Главная страница
Навигация по странице:

  • Павла Васильевича Анненкова (1813–1887)

  • Тимофея Николаевича Грановского (1813–1855)

  • Иван Сергеевич (1823–1886) и Константин Сергеевич (1817–1860) Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин

  • Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) и Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891)

  • 7.3. Политические и правовые учения России второй половины ХIХ – начала ХХ века

  • Борис Николаевич Чичерин (1828–1904)

  • Сергея Александрови- ча Муромцева (1850–1910)

  • Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница22 из 30
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30
    Михаила Петровича Погодина (1800–1874). В трактате
    1825 года «О происхождении Руси» он заложил основы антинорман- ской теории происхождения древнерусского государства. Один из первых ученых М.П. Погодин сформулировал идею о различиях формирования государственности в Европе и в России и идею об осо- бом самобытном пути не только развития России, но и формирования
    Российского государства. Погодин обращал внимание на факт созда- ния государства не путем завоевания, как на Западе, а путем согласия всех социальных групп и добровольного призвания правителя на цар- ство (летописная легенда о князе Рюрике). Исходя из разных способов создания государственности в России и на Западе М.П. Погодин де-
    1
    Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Нико- лаю I. М., 1995.
    2
    Зорин А.Л. Кормя двухглавого орла… Литература и государственная идео- логия в России в последней трети ХVIII – первой трети ХIХ века. М., 2001.
    С. 344; Уваров С.С. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С. 346–348.

    194 лал далеко идущие выводы о том, что на Западе народ не доволен принуждением и насилием правителей, в результате чего революци- онное преобразование общества – путь европейских стран, в то время как мирное призвание правителя на Русь привело к длительной эпохе стабильности и единству общества и государства. Таким образом, теория официальной народности и исторические воззрения М.П. По- година не только устанавливали основы российской самобытности, но подводили идеологическую базу под николаевское самодержавие и жесткую идеологическую цензуру в системе средств массовой ин- формации, литературы и народного образования.
    Впервые была поставлена проблема самобытности России как государства, что стало началом многолетней дискуссии двух на- правлений либеральной общественной мысли – западников, высту- пающих за европейский путь развития страны, выраженный в во- площении либеральных ценностей естественных прав человека, и
    славянофилов – сторонников ориентации на ценности теории офи- циальной народности и самобытного пути развития России на осно- ве сохранения самодержавия.
    Огромное воздействие на становление этой дискуссии оказали политические взгляды Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856), рус-
    ского философа и публициста. В «Философических письмах» он зало- жил основы западнической политической мысли
    1
    . Сравнивая полити- ческое развитие Европы и России, он приходил к выводу об отстало- сти и застое русской политической жизни. Причиной такого явления
    Чаадаев считал отсутствие связи между этапами отечественной исто- рии и отсутствие прогрессивных социальных и политических тради- ций – парламентаризма, прав человека.
    Один из первых в истории отечественной политической мысли
    П.Я. Чаадаев подверг критике православие за неспособность обосно- вать борьбу низших слоев населения за отмену рабства, под которым он понимал крепостное право. В своих философических письмах ав- тор идеализирует европейское государственное и правовое устройст- во за четкость и разумность построения. Будущим России он считал приобщение к западным ценностям, которые должны произойти через отказ от костных консервативных политических идеалов русского самодержавия. Примером успешности усвоения западных ценностей
    Чаадаев считал государственную деятельность Петра I по приобще- нию россиян к западным стандартам моды, науки, права, деятельно-
    1
    Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. М.:
    Наука, 1991.

    195 сти государства
    1
    . Подобные взгляды в политической публицистике
    1830–1940-х годов получили название «западнические». Западники выступали за отмену крепостного права (рабства), проведение либе- ральных политических реформ, итогом которых должно было стать установление в России конституционной монархии британского типа, бурное развитие промышленности, торговли и частнособственниче- ской и предпринимательской инициативы. Западники исходили из того, что Древняя Русь изначально развивалась по западному пути развития, но в следствие установления ордынского ига Россия отстала от Европы. Огромное значение в процессе возвращения России на западный путь развития, с точки зрения западников, сыграл Петр
    Первый, реформы которого двинули страну на путь европейского просвещения и разума. Цель современного им имперского государст- ва – сохранить западные традиции и сломать вековые традиции – пра- вославие и самодержавие, обеспечив прогрессивное развитие россий- ского общества и государства
    2
    Большое воздействие на формирование политической концеп- ции русского западничества оказала публицистическая деятельность русского мемуариста Павла Васильевича Анненкова (1813–1887), публициста Василия Петровича Боткина (1812–1869) и выдающе- гося русского историка, основателя отечественной научной школы европейского средневековья Тимофея Николаевича Грановского
    (1813–1855). Идеализация европейских гражданских политических и гражданских свобод, по мнению Т.Н. Грановского, проистекает из самой природы европейской культуры. Россия, по его мнению, на- ходится в состоянии средневековья по причине сохранения тради- ций и обычаев. Задача государства – реформистским путем отка- заться от вековых традиций и усвоить европейские ценности поли- тических и гражданских свобод
    3
    Таким образом, политические взгляды русских западников ока- зали воздействие на усвоение в русском обществе западных полити- ческих ценностей и способствовали формированию сравнительно- правовых знаний в российском обществе 30–50-х годов ХIХ века.
    Вместе с тем, распространение западничества приводило и к нараста- нию негативного отношения к западным идеям реформ в российском обществе, которое было характерно для славянофильства, продол-
    1
    Чаадаев П.Я. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С. 295–296.
    2
    Грановский Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. М.: РОССПЭН, 2010.
    С. 422–423.
    3
    Герцен А.И. Былое и думы: в 30 т. М., 1956–1957. Т. 8–11.

    196 жившего традиционалистскую теорию государства и права, в основе которой лежала теория официальной народности.
    Славянофилы выступали с резкой критикой абсолютистского го- сударства, сформировавшегося к началу ХVIII века. Это абсолютист- ское государство ограничило общинные традиции и закрепило, по мне- нию славянофилов, крепостное рабство народа. Основой своего иде- ального государства славянофилы считали традиции и обычаи русского народа, существовавшие в крестьянской общине: круговая порука, взаимопомощь, справедливость в распределении земель между кресть- янами, общинное пользование землями. Идеалом социально-полити- ческого устройства славянофилы считали Московское государство – допетровскую патриархальную Русь с ее обычаями и традициями об- щинности и коллективного решения конфликтов и единения (соборнос- ти). Вопрос о форме правления, конституции и парламенте славянофи- лы считали вторичным, так как народ, по их мнению, сам не желает управлять, а поручает дело управления монарху, который не вмешива- ется в народный быт и общинный строй. Обязанность монарха – защи- щать народ и обеспечивать ему благосостояние. Народ, по мнению сла- вянофилов, не должен вмешиваться в дела управления.
    Вклад в разработку политико-правовых взглядов славянофилов внесли публицисты Иван Сергеевич (1823–1886) и Константин
    Сергеевич (1817–1860) Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские,
    А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. В своей работе «О внутреннем поло- жении России» К.С. Аксаков отказывал русскому народу в стремле- нии к власти и управлению и объявил о своей приверженности об- щинным традициям жизни
    1
    . Сам же факт возникновения государства и права он воспринимал в качестве навязанного извне социального явления. Данные политико-правовые взгляды славянофилов стали источником формирования политико-правовых взглядов русской кон- сервативной мысли, отстаивающей не только идеи самобытности Рос- сии, но и идеи враждебности русского государства всем европейским политико-правовым взглядам либерализма и социализма.
    Огромный вклад в становление политико-правовой концепции русских консерваторов внесли Николай Яковлевич Данилевский
    (1822–1885) и Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891).
    В своей работе «Россия и Европа» 1869 года Н.Я. Данилевский отказы- вает в самоценности таким понятиям, как государство и право
    2
    . Эти институты созданы на Западе и для России не представляют ценности.
    1
    Аксаков К.С., Аксаков И.С. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С. 227–252.
    2
    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

    197
    Главным в понимании общества Н.Я. Данилевский считает принадлеж- ность русского народа к культурно-историческому типу славянства.
    Народ, с его точки зрения, объединенный языковой общностью, явля- ется единицей управления и субъектом создания государства и права.
    Историческими задачами государства и права Н.Я. Данилевский считал защиту от агрессии Запада и сохранение культурно-исторического своеобразия России как центра всего славянского мира.
    Конкретным содержанием учение Н.Я. Данилевского наполнил русский консервативный публицист середины ХIХ века Константин
    Николаевич Леонтьев в работе «Византизм и славянство» 1875 года, в которой дал обоснование принципов, на которых должно строиться
    Российское государство
    1
    . Основным принципом российской государ- ственности, по мнению К.Н. Леонтьева, должен стать византизм.
    В основе византизма должна быть идея о необходимости самодержа- вия, православия, коллективизма и консерватизма.
    Таким образом, славянофильство как политическое учение ко вто- рой половине ХIХ века постепенно дало начало русской консерватив- но-политической идеологии. Русское самодержавие к середине
    ХIХ века опиралось на политико-правовую идеологию консерватизма, в основе которой лежали ценности: абсолютная монархия, православие, общинность и коллективизм. Только если в предыдущем столетии в этих началах русской жизни виделось достижение социально- политического идеала просвещения и достижения общего блага, то ко второй половине ХIХ века российские политические ценности вос- принимались как способ сохранения России не только как государства, но и этнической общности перед лицом революционных потрясений.
    7.3. Политические и правовые учения России
    второй половины ХIХ – начала ХХ века
    Вторая половина ХIХ века стала одним из переломных этапов в развитии учений о государстве, праве и политике. В результате по- ражения России в Крымской войне 1853–1856 годов, обострения со- циальных противоречий в условиях обострения «крестьянского во- проса» и наметившегося технического и технологического отставания
    России от передовых государств мира (Великобритания, Франция) сложились предпосылки Великих реформ Александра II (1855–1881):
    отмены крепостного права, земской, судебной, городовой, военной
    1
    Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 1875.

    198
    реформ. Эти преобразования, затронувшие все стороны жизни рос- сийского общества, вызвали бурную реакцию в российском обществе.
    Появились как сторонники этих масштабных преобразований, так и их противники, а также те, кто считал эти реформы недостаточными для разрешения острейших проблем в жизни общества. Журналы
    «Русский вестник», «Современник», «Отечественные записки» стано- вились эпицентром столкновений разнообразных по своей сущности социально-политических взглядов, на их страницах публиковались полемические статьи русских общественных деятелей, шли дискуссии о прошлом, настоящем и будущем и о государстве, праве и политике.
    Огромное воздействие на понимание сущности этих реформ и их последствий для современников оказали политико-правовые взгляды
    русского либерализма, видевшего в реформах 1860–1870-х годов при- общение России к западным либеральным ценностям: парламента- ризма, естественных прав человека и гражданских свобод. Источни-
    ком появления политико-правовых концепций русского либерализма были западнические учения П.Я. Чаадаева, Т.Н. Грановского, видев- ших в приобщении к западным ценностям будущее России.
    Большой клад в становление политико-правовой теории россий- ского либерализма внес выдающийся теоретик российского права вто- рой половины ХIХ века Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), автор пятитомного труда «История политических учений» (1869–1902), а также работ в области изучения теории государства и права: «О на- родном представительстве», «Философия права», «Курс государст- венной науки». Он был основоположником влиятельной научной школы конституционалистов-правоведов – Государственной (юриди-
    ческой) школы
    1
    . В своих работах Б.Н. Чичерин воспринимал государ- ство как базовый политический институт – союз народа и закона. Ос- новными функциями государства признавались обеспечение безопас-
    ности человека и обеспечение человеку права на выбор, для реализа-
    ции этих функций государство должно создавать систему граждан-
    ского права. Естественные права должно устанавливать гражданское общество – сообщество людей с высоким уровнем ответственности за себя и друг за друга. В основе естественных прав, как считал
    Б.Н. Чичерин, должна лежать система юридических норм, происте- кающая из человеческого разума. В состав этой системы входит по-
    нятие справедливости. Либерализм в учении Б.Н. Чичерина проявля- ется в признании свободы человека как права делать осознанный вы-
    1
    Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869–1902. Ч. 1–5; Чиче-
    рин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894–1898. Ч. 1–3.

    199 бор. Причем, государственные начала не только не противоречат сво- боде воли человека, но и способствуют реализации сущностного от- личия человека – возможности делать нравственный выбор. Челове- ческая свобода, дополняемая государством и его правовыми институ- тами, способствует достижению гармонии.
    Как политическую идеологию Чичерин рассматривал три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный. В основе
    уличного либерализма лежит, по мнению ученого, хаос и своеволие, неуважение к человеку как к личности, протест ради самого протеста.
    В основе оппозиционного либерализма лежит политический протест против какого-либо ущемления в правах. Наконец, охранительный
    либерализм – высшая форма либерализма. Он выражается в примире- нии идеи свободы с правами государственной власти на управление обществом. Права и обязанности, дополняя друг друга, формируют нравственное совершенство человека.
    Таким образом, Б.Н. Чичерин – один из первых русских ученых, заложивших отечественное понимание либерализма. Его научная и публицистическая деятельность оказала огромное воздействие на формирование политической концепции либерализма в России.
    На обоснование его программных требований оказала воздействие научная и политическая деятельность профессора гражданского права
    Московского государственного университета Сергея Александрови-
    ча Муромцева (1850–1910), председателя первой Государственной думы Российской империи (1906). В историко-правовой науке он стал основоположником правовой концепции русского либерализма и кон- ституционализма – социальной юриспруденции. Один из первых среди русских либералов-конституционалистов С.А. Муромцев обратил внимание на особенности реализации права в обществе, при которых право отражает интересы разных социальных групп
    1
    . С.А. Муромцев вывел и основную функцию права – регулировать сложные взаимо-
    отношения между разными группами общества. Он считал, что пра- вовому регулированию должны подвергаться только наиболее важ- ные взаимоотношения людей, связанные с их безопасностью и собст- венностью. Проблемы быта, межличностных и религиозных отноше- ний должны регулироваться ненормативными формами права – обы- чаем, традицией и т. д. Большое значение в применении правовых норм, по его мнению, должен иметь суд как орган государственной власти, определяющий пределы и объемы нормативного правового регулирования общественных отношений. В разделении права
    1
    Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004.

    200 на нормативные и ненормативные формы и проявилось либеральное отношение к праву, устанавливающее запрет на правовое вмешатель- ство в частную жизнь граждан.
    Таким образом, в российской правовой науке к концу ХIХ века бы- ла поставлена проблема ценности человеческой личности, ее свободы и проблема предела правового регулирования общественных отношений.
    Постановка вопроса таким образом вывела российских ученых на про- блему сущности личности с точки зрения ее психологии и проблему функционирования государства и права через призму психических осо- бенностей человека и его склонности к господству и подчинению.
    Огромное значение в становлении психологической теории права сыграла научная деятельность выдающегося российского ученого поль- ского происхождения Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931).
    В своей работе «Введение в изучение права и нравственности: эмоцио- нальная психология» автор раскрыл психологическую теорию государ- ства и права, в основе которой лежало понимание о праве как катего- рии индивидуальной психики человека
    1
    . Для правопонимания
    Л.И. Петражицкого характерно использование психологических пере- живаний в качестве основы для эффективной реализации норм. Поня- тие нравственности и морального долженствования являются основой для создания права. Праву, с точки зрения ученого, должны предшест- вовать осознание человеком чувства долга и обязанности. Вместе с тем, роль права в общественной жизни высока, так как позволяет направить этическую мотивацию в русло правоприминения, но и без этической мотивации индивида реализация права не будет эффективной.
    Источником права Л.И. Петражицкий считал человеческие эмо-
    ции и коллективные переживания, которые заставляют человека
    совершать поступки, регулируемые всевозможными разновидностя-
    ми права. К таким разновидностям права относятся: книжное право
    (авторитет книги юридического содержания), право принятых в науке мнений, право юридической экспертизы, право изречений религиоз- но-этических авторитетов, прецедентное право. Критерием выделения разнообразных разновидностей права являются эмоциональные пере- живания индивида, создающие разные права, тем самым право было освобождено от узкоюридического понимания.
    Большой вклад в понимание государства с точки зрения русско-
    го либерализма внес выдающийся ученый дореволюционной России
    1
    См.: Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е.В. Тимошина. СПб.: Университетский издательский консорциум
    «Юридическая книга», 2011.

    201
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   30


    написать администратору сайта