Управление образовательными системами. Зайцев В.С. Управление образовательными системами. Курс лекций для студентов заочной формы обучения учебное пособие. Челябинск Издательство зао Библиотека А. Мил лера
Скачать 451.93 Kb.
|
Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проб- лемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции мо- делируются противоречия реальной жизни через их выражение в теорети- ческих концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоде- лированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых. Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой- либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участ- ников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает уме- ние вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными (табл. 3). Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. Таблица 3 Функциидействующихлицнасеминаре-диспуте(поВ.В.Гузееву)
С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничест- ва). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели. Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей: постановка проблемы; формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распре- деление ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии; обсуждение проблемы в микрогруппах; представление результатов обсуждения перед всей учебной группой; продолжение обсуждения и подведение итогов. «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активиза- цию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при ре- шении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевоз- можных реплик и даже шуток. Дидактическая игра выступает важным педагогическим средст- вом активизации процесса обучения в профессиональной школе. В про- цессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, анало- гичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятель- ности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформа- ция знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов (табл. 4). Таблица 4 Этапыдидактическойигры
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессио- нальной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии. Стажировка с выполнением должностной роли – активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной дея- тельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки – выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях. Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техничес- кими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т.д.). Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, техноло- гические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, мак- симально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой сте- пенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждо- го знания технологии процесса проектирования, а с другой – умения всту- пать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью ре- шения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или вучебно-производственныемастерские. Например, работа по заказупредприя- тий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентиро- ванная на творческую самореализацию личности обучаемого путем разви- тия его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие про- екты, выполнение которых осуществляется в три этапа (табл. 5). Таблица 5
Одной из наиболее распространенных форм педагогического проек- тирования является план – документ, в котором дается перечень дел (ме- роприятий), порядок и место их проведения. Примеры планов: Типовой учебный план учреждения образования, план учебно-воспитательной ра- боты школы, план урока (внеклассного мероприятия) и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Сравнительная характеристика деятельности проектирования, моде- лирования, прогнозирования и планирования представлена в таблице 5. Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и са- мого изделия (услуги). В пояснительной записке должны быть отражены: выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по про- блеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления; описание этапов конструирования объекта; выбор материала для объекта, дизайн-анализ; технологическая последовательность изготовления изделия, гра- фические материалы; подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места; охрана труда и техника безопасности при выполнении работ; экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама; использование литературы; приложение (эскизы, схемы, технологическая документация). К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как тех- нологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др. Технология проектного обучения способствует созданию педагоги- ческих условий для развития креативных способностей и качеств личнос- ти учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, незави- симо от будущей конкретной профессии. |