мы живем в эпоху потока, я могу полу- чить доступ к своему плей-листу и персональным ра- диостанциям с любого устройства, в том числе с те- лефона, или вывести потоковую музыку для воспро- изведения стереосистемой в гостиной или кухне. Ряд других потоковых сервисов, например Sound-Cloud,
    по принципу действия напоминают YouTube, только не с видео-, а аудиоконтентом, и предлагает 250 мил- лионам пользователей загружать их собственную му- зыку
    [62]
    Сравните это многообразие вариантов с ограничен- ными возможностями, которые были у нас несколько
    десятилетий назад. Стоит ли удивляться, что пользо- ватели массово переключились на «бесплатную» му- зыку, несмотря на все угрозы юридического преследо- вания со стороны представителей музыкальной инду- стрии.
    К чему это может привести? На данный момент в
    США 27 % продаж музыки приходятся на потоковый формат
    [63]
    , и это примерно эквивалентно объему про- даж CD. Сервис Spotify отдает 70 % прибыли, полу- ченной от подписчиков, звукозаписывающим студиям музыкантов
    [64]
    . Несмотря на первоначальный успех,
    каталог музыкальных композиций на сервисе Spotify мог бы быть больше, но этому препятствует неже- лание некоторых звездных исполнителей, например
    Тейлор Свифт, поддерживать концепцию потокового формата. Тем не менее главы крупнейших звукозапи- сывающих студий в мире признали, что тенденция к распространению музыки в потоковом формате неиз- бежна
    [65]
    . В условиях потоковой реальности музыка,
    как мы и говорили, превращается из существительно- го в глагол, из понятия в действие.
    Создавать музыку сегодня тоже становится легче.
    Благодаря тому, что она обладает определенными ха- рактеристиками и признаками, это стимулирует лю- бителей на сочинение собственных композиций и вы- кладывание их в сети. Изобретаются новые форматы.

    Новые инструменты, доступные бесплатно онлайн,
    позволяют любителям музыки делать ремиксы тре- ков, пробовать звук, работать с текстами, наклады- вать звук синтетических инструментов. Непрофесси- оналы начинают сочинять музыку так же, как писате- ли создают рукопись, организуя исходные элементы
    (слова у писателей, звуки у музыкантов) в соответ- ствии со своим творческим замыслом.
    Сверхпроводимость единиц цифровой информа- ции стимулирует раскрытие того неизведанного по- тенциала, который скрывается в музыке. Она течет на цифровых частотах и начинает охватывать все но- вые территории. В доцифровую эпоху музыка скром- но довольствовалась несколькими нишами: ее мож- но было услышать с виниловых пластинок, по радио,
    на концертах и в паре сотен фильмов, выпускавших- ся в прокат ежегодно. В цифровую эпоху музыка неот- вратимо проникает во все остальные сферы жизни и начинает сопровождать нас большую часть времени.
    Закачанная в облако, она льется на нас из наушни- ков, пока мы занимаемся спортом, наслаждаемся жи- вописными видами Рима, ждем в очереди в Департа- менте штата по регистрации транспортных средств.
    Количество ниш, где требуется музыка, резко возрос- ло. Сегодня мы переживаем эпоху возрождения жан- ра документального кино: ежегодно выпускаются ты-
    сячи документальных фильмов, и для каждого из них нужен саундтрек. Для художественных картин требу- ются тысячи песен. Каждый, кто занимается создани- ем видеороликов для YouTube, понимает, какую эмо- циональную нагрузку несет музыкальное оформле- ние его короткого ролика. Большинство пользовате- лей YouTube предпочитают использовать для этих це- лей уже созданные бесплатные композиции, но уве- ренно растущее меньшинство видит ценность в спе- циальном создании музыки для каждого отдельно- го случая. Для каждой крупной видеоигры требуют- ся сотни часов музыки
    [66]
    . Десяткам тысяч рекламных роликов нужны запоминающиеся джинглы. Новомод- ной тенденцией в области инфобизнеса стали под- касты – своеобразные аудиожурналы. Сегодня еже- дневно запускается по крайней мере 27 новых подка- стов
    [67]
    . У любого приличного подкаста должна быть собственная музыкальная тема, и, как правило, звуко- вое сопровождение требуется крупным формам. На- ша жизнь в целом становится саундтреком. Все пере- численное – это растущие ниши, которые расширяют- ся со скоростью информационного потока.
    Когда-то социальные медиа были преимуществен- но текстовыми. Их новое поколение ориентирова- но на видео и звук. Приложения, такие как WeChat,
    WhatsApp, Vine, Meerkat, Periscope и многие другие,
    обеспечивают пользователям возможность в режиме реального времени делиться видео- и аудиофайлами с сетью друзей. Инструменты для быстрого создания мелодии, изменения песни или алгоритмического на- писания музыки, которыми вы сможете поделиться в режиме реального времени, уже не за горами. Компо- зиции, созданные самими пользователями, будут не исключением, а нормой, фактически именно она бу- дет составлять большую часть музыки, создаваемой ежегодно. По мере того как музыка переходит в пото- ковый формат, ее объем увеличивается.
    Как становится очевидно на примере устойчивой демократизации других видов искусства, вскоре лю- ди смогут писать музыку, даже не имея специального образования. Еще сто лет назад только те, у кого бы- ла техническая возможность делать фотографии, со- ставляли немногочисленную группу увлеченных экс- периментаторов в этой области. Сам процесс был невероятно сложным и кропотливым. Чтобы получи- лась достойная фотография, требовались отменные технические навыки и еще больше терпения. Насто- ящий специалист в этой области мог делать с деся- ток снимков в год. Сегодня любой человек с фотоап- паратом, что означает любой человек в принципе, мо- жет за секунду сделать снимок, который будет во всех отношениях в сто раз лучше, чем сделанный сред-
    ним специалистом сто лет назад. Мы все стали фо- тографами. Точно так же печатное дело раньше бы- ло туманной профессией. Правильно и красиво наби- рать текст помогал только многолетний опыт, так как визуальных редакторов и технологии WYSIWYG
    20
    то- гда не было. Возможно, нашлась бы тысяча людей,
    которые были в курсе, что такое кернинг
    21
    . Сегодня про межбуквенный интервал рассказывают в средней школе, и даже новички с помощью цифровых инстру- ментов смогут набрать текст лучше среднего набор- щика прошлых лет. Аналогичная ситуация с карто- графией. Обычный интернет-хипстер
    22
    сегодня может сделать с картами больше, чем лучшие картографы в прошлом. То же самое произойдет и с музыкой: новы- ми инструментами, увеличивающими поток информа- ции и копий. Мы все станем музыкантами.
    20
    WYSIWYG (аббр. от англ. What You See Is What You Get, «что ви- дишь, то и получишь») – свойство прикладных программ или веб-интер- фейсов, в которых содержание отображается в процессе редактирова- ния и выглядит максимально близко похожим на конечную продукцию.
    Прим. перев.
    21
    Кернинг (англ. kerning) при наборе текста – избирательное измене- ние интервала между буквами в зависимости от их формы. Прим. ред.
    22
    Хипстеры – молодежная субкультура, достигшая пика развития в
    2011 году. Это представители среднего класса, увлекающиеся инди-ро- ком, артхаусным кино, современным искусством. Считается, что в сре- де хипстеров распространен культ всего винтажного, вегетарианства и путешествий. Прим. перев.

    После придет черед других медиа и отраслей.
    Развитие киноиндустрии будет происходить по по- хожему сценарию. Когда-то кинофильмы были ред- ким явлением и одним из наиболее дорогих продуктов в производстве. Даже для производства фильма ка- тегории В
    23
    требовались самые разные высокоопла- чиваемые профессионалы. Для просмотра картины было нужно дорогое проекционное оборудование, по- этому смотреть фильмы людям доводилось нечасто.
    Затем появились видеокамеры и файлообменные се- ти, и теперь нам доступен просмотр любого фильма в любое время. Кинокартины, которые раньше можно было посмотреть один раз за всю жизнь, сегодня мож- но изучать, пересматривая десятки раз. Сотни милли- онов людей начали снимать собственные видеороли- ки и выкладывать их на YouTube в огромном количе- стве. И вновь пирамида зрительской аудитории пере- вернулась. Теперь мы все стали кинематографиста- ми.
    * * *
    Великий переход от постоянства к состоянию по- тока можно наглядно продемонстрировать на приме-
    23
    Фильм категории B (англ. B-movie) – малобюджетная коммерческая кинокартина. Прим. перев.
    ре изменения статуса книг. Первые в истории кни- ги были шедеврами мысли и обладали непререкае- мым авторитетом. К их созданию подходили с почте- нием и огромным вниманием. Сегодня книгопечата- ние поставлено на поток. Большой, толстый бумаж- ный фолиант – воплощение стабильности. Он стоит на книжной полке, неподвижный и неизменный, воз- можно, тысячи лет. Литературный критик Ник Карр выделил четыре характеристики книги, благодаря ко- торым она стала воплощением постоянства
    [68]
    . Если вкратце, они таковы.
    Постоянство страницы. Она всегда остается той же самой. Когда бы вы ни взяли книгу в руки,
    ее страницы остаются неизменными. Вы всегда можете на них положиться. Это означает, что на них можно ссылаться или цитировать, там всегда будет написано одно и то же.
    Постоянство издания. Неважно, какой экземпляр книги вы возьмете, неважно, где или когда вы его купили, он будет одинаковым (для этого издания), так что все его читатели будут видеть в нем одно и то же. Они могут обсуждать содержание книги и быть уверены, что говорят об одном и том же.
    Постоянство объекта. При бережном обращении жизненный цикл бумажных книг может быть очень долгим (на столетия дольше,
    чем цифровых), и их текст не меняется со временем.
    Постоянство завершенности. Бумажная книга несет в себе ощущение завершенности.
    Она готова. Все. Привлекательность таких книг частично заключается в том, что их текст запечатлен на бумаге, почти как клятва, которую дает автор.
    Эти четыре неизменных качества весьма привле- кательны. Они делают книги значительными, так что с ними невозможно не считаться. И все же, навер- ное, каждый любитель бумажных книг понимает, что стоимость их печати постоянно увеличивается по сравнению с ценой производства электронной вер- сии. Несложно представить себе время, когда очень немногие книги будут издаваться в печатном виде.
    Сегодня большинство из них преимущественно со- здаются в формате электронных версий. Даже тексты старых книг сканируют и запускают в интернет, позво- ляя им бесплатно расходиться по сверхпроводимой сети. Четыре неизменных качества печатных книг не распространяются на электронные версии, по край- ней мере в их современном виде. Однако в то время как любителям печатных книг будет не хватать этих свойств, нужно осознавать, что у электронных книг есть свои четыре привлекательные особенности, свя- занные с подвижностью, в противовес особенностям
    печатных книг.
    Подвижность страницы. Книжная страница –
    это подвижный элемент. Содержание принимает такую форму, чтобы оптимально соответствовать доступному месту: от крошечного дисплея до стены. Страница адаптируется к тому устройству,
    с которого вы предпочитаете читать книгу, или к вашему стилю чтения.
    Подвижность издания. Содержание книги может быть персонализировано.
    Ваша версия издания может, например, содержать определения новых слов, если вы студент, или в ней может быть опущено краткое содержание предыдущих книг этой серии, если вы их читали.
    Специальные издания «Мои книги» учитывают потребности каждого читателя.
    Подвижность формы хранения. Стоимость хранения книги в облаке может быть настолько низкой, что она «бесплатно» хранится в неограниченной библиотеке и может быть немедленно доставлена любому пользователю в любое время в любую точку земного шара.
    Подвижность содержания. Содержание книги может корректироваться и улучшаться до бесконечности. Вечная незавершенность электронной книги (по крайней мере в идеале)
    напоминает скорее живое существо, чем мертвый камень. И эта живая подвижность воодушевляет
    как авторов, так и читателей.
    На данный момент мы воспринимаем эти два набо- ра свойств – «постоянство» против «подвижности» –
    как противоположности, которые определяются до- минирующей технологией эпохи. Бумага способству- ет «постоянству», электронный формат – «подвижно- сти». Тем не менее ничто не мешает нам изобрести третий формат – электронную версию, встроенную в бумажный или любой другой носитель. Представьте себе издание из 100 страниц, каждая из которых –
    это тонкий, гибкий цифровой экран, соединенный с ко- решком, это и электронная книга тоже. Практически любой твердый предмет можно сделать немного бо- лее гибким и почти любому гибкому предмету можно придать твердости.
    Тенденция развития, затронувшая музыку, книги и кино, сейчас продолжилась в индустрии игр, СМИ
    и образовании. Этот же сценарий развития распро- странится на сферы транспорта, сельского хозяй- ства, здравоохранения. Постоянные единицы, такие как транспортные средства, земля, медпомощь, ста- нут изменяемыми. Функции тракторов будут выпол- нять быстродействующие компьютеры, оснащенные гусеницами, земля станет площадкой для сети датчи- ков, а медпомощь трансформируется в капсулы с мо- лекулярной информацией, перемещающиеся от па-
    циента к врачу и обратно.
    Далее приведены четыре стадии процесса потока.
    1.
    Постоянство.
    Исключительность.
    Изначально нормой считаются ценные продукты,
    создание которых требует серьезного уровня мастерства. Каждый из них представляет собой работу профессионала, завершенную и стоящую особняком, которую продают в виде высококачественных копий, чтобы вознаградить усилия создателя.
    2.
    Бесплатность.
    Повсеместность.
    Первым сдвигом становится беспорядочное копирование оригинального продукта, который воспроизводится настолько быстро, что становится массовым товаром. Дешевые,
    идеальные копии бесплатно распространяются среди всех желающих. Это масштабное распространение подрывает сложившиеся устои экономики.
    3. Поток. Совместный доступ. Вторым сдвигом становится разделение продукта на составляющие части: каждый элемент стремится найти новые способы применения и войти в состав новых товаров. Продукт представляет собой поток сервисов, которые реализуются из облака с совместным доступом. Это становится основанием благосостояния и инноваций.
    4. Открытость. Трансформация. Третий
    сдвиг обусловлен двумя предыдущими. Потоки мощных сервисов и готовых элементов,
    которыми удобно воспользоваться за небольшую стоимость, позволяют любителям со скромным профессиональным опытом создавать новые товары и принципиально новые категории продуктов. Статус процесса создания теперь изменился, так что пользователи становятся создателями. Производительность, уровень отбора и качество резко повышаются.
    Эти четыре стадии процесса потока применимы ко всем информационным площадкам. Определен- ная степень гибкости и трансформации присуща всем жанрам. При этом большинство качественных про- дуктов человеческой цивилизации, обладающих при- знаками постоянства и неизменности (например, до- роги или небоскребы), никуда не исчезнут. Мы про- должим производить аналоговые товары (стулья, та- релки, обувь), но они приобретут цифровую состав- ляющую в виде встроенных микрочипов. (Исключе- ние составит лишь небольшая доля продуктов руч- ной работы в очень высокой ценовой категории.) Бур- ное развитие гибких потоков происходит в процес- се добавления нового, а не исключения существую- щего. Прежние информационные форматы сохранят- ся, хотя к ним и добавятся новые. Важная разница в том, что постоянство и неизменность больше не бу-
    дут единственными возможными вариантами. Хоро- шие вещи не обязательно должны быть статичными и неизменными. Или, иными словами, умеренная сте- пень нестабильности сегодня может нести положи- тельный эффект. Сдвиг от производственного запа- са в сторону потоков, от неизменности к гибкости и трансформации не означает, что стабильность боль- ше не важна. Суть в том, чтобы использовать огром- ные дополнительные возможности, которые открыва- ются перед нами благодаря гибкости и изменениям.
    Мы изучаем все способы извлечь пользу из постоян- ных перемен и трансформационных процессов.
    Примерно так все может происходить в недалеком будущем. Я захожу в облако и получаю доступ к биб- лиотеке, где хранится вся музыка, фильмы, книги, го- лосовые файлы и игры. Я выбираю музыку. Кроме пе- сен целиком я могу получить лишь часть музыкаль- ной композиции, которая может быть сколь угодно ко- роткой – хоть одна нота. Я могу разделить музыкаль- ный трек на дорожки: только басы, или только бараба- ны, или только голос, или без голоса, – идеальный ва- риант для караоке. Специальные инструменты позво- ляют сокращать или увеличивать продолжительность песни, не меняя ее тональности и мелодии. С помо- щью профессиональных инструментов я могу делать разные версии. Одна из моих любимых певиц выпус-
    кает альтернативные версии своих песен (за допол- нительную плату) и даже предлагает «журнал изме- нений» каждой версии в процессе ее создания.
    Похожая ситуация складывается с фильмами. Те- перь есть возможность получить по частям множе- ство составляющих элементов фильма, а не только саундтрек: в том числе звуковые эффекты, спецэф- фекты (до и после) каждой сцены, альтернативные операторские кадры, закадровое озвучивание. Неко- торые киностудии выпускают полный набор эпизо- дов, не вошедших в фильм, которые можно использо- вать для альтернативного монтажа. Возникла целая субкультура режиссеров-любителей, которые на ос- нове этого множества разрозненного материала де- лают альтернативные версии выпущенных в прокат фильмов, стараясь улучшить оригинал. На своих за- нятиях по медиа я тоже время от времени это делал.
    Конечно, не всякому режиссеру понравится, когда кто- то стремится улучшить его работу, но спрос настоль- ко велик, а продажи этих материалов «для внутренне- го пользования» идут настолько хорошо, что киносту- дии зарабатывают на этом неплохие деньги. Фильмы с ограничениями по допуску к просмотру превраща- ются в безобидные семейные картины или, наоборот,
    из фильмов для любой зрительской аудитории про- изводят незаконные порнографические версии. Сот-
    ни тысяч уже выпущенных документальных фильмов продолжают обновляться за счет материалов, добав- ленных зрителями или самим режиссером по мере развития событий.
    Потоки видео, которые производятся и распростра- няются моими собственными мобильными устрой- ствами, тоже имеют дорожки, так что мои друзья мо- гут легко изменить эти ролики. Выбирая фон, они мо- гут поместить себя во всякие интересные ситуации и весьма реалистично создают контекст, в котором действуют. На каждое видео, опубликованное в се- ти, должен появиться ответ в форме другого видео,
    сделанного на основе «оригинала». Естественная ре- акция на получение клипа, песни, текста – от друга или профессионала – не просто потреблять контент, а действовать на его основе: добавить, удалить, изме- нить, совместить, перевести, поднять на новый уро- вень. Это делается, чтобы поддержать и усилить по- ток. Мой «информационный рацион» можно предста- вить в виде потоков кусков, некоторые из которых я
    «потребляю» в неизменном виде, а в создании боль- шинства в той или иной степени участвую.
    * * *
    Мы только переходим в состояние потока. Четвер-
    тая стадия этого процесса началась лишь для неко- торых типов цифровых медиа, но преимуществен- но мы по-прежнему находимся на первом этапе. Так что значительной части наших повседневных процес- сов и инфраструктуры еще только предстоит стать более гибкими и научиться трансформироваться, но это непременно произойдет. Курс на дематериализа- цию и децентрализацию означает, что переход в со- стояние потока неизбежен. Сейчас кажется не впол- не реальным, что большинство стабильных матери- альных активов в нашей заточенной на производство среде трансформируются в эфемерные силы, но гиб- кость выигрывает у твердости. Знания смогут управ- лять атомами. Генеративные свойства будут ценить- ся больше, чем бесплатные товары. Представьте се- бе мир в состоянии потока.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


    написать администратору сайта