Главная страница

12 технологических трендов. Кевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые


Скачать 1.72 Mb.
НазваниеКевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые
Дата28.08.2020
Размер1.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла12 технологических трендов.pdf
ТипКнига
#136187
страница9 из 25
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25
* * *
Мечта о глобальной библиотеке стара как мир: со- брать в одном месте все знания прошлого и настоя- щего. Все книги, все документы, все содержательные работы на всех языках, и чтобы все они были взаи- мосвязаны. Эта мечта не так уж необоснованна, ча- стично потому, что в определенный исторический пе- риод у человечества была такая библиотека. Вели- кая Александрийская библиотека, построенная около
300 года до нашей эры
[85]
, предназначалась для хра- нения всех манускриптов, существовавших на извест- ных тогда территориях. В какой-то момент в ней хра- нилось около полумиллиона экземпляров, что оцени- валось как 30–70 % всех книг, существовавших в тот период. К сожалению, еще до того, как великая биб- лиотека была безвозвратно утрачена, так же навсе- гда ушло и время, когда все знания можно было уме- стить в одном здании. С тех пор постоянное увели- чение объема информации превысило возможности человечества хранить ее. На протяжении двух тысяч лет мечта о глобальной библиотеке вместе с други- ми несбыточными желаниями типа шапки-невидимки,
сапог-скороходов и офиса, в котором не используется бумага, оставалась лишь мифом, воплощение кото-
рого в реальность откладывалось на отдаленное бу- дущее. Возможно ли, что мы всего лишь в шаге от создания великой библиотеки – хранилища всех зна- ний?
Брюстер Кейл, создатель Архива интернета
24
, гово- рит, что создание глобальной библиотеки уже не за горами
[86]
. «Это наш шанс обойти древних греков, –
уверен он. – Эту идею возможно реализовать с совре- менными технологиями. Мы можем обеспечить всем людям на земле доступ ко всем творениям, создан- ным человечеством. Это достижение останется в че- ловеческой памяти на века, как высадка на Луну». К
тому же, в отличие от библиотек прежних эпох, двери которых были открыты только для элиты общества,
эта будет по-настоящему демократичной: любой че- ловек на планете сможет получить доступ к любой книге на любом языке.
В идеале в подобной библиотеке у нас должна быть возможность прочитать любую статью, когда-ли- бо опубликованную в любой газете или любом журна- ле. Кроме того, в глобальной библиотеке должны хра-
24
Архив интернета (англ. Internet Archive) – некоммерческая органи- зация, основанная в 1996 году в Сан-Франциско Брюстером Кейлом.
Архив собирает копии веб-страниц, графические материалы, видео- и аудиозаписи и программное обеспечение, обеспечивает долгосрочное архивирование собранного материала и бесплатный доступ к своим ба- зам данных для широкой аудитории. Прим. перев.
ниться копии всех картин, фотографий, фильмов, му- зыкальных произведений, созданных абсолютно все- ми художниками и музыкантами настоящего и про- шлого. Более того, там же должны храниться за- писи всех телевизионных и радиопередач, включая рекламные ролики. Конечно, великая библиотека не должна обойти вниманием копии миллиардов недей- ствующих интернет-страниц и десятков миллионов уже исчезнувших постов в блогах – «однодневную»
литературу нашего времени. Иными словами, в ней должны содержаться все творения человечества с то- го момента, когда появились первые исторические за- писи на всех языках, и эти произведения должны быть доступны всем людям в любое время.
Это по-настоящему масштабная библиотека. Со времени шумерских глиняных табличек и до настоя- щего момента люди «издали» по крайней мере 310
миллионов книг
[87]
, 1,4 миллиарда статей и сочине- ний
[88]
, 180 миллионов песен
[89]
, 3,5 триллиона изобра- жений
[90]
, 330 000 фильмов
[91]
, 1 миллиард часов ви- деозаписей, ТВ-шоу и короткометражных фильмов
[92]
,
а также 60 триллионов публичных интернет-стра- ниц
[93]
. Весь этот материал в настоящее время содер- жится во всех библиотеках и архивах мира. После полной оцифровки полученный объем информации можно сжать (при современном уровне развития тех-
нологий) и поместить на жесткие диски с объемом па- мяти 50 петабайт
[94]
. Еще десять лет назад для хра- нения информации объемом 50 петабайт потребова- лось бы здание размером с небольшой город. Сего- дня для размещения глобальной библиотеки хвати- ло бы пространства вашей спальни. С технологиями завтрашнего дня она, вероятно, полностью уместит- ся на карте памяти телефона. Когда это произойдет,
вы сможете носить библиотеку библиотек в карма- не, если только она не будет напрямую подключать- ся к мозгу через тонкие белые провода. Некоторые из ныне живущих, возможно, надеются, что не застанут подобного на своем веку, но другие, в основном мо- лодежь, разочарованы, что технический прогресс не идет быстрее.
Технологии, которые обеспечат нам всемирный ис- точник всех письменных материалов, в то же время приведут к изменению самой природы книг и библио- тек, какими мы знаем их сегодня. Глобальная биб- лиотека и книги в ней будут непохожи на привычные нам, так как вместо того, чтобы читать, люди научат- ся скорее «сканировать» текст. Вдохновленные успе- хом масштабного размещения гиперссылок в Википе- дии, многие фанаты компьютерных технологий счита- ют, что миллиард читателей смогут надежно связать друг с другом страницы старинных книг, размещая од-
ну гиперссылку за другой. Пользователи, увлеченные отдельной темой, поклонники малоизвестного автора или книги со временем добавят ссылки на эти матери- алы. Умножьте этот простой акт великодушия на мил- лион пользователей, и глобальная библиотека будет полностью собрана – поклонниками для поклонников.
Помимо гиперссылок, однозначно связывающих одно слово, предложение или книгу с другими, у поль- зователей также появится возможность добавлять те- ги. Умная технология поиска, основанная на искус- ственном интеллекте, не требует слишком сложных систем классификации, так что тегов, сгенерирован- ных пользователями, будет достаточно для поиска.
Фактически искусственный интеллект, не требующий сна и перерыва на обед, будет автоматически про- ставлять теги в текстах и изображениях миллионов пользователей, так что глобальная библиотека смо- жет делиться своей мудростью с каждым, кто ее ищет.
Гиперссылка и тег – это, вероятно, два наиболее важ- ных изобретения за последние 50 лет. Размещая ги- перссылку или тег, вы анонимно проставляете метки,
делая сеть умнее. Поисковые системы и искусствен- ный интеллект собирают и проводят анализ этой ин- формации, чтобы усилить взаимоотношения между конечной точкой каждой ссылки и связями, выражен- ными каждым тегом. Этот тип интеллекта был присущ
сети с момента ее создания, но не был характерен для мира книг. Гиперссылки и теги делают процесс
«сканирования» глобальной библиотеки возможным и эффективным.
Наиболее наглядно это проявляется в области нау- ки. Ученые уже давно выступают за то, чтобы объеди- нить все знания в мире в единую, масштабную, взаи- мосвязанную, аннотированную и реферируемую сеть фактов. Отдельно взятые данные, даже те, которые имеют смысл в собственной узкой области, не пред- ставляют большой ценности для науки. (Псевдонаука и паранаука, по сути, – это небольшие области зна- ний, не связанные с крупной сетью остальной науки.
Они обладают ценностью только в рамках собствен- ной системы.) Таким образом, каждое новое наблю- дение или единица информации, добавленные в на- учную сеть, повышают ценность всех остальных дан- ных.
Как только книга посредством гиперссылок инте- грируется в новую расширенную библиотеку, ее текст уже не будет изолированным от содержания других книг. Например, сегодня в серьезном научно-популяр- ном издании обычно приводится список литературы и разного вида сноски. Когда тексты станут тесно взаи- мосвязанными, читатель сможет, кликнув на название в библиографическом списке или на сноску, перейти
на упоминающуюся книгу, при этом ему будет доступ- но и само ее содержание. Читатель сможет «путеше- ствовать» в сетевой библиотеке так же, как сейчас пе- реходить по гиперссылкам в сети: от одной сноски к другой, пока не просмотрит все.
То же самое касается и слов. Так же как в статье в сети на определенную тему, например коралловых рифов, могут даваться гиперссылки на определения,
например конкретных видов рыб, любое слово в циф- ровой книге может иметь гиперссылку на текстовые фрагменты из других. Книги, включая беллетристику,
станут сетью имен и сообществом идей. (Читатель может скрыть ссылки, если не хочет отвлекаться на них в процессе чтения, например, романа. Однако ро- маны составляют лишь малую часть всего того, что написано.)
В последующие три десятилетия ученые и люби- тели, вооруженные вычислительными алгоритмами,
свяжут все книги мира в единую сетевую литературу.
Любой читатель сможет создать социальный граф
25
какой-то идеи, таблицу хронологического развития определенной концепции или сетевую карту развития
25
Социальный граф (англ. social graph) – это граф, узлы которого представлены социальными объектами, такими как пользовательские профили, с различными атрибутами (например: имя, день рождения,
родной город), сообщества, медиаконтент и так далее, а ребра – соци- альными связями между ними. Прим. ред.
любого понятия в библиотеке. Мы придем к осозна- нию того, что ни одна работа или идея не изолирова- ны, а все хорошие, истинные, красивые вещи состав- ляют экосистему взаимосвязанных частей и единиц,
прошлых и настоящих.
Даже когда центральное ядро текста создано авто- ром в одиночку (как обычно бывает с художественной литературой), дополнительные ссылки, обсуждения,
рецензии, библиография и гиперссылки, созданные в сети и окружающие книгу, вероятно, станут совмест- ной работой пользователей сети. Книги без этого бу- дут словно без одежды.
В то же время после оцифровки содержание про- изведения может быть сведено к нескольким страни- цам, а в некоторых случаях сокращено до одной. Эти фрагменты будут использованы в книгах-«передел- ках» и для организации виртуальных книжных полок.
Точно так же как любители музыки сегодня формиру- ют из песен новые альбомы или плей-листы, глобаль- ная сетевая библиотека будет стимулировать созда- ние виртуальных книжных полок: собрание текстов,
длина которых может быть от одного абзаца до целой книги и которые составляют общую базу знаний спе- циализированной информации по теме. Как и музы- кальные плей-листы, эти виртуальные книжные пол- ки, или плей-листы книг, будут публиковаться в от-
крытом доступе, и пользователи смогут ими обмени- ваться. Фактически некоторые авторы начнут писать книги уже с учетом того, что их будут читать в сокра- щенном виде и использовать для создания «переде- лок». Возможность покупать, читать и изменять от- дельные страницы и фрагменты текста, несомненно,
в будущем стимулирует развитие справочной литера- туры (кулинарных книг, практических руководств для пользователей, путеводителей). Пользователь смо- жет составить, например, собственную полку кули- нарных книг или сборник рецептов каджунской
26
кух- ни на основе разных источников, в том числе веб- страниц, вырезок журнальных статей и целых кули- нарных книг, посвященных этой кухне. Это уже нача- ло происходить. Функционал сайта Pinterest позволя- ет пользователям быстро создать собственный сбор- ник цитат, изображений, афоризмов и фотографий.
Интернет-гигант Amazon дает возможность публико- вать собственные книжные полки (Listmanias) в ви- де аннотированных списков произведений, рекомен- дуемых пользователем на определенную узкую тему.
Кроме того, читатели уже используют сервис Google
26
Каджуны – крупнейшее этноязыковое меньшинство в Луизиане
(США), составляющее около четырех процентов населения штата. По происхождению каджуны – одна из групп франкоканадцев, депортиро- ванных британцами в 1755–1763 гг. Прим. перев.

Books для организации мини-библиотек по специали- зированным тематикам, например все книги о швед- ских саунах или лучшие книги о часах. Когда фрагмен- ты текстов, статьи, страницы книг станут мобильны- ми и перемещаемыми, пользователи, создавшие ка- чественные коллекции книг, приобретут авторитет и,
возможно, смогут на этом заработать.
Библиотеки (как и отдельные читатели) не спешат отказываться от старомодных печатных изданий, по- тому что печатная книга до сих пор остается самой на- дежной и долгосрочной технологией хранения инфор- мации из имеющихся в нашем распоряжении. Для ее чтения не требуется дополнительного устройства, так что она защищена от технологического устаревания.
Кроме того, бумага отличается долговечностью по сравнению с жесткими дисками или даже CD. Печат- ный оригинал, где зафиксирована изначальная точ- ка зрения автора, без переработок и вставок неред- ко остается самым ценным изданием. В этом отно- шении постоянство печатной книги будет преимуще- ством. Бумажная копия неизменна, она в точности со- ответствует букве оригинала. Но она всегда остается сама по себе.
Итак, что же произойдет, когда все книги в мире станут единой, пластичной тканью взаимосвязанных слов и идей?

Во-первых, аудитория узкоспециализированных работ расширится с практически нулевой до неболь- шой. Станет легче обнаружить, например, шедевр,
написанный по зову сердца, на тему веганской дие- ты духовных гуру в Южной Индии. Цифровая взаи- мосвязь увеличит число читателей практически всех произведений, какими бы специфическими ни были их темы, далеко за пределами «длинного хвоста» кри- вой распространения – того большого участка от ну- левого уровня продаж до низкого, на котором нахо- дится большинство книг в мире.
Во-вторых, глобальная библиотека улучшит наше понимание истории, так как каждый оригинальный до- кумент, созданный человеческой цивилизацией, бу- дет отсканирован и снабжен гиперссылками. Сюда войдут все пожелтевшие номера газет, телефонные справочники, которыми никто не пользуется, пыльные архивы административных округов и старые книги за- писи актов гражданского состояния, покрывающиеся плесенью в подвалах. Прошлое будет связано с на- стоящим, что поможет нам лучше понять настоящее и больше ценить прошлое.
В-третьих, глобальная сетевая библиотека поспо- собствует формированию нового восприятия системы знаний. Если возникнет способ собрать все тексты –
прошлого и настоящего на всех языках – по конкрет-
ной тематике, у нас появится более четкое представ- ление о том, какими знаниями мы как цивилизация и отдельный биологический вид обладаем и чего не знаем. Мы отчетливо увидим белые пятна нашего кол- лективного невежества и золотые пики наших знаний.
Современная наука редко может похвастаться подоб- ной комплексной оценкой системы знаний в какой-то области, но скоро это станет самым обычным делом.
В-четвертых, полная глобальная библиотека всех текстов, созданных человечеством, будет больше,
чем просто книгохранилище с расширенными возмож- ностями поиска. Она станет платформой культурной жизни, в определенной степени возвращая книжные знания к основам основ.
Сегодня, если совместить сервисы Google Maps и monster.com
, можно получить карты, отображающие места работы по уровню заработной платы. Точно так же очевидно, что при наличии масштабной сете- вой библиотеки пользователь, стоя, например, на Тра- фальгарской площади в Лондоне, с помощью порта- тивного экрана, такого как Google Glass, сможет полу- чить доступ ко всему, что когда-либо было написано об этом объекте. Аналогичным образом любой пред- мет, событие или место будут связаны со всем, что ко- гда-либо было о них написано в любой книге, на лю- бом языке и в любое время. Это глубокое структури-
рование знаний определяет новую культуру участия.
Читатель будет взаимодействовать, используя все ор- ганы восприятия, с глобальной книгой.
Совсем скоро издание вне глобальной библиотеки начнет восприниматься как задыхающаяся веб-стра- ница, выброшенная из сети. Фактически единствен- ный способ для большинства книг сохранить осла- бевающий авторитет в нашей культуре заключается в объединении их текстов во всемирную библиотеку.
Большинство из них будут изначально создаваться в электронном формате и органично вольются в гло- бальную библиотеку, по мере того как авторы захо- тят внести свою лепту в мировую литературу. Огром- ный массив аналоговых книг в общественном досту- пе, а также 25 миллионов «сиротских» произведений с неизвестной принадлежностью
[95]
, которых нет ни в печатной форме, ни в общественном доступе, в конце концов отсканируют и соединят. В споре между печат- ными и электронными изданиями предпочтение отда- дут последним.
Одна из своеобразных особенностей сетевых книг заключается в том, что они никогда не будут полно- стью завершены, или, иными словами, они станут по- током слов, а не памятником словам. Википедия пред- ставляет собой поток правок, это понимает любой, кто хоть раз пытался добавить в нее информацию. Книгу
начнут создавать совместными усилиями сети как во времени, так и в пространстве.
Но будет ли это по-прежнему книгой? У нее не ока- жется ни центра, ни границ. Возможно, единицами глобальной библиотеки должны быть не книги, а пред- ложения, абзацы или главы? Возможно. Но сила про- изведения – в его форме. Самодостаточная история,
единое повествование, завершенное обсуждение об- ладают для нас большой привлекательностью. Они создают собственный резонанс, вызывающий вокруг них активность сети. Мы можем «разобрать» произ- ведения на составляющие и интегрировать их в сеть,
при этом фокусом нашего внимания все равно оста- нется книга как форма организации более высокого уровня и сохранившаяся редкость в нашей экономи- ческой системе. Факт – это интересно, идея – это важ- но, но только история, качественное обсуждение, ма- стерски созданное повествование остаются в памяти надолго. Как однажды сказала поэтесса Мюриэл Ра- кисер: «Вселенная состоит из историй, а не из ато- мов»
[96]
Эти истории мы будем воспринимать с экранов, ко- торые окружают нас повсюду, куда ни глянь. На днях я смотрел фрагменты фильма, пока заправлял авто- мобиль. Не так давно я смотрел кино в самолете во время полета. А сегодня вечером – с экрана телефо-
на. Вскоре мы сможем смотреть все, что захотим и где захотим. Экраны с видео появляются в самых неожи- данных местах, например в банкоматах или в очере- дях в супермаркете. Их повсеместное присутствие со- здало аудиторию для коротких, продолжительностью до трех минут, видеороликов, а доступность дешевых цифровых инструментов породила новое поколение кинематографистов, чьи творения быстро заполняют эти экраны. Мы движемся к тому, что скоро экраны по- явятся абсолютно везде.
Восприятие информации с дисплея потребует от нас более серьезной вовлеченности. Практически единственная физическая активность, которую мы со- вершаем во время чтения бумажных книг, это перево- рачиваем страницы и еще иногда загибаем их уголки.
С экраном все несколько иначе. Сенсорные дисплеи реагируют на малейшие прикосновения пальца. Сен- соры в игровых приставках, таких как Nintendo Wii, от- слеживают движения рук игрока. Контроллеры в ви- деоиграх отвечают на быстрые движения. Новейшие экраны, как в гарнитуре виртуальной реальности, вы- зывают движения всего тела. Они стимулируют интер- активность.
Некоторые из экранов нового поколения (напри- мер, как в телефонах Samsung Galaxy) способны от- слеживать направление взгляда пользователя. Дис-
плей фиксирует, на что направлено внимание поль- зователя и в течение какого времени
[97]
. Сегодня «ум- ное» ПО способно распознавать эмоции, когда чело- век смотрит на экран
[98]
, и менять содержание, кото- рое он увидит дальше, в ответ на реакцию пользо- вателя. Чтение становится практически видом спор- та. Точно так же как еще пять столетий назад было очень странно видеть человека, читающего про себя
(уровень грамотности среди населения был настоль- ко низким, что большинство книг просто читали вслух,
чтобы все могли послушать), в будущем начнет вы- глядеть странным, если человек станет смотреть на экран неподвижно и никакая часть его тела не будет реагировать на содержание.
Книги способствовали развитию аналитического мышления. Чтение с экрана стимулирует формирова- ние более прагматического типа мышления. Если во время сканирования текста пользователь столкнется с неизвестным ему фактом или новой идеей, у него есть несколько возможных вариантов: изучить во- прос, узнать мнение виртуальных друзей, найти аль- тернативные точки зрения, создать закладку, опубли- ковать в твиттере вместо того, чтобы просто пораз- мышлять над этим самому. Чтение книг усиливало наши аналитические навыки, стимулировало продол- жать разбираться в вопросе. Чтение с экрана фор-
мирует навыки быстрого принятия решений, помогает связывать одну идею с другой, делает готовым к вос- приятию тысяч новых идей, которые появляются еже- дневно. Сканирование информации учит мышлению в режиме реального времени. Мы составляем мнение о фильме в процессе просмотра, выясняем непонят- ные факты в ходе обсуждения, читаем руководство по эксплуатации прибора до того, как приобрести его, а не после того, как возвращаемся домой с покупкой и выясняем, что у него отсутствуют нужные нам функ- ции. Экраны – это инструменты современности.
Они стимулируют нас действовать, а не пытают- ся убедить. Пропаганда теряет свою эффективность в условиях виртуальной реальности, потому что, хо- тя дезинформация распространяется со скоростью электронов, ее опровержение появляется не менее быстро. Википедия работает так хорошо потому, что обеспечивает возможность удалить ошибку одним кликом, благодаря чему уничтожить ложную инфор- мацию легче, чем ее изначально опубликовать. В кни- гах нам преподносят готовые истины, в виртуальной реальности каждый из нас собирает собственные ми- фы по кусочкам. Любая единица информации связа- на в сети с другой. Статус вновь созданного произве- дения определяется не тем, как его оценили критики,
а степенью, в которой оно связано со всем остальным
миром. Человек, предмет или факт не существуют, по- ка у них нет гиперссылок.
Экран способен раскрыть внутреннюю суть пред- мета. Если навести камеру смартфона на товар, мож- но узнать его цену, место производства, состав и даже получить комментарии других пользователей относи- тельно этого продукта. При наличии соответствующе- го приложения, например Google Translate, на экране телефона может моментально отображаться перевод текста на ваш родной язык, при этом формат надписи может быть сохранен. Или наличие другого телефон- ного приложения позволяет дополнять функции дет- ских мягких игрушек и вносить в игры с ними элемен- ты интерактивности, которые отражаются только на дисплее. Во всех этих случаях экран словно отражает нематериальную сущность предметов.
По мере того как портативные дисплеи становятся все мощнее, легче и больше, они будут еще сильнее погружать нас в этот внутренний мир вещей. Подни- мите вверх планшетный компьютер, когда прогулива- етесь по улице, или наденьте пару волшебных очков или контактных линз, и планшет покажет вам карту этой улицы с комментариями: где расположены туа- леты, в каких магазинах продается то, что вы люби- те, где отдыхают ваши друзья. Компьютерные микро- схемы становятся настолько компактными, а экраны
настолько тонкими и дешевыми, что в течение сле- дующих 30 лет полупрозрачные очки обеспечат нам наложение информационного слоя на реальность
[99]
Если выбрать объект, глядя на него сквозь эти очки,
вы немедленно получите всю основную информацию об этом объекте (или месте) в виде текста, который будет отображаться на очках, накладываясь на объ- ект. Так экраны помогут нам «читать» все что угодно,
а не только текст.
Да, сначала такие очки будут выглядеть нелепо –
Google Glass тому подтверждение. Потребуется неко- торое время, чтобы их сделали модными и удобны- ми. Тем не менее только в прошлом году пять квин- тиллионов (это единица с 18 нулями) микротранзи- сторов были встроены в товары, не представляющие собой компьютеры. Очень скоро большинство про- изведенных товаров, от обуви до банок с супом, бу- дут содержать элементы неявного интеллекта, а экра- ны станут тем инструментом, с помощью которого мы начнем взаимодействовать с этим вездесущим искус- ственным интеллектом. Они нам очень пригодятся.
Более того, экраны станут тем инструментом, с по- мощью которого мы будем наблюдать за собой, свое- образными зеркалами, помогающими нам увидеть не то, как мы выглядим, а проникнуть в самую суть.
Миллионы людей уже сегодня используют «карман-
ные экраны», на которые заносят информацию о том,
где они находятся, что едят, сколько весят, какое у них настроение, режим сна и что они видят. Неболь- шая горстка самых технически продвинутых пользо- вателей уже начала вести электронный дневник сво- ей жизни: они отмечают каждую деталь, разговор,
картину и действие. Эта база данных фиксируется электронным устройством и выводится на экран. Ре- зультатом этого непрерывного наблюдения за собой становится безупречная «память» о своей жизни и неожиданно объективное и выразимое в количествен- ных показателях представление о самом себе, кото- рое вы не найдете ни в одной книге. Дисплей стано- вится частью человеческой личности.
Мы пользуемся экранами всех масштабов и разме- ров – от IMAX до Apple Watch. В ближайшем будущем мы окажемся постоянно окружены разными диспле- ями. Именно к ним мы будем обращаться в первую очередь, чтобы найти ответы на вопросы, друзей, но- вости, смысл или чтобы понять, что собой представ- ляем и кем можем стать.
* * *
В ближайшем будущем мой обычный день пред- ставляется таким.

Утром, еще в постели я начинаю сканировать ин- формацию. Я смотрю на циферблат часов, чтобы узнать время, отключить будильник, а также узнать срочные новости и прогноз погоды. Просматриваю со- общения от друзей на небольшой панели возле кро- вати. Удаляю их движением пальца. Отправляюсь в ванную комнату. Просматриваю на стене новые кру- тые фотографии друзей – они повеселее, чем вче- рашние. Одеваясь, просматриваю свой гардероб на экране. Картинка сообщает, что к выбранной рубашке лучше подойдут красные носки.
На кухне я пробегаю ленту новостей. Мне удоб- но, чтобы экран находился горизонтально на поверх- ности стола. Делаю движения руками над столом,
управляя потоками текста. Поворачиваюсь к шкафу в поисках любимой каши: экраны, встроенные в его дверцы, показывают, что за ними. Дисплей, парящий над холодильником, указывает на наличие свежего молока внутри. Открываю дверцу холодильника и до- стаю молоко. Экран на боковой поверхности пакета молока предлагает мне сыграть в игру, но я отказы- ваюсь. Я сканирую тарелку, чтобы убедиться, что она чистая после мытья в посудомоечной машине. Пока ем кашу, изучаю экран на упаковке на предмет сро- ка годности и наличия генно-модифицированных про- дуктов, о которых мне рассказывал приятель. Я киваю
в сторону стола, и лента новостей продолжает дви- гаться. Когда меня что-то интересует, экран замечает это и показывает новость с дополнительными подроб- ностями. По мере того как я углубляюсь в содержание,
в тексте появляется больше ссылок и иллюстраций. Я
начинаю просматривать очень длинное расследова- ние о местном мэре, но мне пора везти сына в школу.
Я спешу к автомобилю. В нем статья про мэра про- должается с того места, где я остановился. Автомо- биль читает мне текст, пока я занят управлением.
Здания, мимо которых мы проезжаем, и сами по се- бе экраны. Обычно на них отображаются рекламные объявления, адресованные мне лично, так как здания узнают мой автомобиль. Это дисплеи с лазерной про- екцией, то есть они показывают изображения, кото- рые доступны только мне: другие люди видят совсем иные изображения на тех же самых экранах. Как пра- вило, я не обращаю на них внимания, если только они не показывают иллюстрацию или график из той статьи, которую я сканирую в автомобиле. Я прове- ряю загруженность дорог этим утром. Так как система навигации в автомобиле учитывает маршруты других водителей, в большинстве случаев она выбирает оп- тимальный вариант, но она не защищена от неумело- го обращения, так что я предпочитаю проверить все сам.

В школе сына я подхожу к одному из экранов обще- го доступа, расположенному сбоку на стене в холле.
Поднимаю руку, произношу свое имя, и экран иденти- фицирует меня по чертам лица, глазам, отпечаткам пальцев и голосу. Он переключается на мой персо- нальный интерфейс. Я могу проверить свои сообще- ния, если меня не смущает отсутствие приватности в холле. Я также могу воспользоваться маленьким дис- плеем на запястье. Я смотрю на те сообщения, кото- рые хочу прочитать, и они разворачиваются. Часть из них я оставляю, а часть движением руки отправляю в архив. Одно из сообщений срочное. Привычным же- стом я свожу пальцы и попадаю на виртуальную кон- ференцию. Мой партнер из Индии хочет поговорить.
Она видит меня из города Бангалора. Изображение выглядит вполне реальным.
Наконец, я добираюсь до офиса. Когда я касаюсь кресла, кабинет идентифицирует меня, и все экраны в нем и на столе готовы к работе и открыты на том месте, где я вчера остановился. Они пристально сле- дят за моими действиями в течение дня, наблюда- ют за моими глазами и руками. Я наловчился отда- вать команды с помощью жестов, а не только печа- тая. После 16 лет наблюдений за тем, как я работаю,
экраны способны предугадывать большинство моих действий. Последовательность символов на диспле-
ях имеет смысл только для меня, точно так же как по- следовательность символов на экранах моих коллег меня озадачивает. При совместной работе мы поль- зуемся абсолютно другой средой. Мы смотрим и бе- рем разные инструменты, пока передвигаемся по ка- бинету. Я несколько старомоден и по-прежнему пред- почитаю держать небольшой дисплей в руке. Мой лю- бимый – тот, в кожаном чехле, который был у меня в колледже (экран новый, просто чехол под него остал- ся тем же). С его помощью сразу после выпуска я де- лал документальный фильм о мигрантах, спавших в торговом центре. Мои руки привыкли к этому планше- ту, а он привык к моим жестам.
После работы я надеваю очки, дополняющие ре- альность, и отправляюсь на пробежку. Маршрут пе- редо мной. Поверх него я также вижу свои физиче- ские показатели, например частоту сердечных сокра- щений и количество сожженных килокалорий, кото- рые отображаются в режиме реального времени. Кро- ме этого, я могу просматривать последние размещен- ные комментарии относительно тех мест, мимо кото- рых пробегаю. В виртуальных очках я вижу сообще- ние своего друга о возможном изменении маршру- та: он бежал этим же путем часом раньше. Я вижу комментарии на историческую тему, которые остави- ли члены местного клуба любителей истории (я, кста-
ти, тоже состою в этом клубе). Возможно, однажды я попробую запустить приложение для идентификации птиц по голосам, когда буду бегать по парку.
Дома во время семейного ужина у нас правило:
не пользоваться персональными экранами за столом,
хотя с их помощью мы создаем приятную цветовую гамму в столовой. После ужина мне хочется немного расслабиться. Я надеваю шлем виртуальной реаль- ности и начинаю исследовать новый инопланетный город, созданный удивительным строителем миров,
за работами которого я наблюдаю. Или я погружаюсь в реальность 3D-фильма. Как большинство школьни- ков, сын выполняет домашнюю работу с помощью экранов, в частности работает с учебными материа- лами. Конечно, ему нравится играть в приключенче- ские игры, но мы ограничили их до одного часа в вы- ходные. Он может обучаться в виртуальной реально- сти в течение часа, одновременно сканируя сообще- ния и фотографии на трех других экранах. Иногда я пытаюсь замедлить происходящее: листаю книгу на планшете, а медленная вереница воспоминаний, ко- торая создается из моих архивов, отображается на стенах. Моей супруге больше всего нравится лежать в кровати и просматривать любимый роман на потол- ке, пока она не заснет. Когда я ложусь, устанавливаю будильник на запястном дисплее на шесть утра. В те-
чение восьми часов я не буду пользоваться экранами.

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25


написать администратору сайта