12 технологических трендов. Кевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые
Скачать 1.72 Mb.
|
Глава 4 Сканирование В древние времена культурное пространство обще- ства было организовано вокруг устного слова. Устные навыки запоминания, декламирования и ораторско- го искусства формировали у людей уважительное от- ношение к прошлому, неопределенному, витиевато- му и субъективному. Мы были людьми Слова. Затем, примерно 500 лет назад, место устного слова заня- ли технологии. Изобретение печатного станка Гутен- бергом в 1450 году вывело письменный текст на цен- тральное место в культуре общества. За счет деше- вых идеальных копий печатное слово стало двигате- лем изменений и основой постоянства. Развитие пе- чатного дела привело к появлению журналистики, на- уки, библиотек и законотворчества. Благодаря книго- печатанию у людей формировалось уважение к точ- ности (черные чернила на белом листе), признание линейной логики (последовательность предложений), страсть к объективности (зафиксированные факты) и лояльность к власти (через авторов произведений), что было незыблемо и окончательно, как и сама книга. Массовое книгопечатание изменило способ мыш- ления людей. Благодаря технологии наш активный словарный запас вырос с примерно 50 000 слов в древнеанглийском языке до почти миллиона в совре- менном [69] . Его увеличение расширило границы ком- муникации и повлияло на ее глубину. Более широкий выбор каналов распространения информации позво- лил увеличить число тем, на которые писали. Авто- ры не были обязаны создавать исключительно науч- ные трактаты: они могли «потратить» недорогие пе- чатные книги на любовные романы (этот жанр появил- ся в 1740 году [70] ) или опубликовать мемуары, даже если не были королями. Обычные люди могли сочи- нять трактаты против принятого в обществе мнения, а благодаря дешевому процессу печати нестандартная идея могла распространиться, завладеть массами и приобрести такое влияние, что была способна сверг- нуть какого-нибудь короля или папу римского. Со вре- менем сила влияния авторов породила в обществе почтение к писателям и власти и воспитало культуру эмпирического опыта. Совершенство достигалось «в виде книги». Законы были объединены в солидные то- ма, договоры начали заключаться в письменной фор- ме, значимость имело только то, что было зафиксиро- вано на печати. Живопись, музыка, архитектура, ис- кусство танца – все это было важно, но сердце запад- ной цивилизации билось под шелест книжных стра- ниц. К 1910 году три четверти городов в США с населе- нием больше 2500 человек имели общественные биб- лиотеки [71] . Американская государственность покоит- ся на документах – Конституции США, Декларации независимости и косвенным образом на Библии. Ис- торически процветание страны зависело от высоко- го уровня грамотности населения, сильной независи- мой прессы, признания верховенства закона и подчи- нения нормам права (что провозглашалось в книгах) и от общего языка на всем континенте. В основе бла- гополучия и свободы американского общества лежит культура чтения и письма. Мы стали людьми Книги. И вот сегодня более пяти миллиардов электронных экранов освещают нашу жизнь [72] . Каждый год произ- водители мониторов выдают на-гора 3,8 миллиарда новых экранов [73] . Вскоре мы начнем размещать мо- ниторы на любой плоской поверхности. Слова плавно переместились с бумаги в пиксели на компьютере, в телефоне, ноутбуке, игровой приставке, экране теле- визора, на рекламном щите и в планшете. Буквы боль- ше не зафиксированы черными чернилами на белом листе, а мерцают на стеклянной поверхности всеми цветами радуги со скоростью моргания человеческо- го глаза. Экраны везде – у нас в карманах, портфе- лях, на панели управления, на стене в гостиной и на фасадах зданий. Они расположены перед нами, когда мы работаем, вне зависимости от того, чем мы зани- маемся. Теперь мы люди Экрана. Это привело к конфликту культур между поколени- ями людей с разными системами ценностей. Сего- дня так называемые люди Книги – это хорошие трудо- любивые граждане, которые издают газеты, журналы, формулируют доктрины права и правила ведения фи- нансовой деятельности. В жизни они руководствуют- ся тем, что написано, опираются на опыт и авторитет авторов. Вся их культурная система ценностей стро- ится на печатном тексте. Они придерживаются еди- ных основополагающих принципов. Огромная культурная сила книг проистекает из ма- шинного способа их производства. С помощью пе- чатных станков они воспроизводились быстро, деше- во и точно. Даже мясник мог себе позволить иметь экземпляр, например, труда Евклида «Начала» или Библии, так что печатные копии книг способствовали повышению уровня образованности людей не толь- ко богатых сословий. Та же трансформирующая си- ла машинного воспроизводства коснулась искусства и музыки, с тем же значительным просветительским эффектом. Печатные копии гравюр на металле и де- реве способствовали распространению гения визу- ального искусства в массах. Удешевление процесса воспроизводства диаграмм и графиков стимулирова- ло развитие науки. В конце концов недорогое воспро- изводство фотографий и музыки еще больше укрепи- ло значимость печатного способа производства книг. Мы получили возможность создавать произведения искусства и музыку так же быстро и дешево, как книги. Этот механизм воспроизводства привел к тому, что в прошлом веке человеческая цивилизация пережи- вала настоящий золотой век результатов творческо- го труда и расцвета человеческих достижений. Деше- вый процесс физического воспроизводства дал мил- лионам людей возможность заработать себе на жизнь прямой продажей своих творческих работ заинтере- сованной аудитории, а не полагаться только на покро- вительство меценатов. От использования этой моде- ли в плюсе оказались не только создатели произведе- ний, но и широкая публика. Впервые в истории у мил- лиардов самых обычных людей появился шанс на- прямую прикоснуться к великому искусству. Во време- на Бетховена лишь немногие слышали его симфонии чаще одного раза. Распространение дешевых звуко- воспроизводящих технологий дало возможность па- рикмахеру в Бомбее наслаждаться ими хоть все дни напролет. * * * Однако сегодня большинство из нас относятся к по- колению с другой системой ценностей. Так называ- емые люди Экрана склонны игнорировать классиче- скую логику книг и не питают уважения к твердым ко- пиям: они предпочитают динамичный поток пикселей. Их притягивают экраны: телевизионные, компьютер- ные, телефонные, экраны планшетов и виртуальной реальности Google, а в обозримом будущем к ним мо- гут присоединиться еще массивные дневные люми- несцентные (Day-Glo) мегапиксельные экраны, рас- положенные на всех поверхностях. Цифровая культу- ра – это состояние непрерывного потока, бесконеч- ных коротких рекламных фраз, быстрых решений и полусырых идей. Это поток твитов, заголовков, постов в Instagram, банальных текстов и поверхностного пер- вого впечатления. Знания не лежат отдельно на та- релочке, а тесно связаны со всем остальным. Исти- на не провозглашается авторами или властями, а по крупице собирается в режиме реального времени са- мими пользователями. Это поколение людей создает собственный контент и свою истину. Твердые копии не имеют для них такого значения, как возможность быстрого доступа. Цифровая культура быстрая, как тридцатисекундный трейлер к фильму, и подвижная и доступная, как страница Википедии. На экране слова передвигаются, сливаются в изоб- ражения, меняют цвет и, возможно, даже смысл. Ино- гда не бывает даже слов – только картинки, диаграм- мы или символические знаки, которым можно придать самые разные значения. Эта подвижность очень нер- вирует любого человека, привыкшего к текстовой ло- гике. В этой новой реальности быстро меняющийся код, как, например, обновления компьютерного кода, важнее, чем утвержденные правила. Код, отобража- емый на мониторе, постоянно меняется пользовате- лями, в то время как увековеченный в книгах закон остается неизменным. При этом код способен форми- ровать поведение пользователей не меньше, а может быть, даже больше, чем закон. Если вы хотите изме- нить поведение пользователей онлайн, вы просто ме- няете алгоритм, управляющий этим куском виртуаль- ной реальности, в результате чего коллективное по- ведение изменяется в нужном вам направлении. Представители прежнего поколения предпочитают находить решения проблем, следуя букве закона, в то время как новое предпочитает использовать тех- нологии в качестве решения. На самом деле сегодня мы переживаем переходный период, и столкновение культур – книжной и цифровой – происходит внутри нас на личностном уровне. Если вы образованный со- временный человек, вы не можете не ощущать это- го конфликта поколений. Это напряжение становится для нас новой нормой. Все началось с появления 50 лет назад в наших гостиных первых экранов – боль- ших, объемных, теплых ламповых телевизоров. Этот «светящийся алтарь» настолько сократил время, ко- торое мы уделяли чтению, что в следующие десяти- летия даже казалось, что чтение и письмо умерли. Во второй половине прошлого века специалисты в обла- сти образования, представители интеллигенции, по- литики и родители были глубоко обеспокоены тем, что поколение, выросшее на просмотре ТВ, окажется не способным писать. Телевизор был обвинен в са- мых разных бедах и проблемах общества. Но, конеч- но, это мало кого остановило от его просмотра. На протяжении какого-то времени складывалось ощуще- ние, что никто не пишет или не умеет писать, а оцен- ки за чтение снижались десятилетиями [74] . Однако, ко всеобщему удивлению, крутые, способные обмени- ваться информацией, ультратонкие дисплеи компью- теров, телевизоров нового поколения, планшетов вы- звали в начале XXI века настоящий «писательский» бум, который продолжается по сей день. Сегодня лю- ди тратят на чтение в три раза больше времени по сравнению с этим показателем в 1980 году [75] . К 2015 году во всемирную сеть было добавлено более 60 триллионов страниц [76] , и их число продолжает увели- чиваться на несколько миллиардов в день. Все эти страницы кем-то написаны. Обычные пользователи создают 80 миллионов постов для блогов в день [77] . С помощью клавиатуры, а не ручки молодые люди по всему миру отправляют более 500 миллионов сооб- щений в день со своих телефонов [78] . Появление но- вых видов мобильных устройств только повышает ин- терес к чтению и письму. Грамотность в США остава- лась примерно на одном уровне последние 20 лет, но те, кто умеет читать, сегодня и читают, и пишут боль- ше. Если сложить количество всех слов, написанных вами с помощью электронных устройств, то получит- ся, что в неделю вы пишете гораздо больше, чем ва- ша бабушка, при этом неважно, где вы живете. Помимо текста на книжной странице сегодня мы чи- таем слова, расположенные нелинейно в виде бегу- щей строки текста песни к музыкальному клипу, или просматриваем финальные титры фильма. Мы чита- ем реплики юзеров в виртуальной реальности, ярлы- ки объектов в видеоигре или расшифровываем сло- ва диаграммы в интернете. Конечно, более корректно было бы назвать этот новый вид активности сканиро- ванием, а не чтением. Процесс сканирования включа- ет в себя чтение слов, а также наблюдение за ними и считывание изображений. Этот новый вид деятель- ности имеет собственные характеристики. Эта новая платформа обладает высокой степенью визуально- сти, и текст сливается на ней с движущимися изобра- жениями. Слова на экране быстро перемещаются, на- плывают на изображения, служат ссылками или ком- ментариями, связанными с другим текстом или кар- тинками. Этот новый способ распространения инфор- мации можно представить себе как книги, которые мы смотрим, или телевидение, которое мы читаем. Несмотря на активное использование слов, пред- ставители «книжного» поколения обоснованно опаса- ются, что книги, а как следствие и классическая тра- диция чтения и письма, вскоре прекратят существо- вание как культурная норма. Если это произойдет, кто будет придерживаться линейной рациональности, ко- торую стимулирует чтение книг? Кто будет подчинять- ся правилам, если уважение к сводам законов, за- фиксированных на бумаге, снизится и сменится на строки кодов, с помощью которых пытаются контро- лировать наше поведение? Кто будет оплачивать пи- сательский труд, когда практически все доступно бес- платно на мерцающих экранах? Возможно, только со- стоятельные люди будут продолжать читать печатные книги. Возможно, лишь немногие избранные будут об- ращать внимание на мудрость, которую хранят бу- мажные страницы. Возможно, лишь немногие будут покупать такие книги. Что может стать заменой незыб- лемости книги в нашей культуре? Неужели мы просто откажемся от той огромной текстовой базы, которая составляет основу современной человеческой циви- лизации? Старый способ чтения (не тот, который характерен для нас сегодня) сыграл значительную роль в созда- нии большинства всего, что мы ценим в современ- ном обществе: грамотности, рационального мышле- ния, науки, справедливости, верховенства закона. Что станет со всем этим в эпоху сканирования? Какая судьба ждет книги? Возможное их будущее стоит тщательно изучить, потому что книги – это только первая ласточка тех из- менений, которые произойдут в эпоху сканирования. Сначала сканирование изменит книги, затем – биб- лиотеки, затем трансформации подвергнутся филь- мы и видео, после этого наступит очередь игр и обра- зования и, наконец, сканирование приведет к измене- нию всего остального. * * * Представители «книжного» поколения считают, что знают, что такое книга: чисто технически это стопка страниц с обложкой и корешком, которую удобно дер- жать в руках. Сегодня книга лишается бумажных стра- ниц. Остается ее концептуальная структура – набор символов, объединенных одной темой и заключаю- щих в себе познавательный опыт, приобретение кото- рого требует определенного времени. Традиционная оболочка книги постепенно исчеза- ет, и стоит задуматься, представляет ли собой ее организация просто пережиток прошлого. Имеет ли структура книги преимущества перед многими други- ми формами организации текста, доступными на дан- ный момент? Некоторые специалисты по литературе утвержда- ют, что книга фактически становится виртуальным ми- ром, в который человек погружается при чтении [79] Это концептуальное состояние воображения, кото- рое можно назвать литературным пространством. По мнению этих ученых, в процессе чтения мозг чело- века функционирует иначе, чем когда он «сканирует» текст. Неврологические исследования подтверждают, что обучение чтению меняет схему работы мозга [80] Вместо перепрыгивания с предмета на предмет и сбо- ра разрозненных кусочков информации во время чте- ния человек сосредоточен и полностью погружен в процесс. Можно провести несколько часов, читая что-то в се- ти, но так и не попасть в литературное пространство. Человек получает фрагменты информации, общие идеи, мимолетное впечатление. В этом привлекатель- ность интернета: разрозненные кусочки данных сво- бодным образом связываются между собой. Однако без механизма, удерживающего все вместе, эти сво- бодно связанные фрагменты информации рассыпа- ются, уводят внимание читателя в сторону от цен- тральной темы или содержания. Отдельное устройство для чтения частично решает эту проблему. Сегодня для этой цели у нас есть план- шеты и наладонники, Kindle и телефон. Самый инте- ресный из этих гаджетов с точки зрения возможности чтения – это телефон. Достаточно давно высказыва- лось мнение, что никто не захочет читать книгу на кро- шечном светящемся экране с диагональю несколько дюймов. Это мнение оказалось ошибочным. Я, как и многие другие, читаю книги таким образом и весьма доволен. На самом деле мы пока еще даже не зна- ем, насколько маленьким может быть экран устрой- ства для чтения. Есть экспериментальный тип чтения, который называется «быстрая последовательная ви- зуальная презентация» и при котором используется экран шириной всего в одно слово [81] . Этот экран не больше почтовой марки. Взгляд человека не двигает- ся, а фиксируется на одном слове, которое заменяет- ся следующим словом в тексте, а потом следующим. Таким образом, человек читает последовательность слов, появляющихся одно за другим, а не в виде длин- ной цепочки, в которой они расположены рядом друг с другом. Крошечный экран шириной всего в одно сло- во может поместиться практически где угодно, расши- ряя до бесконечности число мест, где человек может читать. Уже продано более 36 миллионов Kindle и других устройств для чтения электронных книг [82] . Электрон- ная книга представляет собой планшет, отображаю- щий одну-единственную страницу. С помощью специ- альных кнопок или касания экрана страницы «пере- ворачиваются», словно растворяются одна в другой. Шрифт в последнем поколении устройств Kindle чита- ется так же удобно и четко, как на бумаге. Однако в отличие от обычных электронные книги дают нам воз- можность скопировать текст со страницы, перейти по гиперссылке и более активно работать с иллюстраци- ями. Электронная книга не обязательно должна быть планшетом. «Бумагу» для нее можно производить на недорогих гибких листах, таких же тонких, гладких и дешевых, как обычные. Можно собрать сотню листов, подобрать для них корешок и переплести, снабдив красивой обложкой. Сегодня электронная книга мо- жет выглядеть так же, как бумажная со старыми, тол- стыми страницами, при этом ее содержание может меняться. В один момент на странице отображается стихотворение, а в следующую минуту – кулинарный рецепт. Однако читатель по-прежнему должен пере- ворачивать тонкие страницы электронной книги (этот способ навигации по тексту сложно улучшить). Когда человек заканчивает чтение, он щелкает по корешку, после этого на тех же самых страницах отображает- ся другое содержание. И вот у него в руках уже не последний популярный детектив, а практическое ру- ководство по разведению медуз. Само по себе элек- тронное устройство отлично сделано, и его приятно держать в руках. Обложка тоже может быть очень красивой, например переплет из мягкой кожи, выпол- ненный по размеру ладони, внутри которого находят- ся тончайшие, гладкие страницы. Возможно, у потре- бителей будет несколько электронных устройств для чтения разных размеров и формы, оптимизирован- ных для разного контента. Лично мне нравятся страницы большого формата. Мне бы хотелось иметь электронное устройство для чтения, которое разворачивается на манер оригами в лист, похожий по размеру на современную газет- ную страницу. Возможно, с таким же количеством по- лос, как в газете. Я согласен потратить несколько ми- нут, чтобы свернуть страницу обратно до карманного размера после чтения. Мне нравится просматривать много длинных колонок и перепрыгивать с одного за- головка на другой на одной большой странице. В ря- де научно-исследовательских лабораторий создают прототипы книг, которые с помощью лазера проеци- руются с карманного устройства на ближайшую плос- кую поверхность [83] . Столешница или стена становят- ся страницами этих книг, которые читатель «листает» движением руки. Страницы большого формата дают глазу физические ощущения, похожие на возникаю- щие при чтении бумажных книг, так как глаза двига- ются по многим колонкам и соседним элементам тек- ста. Книги, которые создаются в цифровом формате, могут отображаться на любом экране в любое время. Книга появляется по требованию. Необходимость ку- пить ее или отложить в запас до начала чтения отпа- ла. Книга из объекта превращается в поток, попадаю- щий в поле зрения читателя. Гибкость процесса характеризует не только потреб- ление, но и создание книг. Вскоре их на всех эта- пах существования правильнее будет рассматривать как процесс, а не артефакт: из существительного она превращается в глагол. Книга перестает быть про- сто текстом на бумаге, а наделяется сложным ком- плексом взаимоотношений. Она становится непре- рывным потоком процесса мышления, написания, ис- следования, редактирования, переписывания, обме- на, социализации, познания, разделения, продвиже- ния, дополнительного обмена и отображения на экра- не. Книги, в частности электронные, превращаются в побочные продукты этого процесса. Отображаясь на экране, книга становится сетью взаимоотношений, вызванных изложением слов и идей. Она связывает читателей, автора, главных героев, идеи, факты, по- нятия и истории. Эти взаимоотношения усиливаются, расширяются, углубляются, определяются по-иному благодаря новым способам отображения на экране. Тем не менее сегодня всё еще стараются свести на нет противоречия между печатной книгой и экран- ной. Основные компании, отвечающие за распростра- нение электронных книг, такие как Amazon и Google, под давлением книгоиздателей в Нью-Йорке и с одоб- рения некоторых самых популярных авторов согласи- лись ограничить чрезмерно гибкий функционал элек- тронных книг и не давать читателям возможность вы- резать и вставлять или копировать крупные фрагмен- ты текста или иным образом менять его. Современ- ные электронные книги пока лишены функционально- сти основного «экранного» текста – Википедии. Од- нако в обозримом будущем они в конце концов полу- чат эту функциональность, и тогда истинная природа книг проявит себя в полной мере. Мы поймем, что на самом деле их функция не в том, чтобы быть печат- ными телефонными справочниками, бумажными ка- талогами аппаратных средств или практическими ру- ководствами в мягких обложках. С этими задачами, включая обновление информации и поиск, электрон- ные устройства справляются гораздо лучше бумаж- ных изданий. Настоящая функция книг в том, чтобы их содержание комментировали, выделяли, подчеркива- ли, отмечали, делали выводы, ставили перекрестные ссылки и гиперссылки, чтобы им делились и его об- суждали. Цифровой формат обеспечивает все это и немного больше. Сегодня первые признаки обретенной книгами сво- боды можно наблюдать в Kindle Fire. По мере чтения книги я могу (с некоторыми сложностями) выделить фрагмент текста, который хотел бы запомнить. Я могу (приложив определенные усилия) извлечь эти фраг- менты и перечитать то, что мне показалось наиболее важным. Более того, другие пользователи с моего раз- решения могут получить доступ к выделенным мной кускам текста, а я могу прочесть те фрагменты, кото- рые выделил кто-то из моих друзей, ученых или крити- ков. Можно даже настроить соответствующий фильтр для наиболее популярных выделенных кусков всех пользователей и таким образом начать читать книгу новым способом. Это дает широкой аудитории доступ к драгоценным «заметкам на полях» как результату внимательного чтения другим пользователем (с его разрешения). Раньше такая уникальная возможность была только у избранных коллекционеров. Процесс чтения становится социальным. С помо- щью экранов можно делиться с другими не только на- званиями книг, которые мы читаем, но и нашими впе- чатлениями и комментариями. Сегодня можно выде- лить фрагмент текста. Завтра мы сможем связывать выделенные куски друг с другом. Можно сделать ги- перссылку с фразы, которую мы только что прочли, на противоположную ей мысль из книги, которую мы читали раньше, с непонятного слова – на его словар- ное определение, со сцены в книге – на похожий эпи- зод в фильме. (Для этого потребуются инструменты, помогающие найти соответствующие фрагменты тек- ста.) Мы сможем подписаться на ленту с комментари- ями человека, мнение которого нам интересно, чтобы знать не только что входит в его список чтения, но и увидеть его заметки, вопросы, размышления. Обсуждения литературных произведений, подоб- ные тому, которые сегодня можно встретить на сайте обмена книгами Goodreads, возможно, вскоре будут более тесно интегрированы непосредственно с са- мими произведениями благодаря гиперссылкам. Так что, когда читатель будет высказывать мнение отно- сительно какого-то фрагмента произведения, двусто- ронняя гиперссылка свяжет его комментарий с тек- стом и текст с комментарием. Даже небольшое про- изведение может собрать много пользовательских от- зывов, которые будут непосредственно связаны с ис- ходным текстом. Фактически интенсивная система гиперссылок между книгами сделает каждую из них плодом сов- местных усилий пользователей сети. Согласно тради- ционным прогнозам, книги останутся изолированны- ми единицами, независимыми друг от друга, такими же, как на полках библиотеки. Когда каждая из них не имеет никакого отношения к своим «соседям». Автор ставит точку в последнем предложении, произведе- ние считается завершенным и изменениям не подле- жит. Единственное движение происходит тогда, когда книгу берет в руки читатель и силой своего воображе- ния вдыхает в нее жизнь. С этой распространенной и привычной точки зрения преимущество будущей циф- ровой библиотеки заключается исключительно в ее мобильности: изящная трансформация полного тек- ста книги в единицы цифровой информации делает книгу доступной для чтения на любом экране. Одна- ко в этой концепции теряется главное, что появилось благодаря революционному переходу литературных произведений в цифровой формат: во всеобщей биб- лиотеке нет книги, которая была бы как остров, сама по себе. Они все взаимосвязаны. Замена напечатанных букв на электронные симво- лы, которые можно читать с экрана, – это только пер- вый из важных шагов в создании библиотеки буду- щего. Настоящее волшебство начнет происходить на втором этапе, когда каждое слово каждой книги полу- чит перекрестную гиперссылку, будет сгруппировано с другими, процитировано, проиндексировано, про- анализировано, прокомментировано и более глубоко вплетено в культурный контекст, чем когда-либо рань- ше. В новой реальности электронных книг и текстов каждая единица информации связана с остальными, каждая страница читает все остальные страницы. В настоящий момент все, что мы можем сделать с точки зрения взаимосвязи текстовых единиц, – это поставить в тексте ссылку на источник цитирования в библиографическом списке или сделать концевую сноску. Значительно полезнее была бы ссылка на кон- кретную фразу в определенном фрагменте в произ- ведении, но технически реализовать это пока нель- зя. Однако когда появится возможность расставлять в документе ссылки на уровне предложений и делать это так, чтобы они были двусторонними, мы получим сетевые книги. Составить определенное представление о книгах будущего можно, если посмотреть на Википедию. Этот ресурс можно рассматривать как единую энцик- лопедию. Большинство из 34 миллионов страниц Ви- кипедии пестрят словами, подчеркнутыми голубым: это означает, что они представляют собой гиперссыл- ки на понятия, которые объясняются на других стра- ницах энциклопедии [84] . Это сплетение взаимосвязей становится именно тем фактором, который наделяет Википедию – и всю сеть – огромной силой. Википе- дия – первая сетевая книга. Со временем каждая ее страница будет переполнена ссылками, выделенны- ми голубым, так как каждое утверждение может иметь ссылку на что-то другое. Позже, когда все книги полностью перейдут в циф- ровой формат, в каждой из них появится похожий набор подчеркнутых голубым фраз, так как каждая литературная ссылка выходит за пределы содержа- ния этой книги и связывает ее со всеми остальными. За каждой страницей скрываются другие страницы и другие произведения. Таким образом, книги выйдут за границы обложек и переплетутся в одну большую ме- такнигу – глобальную библиотеку. Коллективный ра- зум этой объединенной библиотеки позволит читате- лям увидеть то, что они не смогли бы разглядеть че- рез призму одной обособленной книги. |