Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Бытие как философская категория Онтология как раздел философии

  • Понятие бытия

  • Уровни бытия

  • Виды (формы, сферы) бытия

  • Духовное (идеальное) бытие

  • 2. Пространственно-временные характеристики бытия Понятия «пространство» и «время»

  • Концепции пространства и времени

  • Качественно специфические формы пространства-времени

  • Пространство и время как философская проблема

  • 3. Философские концепции движения и развития Понятия «движение» и «развитие»

  • Философские модели развития

  • Движение и развитие как философская проблема

  • Контрольные вопросы и задания

  • Философия Учебник 2014. Курс лекций для бакалавров нальчик 2014 2 удк 1 ббк 87 К75 Рецензенты


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеКурс лекций для бакалавров нальчик 2014 2 удк 1 ббк 87 К75 Рецензенты
    Дата26.09.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия Учебник 2014.pdf
    ТипКурс лекций
    #698413
    страница7 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28
    Тема 4. ОНТОЛОГИЯ
    1. Бытие как философская категория.
    2. Пространственно-временные характеристики бытия.
    3. Философские концепции движения и развития.
    1. Бытие как философская категория
    Онтология как раздел философии. Философия порождается стремлением человека получить достоверное, истинное знание. Но достоверным, истинным знанием может быть только знание о том, что достоверно, истинно существует. В этой связи мы сразу же сталкива- емся с необходимостью разграничить истинно существующие и ка-
    жущиеся существующими объекты. Проблема эта отнюдь не такая простая, как кажется на первый взгляд. По первой теме уже приводил- ся пример о том, как трудно однозначно решить, существуют ли цвета.
    Если они существуют, то почему не все люди и живые существа
    (например, собаки) их видят (разграничивают), а если они не суще- ствуют, то почему же большинство людей и другие живые существа
    (например, обезьяны) их видят? Таких примеров можно привести множество.
    Но если даже речь идет об объектах, в существование которых мы не сомневаемся, то проблема вовсе не снимается. К примеру, до- стоверно, истинно существуют объекты, с которыми мы соприкасаемся – животные и растения, горы и реки, планеты и звезды и т.п. Но тут мы сталкиваемся с весьма сложными вопросами. Во-первых, названные нами объекты преходящи, временны, они рано или поздно исчезают.
    Поэтому знания о них тоже преходящи. А такие знания бесполезны, непригодны для последующего использования. Следовательно, возни- кает вопрос, а что в них есть неизменного? Во-вторых, что есть общего

    79 у названных нами объектов? Ведь чтобы наши знания были универ-
    сальными, они должны характеризовать все объекты, а не быть только характеристиками отдельных объектов.
    Таким образом, чтобы получить достоверное, истинное знание, необходимо сначала ответить на вопрос о том, что на самом деле су-
    ществует, являясь неизменным и присущим всем существующим ве-
    щам и предметам? Или, по-другому, на вопрос о том, что является истинно сущим. Истинно сущее в философии обозначается понятием
    «бытие». Онтология – это раздел философии, изучающий бытие, т.е. истинно сущее.
    Понятие бытия. Сложившиеся в истории философии концеп- ции бытия можно свести к трем основным подходам.
    Первый подход понимает под бытием сущее. В этом случае под
    сущим имеются в виду реально существующие вещи, отношения и процессы, как материальные (галактики, планеты, флора и фауна, не- органические вещества, элементарные частицы и т.п.), так и идеаль- ные, духовные (наука, религия, фантазии, сказки, воображения и т.п.).
    Сторонники этого подхода утверждают, что «бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие есть то, что
    есть…» [Спиркин, с. 221].
    На первый взгляд, подобное определение бытия мало что дает, но на самом деле оно имеет огромное теоретико-методологическое значение.
    Во-первых, оно констатирует, что ничего сверхъестественного, сверхреального, мистического, таинственного за пределами бытия нет и не может быть. Еще древнегреческий философ Парменид говорил, что есть бытие, а небытия нет. Следует, конечно, иметь в виду, что в философии «небытие» понимается иначе, нежели в обыденном созна- нии. Когда обыватель говорит, что что-то «ушло в небытие», то он имеет в виду, что оно перестало реально существовать. А в философии
    «небытие», упрощенно говоря, означает то, чего вообще не может быть и о чем вообще нельзя даже помыслить, что вообще нельзя даже представить себе. Из небытия не может возникнуть бытие. Если что-то существует, то оно имеет «естественную» природу, «естественные» причины. Следовательно, они могут быть выявлены и познаны.
    Во-вторых, положение «бытие есть всё сущее» означает, что всё сущее образует некую единую целостность. Из этого вытекает, что все вещи и предметы, отношения и процессы взаимосвязаны и взаимодей- ствуют друг с другом. Следовательно, могут быть выявлены и познаны определенные причинно-следственные отношения и некоторые устой- чивые связи между ними.

    80
    Таким образом, определение бытия как сущего оправдывает, обосновывает нашу веру в возможность получения достоверного, ис- тинного знания.
    Второй подход считает необходимым различать бытие («чистое бытие») и сущее («наличное бытие»). В этом случае понятие «налич- ное бытие» обозначает всё, что существует, а понятие «чистое бы- тие» характеризует то, что они существуют. Необходимость такого разграничения объясняется тем, что любое «что-то» носит преходящий характер, а вечно и неизменно только само бытие (существование). Не трудно заметить, что при таком подходе понятие «бытие» становится практически бессодержательным и равным ничто. Поэтому Гегель го- ворил, что понятие «чистое бытие» – это самая пустая абстракция, со- вершенно лишенная определений и потому равная своей противопо- ложности, т.е. ничто.Он говорил относительно чистого бытия: «Его нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чи- стая мысль, и, как таковая, оно образует начало… Это чистое бытие есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое, взятое также непосредственно, есть ничто» [Гегель 1973,
    с. 217–219]. Правда, это не означает, что чистое бытие есть ничто, оно есть «такое ничто, из которого должно произойти нечто; бытие, стало быть, уже содержится в начале. Начало, следовательно, содержит и то, и другое, бытие и ничто; оно единство бытия и ничто, иначе говоря, оно небытие, которое есть в то же время бытие, и бытие, которое есть в то же время небытие» [Гегель 1970, с. 61].
    И это определение бытия имеет очень важное теоретико-методоло- гическое значение. Упрощенно говоря, оно ориентирует нас на то, чтобы не останавливаться на достигнутом достоверном, истинном знании и стремиться к еще более достоверному, истинному знанию.
    Третий подход рассматривает бытие как субстанцию. Субстан- ция обозначает неуничтожимое и неизменное начало (первоначало), из которого состоит всё сущее.
    Философские учения, понимающие бытие как субстанцию, под- разделяются на три направления: монизм, дуализм и плюрализм. Мо-
    низм – это философское учение, согласно которому всё сущее состоит из одного начала: материального (материалистический монизм) или идеального (идеалистический монизм). Дуализм – это философское учение, согласно которому имеются два независимых друг от друга и равноправных начала (субстанций). Плюрализм – это философское учение, согласно которому всё существующее состоит из множества начал (субстанций) (об этих учениях достаточно подробно рассказыва- лось по второй теме).

    81
    Теоретико-методологическое значение такого определения бы- тия заключается в следующем. Во-первых, всё сущее носит преходя- щий характер, следовательно, и знания о нем носят преходящий харак- тер. Следовательно, мы должны найти за преходящим и временным нечто вечное и неуничтожимое. Во-вторых, всё сущее представляет собой некую целостность. Возникает вопрос о том, что же именно у них есть общего? Определение бытия как субстанции ориентирует нас на решение именно этих вопросов.
    Нетрудно заметить, что рассмотренные подходы, по сути, до- полняют друг друга и раскрывают, характеризуют различные аспекты бытия. Определение бытия как сущего позволяет разграничить бытие и небытие, «естественное» и «сверхъестественное». Определение бы- тия как «чистого бытия» обязывает нас «докопаться» до «окончатель- ной истины». Определение бытия как субстанции ориентирует нас на получение универсального знания.
    Понятие материи. Широкое распространение получило в фи- лософии и понятие «материя».
    В широком смысле слова понятие «материя» употребляется как синоним понятия «бытие». В этом случае подчеркивается, что «бытие в широком смысле есть материя, кроме материи в мире ничего нет…
    Как нет материи без бытия, так нет и бытия без материи. Бытие и ма- терия едины и вечны» [Алексеев, Панин, с. 421–424]. Поэтому интер- претации содержания понятия «материя» аналогичны интерпретациям понятия «бытия».
    Во-первых, материей называют всё сущее, реальность. В диалек- тическом материализме классическим считается ленинское определе- ние материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко- торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущени- ями, существуя независимо от них» [Ленин, т.18, с. 131]. Из этого определения вытекает, что материей следует называть всё существу- ющее объективно, вне человеческого сознания, в том числе, заметим, и самого человека как материального начала.
    Во-вторых, принято различать «материю как таковую» и «су-
    ществующие» материи». Так, Ф. Энгельс писал: «Материя как тако- вая, это – чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно су- ществующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим» [Маркс, Энгельс, т. 20, с. 570].

    82
    В-третьих, «материя» может обозначать субстанцию. В этом случае это понятие призвано подчеркнуть то обстоятельство, что всё сущее состоит из какого-то материального начала (первоначала).
    В узком смысле слова «материя» обозначает одну из разновид- ностей бытия (о них речь пойдет ниже).
    Свойства бытия. Как уже говорилось, различают бытие как та- ковое, «чистое бытие» («материя как таковая») и «наличное бытие»
    («существующие материи»). Когда говорят о свойствах бытия, то име- ется в виду «чистое бытие» («материя как таковая»). Его основные свойства были сформулированы еще Парменидом. Во-первых, бытие
    вечно. Это означает, что бытие не возникает и неуничтожимо, в про- тивном случае бытием мы называли бы то, из чего оно возникает или во что оно превращается. Во-вторых, бытие неизменно. Оно не транс- формируется, не становится иным (больше или меньше, лучше или хуже и т.п.). В-третьих, бытие самодостаточно (беспричинно). Иными словами, оно не есть следствие или проявление чего-то, оно само есть причина и основа всего сущего. В-четвертых, оно едино и неделимо.
    Бытие не может быть разложено на составные части или элементы; в противном случае последние обладали бы самостоятельным бытием.
    В-пятых, бытие лишено чувственных качеств, а потому его можно по- стигать только мыслью, умом.
    Уровни бытия. Различают два уровня бытия: потенциальное бытие и актуальное бытие. Потенциальное бытие – это существование в возможности, которое следует отличать от небытия вообще. Акту-
    альное бытие – это реализовавшая себя возможность. Например, ябло- ки или груши, которые мы в данный момент держим в руках, это акту- альное бытие, а яблоки или груши, которые вырастут на данном дереве в следующем году, это потенциальное бытие.
    Виды (формы, сферы) бытия. «Чистое бытие» («материя как таковая») не может существовать иначе, как через «наличное бытие»
    («существующие материи»). Последнее, в отличие от первого, может существовать в различных формах. Выделяют следующие основные
    виды (формы, сферы) бытия («наличного бытия», «существующих ма- терий»): бытие вещей (материальное бытие), бытие духовного (иде- альное бытие), бытие человека и социальное бытие. Следует иметь в виду, что это разделение отнюдь не произвольное и имеет важное ме- тодологическое значение. Речь идет о различии природы различных форм бытия и, следовательно, способов их познания.
    Материальное бытиевключает в себя все материальные (при- родные) предметы (начиная с элементарных частиц и кончая метага- лактиками), а также человека как биологического существа и создан-

    83 ную им материальную культуру (здания, техника и т.п.) как физиче- ских объектов. Все они имеют общую природу и подчиняются одним и тем же законам. Например, все они подчиняются закону всемирного тяготения. Различные фрагменты материального бытия изучаются естественными науками.
    Современная наука достаточно детально изучила структуру ма- териального мира. Материальный мир состоит из трех основных уров- ней: неживой природы, живой природы и общества. Они, в свою оче- редь, состоят из подуровней.
    (1) Уровни неживой природы:
    – кварки (гипотетические фундаментальные частицы, в свобод- ном состоянии не наблюдаются);
    – протоны и нейтроны (состоящие из кварков);
    – ядра (состоящие из протонов и нейтронов);
    – атомы (состоящие из ядра и электронов);
    – молекулы (группы атомов);
    – агрегаты (тела);
    – планеты и звезды;
    – галактики;
    – системы галактик;
    – метагалактики;
    – Вселенная.
    (2) Уровни живой природы:
    – органические соединения (ДНК, РНК, белки, углеводы);
    – клетки;
    – ткани (совокупности клеток);
    – органы (объединения различных тканей);
    – организмы (системы органов);
    – видов и популяции (совокупности организмов);
    – биоценозы (устойчивые сообщества популяций);
    – биосфера (вся совокупность живых организмов на Земле).
    (3) Общество (человечество), т.е. социальный уровень материи:
    – индивиды;
    – семья;
    – социальные группы (классы, страты, слои и т.п.);
    – социальные общности (этносы, нации);
    – отдельные общества (государства);
    – человечество в целом.
    Важно иметь в виду, что эти структурные элементы неразрывно связаны между собой (так, биологическая жизнь возникает из неорга- нической жизни, а социальная жизнь – из биологической), но не сво-

    84 димы друг к другу. Вышестоящие уровни отнюдь не есть механиче- ская сумма нижестоящих.
    В современной науке общепризнано, что весь материальный мир возник вследствие Большого взрыва около 15 млрд лет назад [См.:
    Хайтун, с. 74]. Космологи утверждают, что Вселенная в начале Боль- шого взрыва имела размер 10
    -33
    см. Для сравнения: величина протона, т.е. атомного ядра атома водорода составляет 10
    -13
    см. А размеры Все- ленной сейчас составляют10 28
    см. Причем, как утверждают многие астрофизики, Вселенная расширяется. По словам С. Хокинга, «Все- ленная расширяется за каждую тысячу миллионов лет на 510 %» [Хо-
    кинг, с. 70]. Но расширение имеет определенные пределы, достигнув которые Вселенная опять же может «взорваться», точнее опять
    «сжаться» до первоначального состояния.
    Здесь мы не будем вникать в детали, но сделаем ряд философ- ских выводов. Во-первых, нет какого-то одного «естественного» со- стояния материального бытия. Иными словами, материя может суще- ствовать в другой форме, чем в нашей Вселенной [См.: Хокинг, с. 71].
    А это означает, что известные нам законы естественных наук ограни- чены и действуют не относительно материи вообще, а только в преде-
    лах Вселенной. Поэтому, как утверждают некоторые ученые, «суще- ствует либо много разных вселенных, либо много разных областей одной вселенной, каждая из которых имеет свою собственную началь- ную конфигурацию и, возможно, свой собственный набор научных законов» [См.: Хокинг, с. 175]. Во-вторых, современная наука уверена, что существует и анти-материя, так называемые «черные дыры», хотя это еще однозначно не доказано [См.: Хокинг, с. 117–160]. «Черная дыра», по определению Хокинга, это «область пространства-времени, из которой ничто, даже свет, не может выбраться наружу, потому что в ней чрезвычайно сильно действие гравитации» [Хокинг, с. 254]. Если
    «черные дыры» и в самом деле существуют, то наши представления о
    материальном бытии придется пересмотреть. Но пока мы будем гово- рить о том материальном бытии, которое нам известно и более или менее нами изучено.
    Духовное (идеальное) бытие включает в себя индивидуализиро-
    ванное духовное (индивидуальное сознание) и объективизированное
    духовное (общественное сознание, культуру). Не трудно заметить, что идеальное бытие не подчиняется законам материального бытия и, сле- довательно, не может изучаться посредством методов естественных наук. Например, закон всемирного тяготения никак не влияет на раз- витие сознания или культурных ценностей. Даже материализм, под- черкивающий производность идеального от материального, признаёт,

    85 что идеальное развивается по собственным законам. (Особенности духовного бытия рассмотрим по темам «Философия сознания», «Фи- лософия культуры» и ряде других). Здесь важно иметь в виду, что изу- чая духовное бытие, мы не можем игнорировать материальную куль- туру. Произведения материальной культуры как физические объекты, как уже говорилось, относятся к материальному бытию, но как
    «опредмеченная мысль» они, конечно же, относятся к духовному бы- тию.
    Выделение человеческого бытия как особой разновидности бы- тия связано с двойственной природой человека. Человек как биологи- ческое существо, конечно же, следует законам материального бытия, но при этом он является также и духовным существом и, следователь- но, он относится и к духовному бытию. Упрощенно говоря, человек есть специфическое единство материального и идеального. Таким об- разом, изучая только материальное или духовное начало человека нельзя постичь его бытие. Например, биологические и медицинские науки, можно сказать, досконально изучили биологические начала человека и даже расшифровали геном человека и научились клониро- вать человека, однако они так и не могут ответить на такие «простей- шие» вопросы, как: почему люди мечтают, почему люди стремятся к счастью, почему они влюбляются и т.п. И здесь также необходимо сделать оговорку. Изучая бытие человека, мы не можем игнорировать его «телесную», физическую природу, потому что без этого «тела» никакого человеческого бытия нет. Следовательно, человек как «обыч- ное тело» относится к материальному миру (поэтому его биологиче- ские, химические, физические и т.п. характеристики изучаются есте- ственными науками), но человек как диалектическое, неразрывное единство материального и духовного (идеального) есть особая форма бытия (и, следовательно, является предметом других наук, прежде все- го, философии). (Особенности бытия человека рассмотрим по теме
    «Философская антропология»).
    Здесь может возникнуть вопрос, а почему же мы не выделяем животных как особую разновидность бытия. Дело в том, что поведение животных исчерпывающе можно объяснить с помощью биологических наук, следовательно, они относятся к миру материального.
    Социальное бытие включает в себя бытие социального (обще-
    ства) и социального в бытии человека (т.е. социального начала в чело- веке). Социальное бытиетакже не сводимо ни к одной из перечислен- ных разновидностей бытия. Общество, конечно, имеет параметры ма- териального. Так, функционирование общества во многом зависит от природных (географических, климатических и т.п.) факторов. Суще-

    86 ствует даже специальная научная дисциплина – геополитика, которая рассматривает общество как особый географический организм. Обще- ство имеет параметры и идеального бытия. К примеру, есть обще- ственное сознание, которое не является совокупностью индивидуаль- ных сознаний. Точно так же общество не может существовать без лю- дей, но при этом оно не есть механическая совокупность людей и, сле- довательно, не может быть объяснено из бытия человека. Таким обра- зом, даже исчерпывающие знания о материальном, идеальном и чело- веческом бытии не позволяют исчерпывающе раскрыть природу (бы- тие) общества. (Особенности социального бытия рассмотрим по разде- лу «Социальная философия»).
    2. Пространственно-временные характеристики бытия
    Понятия «пространство» и «время».Пространство и время представляют собой основные формы существования материи (мате-
    риального бытия). Упрощенно говоря, если мы утверждаем, что ка- кой-то предмет есть, то это обязательно предполагает, что он есть где-
    то (локализуется в пространстве) и что он есть какой-то промежуток
    времени (локализуется во времени).
    Пространство – это расположение предметов, отношений и процессов друг относительно друга и их относительная величина.
    Время – это последовательность и длительность существования пред- метов, отношений и процессов.
    Концепции пространства и времени.В истории науки и фило- софии сложились две концепции пространства и времени: субстанци- альная и реляционная. Их основы были заложены еще в античности, но свое классическое выражение они получили в работах, соответ- ственно, И. Ньютона и А. Эйнштейна.
    Для субстанциальной теории пространства и времени характер- ны следующие особенности. Во-первых, пространство и время рас- сматриваются как абсолютные. Иначе говоря, считается, что про- странство и время существуют вне конкретных явлений и предметов, остаются неизменными и не зависят ни от каких явлений; представля- ют собой самостоятельные субстанции (отсюда и название концеп- ции). Упрощенно говоря, они представляют собой некоторые рамки, в пределах которых существуют предметы и протекают процессы. Для того, чтобы понять, что значит абсолютное пространство, приведем простейший пример. Представим себе комнату, в которой находится множество различных вещей. Независимо от того, расположим ли мы эти вещи равномерно, или сложим их в одном углу, или даже выбро- сим все эти вещи, размеры комнаты нисколько не изменятся. Теперь

    87 поясним, что значит абсолютное время. Представим себе, что у нас есть один час свободного времени. Независимо от того, будем ли мы в течение этого часа активно заниматься какими-либо делами или про- сто будем лежать на диване, этот час не станет ни короче, ни длиннее.
    Во-вторых, считается, что пространство и время представляют собой равноправные и независимые друг от друга формы существова- ния бытия. К примеру, изменение временных рамок существования предмета или процесса нисколько не влияет на их пространственные характеристики. Представим себе двух болельщиков из России и Аме- рики, наблюдающих за трансляцией футбольного матча из Англии.
    Если у них будут точные часы, они зафиксируют, что гол был забит на одной и той же минуте.
    Реляционную теорию пространства и времени характеризуют следующие особенности. Во-первых, пространство и время рассматри- ваются как отношения (отсюда и название концепции). Иными слова- ми, считается, что пространство и время существуют только посред- ством конкретных предметов и явлений. Так, согласно теории Большо- го взрыва, пространство и время появляются только после Большого взрыва, т.е. после появления материи. До Большого взрыва не было ни пространства, ни времени.
    Во-вторых, считается, что пространство и время неразрывны и образуют единое целое: пространство-время, которое предстает как четырехмерное пространство особого типа, имеющее три простран- ственных и одну временную характеристику. В этой теории время предстает как одно из измерений четырехмерного пространства. Из этого вытекает, что изменение пространственных характеристик пред- метов и явлений приводит к изменению их временных характеристик, и наоборот. К примеру, в различных точках пространства время проте- кает с различной скоростью. Разъясняя этот вопрос, С. Хокинг приво- дит следующие примеры: «Возьмем пару близнецов. Предположим, что один из них отправился жить на вершину горы, а другой остался на уровне моря. Тогда первый состарится быстрее, чем второй, и поэтому при встрече один из них будет выглядеть старше другого. Правда, раз- ница в возрасте была бы совсем мала, но она сильно увеличилась бы, если бы один из близнецов отправился в долгое путешествие на косми- ческом корабле со скоростью, близкой к скорости света. По возвраще- нии он оказался бы значительно моложе своего брата, который оставал- ся на земле. Это так называемый парадокс близнецов, но он парадокс лишь для того, кто в глубине души верит в абсолютное время. В общей теории относительности нет единого абсолютного времени; каждый

    88 индивидуум имеет свой собственный масштаб времени, зависящий от того, где этот индивидуум находится и как он движется» [Хокинг, с. 54].
    Качественно специфические формы пространства-времени.
    Принято различать: астрономическое (физическое) пространство- время; биологическое пространство-время; социальное пространство- время, психологическое пространство-время. Специфику социального пространства и времени подробнее рассмотрим по теме «Социальная философия», а сейчас вкратце охарактеризуем остальные.
    Психологическое (перцептуальное) время – это наше восприятие времени. Любой человек из своей жизненной практики прекрасно зна- ет, что время то «сжимается», становится «насыщенным», то «безмер- но растягивается», иногда даже «останавливается». К примеру, когда мы занимаемся чем-то интересным, нам кажется, что время очень быстро «бежит», и, наоборот, когда мы кого-то или что-то ожидаем с нетерпением, то нам кажется, что время вообще «остановилось». Пси- хологическое пространствоявляется важным фактором человеческой жизнедеятельности. Из социальной психологии хорошо известно, что поведение людей во многом зависит от пространственных условий. К примеру, то, как человек ведет себя в толпе, заметно отличается от того, как он ведет себя наедине с собой.
    Биологическое время означает, что у каждого организма есть свои биологические часы. Расхождение между астрономическим (фи- зическим) и биологическим временем очень болезненно сказывается на любом организме. К примеру, каждый человек знает, что перелетев из Европы в Америку, он долгое время будет засыпать днем или про- сыпаться ночью. Биологическое пространство – это пространство, которое необходимо организму для выживания и развития.
    Пространство и время как философская проблема. Здесь уместно остановиться на том, зачем вообще нам нужны знания о раз- личных формах пространства-времени. Следует подчеркнуть, что эти знания мы добываем не любопытства ради. Они имеют чрезвычайно важное значение методологического характера. Так, только что гово- рилось о том, что все материальное бытие существует во времени. Но как определить, сколько времени оно существует? Иными словами, каковы критерии деления времени? «Простому» человеку эти вопросы кажутся надуманными. Ему кажется само собой разумеющимся, что время состоит из секунд, минут, часов, суток, годов и т.д. Хотя всем в школе по астрономии говорят, что указанные отрезки времени услов- ны и действительны только на Земле. Напомним, что годом называет- ся один оборот Земли вокруг Солнца, а сутками – один оборот Земли вокруг своей оси. Зададим себе «странный» вопрос, а сколько лет мо-

    89 жет прожить человек? На Земле средний человек живет 70 лет. А сколько лет он будет жить на Плутоне (гипотетически представим се- бе, что человек «обжил» его)? Если на Земле человек живет 70 лет, т.е.
    70 оборотов Земли вокруг Солнца, и если Плутон совершает один обо- рот вокруг Солнца за 247,7 лет, то, получается, что на Плутоне человек может прожить около 17000 лет! А на Меркурии, который совершает один оборот вокруг Солнца за 88 суток, наоборот, он прожил бы всего около 18 лет.
    Приведенные примеры просто напоминают о том, что «есте- ственных» критериев деления времени нет. Но нам необходимо «рас- положить» материальные явления во времени. Следовательно, возни- кает вопрос, а какими делениями времени мы должны пользоваться?
    Поэтому мы и обращаемся к различным формам, «наличным» про- странствам-временам.
    Если пространство и время суть формы существования бытия
    (материи), то нетрудно заключить, что в различных пространственно- временных системах будут существовать и различные формы (виды) бытия (материи). Давно доказано, что известный нам материальный мир имеет три пространственных и одно временное измерения (про- странство трехмерно, а время – одномерно). Наука пока не может объ- яснить, почему у нашего мира есть именно эти четыре измерения, но хорошо известно, что все известные нам материальные явления (пред- меты, галактики, элементарные частицы и т.п.) могут существовать только в этой пространственно-временной системе [См.: Хокинг,
    с. 225–227]. Да и все наши научные знания действительны только в ее пределах. Однако мы должны допустить, что возможны и другие про- странственно-временные системы, у которых есть иное количество пространственных и временных измерений. Паранаука и научная фан- тастика давно говорят об этом, но у них нет научных доказательств.
    Вместе с тем наука не может отрицать возможность их существования.
    Более того, сейчас ученые проводят интенсивные исследования, направленные на доказательство существования «пятого измерения».
    Разработана даже так называемая «гравитационная модель мембран- ной Вселенной». Она исходит из того, что «видимая Вселенная» пред- ставляет собой часть, «мембрану» другой Вселенной, у которой пять измерений – четыре пространственных и одно временное. Теория
    «мембранной Вселенной» утверждает, что образовавшиеся на ранних стадиях развития Вселенной малые черные дыры не исчезли, как это следует из общей теории относительности Эйнштейна, а сохранились.
    Если наука со временем докажет их существование, то окажется, что известный нам материальный мир является только частью бытия,

    90 но не всем бытием, и что наши современные знания – только часть более основательных знаний. По крайней мере, мы должны быть гото- вы к такому пониманию бытия.
    Для наглядности приведем пример. Принципы и положения ев- клидовой геометрии долгое время считались настолько очевидными, что никто даже и не думал подвергать их сомнению. Однако со време- нем в геометрии возникли проблемы, на которые евклидова геометрия была не способна ответить. И в ХIХ в. сразу несколько ученых (Н. Ло- бачевский, К.-Ф. Гаусс, Б. Риман, Я. Бойай) создали различные не- евклидовы геометрии. Они были основаны на новом понимании свойств пространства. Напомним, что когда эти теории появились, большинство ученых не приняло их (большинство обывателей даже и сейчас не очень понимают эти теории, хотя все в школе их изучают).
    Как известно, некоторые из авторов неевклидовых геометрий (в част- ности, К.-Ф. Гаусс) поначалу даже не решились опубликовать резуль- таты своих исследований. А сейчас даже школьники знают, что евкли- дова геометрия – только часть общей геометрии.
    3. Философские концепции движения и развития
    Понятия «движение» и «развитие». Движение представляет собой важнейший атрибут, способ существования бытия (материи).
    Оно включает в себя все происходящие в природе и обществе процес- сы и изменения. Еще Ф.Энгельс выделял 5 основных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.
    Впоследствии они были сведены к трем основным группам: 1) формы движения в неорганической природе; 2) формы движения в живой природе; 3) формы движения в обществе. Причем в каждой из этих групп имеется множество форм движения материи. Так, к формам движения материи в неорганической природе относятся: простран- ственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, изме- нение космических систем и т.п. К формам движения материи в живой
    природе относятся: обмен веществ, процессы отражения, саморегуля- ции, воспроизводства и т.п. К формам движения в обществе относят- ся: социальные отношения, социальная деятельность и т.п.
    Развитие представляет собой особую разновидность движения
    (изменений). Его основными признаками являются: 1) качественный характер изменений; 2) их необратимость; 3) направленность. Таким образом, развитие – это направленные, необратимые качественные
    изменения [См.: Алексеев, Панин, с. 524]. К примеру, когда вода замер- зает, то вроде бы имеет место качественное изменение. Однако лед может растаять и обратно превратиться в воду. Следовательно, этот

    91 процесс обратимый. Поэтому здесь имеет место пример «простого» движения (изменения). А когда же из семени прорастает растение, то мы имеем дело с развитием: во-первых, происходит качественное из- менение, во-вторых, растение не может превратиться обратно в семя, в-третьих, происходит направленное изменение.
    Философские модели развития. Существует несколько фило- софских моделей развития: эмерджентизм, эволюционизм, диалекти- ко-материалистическая модель. Сразу же оговорим, что эта проблема чрезвычайно сложная и поэтому ни одна из названных моделей не яв- ляется «исчерпывающей» и «окончательной». Тем не менее, вкратце охарактеризуем их.
    Эволюционизм был выдвинут в ХIХ в. английским философом
    Г. Спенсером. Эта модель развития имеет следующие отличительные черты. Во-первых, новое качество вызревается в недрах старого. Во- вторых, переход к новому качеству происходит постепенно, эволюци- онно, без каких-либо внезапных, кардинальных изменений. В-третьих, эти изменения предсказуемы и вытекают из предшествующих измене- ний. Таким образом, это теория о всеобщей постепенной эволюции всей природы. Главным недостатком этой модели является неспособ- ность объяснить, как из старого качества появляется новое.
    Эмерджентизм (творческий эволюционизм) (англ. emergent – внезапно возникающий) получил распространение в начале ХХ в. и обосновывался американским философом К.Л. Морганом, француз- ским философом А. Бергсоном и др. Его отличают следующие особен- ности. Во-первых, новое качество не может вызреваться в недрах ста- рого, следовательно, оно привносится извне. К примеру, жизнь на
    Земле зародилась не вследствие эволюции нематериального мира, а в результате того, что вместе с какими-нибудь кометами и т.п. на Земле случайно оказались «недостающие» для возникновения жизни части- цы. Во-вторых, переход к новому качеству происходит внезапно (от- сюда и название самой теории). В-третьих, возникновение нового не вытекает закономерно из количественных изменений старого, следова- тельно, это – непредсказуемый процесс. Главным недостатком этой модели развития является неспособность аргументированно, научно показать, откуда и каким образом берется новое качество.
    Диалектико-материалистическая модель развития имеет следу- ющие отличительные признаки. Во-первых, новое вызревается в недрах старого (в этом она согласна с эволюционизмом). Во-вторых, в отличие от эволюционизма утверждает, что эволюционные (количественные) изменения постепенно приводят к революционным (качественным) из- менениям (развитию). В-третьих, развитие носит направленный, объек-

    92 тивно-закономерный характер, следовательно – оно предсказуемо. Не- достатком диалектико-материалистической модели можно считать не- способность объяснить, когда и каким образом количественные измене- ния приводят к качественным изменениям (развитию).
    Движение и развитие как философская проблема. «Просто- му» человеку может показаться, что приведенные выше положения о движении и развитии – всего лишь «пустые рассуждения», которые не имеют никакого отношения ни к науке, ни, тем более, к его жизни. На самом деле представления о движении и развитии детерминируют наши знания и даже способ нашего бытия в мире.
    Чтобы убедиться в сказанном, зададим себе простейший вопрос, а почему до Нового времени не было никаких социальных революций, почему люди не пытались создать новое устройство общества, изме- нить свою жизнь кардинально, почему вообще не стремились к ново- му? Главная причина заключается в том, что до Нового времени фило- софы и ученые знали, что есть движение, но не знали, что есть разви-
    тие. Когда мы вслед за древнегреческим философом Гераклитом утверждаем: «Всё течет, всё изменяется», мы представляем происхо- дящие изменения как изменения картинок в детском калейдоскопе.
    Эти картинки, может быть и интересные, однако никакой логики, по- следовательности между ними нет, по крайней мере, мы их не видим.
    Поэтому вряд ли человек в здравом уме посвятит свою жизнь поиску логической последовательности картинок в детском калейдоскопе, выяснению того, а «чем же всё это закончится»? Когда же нам говорят о том, что есть развитие, т.е. картинки и события в жизни связаны друг с другом, логически вытекают друг из друга, то мы, во-первых, попы- таемся найти эти взаимосвязи, и, во-вторых, зададим себе вопрос, а куда же все это нас ведет?
    Современный «простой» человек глубоко заблуждается, когда думает, что видеть все явления и процессы в развитии, выявлять по- следовательность и логические связи между ними – это «врожденные»
    свойства человеческого разума. На самом деле, это вытекает из особо- го видения мира, которое, заметим, сложилось совсем недавно, в Но- вое время. Исходя из сказанного, легко заключить, что нам принципи- ально важно знать, что, действительно, есть движение и развитие.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Что в философии понимается под бытием?
    2. Что такое материя?
    3. Назовите основные формы (разновидности) бытия.
    4. Что такое пространство и время?

    93 5. Сравните сложившиеся в истории философии основные кон- цепции пространства и времени.
    6. Что такое движение и развитие?
    7. Как соотносятся движение и развитие?
    8. Сравните основные философские модели (концепции) развития.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    написать администратору сайта