Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКОЙ восьмая СИСТЕМЕ

  • СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

  • ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

  • Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
    АнкорУчебник_Политология_Першин.doc
    Дата22.01.2018
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник_Политология_Першин.doc
    ТипКурс лекций
    #14773
    КатегорияСоциология. Политология
    страница13 из 27
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Белов Г. А. Функции политической системы. Кентавр, 1995, № 2.

    2. Борисов В. К. Теория политической системы. М., 1991.

    3. Сафонов В. И, Соотношение форм правления и режимов правления // Соц.-политический журн., 1998, № 1.

    4. Тихомиров Ю. А., Чиркин В. Е. Основы теории политической системы. М.: Наука, 1985.

    5. Уэйр А. Граждане партии, государство. Переоценка // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992.



    Лекция ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКОЙ

    восьмая СИСТЕМЕ


    План:

    1. Сущность и функции государства.

    2. Формы государственного направления и госудрственного устройства.

    3. Правовое государство.


    СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
    В мировой политической науке считается бесспорной мысль: государство - главный институт политической системы. Во всех посвященных государству трудах в той иной форме повторяются следующие положения.

    Государство представляет собой высшую концентрацию власти, и только оно способно эффективно решать самые сложные общественные проблемы.

    Государство - политический центр, к которому тяготеют различные общественные силы.

    Государство символизирует общество в целом.

    Эти положения являются азбучными. В них в общем верно характеризуются роль и место государства в политической системе. Однако они не отвечают на множество вопросов, связанных с содержанием понятия, сущностью, предназначением, эволюцией государства от возникновения до наших дней.

    Вопрос о государстве один из самых трудных и едва ли не более всего запутанных юристами, философами, политиками.

    Теорией государства занимались Платон и Аристотель, Макиавелли и Гегель, Маркс и Энгельс, Ленин и многие другие выдающиеся мыслители разных эпох и народов.

    Одни утверждали, что "государство есть нечто божественное, нечто сверхъестественное, что это некоторая сила, которой жило человечество и которая дает людям или имеет дать нечто не от человека, а извне данное...".

    Другие видят в государстве всеобщую независимую общественную институцию, призванную обеспечить гармонизацию социальных связей, предотвращение кризисного развития, процветание предприимчивых и благоденствие трудолюбивых.

    Третьи рассматривают государство как орудие классового господства.

    В соответствии с принципиальной оценкой предназначения государственной власти предлагались и предлагаются различные определения государства.

    Вот некоторые из них:

    "политически организованное и территориально ограниченное общество";

    "политически организованное в соответствии с моральными идеалами общество";

    "машина для поддержания господства одного класса над другим" и т. д и т. п.

    Германский юрист Георг Елинек, один из отцов правового позитивизма, рассматривал государство как некую общность, характеризуемую тремя признаками. Первый из них - территория, которая представляет собой пространственное основание государственного господства вне и внутри; второй - население, которое является сообществом членов государства; третий - власть, неделимая и неизменная, равная для каждого государства как члена международного сообщества.

    Видный английский правовед Э. Баркер считает, что государство отличается от всех прочих организационных форм, существующих в обществе, такими признаками, как цель, состоящая в создании и постоянном поддержании системы правопорядка, структура, которая объединяет всех лиц, проживающих на данной территории, метод действия, позволяющий прибегать к насилию и принуждению.

    Своеобразным синтезом типичных для XIX века определений государства можно считать определение, содержащееся в "Философском словаре логики, этики, эстетики и истории философии" под редакцией Э. Л. Радлова, вышедшем в Санкт-Петербурге в 1904 г.:

    "Государство означает известную форму союза людей, определяемую законами, имеющими в виду свободу и благополучие граждан..., государство есть воплощение права в обществе. В состав госу­дарства входят территория, народ и власть".

    С понятием государства связан ряд вопросов философского значения, а именно: о происхождении и цели государства и о лучшей форме правления.

    В последние десятилетия определение понятия "государство" не претерпело сколько-нибудь существенных изменений. Большинство правоведов главными признаками государства считает:

    во-первых, наличие публичной власти. В известной лекции "О государстве", прочитанной 17 июля 1919 года в Свердловском университете, В. И. Ленин, продолжая линию Платона, Гегеля, Маркса, говорил о государстве: "Оно всегда было известным аппаратом, который выделялся из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, чтобы управлять. Люди делятся на управляемых и на специалистов по управлению, на тех, которые поднимаются над обществом и которых называют правителями, представителями государства". В руководстве обществом власть опирается на специальные отряды людей (армия, полиция, национальная гвардия, ОМОН, служба безопасности и другие) и вещественные придатки к ним (тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения);

    во-вторых, право регулировать общественную жизнь путем издания обязательных для исполнения законов и, самое главное, исключительное право взимать налоги. Налоги - это основа основ всей деятельности государственной власти, живительная влага, ее питающая. Налоговая служба всегда относилась и относится к числу важнейших структурных элементов государства;

    в-третьих, территории, разделение населения по территориаль­ному принципу. Каждое государство имеет определенные границы. Внутри государства население живет в определенных районах, провинциях, штатах.

    Что касается главного назначения государства, то по этому вопросу существуют различные точки зрения. Один видят в государстве средство мирного и упорядоченного социального существования, поддержания общественного порядка и безопасности граждан, другие - политическое орудие в руках экономически господствующего класса для подавления и эксплуатации угнетенных классов. Последнюю точку зрения особенно энергично развивал и пропаган­дировал В. И. Ленин. В уже упоминавшейся лекции "О государстве" он говорил:

    "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

    "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы".

    Вряд ли с приведенными оценками можно согласиться без оговорок. Роль любого государства в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества не ограничивается подавлением, угнетением эксплуатируемой части населения. Еще К. Маркс в "Капитале" отмечал, что деятельность государства определяется, во-первых, выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества, во-вторых, специфическими функциями, вытекающими из противоположности между правительством и народными массами. Он, следовательно, вовсе не считал подавление и угнетение эксплуатируемых единственной внутренней функцией государства и даже не ставил ее на первое место. Государство, как выражение общей воли, призвано совместить интересы различных составных частей общества, воспрепятствовать тому, чтобы конфликты между ними достигли взрывной точки, обеспечить условия для консенсуса по основополагающим вопросам общественно-политического устройства.

    Защита существующего экономического и социального порядка, поддержание стабильности политической системы, обеспечение определенного объема прав граждан осуществляется государством путем: а) подавления интересов отдельных людей и групп населения, выступающих или против общего порядка, или против интересов экономически господствующего класса; б) гармонизации интересов различных групп населения; в) предотвращения угрозы нападения извне.

    В соответствии с перечисленными направлениями деятельности государства можно выделить основные функции.

    В области внутренней:

    1. Охрана существующего способа производства, собственности, всей социально-политической структуры, порядка и законности.

    Государство - не церковь. Специальностью духовных пастырей является мораль граждан и контроль за соблюдением заповедей. Демократическое государство в идеальном виде должно служить ин­струментом насилия широкого большинства над интересами индивидуумов и групп. Все существующие законы всех государств именно эту цель и преследуют.

    Мысль, будто насилие - отрицательно и его применение в решении конфликтов незаконно или предосудительно, ошибочна. Начиная от Макиавелли, политические аналитики признают силу как первейшего и главнейшего агента исторических процессов. Всякий, кто в наши дни верит в то, что насилие есть метод, к которому прибегают только "плохие" люди и "плохие" режимы, или не понимает истории, или не обладает интеллектуальной честностью.

    Видный специалист в теории государства Макс Вебср писал: "Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей". Другими словами, насилие государства, осуществляемое через учреждения (а не по произволу), является законным. Государство, чтобы быть таковым, должно охранять свою монополию на насилие и распоряжение оружием ("вещественными средствами"). Там, где оно отказывается от этой тяжелой обязанности, право на насилие захватывают другие силы. И это несравненно страшнее. Если власти хоть на короткий срок выпускают монополию на это крайнее средство, вернуть ее становится очень трудно - государство рассыпается, из него вынимается главный его стержень.

    2. Контроль и регулирование экономики, содействие прогрессу производительных сил.

    Все политологи считают, что регулирование экономики является одной важнейших функций государства. Однако содержание регулирования представители различных школ понимают по-разному. Как известно, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выступали за централизованное государственное планирование, полагая, что только таким путем можно предотвратить экономические кризисы, гармонизировать структуру народного хозяйства и реализовать принцип социальной справедливости. Эту точку зрения сторонники рыночной экономики категорически отвергают, приводя самые разные (в том числе политические) аргументы. Один из виднейших представителей лондонской экономической школы Ф. Хайек в статье "Дорога к рабству" писал:

    "Как только государство берет на себя задачу планирования всей экономической жизни, главным политическим вопросом становится вопрос о надлежащем положении различных индивидов и общественных групп. И поскольку вопрос, кому, что причитается, решается государственным аппаратом монопольно, то государственная власть, власть чиновников, становится единственной формой власти, к которой может стремиться в таком обществе человек. Не будет ни одного экономического или социального вопроса, который не приобретает здесь политической окраски в том смысле , что его решение будет зависеть исключительно от того, в чьих руках находится аппа­рат принуждения и чьи взгляды будут всегда одерживать верх".

    В приведенном рассуждении есть одно "но". Справедливо осуждая опасность произвола чиновников в условиях всеобщего огосударствления и централизации планирования, Ф. Хайек оставляет без внимания реальную опасность эксплуатации человека в условиях концентрации собственности в руках одной части общества и отсутствие ее в руках другой.

    В настоящее время в большинстве стран в основе принципиального подхода к государственному регулированию экономики лежат идеи Д. Кейнса, суть которых сводится к следующему. Государство должно регулировать развитие экономики таким образом, чтобы обеспечить полную занятость рабочей силы путем перераспределения прибыли и чтобы покупательная способность потребителей развивалась пропорционально развитию средств производства. Для этого государство использует такие рычаги, как налоговая, бюджетная, инвестиционная политика.

    3. Регулирование социальных отношений (организация здравоохранения, решение жилищного вопроса, система образования, социальное законодательство и т. д.).

    4. Организация и контроль деятельности печати, радио, телевидения, учреждений культуры и образования.

    В области внешней:

    1. Дипломатическая - защита интересов данного государства во взаимоотношениях с другими государствами, а также защита интересов и прав граждан и юридических лиц данного государства, находящихся на территории другого государства.

    2. Военная оборона рубежей данного государства, осуществление военной экспансии с целью захвата чужих земель.

    3. Внешнеэкономическая - развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами (торговля, кредиты, протекционизм, предоставление режима наибольшего благоприятствования и т. д.).

    4. Научно-техническое и культурное сотрудничество.

    Внутренняя и внешняя функции государства взаимосвязаны: первая группа функций определяет вторую, вторая влияет на первую. История убедительно свидетельствует о том, что стабильной ситуации внутри страны сопутствует взвешенная внешняя политика, что потрясающие государство экономические и социальные кризисы нередко ведут к внешнеполитическим авантюрам.

    ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И

    ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
    Каждая государственная власть имеет определенную форму. Поскольку экономические отношения, социальная структура, духовный облик, обычаи и традиции народов различных стран отличаются исключительным разнообразием и при всей похожести, по существу, индивидуальны, постольку формы, в которых они существуют и развиваются, в том числе формы правления, формы государственного устройства, тоже имеют специфические черты у разных народов.

    В политической науке во все времена предпринимались и предпринимаются сейчас попытки классифицировать формы государства. Одной из наиболее полных классификаций большинство политологов признает ту, которая предложена видным специалистом в области философии политики Карлом Иоахимом Фридрихом. Он выделяет 13 государственных форм:

    1. Анархия - фрагментарное господство.

    1. Родовое господство короля-жреца.

    2. Деспотизм монархического толка.

    3. Олигархия аристократии.

    4. Олигархия богатых.

    1. Олигархия храмовой (жреческой) теократии.

    2. Прямая демократия.

    3. Тирания.

    1. Бюрократическое господство в условиях наследственной монархии.

    2. Парламентарное кабинетное правительство.

    1. Президентское правительство.

    2. Военная диктатура.

    3. Тоталитарная диктатура.

    Классификация К. И. Фридриха имеет как известные достоинства, так и существенные недостатки. Первые заключаются в оригинальном, вполне самостоятельном, базирующемся на результатах новейших исследований определении практически всех известных истории форм государства. Вторые - в отсутствии объективной основы классификации. К. И. Фридрих характеризует формы государства, руководствуясь, по существу, второстепенными критериями, оставляя без внимания такие важные вопросы, как принципы классификации, типы государства, обусловленность пестроты образа правления и государственного устройства экономическим строем общества, а также материальными условиями жизни различных классов, социальных слоев и групп.

    Несколько иную классификацию форм государства предлагают западногерманский правовед А. Стейнер и французский социолог М. Дюверже.

    А Стейнер делит формы организации верховной власти на три основные группы: автократия, поликратия, государственные союзы.

    1. Автократия выступает в виде диктатуры и монархии.

    Диктатура может иметь форму легальной диктатуры, насильственной диктатуры и диктатуры пролетариата.

    Монархия может быть абсолютной, либо ограниченной.

    1. Поликратия выступает в пяти главных формах: парламентарная демократия, аристократия, олигархия, охлократия, республика Советов.

    2. Государственные союзы имеют три формы: союз государств, союзное государство, единое государство.

    М. Дюверже строит систему образа правления, руководствуясь тем, как распределяется верховная власть между различными структурами. Он делит все формы устройства власти на четыре группы.

    1. Режим с концентрированной властью - абсолютизм и однопартийная система.

    2. Режим с разделением властей - ограниченная монархия и президентская система (многопартийная или двухпартийная).

    3. Режим с сотрудничающими властями. Он выступает как классический парламентский режим с равновесием властей или как деформированный парламентский режим, в котором преобладает либо парламент, либо исполнительная власть.

    1. Режим парламентаризма и господства партий с двумя возможными вариантами - двухпартийная система с господством парламента или многопартийная система с господством парламента.

    Основной недостаток всех распространенных сегодня классификаций государственных форм состоит в известной недооценке классового содержания любой системы правления. Широко рекламируе­мое в последние годы частью российских политологов, философов и правоведов требование во главу угла анализа всех политических явлений ставить "критерии мировой цивилизации" нельзя рассматривать иначе, как стремление затушевать существующее с эпохи рабства деление общества на классы и резко усиливающуюся соци­альную дифференциацию в нашей стране.

    История неопровержимо свидетельствует, что в конечном счете формы правления во все времена определялись типом государства, т. е. тем, каким социальным силам принадлежит власть.

    Классификация форм государства в рамках определенного исто­рического типа связана со значительными трудностями. Сходные государственные формы по-разному проявляют себя в неодинаковых условиях. Черты, теряющие значение при одних обстоятельствах, могут приобретать это значение при других. Каждое отдельное государство обладает своеобразием формы, которая изменяется в процессе эволюции социально-классового содержания государства.

    По тому, как строятся высшие органы власти - являются ли они единоличными или коллегиальными, наследственными или выборными - принято различать монархические и республиканские формы правления.

    Монархия - это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по праву родства или наследства без ограничения срока правления. Монархия сложилась в условиях рабовладельческого общества, являлась основной формой правления при феодализме и сегодня существует более чем в четверти стран мира.

    Монархии бывают абсолютные и конституционные. Первые преобладали в прошлом. 6 настоящее время они сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и Омане. Для абсолютных монархий характерна не ограниченная каким-либо представительными органами власть главы государства. В конституционных монархиях в большинстве стран глава государства - фигура в значительной степени декоративная.

    В условиях конституционной монархии в соответствии с законом или сложившейся традицией монарх обладает рядом прав в отношении парламента: созыв сессий, право на роспуск, назначение членов верховных палат, утверждение или опубликования законов.

    Монарх считается (часто формально) главой всего государственного управления. Он назначает главу правительства и министров, но соответственно желанию фракции партийного большинства или коалиции фракций парламента. Монарх обычно считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия от его имени осуществ­ляются правительством. Было бы, однако, неправильно делать вывод, что роль монарха исключительно номинальная или что в неко­торых странах он сохраняется только как старинное "украшение" государственного здания. Скажем, в Англии королевская власть в течение долгого времени символизировала единство разбросанной по разным континентам Британской империи. Потенциальные консервативные ресурсы института монархии используются правящими буржуазными элитами в той же Англии, Японии для укрепления существующего режима, особенно в кризисных ситуациях.

    В отличие от монархии республика характеризуется выборностью высших органов власти и коллегиальным характером, по крайней мере, одного из них, а именно органа, осуществляющего законо­дательную власть.

    В большинстве стран с республиканской формой правления главой государства является президент.

    Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, подписывает документы о ратификации международных договоров и соглашений. В ряде стран президент считается верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента, может прервать сессию или отложить ее созыв и даже распустить законодательную ассамблею.

    Президент имеет и ряд других прав, предусмотренных конституционным законодательством. В некоторых конституциях он характеризуется как лицо, представляющее "национальное единство". Но это юридическая сторона дела.

    Фактическая роль президента в разных странах весьма различна. О некоторых президентах говорят, как о монархах, что царствуют, но не управляют, о других - что они даже не царствуют, а лишь возглавляют торжественные церемонии и подписывают составленные в правительстве акты. В ряде республик глава государства - в значительной мере символическая политическая фигура, находящаяся в тени располагающего реальной властью руководителя правительства. Скажем, роспуск парламента в таких государствах, хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства. Часто государственные акты, исходящие от главы государства, не имеют силы без подписи представителя правительства или соответствующего министра.

    Все сказанное относится к парламентским республикам.

    Что касается президентских республик, то в них роль главы государства исключительно велика. Он - центральная политическая фигура. Уже сам факт избрания президента помимо парламента как бы противопоставляет главу государства представительному органу.

    Характерно в этом смысле положите президента США. О нем говорят, что он "не царствует, но правит". И этот афоризм выражает суть дела. Хозяин Белого дома имеет право назначать и смещать по своему усмотрению государственного секретаря, министров, а также всех высших гражданских и военных чиновников. Он фактически руководит Конгрессом (хотя правом его роспуска не пользуется). В его руках такое эффективное средство воздействия на конгресс, как "право вето". Президентские послания Конгрессу содержат в слегка завуалированной форме проекты законов.

    Президент США издает и различные указы, регулирующие разнообразные отрасли государственной жизни. Традиционная американская теория рассматривает эти указы как акты исполнительной власти, с помощью которых будто бы лишь приводятся в действие решения Конгресса. Но в действительности в президентских указах зачастую содержатся такие нормы, которых ни в явном, ни в скрытом виде нет в статусах, послуживших формальной основой для их издания.

    В современных условиях отчетливо просматривается тенденция к расширению полномочий президента. Находятся и теоретики, считающие этот процесс закономерным и целесообразным.

    Помимо президентской в современном мире существует так называемая полупрезидентская или премьер-президентская система государственной власти. Целый ряд стран (Греция, Франция, Польша, Турция, Пакистан и др.) ввели у себя именно эту систему. Наиболее полное свое воплощение она получила во Франции после принятия там в 1958 году Конституции V республики. Французский президент избирается прямым голосованием всего населения. Он назначает премьер-министра, который формирует кабинет, подотчетный и президенту, и парламенту. И хотя премьер-министр является руководителем Совета Министров, председательствует на его заседаниях сам президент. При этом он имеет право назначить главой кабинета любого политического лидера вне зависимости от того, является ли тот представителем парламентского большинства шш нет. Вместо с тем премьер после формирования правительства обязан представить его вместе с программой действий на утверждение парламента. Если парламент выносит вотум недоверия правительству, премьер-министр обязан вручить президенту заявление об отставке своего кабинета.

    В заключение рассматриваемого вопроса несколько слов о формах государственного устройства.

    Внутреннее деление государства на те или иные части, правовое положение этих частей, взаимоотношение их властных органов между собой, а также с центральными органами власти позволяют делить все государства на простые (унитарные) и сложные (федерации, конфедерации).

    К унитарным государствам относятся те, которые делятся лишь на административно-территориальные единицы (области, губернии, провинции и т. д.). В них действует единая Конституция, единая система государственных органов, права и суда, существует единое гражданство.

    Федеративное государство складывается из нескольких государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны, земли), располагающих своими законодательными, исполнительными и судебными органами. К существенным чертам федерации можно отнести: разграничение единой конституцией полномочий между центром и субъектами федерации; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; существование наряду с гражданством федерации гражданства ее членов; признание за каждым субъектом федерации право иметь собственную конституцию; внесение изменений в союзную конституцию только с согласия членов федерации; отсутствие у центра права на одностороннее изменение границ между субъектами федерации и некоторые другие.

    В конфедерации в отличие от федеративного государства нет единой территории, общего гражданства. Решения центральных органов по общим вопросам необязательно действуют на территории государств - членов конфедерации, так как они обладают правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. Юридической основой конфедерации является союзный договор.

    Так обстоит дело с формами государственного устройства и управления.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


    написать администратору сайта