Главная страница
Навигация по странице:

  • Николай Иванович Бухарин (1888–1938)

  • Адольфа Гитлера (1889–1945)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница24 из 30
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30
    РАЗДЕЛ IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
    УЧЕНИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
    ЛЕКЦИЯ 8. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ И
    АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
    ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА
    8.1. Современное общество
    и его политико-правовые ценности.
    Советский большевизм, итальянский фашизм
    и немецкий нацизм как политико-правовые идеологии
    ХХ столетие вошло в историю европейского и североамерикан- ского общества как период перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Это было время существенных и качествен- ных сдвигов в системе материальной основы общества – промышлен- ном производстве. Оно испытало качественную технологическую мо- дернизацию, в основе которой лежали переход от механики к автоматике и научно-техническая революция (НТР), небывалый для истории человечества этап: научно-технических открытий, пол- ностью преобразивших материальные силы общества. НТР характе- ризовалась развитием средств связи, транспортных средств и инфор-
    мационной революцией, где информация и передача информации ста- новились основой выживания человечества. Эти технологические и производственные изменения рождали совершенно иную социальную реальность
    1
    Высокотехнологичное производство требовало в новых условиях достаточно высокой квалификации, высоких требований к профессио- нальному образованию и, как следствие, повышения качества и уровня жизни общества высокоразвитых государств мира (США, Великобри- тании, Франции и Западной Германии). Высокопрофессиональные спе- циалисты в сфере высоких технологий и индустрии требовались по- всеместно. В результате этих производственных процессов в обществе формируется «средний класс», составляющий в процентном соотноше- нии 40–60% от всего населения высокоразвитых стран. Это была груп-
    1
    См.: Арон Р. Мемуары: 50 лет в политике. М.: «Ладомир», 2002. С. 432–435.

    218 па людей с высоким месячным доходом, высокими стандартами по- требления товаров и услуг
    1
    . В обществе возникает запрос на развитие политико-правовых идей, сторонники которых выступали за отказ от революционных методов борьбы с властью. Такие методы угрожали среднему классу потерей статуса и снижением качества жизни. Начи- нается процесс формирования ценностей гражданского общества с высоким уровнем правового сознания и ответственностью граждан
    2
    Небывалой становилась демократизация избирательной системы в смысле расширения избирательных прав граждан, развития прав и
    свобод человека и гражданина.
    Началом перехода к постиндустриальному обществу стал миро- вой экономический кризис перепроизводства конца 20–30-х годов
    ХХ века, поразивший высокоразвитые страны Западной Европы и
    США. Выходом из этого кризиса стало бурное развитие рынка услуг и перемещение в него людских ресурсов и капиталов. Мировой эко- номический кризис продемонстрировал человечеству в высокоразви- тых государствах Европы и Америки неперспективность односто- роннего наращивания промышленно-производственных мощностей без идеологической и политической составляющей. Кризис поставил задачу выхода из него за счет усиления государственного регулиро- вания рыночных отношений – вмешательства государства в процесс функционирования банков и фондового рынка. Все эти обстоятельст- ва приводили еще к одной важной особенности – постановке полити- ческих и правовых учений в виде экономических концепций выхода из противоречий мирового экономического кризиса.
    Особо популярной политико-правовой концепцией 20–30-х годов
    ХХ века в Европе и в Америке стали большевистские социалистиче- ские идеи, получившие свое развитие в Советской России после Ок- тябрьской революции 1917 года и Гражданской войны 1918–1920 го- дов. На фоне обострения экономических и социальных противоречий в высокоразвитых государствах Европы и Северной Америки и миро- вого экономического кризиса 1929–1933 годов советское государство демонстрировало не только высокие темпы восстановительных процессов, но и перешло к масштабным процессам индустриализации и ускоренному промышленно-технологическому развитию. Мировую общественность привлекала советская политико-правовая концепция
    1
    См.: Кузнецов Б.П. «Общество массового потребления»: иллюзии и реаль- ность. М.: Московский рабочий, 1981. С. 10.
    2
    Мейснер Г. Теория конвергенции и реальность / пер. с нем. З.В. Горловой.
    М.: Прогресс, 1973. С. 20–22.

    219 построения социализма в отдельно взятой стране, большой вклад в развитие которой внесли главный редактор газеты «Правда» – цен- трального органа периодической печати партии большевиков, член
    ЦК ВКП(б) Николай Иванович Бухарин (1888–1938) и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин (1879–1953).
    В его сочинениях «Мировое хозяйство и империализм», «Теории ис- торического империализма» и в массовых учебниках Н.И. Бухарина
    «Азбука коммунизма» дается классическое понимание идеальной формы государства – «диктатуры пролетариата» и утверждение о классовом характере государства и права
    1
    Сущностью любой государственной политики, по мнению
    Н.И. Бухарина, является угнетение и эксплуатация неимущих классов, на что направлена вся сила государственного принуждения и что явля- ется основной функцией любого права. Основной задачей пролетариа- та, по его мнению, должен быть слом буржуазной государственности и права насильственным путем и установление пролетарской государст- венности, опирающейся на интересы большинства. В опоре на интере- сы большинства Бухарин, как и В.И. Ленин, видели сущностное отли- чие пролетарской демократии от буржуазной. Вместе с тем, критикуя буржуазную демократию и государственность за отрыв от интересов трудящихся, Н.И. Бухарин, в отличие от В.И. Ленина, признавал их благотворное значение для пролетариата (рабочего класса). Оно, по его мнению, выражалось в развитии у пролетариата опыта борьбы с буржуазией в парламенте и усвоение в сознании пролетариата всех недостатков буржуазной демократии – ее классовой ограниченности.
    Другой заслугой Н.И. Бухарина становилось признание милитарист- ского (военного) характера диктатуры пролетариата в виде пролетар- ского государства, нашедшего свое выражение в «политике военного коммунизма», проводимой в Советском государстве в период Граждан- ской войны и направленной на концентрацию всех материальных ре- сурсов в руках государства (национализацию промышленности) и все- общую трудовую повинность. Важнейшим инструментом политики государства Н.И. Бухарин считал насилие и принуждение, которые должны лежать в основе самой правовой концепции государства.
    Одним из самых важных специфических отличий воззрений
    Н.И. Бухарина и И.В. Сталина от воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса стало появление «концепции построения социализма в отдельно
    1
    См.: Бухарин Н.И. Азбука коммунизма. М.: Красная новь, 1919; Бухарин Н.И.
    Мировое хозяйство и империализм. П., 1923; Бухарин Н.И. Теория исторического материализма. М.: Госиздат, 1924.

    220
    взятой стране» в середине 1920-х годов. Появлению этой политиче- ской концепции способствовала как несбыточность надежд российских большевиков на мировую революцию и установление диктатуры про- летариата, так и сам факт существования первого социалистического государства в мире – СССР в окружении капиталистических госу- дарств, стремящихся к развязываю агрессивных войн.
    Становление этой концепции выразилось в критике основной идеи
    К. Маркса и Ф. Энгельса об отмирании государства по мере исчезнове- ния классов и классовой борьбы при социализме. Условием отмирания государства мыслилось исчезновение частной собственности и эксплуа- тации человека человеком
    1
    . Основным аргументом сторонников этой концепции Н.И. Бухарина и И.В. Сталина стала необходимость опоры на крестьянство в революционном движении. Например, при проведении коллективизации – политики Советского государства в области сельско- го хозяйства, направленной на создание коллективных хозяйств,
    Н.И. Бухарин выступал против ее форсированного проведения и защи- щал частнособственнические интересы российского крестьянства, на которые и должен опираться социализм. Позднее к этой политической концепции примкнул и И.В. Сталин, занявший в 1922 году пост Гене- рального секретаря ЦК ВКП(б), заинтересованный в укреплении Совет- ского государства в условиях враждебного капиталистического окруже- ния. В работе «Вопросы ленинизма» он окончательно отверг идеи
    «об отмирании государства», дополнив концепцию построения социа- лизма в отдельно взятой стране» В.И. Ленина и Н.И. Бухарина идеей об обострении классовой борьбы в виде сопротивления мелкой буржуа- зии (крестьянства) социалистическому строительству
    2
    Таким образом, в основе концепции построения социализма в отдельно взятой стране лежали следующие утверждения:
    – обоснованности существования СССР во враждебном «капита- листическом окружении» государств, испытывающих мировой эко- номический кризис и стремящихся к территориальным захватам;
    – опора на собственные силы и возможности при проведении ин- дустриализации и коллективизации;
    – необходимость мобилизации граждан на решение задач экономи- ческой реконструкции страны и жесткого подавления ее противников;
    – признание необходимости усиления руководящей роли госу- дарства во всех сферах жизни общества;
    1
    См.: Сталин И.В. К вопросам ленинизма // Вопросы ленинизма. М.: Госполит- издат, 1952. С. 110–162.
    2
    См. там же.

    221
    – отказ от идей «отмирания государства» по мере построения со- циалистического общества в правовой науке.
    Концепция о построении социализма в отдельно взятой стране и идея об обострении классовой борьбы становились формами идеоло- гического обоснования предельной централизации управленческих полномочий в руках государства в экономической, политической, социальной, духовной сферах жизни советского общества. Цели такой централизации были направлены на ликвидацию отсталости России от передовых государств Европы и Америки, бурное промышленно- технологическое развитие СССР, добившегося через полтора десяти- летия после Гражданской войны 1918–1920 годов превращения в пе- редовое индустриальное государство мира.
    Другой разновидностью этатистских политико-правовых идеоло-
    гий является концепция итальянского фашизма и немецкого нацизма, нашедшая свое практическое воплощение в странах Центральной и Юго-
    Восточной Европы 20–40-х годов ХХ века (Италии, Германии, Венгрии,
    Болгарии, Финляндии, Югославии, Румынии, Польше, Франции, Чехо- словакии). Достаточно влиятельным в довоенной Европе в силу обостре- ния международных противоречий и разделения западноевропейских стран на победителей и побежденных становился итальянский фашизм – концепция построения тоталитарного государства, стремящегося к пол- ному контролю над всеми сферами жизни общества и проявлениями об- щественных и межличностных отношений в обществе. Центральной в концепции фашизма была доктрина власти и государства, которая, по мнению теоретика фашизма Джованни Джентиле, проистекает из идеи о несовершенстве человека, не понимающего своих интересов и целей и склонного находиться под воздействием эмоций и влияния несо- вершенного общества. В этих условиях, как обозначил в своей работе
    «Доктрина фашизма» Джованни Джентиле, четкость, стройность и осоз- нанность человеку и обществу должен придавать упорядоченный и стро- го иерархичный аппарат тоталитарного государства, устанавливающе- го жесточайший контроль над всеми сферами жизни общества и кон- кретного человека. Причем в условиях такого государства право призна- валось в качестве второстепенного института, которое не должно огра- ничивать роль государства во всем.
    Таким образом, в основе фашизма лежат представления о госу- дарстве как абсолютной ценности человека и общества; жестком по- давлении всех политических сил и организаций, стремящихся осла- бить роль государства; восприятии государства как надклассового публично-правового института. Дж. Джентиле писал: «Человек, кото- рый в своей неповторимой личности чувствует себя чуждым государ-

    222 ству – историческая абстракция»
    1
    . Особая роль в деятельности госу- дарства, по его мнению, должен играть великий вождь (дуче), пред- ставитель всех самых лучших качеств народа, персонифицирующий в своем личностном воплощении само государство. Важнейшим итальянские фашисты признавали «принцип дуче» – наличие у вели- кого вождя неограниченных властных полномочий, проистекающих из высоких моральных и человеческих качеств вождя.
    Данная политико-правовая идеология фашизма оказалась доста- точно популярной в Европе, так как в условиях обострения территори- альных конфликтов между странами Европы данная концепция предла- гала решить все экономические, политические и межнациональные противоречия за счет усиления роли государства во всех сферах жизни общества и усиления агрессивной политики на мировой арене. В усло- виях последствий Первой мировой войны в виде обострения социаль- ных конфликтов фашизм позволял цементировать общество и объеди- нить против общего врага – мировой революции и коммунизма.
    Наиболее законченный вид идеи фашизма приобрели в Германии, испытавшей на себе все последствия поражения в Первой мировой войне
    1914–1918 годов. Эти последствия выражались в виде запрета на созда- ние вооруженных сил, территориальных потерь. Именно здесь началось формирование идей нацизма, ставшего разновидностью фашистской политико-правовой идеологии. Отличительной особенностью фашизма и нацизма является признание ценности государства в фашистской идео- логии как самоцели развития общества и человека и признание особой роли Национал-социалистической рабочей партии. Нацизм, в отличие от фашизма, имел в основе не идею величия государства как такового, а концепцию расового и национального превосходства одной расы и од- ного народа над другими расами и государствами.
    Ведущее место в разработке нацистской политико-правовой док- трины заняла работа основоположника Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДПГ) «Моя борьба» Адольфа Гитлера
    (1889–1945), находящегося у власти в Германии и на протяжении
    1933–1945 годов на посту канцлера и министра-президента страны.
    В своем понимании политики и права Адольф Гитлер по примеру итальянских фашистов разделял идею о несовершенстве человека, но вместе с тем разделял социал-дарвинистские идеи о возможности применения закона естественного отбора к обществу и людям. Осно- воположник нацизма исходил из идеи о том, что люди и целые сооб-
    1
    Джентиле Дж. Введение в философию / пер. с итал., вступит. ст., комм.
    А.Л. Зорина. СПб.: Алетейя, 2000. С. 293–294.

    223 щества людей наделены присущими качествами силы и слабости от природы. В обществе, как признавал А. Гитлер, закономерным яв- ляется как имущественное неравенство, так и превосходство одного народа над другим. Таким образом, «принцип нации» (признания превосходства представителей немецкой нации над всеми остальны- ми) становился сущностной особенностью нацизма как политико- правовой доктрины и идеологии. Основными требованиями к дея- тельности государства Гитлер считал принцип полезности самого ин- ститута государства для нации, сохранение всех ее признаков – языка, духовной и материальной культуры и обеспечение превосходства на- ции над всеми другими нациями
    1
    Таким образом, государство воспринималось в нацизме в качестве вторичного института, по сравнению с партией НСДАП, которая должна быть основой немецкого государства – все государственные чиновники должны были быть членами партии, устанавливался партийный кон- троль над всеми звеньями государственного управления. Наконец, во главе государства должен находиться, по мнению А. Гитлера, фюрер – вождь немецкого народа; выразитель воли народа. На всех уровнях вла- сти должны были находиться свои фюреры с жесткой системой иерархи- ческого подчинения. Парламент и другие коллегиальные органы не име- ли права, по его мнению, вмешиваться в управленческий процесс. В этой системе управления роль парламента и других коллегиальных органов должна сводиться к утверждению уже принятых решений.
    В основе понимания права, по мнению представителей нацизма, должен лежать национальный дух, интересы немецкого народа. Пра- во, по мнению самого Гитлера, – то, что немцы считают таковым. Ос- новой же немецкого права провозглашались закон выживания и право сильного на уничтожение слабых людей, то есть для понимания права была характерна социал-дарвинистская трактовка. Право должно было создаваться расой, и обладателем права, по мнению А. Гитлера, могли быть только люди, принадлежащие по крови к немецкому на- роду и арийской расе. Только такие граждане, по мнению теоретиков нацизма, и могли быть носителями прав и права. Источником права в нацистской Германии провозглашался выразитель народной воли – рейхсфюрер. Именно рейхсфюрер и мог трактовать само понятие пре- ступного поведения и применять его даже в тех случаях, когда пре- ступное деяние не считалось таковым по закону.
    Таким образом, фашизм и его разновидность – немецкий нацизм как политико-правовые доктрины представляют большую опасность
    1
    См.: Гитлер А. Моя борьба. М.: Социальное движение, 2003.

    224 для любого общества, так как подрывают базовые демократические принципы, подменяя их государственной диктатурой; правовая док- трина фашизма создает условия для истребления людей по расовому и национальному признаку, создавая повышенную конфликтность в обществе. Именно поэтому в большинстве государств мира фашист- ская идеология в любых ее проявлениях признается преступной, а ее пропаганда – преступлением. Несмотря на эти факты, благодаря про- стоте и доступности взглядов для людей разных взглядов, признанию права на насилие современная европейская цивилизация сталкивается с проявлениями неофашистской идеологии и неофашизма в виде ксе- нофобии и антисемитизма, распространения идей национального и расового превосходства.
    После Второй мировой войны в Итальянской республике в усло- виях обострения социальных конфликтов и усиления роли коммуни- стической партии начинается движение за возрождение фашизма, вы- раженное в деятельности итальянского социального движения – На- ционального альянса. В условиях нарастания антигуманистической сущности фашизма и роста антивоенного движения в послевоенной
    Европе к концу ХХ века начался процесс трансформации фашизма.
    Современные фашисты в разных странах Европы объявляют о при- верженности рыночной экономике и политической демократии и вы- ступают под лозунгами борьбы с незаконной миграцией в страны Ев- ропейского союза со стороны представителей населения бывших ко- лоний в Африке.
    Одной из самых влиятельных неофашистских партий современ- ного мира является партия «Национальный фронт» во Франции, вы- ступающая за сохранение унитарного характера французской госу- дарственности и недопущение в страну выходцев из Алжира и ряда других Африканских государств. Правящие элиты Латвии, Литвы и
    Эстонии проводят часто откровенно неофашистский курс, разделяя жителей своих государств по национальному признаку на граждан и
    «неграждан», для которых характерно ограничение прав человека и откровенно демонстрирующих героизацию военнослужащих, воевав- ших на стороне нацистской Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны 1939–1945 годов. Другой важнейшей особенностью современного неофашизма являются идеи антикоммунизма, ксенофо- бии и русофобии. Они выражаются в виде призывов к дискриминации русскоязычного населения стран Восточной Европы и европейских государств постсоветского пространства (Украина, Молдова, Латвия,
    Литва, Эстония), героизации нацизма, фашизма и их символики.

    225
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   30


    написать администратору сайта