12 технологических трендов. Кевин КеллиНеизбежно. 12технологическихтрендов, которые
Скачать 1.72 Mb.
|
Глава 6 Совместное использование Билл Гейтс однажды наделил людей, выступаю- щих за бесплатное программное обеспечение, самым неприятным эпитетом, который только может прозву- чать из уст капиталиста. Он назвал сторонников то- го, чтобы программное обеспечение было бесплат- ным, современными коммунистами [121] – злопыхатель- ской силой, нацеленной на уничтожение монополи- стических стимулов, помогающих поддерживать аме- риканскую мечту. Гейтс был не совсем прав: по сво- им политическим убеждениям сторонники бесплатно- го ПО с открытым кодом с большей вероятностью мог- ли бы оказаться членами Либертарианской партии 31 , чем коммунистами. Тем не менее в его словах есть доля истины. Безумное глобальное стремление, что- бы все постоянно были на связи друг с другом, неза- метно ведет к измененной технологической версии социализма. Общественные аспекты цифровой культуры рас- 31 Либертарианская партия США образована 11 декабря 1971 года, крупнейшая после Демократической и Республиканской партий США. Прим. ред. пространяются все шире и проникают все глубже. Электронная энциклопедия Википедия – лишь один из наглядных примеров зарождающегося коллекти- визма. Фактически это относится не только к са- мой Википедии, но и к любой гипертекстовой сре- де в формате вики 32 . Эта среда представляет со- бой набор документов, которые создавались совмест- но многими пользователями: их текст может быть создан, добавлен, отредактирован, изменен любым из них. Различные системы вики действуют на раз- ных платформах и операционных системах и облада- ют неодинаковыми возможностями форматирования. Уорд Каннингем 33 , который изобрел технологию вики и создал первую редактируемую страницу в 1994 го- ду [122] , сегодня отслеживает примерно 150 систем ви- ки [123] , каждая из которых поддерживает работоспо- собность бесчисленного множества сайтов. Широкое распространение лицензий и правовых инструментов Creative Commons стимулирует пользователей на ле- гальной основе разрешать другим использовать и из- менять созданные ими тексты, изображения или му- 32 Вики (англ. wiki) – сайт, структуру и содержимое которого пользова- тели могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предо- ставляемых самим ресурсом. Прим. ред. 33 Говард Каннингем, или Уорд Каннингем (род. 1949) – американский программист, изобретатель технологии вики, один из пионеров в обла- сти паттернов и экстремального программирования. Прим. ред. зыку без получения на это дополнительных разреше- ний. Иными словами, совместное использование и из- менение контента становится новой реальностью по умолчанию. В 2015 году было использовано более миллиарда лицензий Creative Commons [124] . Резкий рост повсе- местно распространенных сайтов с совместным до- ступом к файлам, например, таких как Tor, на котором пользователи могут найти копию практически всего, что может быть скопировано, стал еще одним шагом к организации совместной работы, так как бывает го- раздо проще начать создавать что-то свое на осно- ве уже существующего. Сайты, на которых обеспече- на возможность совместного комментирования, такие как Digg, StumbleUpon, Reddit, Pinterest и Tumblr, поз- волили сотням миллионов пользователей находить фотографии, изображения, новости и идеи из про- фессиональных источников и в лентах друзей, а за- тем коллективно составлять их рейтинги, делиться ими, пересылать друг другу, писать комментарии и ор- ганизовывать их в тематические потоки или коллек- ции. Эти сайты действуют как коллективные филь- тры, отсеивающие информационный мусор и остав- ляющие лучшее, что есть на данный момент. Чуть ли не ежедневно очередной стартап гордо объявляет о новом способе управления сообществом. Это все свидетельствует об уверенном движении в направ- лении своеобразного цифрового «социализма», уни- кальным образом адаптированного к сетевой реаль- ности. Речь, конечно, не о политическом социализме, как его понимало поколение наших дедушек. Фактически есть длинный список отличий и свойств, не характер- ных для нового социализма. Это не классовая борьба. Он не направлен против США: на самом деле цифро- вой социализм можно назвать последней американ- ской инновацией. Тогда как политический социализм в историческом контексте был государственным стро- ем, цифровой – это социализм без государства. Со- циализм нового толка относится к области культуры и экономики, а не государства – по крайней мере сей- час. С исторической точки зрения коммунизм, в привер- женности которому Билл Гейтс обвинил разработчи- ков ПО с открытым кодом, например, такие компании, как Linux или Apache, зародился в эпоху, когда про- цесс коммуникаций был полностью централизован, управление производственными процессами проис- ходило «сверху» и существовали четкие границы между странами. Эти ограничения, присущие началу прошлого века, привели к возникновению коллектив- ной собственности, которая должна была заменить хаос и падение свободного рынка тщательно проду- манными научными пятилетними планами развития, которые разрабатывало высшее руководство социа- листических стран – члены Политбюро. Эта система государственного управления, мягко говоря, провали- лась. Централизованный социализм промышленной эпохи уступал возможности проводить быстрые изме- нения, непрерывно внедрять инновации и самостоя- тельно генерировать нужную энергию – всему тому, что мог предложить свободный рынок. Социалистиче- ская командная экономика и централизованные ком- мунистические режимы доказали свою несостоятель- ность. В отличие от традиционного, социализм новой цифровой эпохи действует через интернет, для кото- рого не существует границ, через сетевые коммуника- ции и создает нематериальные услуги в рамках тес- но интегрированной глобальной экономики. Он сти- мулирует персональную независимость и препятству- ет централизации. Для современного социализма ха- рактерна крайняя степень децентрализации. Вместо организации колхозов мы создаем коллек- тивные миры. Вместо государственных предприятий у каждого из нас персональное «предприятие» на рабочем столе компьютера, которое связано с дру- гими в виртуальные сообщества. Вместо совмест- ного использования отбойных молотков и лопат мы делимся скриптами и интерфейсами программиро- вания приложений. Вместо безликого Политбюро у нас реализуется система меритократии 34 , при кото- рой единственным критерием становится результа- тивность деятельности. Вместо национального про- изводства у нас распространено одноранговое произ- водство 35 . Вместо бесплатного продовольствия от го- сударства и льгот у нас изобилие бесплатных коммер- ческих товаров и услуг. Я отлично понимаю, что слово «социализм» вы- зывает у многих читателей неприятные ассоциации. Оно несет огромную историческую культурную на- грузку, как и связанные с ним понятия «коллектив- ный», «общественный», «общинный». Я склонен упо- треблять термин «социализм», потому что техниче- 34 Меритократия – принцип управления, согласно которому руководя- щие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Прим. ред. 35 Совместное одноранговое производство (другой вариант перево- да – совместное производство на равных) – это термин, введенный профессором Гарвардской юридической школы Йохаем Бенклером. Он описывает новую модель социоэкономического производства, в кото- ром креативная энергия большого числа людей координируется (обыч- но с помощью интернета) в рамках больших, значимых проектов пре- имущественно без традиционной иерархической организации. Эти про- екты часто, но не всегда задумываются без финансового вознагражде- ния для участников. Этот термин часто заменяется термином «социаль- ное производство». Прим. ред. ски он оптимально описывает спектр технологий, эф- фективность которых зависит от социального взаимо- действия пользователей. Социальные медиа содер- жат в своем названии это определение по той же при- чине: потому что они представляют собой форму со- циального взаимодействия. В широком смысле соци- альное действие – это то, что создают сайты и сете- вые приложения, когда управляют входящими данны- ми от очень крупных сетей потребителей, участников, пользователей – тех людей, которых раньше назы- вали аудиторией. Конечно, есть риторическая опас- ность в объединении многих типов организаций под столь провокационным названием. К сожалению, в этой области нет терминов, свободных от негативной коннотации, поэтому мы вернем в употребление са- мый прямой и очевидный: социальный, социальное действие, социальные медиа, социализм. Когда мно- жество людей, владеющих собственными средствами производства, работают для достижения общей цели, не получают оплаты за труд и пользуются плодами совместного труда бесплатно, не лишено смысла на- зывать такую систему «новым социализмом». Объединяет всех этих людей понятие «совмест- ное использование». Некоторые футурологи называ- ют эту экономическую особенность нового социализ- ма экономикой совместного использования, так как совместный доступ и работа стали основным ее ас- пектом. * * * В конце 1990-х годов интернет-активист, извест- ный своими провокационными заявлениями, и ста- реющий хиппи Джон Перри Барлоу 36 начал с издев- кой называть этот сдвиг «дот-коммунизмом» [125] (dot- communism). Он дал следующее определение: дот-коммунизм – рабочая сила, состоящая исключительно из свобод- ных агентов [126] , децентрализованная бартерная эко- номика без денег, в которой нет понятия частной соб- ственности, а технологическая архитектура опреде- ляет политическое пространство. Барлоу оказался прав относительно виртуальности денег, так как кон- тент, который распространяют Twitter и Facebook, со- здается пользователями, которые не получают за это денег. Барлоу был прав и в отношении отсутствия частной собственности, как мы уже обсудили в преды- дущей главе. Мы видим, как сервисы экономики сов- местного использования, например Netflix и Spotify, стимулируют потребителей отказываться от владения 36 Джон Перри Барлоу (род. 1947) – американский поэт и эссеист, ки- берлибертанец. Прим. ред. собственностью в пользу обладания постоянным до- ступом к нужным услугам. Есть только один аспект, в котором термин «социализм» не отражает происходя- щего: это не идеология. Он не требует жестких убеж- дений. Скорее это спектр отношений, техник и инстру- ментов, обеспечивающих взаимодействие, совмест- ный доступ, сбор и накопление, организацию, свое- временность, а также целый ряд новых типов соци- ального взаимодействия. Это творческая область и весьма плодородное пространство для инноваций. В 2008 году медиатеоретик Клей Ширки в своей книге Here Comes Everybody [127] («И вот появляется каждый: способность к организации без организаций») пред- ложил полезную классификацию этих новых типов со- циального взаимодействия, составленную по степени возрастания его интенсивности. Группы людей начинают с простого обмена ин- формацией с минимальной степенью координации, затем они переходят на этап взаимодействия, да- лее – на этап сотрудничества и, наконец, приходят к совместным действиям (коллективизму). На каж- дом следующем этапе увеличивается потребность в дополнительном взаимодействии. Исследование он- лайн-ландшафта дает неопровержимые доказатель- ства этого. 1. Этап совместного доступа Пользователи с огромной охотой делятся информа- цией в сети. Ежедневно на Facebook, Flickr, Instagram и других сайтах публикуются 1,8 миллиарда фотогра- фий [128] – астрономическая цифра. Несомненно, по- давляющим большинством этих снимков пользовате- ли так или иначе делятся друг с другом. Помимо это- го, они еще обновляют статусы, отмечают местопо- ложение на картах, публикуют свои мысли. Добавьте к этому миллиарды видеороликов, которые ежеднев- но размещаются на YouTube [129] , и миллионы фанфи- ков 37 на специализированных сайтах [130] . Список сер- висов, помогающих пользователям делиться мнени- ем: Yelp – для отзывов, Foursquare – для обозначения местоположения, Pinterest – для интересных идей. Обеспечение совместного доступа к контенту сегодня стало явлением распространенным и повсеместным. Это наиболее мягкая форма цифрового социализма, но она служит основой для всех более высоких уров- ней совместного взаимодействия. Это базовый эле- мент всего сетевого мира. 37 Фанфик (англ. fan fiction) – литературное творчество поклонников фильмов или литературных произведений с использованием персона- жей и ситуаций из них. Прим. перев. 2. Этап взаимодействия Когда отдельные люди работают вместе для дости- жения большой цели, это приводит к результатам, воз- никающим на уровне группы. Пользователи не только поделились своими фотографиями на Flickr и Tumblr, но, кроме того, разбили их на категории, составили аннотации и добавили ключевые слова для поиска. Другие члены сообщества отсортировали эти изоб- ражения. Популярность лицензий Creative Commons означает, что в определенном смысле ваша фотогра- фия – теперь моя. Любой может использовать разме- щенную по этому соглашению фотографию, как член коммуны мог воспользоваться общественной тачкой. Мне больше не нужно делать фотографию Эйфеле- вой башни, потому что в сообществе я могу найти сни- мок гораздо лучше, чем сделал бы сам. Это означает, что теперь я могу сделать презентацию, отчет, альбом с иллюстрациями, сайт гораздо качественнее, потому что я делаю его не один. Тысячи сайтов-агрегаторов контента используют аналогичную социальную динамику для достижения трех целей. Во-первых, социальные технологии на- прямую помогают пользователям тем, что позволяют делать закладки, ставить теги, делить на категории и сохранять в архив нужную информацию для соб- ственного использования. Членам сообщества лег- че управлять собственными коллекциями. Например, на сервисе Pinterest многочисленные теги и «дос- ки» (pins) помогают пользователю быстро сделать подборку интересных идей на конкретную тему, так что ее потом легко найти и пополнить. Во-вторых, дру- гим пользователям индивидуальные теги, категории и закладки тоже полезны: с их помощью они могут быстрее найти материал на похожую тематику. Чем больше тегов у изображения на Pinterest, или «лай- ков» у поста на Facebook, или хештегов у сообще- ния в Twitter, тем полезнее он для остальных поль- зователей. В-третьих, коллективное действие может создать дополнительную ценность, которая возмож- на только как результат совместного усилия. Напри- мер, большое число туристических фотографий Эй- фелевой башни с множеством тегов, каждая из кото- рых снята под новым углом, другим пользователем в иное время можно (с помощью специальной про- граммы, например Microsoft’s Photosynth) объединить в потрясающую 3D-панораму с общим видом, кото- рая будет гораздо более сложной и ценной, чем каж- дый из снимков в отдельности. Забавно, что подоб- ные возможности даже превосходят социалистиче- ский лозунг «От каждого по возможностям, каждому по потребностям» [131] , поскольку каждый улучшает то, что вкладывает, и получает даже больше, чем ему бы- ло нужно. Совместное использование контента открывает огромные перспективы. Такие сайты, как Reddit и Twitter, позволяющие пользователям высказывать свое мнение или делать ссылки на наиболее важную информацию (новости, ссылки, комментарии), могут стимулировать общественное обсуждение, как это не сумеют сделать газеты и ТВ. Специальные авторы продолжают размещать контент на этих ресурсах, ча- стично чтобы добиться более широкого культурного влияния, которое оказывают эти инструменты. Кол- лективное влияние сообщества в пропорциональном соотношении значительно превосходит число авто- ров этих ресурсов. В этом смысл социальных инсти- тутов: сумма оказывается гораздо больше составля- ющих. В традиционном социализме эта динамика бы- ла усилена с помощью государства. Сегодня цифро- вое совместное использование отделено от государ- ства и действует на международном уровне. 3. Этап сотрудничества Организованное сотрудничество способно прине- сти гораздо более весомый результат, чем случайное. Стоит посмотреть на любой из сотен проектов с от- крытым программным кодом, например на операци- онную систему Linux, которая стала фундаментом для большинства веб-серверов и смартфонов. В этих про- ектах результатом скоординированной работы тысяч или даже десятков тысяч членов сообщества с помо- щью четко настроенных инструментов для совмест- ного использования становятся высококачественные продукты. В отличие от этого в результате прошло- го опыта взаимодействия по крупным и сложным про- ектам участники получили лишь косвенную выгоду, так как каждый член группы взаимодействует только с небольшой частью конечного продукта. Программист, увлеченный своей работой, может потратить несколь- ко месяцев на написание программного кода для под- программы, зная, что целиком программа будет запу- щена через несколько лет. Фактически соотношение затраченных усилий и полученного вознаграждения настолько не вписывается в систему ценностей сво- бодного рынка, ведь пользователи выполняют огром- ный объем работы, имеющей высокую рыночную сто- имость, бесплатно, что усилия подобного сотрудни- чества с точки зрения капитализма просто не имеют смысла. Дополнительно усиливает экономический диссо- нанс то, что мы привыкли наслаждаться продукта- ми этого сотрудничества бесплатно. Сегодня поло- вина всех интернет-страниц в мире [132] хранится на более чем 35 миллионах серверов [133] , работающих на бесплатном ПО Apache [134] с открытым кодом и созданном пользователями. Бесплатный информаци- онный центр под названием 3D Warehouse предла- гает несколько миллионов [135] сложных 3D-моделей любой формы, которую только можно представить (от ботинка до моста). Около одного миллиона плат- форм Arduino [136] и шесть миллионов компьютеров Raspberry Pi [137] были произведены учеными и энту- зиастами своего дела. Они предложили свои разра- ботки для бесплатного копирования и использования в качестве основы для создания новых продуктов. Вместо финансового вознаграждения производители этих товаров и услуг завоевали доверие потребите- лей, приобрели статус и репутацию, получили удо- вольствие от работы и опыт. Конечно, в самом факте сотрудничества нет ниче- го нового. При этом появившиеся инструменты он- лайн-сотрудничества поддерживают общественный тип производства, позволяющий отказаться от уча- стия инвесторов и сохранить право собственности в руках производителей, которые нередко становятся и потребителями. |