Философия Учебник 2014. Курс лекций для бакалавров нальчик 2014 2 удк 1 ббк 87 К75 Рецензенты
Скачать 2.16 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА» Р.Х. Кочесоков ФИЛОСОФИЯ Курс лекций для бакалавров НАЛЬЧИК 2014 2 УДК 1 ББК 87 К75 Рецензенты: доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии, по- литологии и права ИППК Южного федерального университета Волков Ю.Г. доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета Касьянов В.В. Кочесоков Р.Х. К75 Кочесоков, Р. Х. Философия [Текст] : курс лекций / Р. Х. Ко- чесоков.– Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2014. – 335 с. – 100 экз. В учебном пособии освещаются ключевые проблемы филосо- фии: предмет философии, исторические типы философии, онтология и теория познания, философия и методология науки, социальная фило- софия и философия истории, философская антропология, философия культуры и философия морали. Структура, тематика и дидактический материал соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта высшего про- фессионального образования третьего поколения и Примерной про- граммы по философии. Предназначено для всех направлений подготовки и специально- стей, кроме направления «философия». УДК 1 ББК 87 © Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2014 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Приступая к изучению очередного предмета, любой студент сра- зу же ставит вполне резонный вопрос, а зачем ему этот предмет нужен. Поэтому, прежде всего, вкратце поясним, для чего студенты изучают философию. Бакалавр, т.е. начинающий свою научно-познавательную дея- тельность человек, должен понимать, что научное видение действи- тельности отнюдь не дано человеку от рождения. Оно есть результат особого философского мировоззрения. Сейчас большинство людей даже не догадываются, что формируемые у них обществом с детства представления о мире и научном познании созданы и обоснованы фи- лософами. Но образованный человек, тем более человек с высшим об- разованием должен знать основания этих представлений. Бакалавр одновременно это и начинающий свою активную жиз- недеятельность человек. Он должен понимать, что он уникален, его жизнь неповторима, т.е. все жизненные ситуации, с которыми он столкнется, неповторимы. Никто за него не будет принимать жизненно важные решения, следовательно, он должен научиться принимать ре- шения. Человек тем и отличается от животного, что может принимать осознанные решения. Но для этого, прежде всего, необходимо научиться мыслить. Философия как раз и призвана быть одновременно и способом познания человеком мира, и способом бытия человека. А теперь несколько методических рекомендаций. Важно иметь в виду, что философия, как и другие научные дисциплины, отнюдь не есть «завершенная» наука. В ней наряду с утвердившимися положени- ями существует множество вопросов, по которым пока нет однознач- ных ответов. А поскольку философия изучает наиболее общие про- блемы бытия, постольку в ней гораздо больше таких вопросов, чем в других науках. По этой причине практически по всем наиболее важ- ным проблемам автор посчитал необходимым ознакомить студентов со сложившимися в философии основными подходами и концепциями. 4 Для того, чтобы студенты почувствовали дух великих философ- ских учений, автор попытался как можно подробнее пересказать их и по возможности процитировать ключевые положения. А для того, что- бы сделать их более доступными для понимания, приводит множество примеров. Сформулированные в конце каждой темы контрольные вопросы и задания не только помогут студенту лучше усвоить материал, но и позволят выделить наиболее важные положения. Настоящее учебное пособие рассчитано на бакалавров, изучаю- щих семестровый курс философии. Выбор тем, последовательность их изложения, объем разделов осуществлены в соответствии с требовани- ями Федерального государственного стандарта высшего профессио- нального образования третьего поколения и Примерной программы по философии. По каждой теме предусматриваются двухчасовые лекции и семинарские занятия, за исключением тем «Исторические типы фи- лософии» и «Философия науки», на которые выделяются, соответ- ственно, 6 и 4 часа. Учебное пособие предназначено для всех направ- лений подготовки и специальностей, кроме направления «философия». В результате изучения философии бакалавр должен: знать: – основные направления, проблемы, теории и методы философии; – содержание современных философских дискуссий по пробле- мам общественного развития. уметь: – формировать и аргументированно отстаивать собственную по- зицию по различным проблемам философии; – использовать положения и категории философии для оценива- ния и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. владеть: – навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философ- ское содержание; – приемами ведения дискуссии и полемики; – навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. 5 Тема 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ 1. Предмет философии. 2. Функции философии. 1. Предмет философии 1. Понятие «философия».Философия зародилась на Древнем Во- стоке, но обрела рациональную форму и систематизированный характер в Древней Греции. Само слово «философия» было введено Пифагором и означает «любовь к мудрости». Важнейший вклад античных мыслителей в зарождение и становление философии заключается в том, что они первыми стали различать «мудрость» (знания) вообще и рациональные знания, изло- женные в систематической форме. Данное положение имеет принципи- альное значение, поэтому подробно прокомментируем его. Во все времена у всех народов были мудрецы. Древняя Греция, конечно, не исключение. Когда Пифагор первым стал подчеркивать, что он не «мудрец», а «любитель мудрости», т.е. философ, это означа- ло осознание принципиального отличия нового типа знания, который стал складываться в Древней Греции в то время. Упрощенно говоря, мудрец это тот, кто изрекает истины, а любитель мудрости (философ) это тот, кто пытается изучить мудрость. С тех пор философией начи- нают называть не мудрость вообще, а особую разновидность мудро- сти, точнее знания. Чтобы понять принципиальное отличие философии как особой разновидности мудрости (знания), сравним философию и народную мудрость. Как известно, у всех народов есть своя мудрость, зафикси- рованная в пословицах, поговорках и т.п. Никто не будет оспаривать, что они на самом деле представляют собой мудрость, накопленную веками. Это можно называть и часто называют философией в предель- но широком смысле слова. Однако под философией со времен антич- ных мыслителей принято понимать нечто иное. Для сравнения восполь- зуемся известным и поучительным анекдотом. Ранним утром дедушка выгуливает своего маленького внучонка, который крайне недоволен тем, что его так рано разбудили. Чтобы вдохновить его, дедушка гово- рит ему: «Смотри, внучок, вот пташка рано встала и поймала червячка. Не зря говорится: «Кто рано встает, тому Бог подает». А внучок резонно возражает: «Но ведь, дедушка, а червячок-то еще раньше встал?!» В пословицах и поговорках, как уже говорилось, на самом деле, зафиксирована народная мудрость. К приведенной поговорке тоже это относится. Однако поговорки и пословицы имеют два существенных недостатка. Во-первых, практически к любой поговорке можно подо- 6 брать поговорку с противоположным содержанием. Это четко отраже- но в приведенном анекдоте. Таким образом, поговорки и пословицы нам не говорят, как соотносятся между собой две поговорки с истин- ным, но при этом противоположным содержанием. Иными словами, поговорки и пословицы не являются систематизированным знанием. Можно сказать, что они представляют собой эклектичный набор мет- ких и точных наблюдений. Во-вторых, пословицы и поговорки не объ- ясняют, в каком случае их содержание будет истинным. Применитель- но к приведенному анекдоту, это означает, что, согласно одной народ- ной мудрости, чем раньше начнешь дело, тем лучше, но согласно дру- гой же народной мудрости, «поспешишь – людей насмешишь». И то, и другое верно. Но как определить, уже пора начинать дело или еще рано? Народная мудрость не отвечает на подобные вопросы. Надо иметь в виду еще один аспект. В каком количестве случаев народная мудрость, в данном случае – поговорка – оказывается верной? Об этом тоже народная мудрость ничего не говорит. Таким образом, поговорка констатирует мудрость, но не может обосновать и объяснить ее. Иными словами, мудрость это не рациональное знание. Рационально сформулированный вывод относительно приведенной поговорки зву- чал бы примерно следующим образом: как показывает практический опыт, в 99 % случаев тому, кто рано встает, тому Бог подает; при этом под «рано» подразумевается такое-то время. Понятно, что это уже не поговорка и не пословица, а другая разновидность знания. Именно такую разновидность знания, которая систематизирована и рационали- зирована, в Древней Греции и стали понимать под философией. Остановимся еще на одном моменте. Как уже говорилось в са- мом начале, основы философии были заложены на Древнем Востоке, но собственно философия сложилась в Древней Греции. Следует заме- тить, что по данному вопросу нет единого мнения. Некоторые ученые считают, что философия возникла именно на Древнем Востоке. Другие же утверждают, что древневосточная философия не отвечает приве- денным выше критериям [См.: Реале, Антисери, т.1, с. 3–5]. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вели- кому древнекитайскому философу Конфуцию. Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что его главная работа «Лунь юй» («Беседы и высказывания») составлена его учениками в виде сборника высказы- ваний. Почти все они построены по следующей схеме: «Учитель ска- зал: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Другое изречение гласит: «Если в челове- ке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревен- щине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен 7 ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». И еще одно высказывание: «Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие – следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии» [Конфуций, с. 60, 79, 120]. Глубина и мудрость приведенных высказываний не вызывают сомнений. Однако у них те же недостатки, что и у народной мудрости. К примеру, как определить, уравновешивают ли в данном человеке воспитанность и естественность друг друга или нет. Поэтому, как считают многие спе- циалисты, такие учения точнее называть пред-философией, а не фило- софией в принятом смысле слова. Или, по крайней мере, особой разно- видностью философии. Совершенно иначе выглядят философские произведения древне- греческих философов, например, Платона или Аристотеля. В них со- поставляются различные точки зрения, предлагаются критерии, по которым можно отличить истину от заблуждения, даются дефиниции, и т.п. Платон подчеркивал: «Доказательства – это и есть преимуще- ственно орудие философа» [Платон 1994, с. 375]. Аристотель считал нужным различать знания «что» и знания «почему». Знания первого типа мы можем получить благодаря органам чувств, опыту, рассуди- тельности. А знания второго типа требуют умения, искусства объяс- нять «причины и начала». Именно знания второго типа, по его мне- нию, и следует называть мудростью. Поэтому он говорил, что «муд- рость есть наука об определенных причинах и началах». Причем выс- шей из наук является та, которая объясняет «первые причины и нача- ла» [См.: Аристотель 2006, с. 5–11]. Таким образом, то, что мы называем философией, возникает в Древней Греции. Предмет философии. С античности по Новое время под фило- софией подразумевалась вся совокупность рациональных знаний. В философию включались все науки. Согласно Аристотелю, философия делится на три части: теоре- тическую (умозрительную), практическую и творческую. Цель теоре- тической (умозрительной) философии – знание ради знания. Она включает физику, математику и метафизику (философию в прямом смысле слова – «первую философию»). Цель практической философии – знание ради деятельности. К ней относятся этика и политика (наука о политике). Цель творческой философии – знание ради творчества. К ней относятся риторика и поэтика. Философы занимались одновре- менно всеми науками. Об этом свидетельствуют, к примеру, названия работ Аристотеля: «Физика», «О небе», «Метеорология», «О проис- 8 хождении животных», «Экономика», «Риторика», «Поэтика», «Поли- тика», «О душе», «Никомахова этика», «Метафизика» и т.п. Не слу- чайно поэтому чуть ли не все современные науки считают своим осно- воположником Аристотеля. Даже величайшие ученые Нового времени считали, что они за- нимаются философией. Об этом говорят даже названия их работ: «Ма- тематические начала натуральной философии» И. Ньютона, «Филосо- фия ботаники» К. Линнея, «Философия зоологии» Ж.-Б. Ламарка, «Опыт философии теории вероятностей» П.-С. Лапласа. Однако по мере отделения от философии конкретных наук вопрос о предмете философии актуализировался. В ХIХ–ХХ вв. некоторые фи- лософские учения (позитивизм, феноменология и др.) пришли к выводу, что поскольку изучением различных фрагментов действительности те- перь занимаются специальные науки, постольку философия теперь должна стать, по сути, методологией этих наук. Другие же направления и особенно постмодернизм в конце ХХ в. стали утверждать, что нет фи- лософии, а есть философствование. Следовательно, философия это не наука, а, скорее, образ жизни, способ бытия человека и т.п. В настоящее время более точным считается определение фило- софии как особой разновидности мировоззрения (мировоззренческой формы познания). Мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире [См.: Алексеев, Панин, с. 29]. Существуют три разновидности мировоззрения: мифологическое, ре- лигиозное и философское. Следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что мировоззрение имеет двойственную природу. С одной стороны, мировоззрение есть способ освоения, позна- ния, постижения окружающего мира. Общим у различных форм ми- ровоззрения является предмет – мир в целом и место человека в мире. Вместе с тем они различаются по используемым способам познания мира. В этом плане разновидности мировоззрения подразделяются на рациональные и внерациональные (иррациональные). Рациональное мировоззрение представляет собой такое видение мира, при котором в окружающем мире прослеживаются некие логические взаимосвязи и объективные закономерности, которые могут быть познаны и объяс- нены человеком; при этом полученные знания фиксируются посред- ством четкого понятийно-категориального аппарата. Примером рацио- нального мировоззрения является философское мировоззрение. А вне- рациональное (иррациональное) мировоззрение характеризуется об- разным, описательным восприятием мира, стремлением проникнуть в 9 суть бытия с помощью различных внерациональных способов (веры, интуиции и т.п.). Разновидностями внерационального мировоззрения являются мифологическое и религиозное. Здесь необходимо чуть подробнее остановиться на соотношении философии и науки, так как и наука пользуется рациональными спосо- бами познания мира. Еще Аристотель достаточно четко разъяснил эту проблему. Как уже отмечалось выше, он использовал понятие «фило- софия» в двух значениях. В широком смысле слова «философия» обо- значала всю совокупность рационального знания. В узком смысле сло- ва «философия» (Аристотель называл ее «первой философией», впо- следствии она получила название «метафизика») означала ту часть рационального знания, которая посвящена наиболее общим вопросам. Таким образом, философия и наука вместе образуют рациональное знание в целом: наука – это форма рационального познания отдельных фрагментов действительности, а философия – это форма рациональ- ного познания наиболее общих вопросов бытия. К примеру, биология изучает происхождение и развитие живых организмов, химия – строе- ние, свойства и превращения веществ, физика – наиболее общие зако- ны материального мира, и т.п. А философия изучает бытие, время и пространство, и т.п. В рассматриваемом смысле слова философия, без- условно, является наукой; но всё же точнее будет, если сказать, что она является формой рационального познания. Из сказанного вытекает, что философия является основой раци- онального, следовательно, научного познания. Здесь уместно напом- нить, что научное знание как особая разновидность знания возникает в Древней Греции; причем это стало возможным именно благодаря со- зданию философии. Положения философии, в свою очередь, конкрети- зируются, воплощаются, доказываются в конкретной научно- познавательной деятельности. К примеру, древнегреческие философы первыми выдвинули идею о том, что всё сущее состоит из мельчайших частиц – атомов; впоследствии наука подтвердила эту идею и стала изучать свойства, характеристики, закономерности взаимодействия атомов и т.п. Таким образом, философия и наука неразрывно связаны между собой: без философских оснований не может быть науки как особой разновидности знания, без подтверждений со стороны науки философия превращается в бездоказательные, пустые рассуждения. С другой стороны, мировоззрение есть способ бытия человека в мире. Для того чтобы существовать, человек должен иметь некую об- щую картину мира. Знания подобного рода принципиально отличают- ся от конкретных знаний. К примеру, конкретные знания, будь то обы- денные или научные, предназначены для решения некоторых конкрет- 10 ных задач. Так, знания по биологии нам нужны для того, чтобы знать, как развиваются живые организмы, как функционируют различные органы и организм в целом, и т.п. Агрономические знания нужны нам для того, чтобы знать, как выращивать те или иные растения, что влия- ет на рост урожаев, и т.п. В отличие от них знания мировоззренческого характера не имеют прямого прикладного значения. Но без этих «предварительных» знаний человек не может существовать. Уместно подчеркнуть, что именно мировоззрение предопределяет характер и направленность конкретных знаний. Иными словами, что нужно знать, зачем это знать и т.п. вопросы вытекают из мировоззрения. Упрощенно и метафорично можно сказать, что мировоззрение есть своеобразный компас, позволяющий человеку ориентироваться в мире. Обозначим теперь некоторые характерные черты перечисленных разновидностей мировоззрения. При этом сосредоточим внимание на двух ключевых моментах: во-первых, какой предстает общая картина мира в этих мировоззрениях, и, во-вторых, каким образом человек мо- жет познать окружающий мир. Мифологическое мировоззрение имеет следующие отличитель- ные признаки. Во-первых, в мифологическом мировоззрении есте- ственное и сверхъестественное не разделены и сливаются в один мир (принцип синкретизма). Причем и то, и другое считаются реально су- ществующими, «настоящими», «подлинными». При этом присущие человеку свойства и особенности переносятся на всю природу (прин- цип антропоморфизма). Например, боги непосредственно вмешива- ются в дела людские, при необходимости они даже могут спуститься на землю; при этом боги, как и люди, могут быть и эгоистичными, и завистливыми, и ревнивыми, и т.п. Да и люди в принципе могут побы- вать на «том свете», если они знают «дорогу» туда. Вспомним исто- рию Орфея и Эвридики из древнегреческой мифологии. Согласно ми- фу, певец Орфей спустился в подземное царство Аида для того, чтобы вернуть к жизни свою умершую жену Эвридику. Во-вторых, для него характерно эмоционально-чувственное восприятие и описание дей- ствительности. Иными словами, способом объяснения природных и социальных процессов в мифе является не выяснение причинных свя- зей, а художественно-образное описание этих процессов. Например, утверждается, что некое божество на колеснице с грохотом проезжает по небу и именно это порождает громы и молнии. Религиозное мировоззрение, во-первых, так же, как и мифологи- ческое, допускает фантастическое и чудесное, но, в отличие от него, однозначно разводит и противопоставляет мир реальный («естествен- ный») и мир «сверхъестественный» (божественного). К примеру, рели- 11 гия убеждена в существовании ада и рая. Бог или пророки могут тво- рить различные чудеса. Но при этом, конечно же, никто из людей не может «побывать» на том свете и вернуться назад. Согласно религии, «реальный» мир является преходящим («суета сует»), не «настоящим», не «истинным». Во-вторых, религия утверждает, что предельно общие вопросы бытия (возникновение мира, происхождение человека, смысл жизни, смысл исторического процесса и т.п.) не могут быть познаны и объяснены рациональным способом. Поэтому в религии самый глав- ный источник знаний – Откровение, а самый главный способ его по- стижения – вера. Философское мировоззрение, во-первых, отрицает существова- ние сверхъестественного, фантастического, мистического, оно призна- ёт только мир реального, «естественного». Во-вторых, оно не ограни- чивается описанием или верой, а стремится обосновать, доказать свои положения и выводы. Конечно, философское мировоззрение отнюдь не утверждает, что оно всё знает. Речь идет о том, что оно признаёт наличие непознанного, ноотрицает существование непознаваемого, при- знаёт наличие необъясненного, но отрицает существование необъясни- мого, признаёт наличие пока еще не объясненных причинно-следствен- ных отношений, но отрицает существование беспричинного, и т.п. Таким образом, в методологическом плане философия похожа на науку, так как они обе пользуются рациональными способами полу- чения объективных знаний. Но предмет философии ближе к предмету религии и мифологии. Известный английский математик и философ Б. Рассел подчеркивал, что подобно теологии, философия занимается спекуляциями по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то ав- торитет традиции или Откровения. Все определенное знание, по его мнению, принадлежит науке; все догмы принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется «Ничейная Земля», которая и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедитель- ными, как в предшествующие столетия. Исследовать эти вопросы – дело философии. Кроме того, наука говорит нам, что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприим- чивость ко многим очень важным вещам. Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого 12 рода дерзкое неуважение к Вселенной. Нехорошо и то и другое: забы- вать задаваемые философией вопросы и убеждать себя, что мы нашли бесспорные ответы на них. Учить тому, как жить без уверенности, и в то же время не быть парализованным нерешительностью – это, пожа- луй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто за- нимается ею [См.: Рассел, с. 9–11]. Заключая, можно сказать, что философия есть особая система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в ми- ре. Или, по-другому, философия есть рациональная форма познания предельно общих вопросов бытия. |