Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
Рудоль- фа фон Иеринга (1818–1892) о праве и государстве. В своих работах «Борьба за право», «Цель в праве» ученый сформулировал необходи- мость изучения права и государства в контексте условий, их породив- ших, в виде общества и общественных отношений 1 . В основе общест- венных отношений, по мнению Р. Иеринга, лежит рациональный инте- рес человека, который и пронизывает всю систему отношений между людьми, так как люди в стремлении реализовать свой интерес начина- ют взаимодействовать с другими людьми. Важнейшими инструмента- ми осуществления общественных отношений этот философ считал пра- во и государство, которые должны разумно, то есть в интересах всего общества ограничивать индивидуальные интересы людей. Право начинает пониматься в концепции Иеринга в качестве системы государственного принуждения к отказу либо к ограниче- нию рационалистического интереса конкретного человека. Право должно обладать принципом обязательности для всех. Важнейшим инструментом обеспечения и реализации права философ считал госу- дарство, под которым понимался общественный институт, являющий- ся высшей целью человеческого существования, порядка и стабиль- ности в реализации интереса всеми представителями общества. Вме- сте с тем, в отличии от своих предшественников, Р. Иеринг не при- знавал за государством и правом примиряющей и посреднической роли между людьми, так как возникновение этих институтов связыва- лось с борьбой людей, сословий, классов и других групп общества за реализацию своих интересов. Именно поэтому Рудольф фон Ие- ринг считал, что задачей человека, группы людей: сословия, класса и любой страты общества – является участие в борьбе за право, то есть в борьбе с другими людьми и социальными группами за реализацию своего индивидуалистического интереса. Реализацию частных инте- ресов человека и разных групп общества в сфере права и власти Р. Иеринг называл «защищенным интересом». 1 Иеринг Р. фон. Борьба за право доктора Рудольфа фон-Иеринга / пер. с нем. П.П. Волкова. М.: Изд. К.П. Солдатенкова: тип. Грачева и К., 1874. 170 Таким образом, учение Рудольфа фон Иеринга стало во второй половине ХIХ века системой научной критики естественно-правовой концепции и консервативной концепции «народного духа» с реали- стичных позиций социального подхода к праву. Вместе с тем, сильны- ми все еще оставались позиции юридического позитивизма на рубеже ХIХ–ХХ веков по следующим причинам бурного развития естествен- но-научного знания в виде теории относительности Альберта Эйн- штейна, которая продемонстрировала всю ограниченность человече- ского разума и познавательных возможностей человека. Это естествен- но-научное открытие оказало огромное воздействие на развитие всех наук, в том числе и юриспруденции. Это воздействие выражалось в нарастании юридического агностицизма – убеждения в невозможно- сти познания права и государства с точки зрения человеческого разума по причине ограниченности последнего. Свое законченное выражение юридический агностицизм нашел в юридико-позитивистских концеп- циях правового государства, выраженных в трудах Альберта Ванн Дайси (1835–1922), Георга Еллинек (1851–1911). Общими особенностями позитивистских теорий правового госу- дарства были следующие идеологические установки: 1) восприятие государства и права в качестве субъективных категорий, связанных с деятельностью людей; 2) природа и сущность государства и права не познаваемы по причине ограниченности познавательных возмож- ностей человека; 3) изучение права через призму методов других на- ук: социологии, антропологии, биологии, которые, по мнению этих ученых, должны были поставить правоведение в разряд наук, придав праву объективную сущность 1 . Достаточно влиятельными на право были признаны социологические методы и социология как научная отрасль, которая в условиях постоянных социальных изменений ХIХ века становилась влиятельной отраслью научных знаний. Все это обусловило появление социологических теорий права, в соответствии с которыми право понимается как сугубо социальное явление и изу- чение и понимание права непосредственно связано с пониманием об- щества и отношений внутри него. Большой вклад в развитие социологического направления право- вой и политической мысли внес немецкий философ и правовед Людвиг Гумплович (1838–1909). В работах «Общее государственное право», 1 Дайси А.В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. 2-е изд. СПб.: Тип. тов-ва И.Д. Сытина, 1907; Об- щее учение о государстве (Право современного государства: соч. д-ра Георга Еллинека, проф. Гейдельберг. ун-та.) / пер. под ред. прив.-доц. С.-Петерб. ун- та В.М. Гессена и Л.В. Шалланда. СПб.: Т-во «Общественная польза», 1903. 171 «Раса и государство» 1 , «Исследование о школе формирования государ- ства» он обосновал индуктивный метод рассмотрения государственно- правовых явлений. Право и его реализацию в обществе ученый объяс- нял наличием исторических традиций в обществе, поэтому, по его мне- нию, изучению права должно предшествовать изучение быта, традиций и обычаев того или иного общества. Вопрос происхождения государст- ва Людвиг Гумплович связывал с реализацией завоевательной полити- ки и насаждением органов государственной власти на покоренной тер- ритории. Потребность проведения завоевательной политики, по мнению ученого, приводит к увеличению территории государства и автоматически ведет к укреплению последнего. Признавал Л. Гумпло- вич и строгую общественную иерархию, состоящую из двух основных классов общества – победителей, покоривших новые территории и ус- тановивших на них свое господство, и побежденных, участью которых должно стать смирение перед поработителями. Насилие и принужде- ние, воспроизведенные в любом обществе на всех этапах его существо- вания, становятся закономерностью общественного развития и порож- дают систему как обычного, так и писаного права, которая является формализованным закреплением права на применение насилия и при- нуждения в обществе. В своей политико-правовой теории Людвиг Гумплович наметил и социально-политический идеал – «культурное государство», где осуществлено равноправие между гражданами, а го- сударство по причине высокой сознательности граждан отказывается от применения насилия и принуждения. Постановка социальной при- роды государственно-правовых явлений в юридической науке вызвала к жизни органические теории государства и права, которые исходили из признания единства государственного законодательства и законов природы и стремились объяснить любые изменения в области государ- ства и права законами природы, а государство представить в качестве биологического организма. Большой вклад в развитие органической концепции государства и права внес английский философ и публицист Герберт Спенсер (1820– 1903). В работе «Система синтетической философии» он сформулировал свою органическую теорию государства и права 2 . В основе этой концеп- ции лежит идея тождества государства, права и биологического организ- ма, для которых характерны стадии: рождение, зрелость, старение и смерть. Как через насилие идет борьба за выживание в животном мире, 1 Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895. 2 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / пер. с англ. Н.А. Рубакина. Минск: Современный литератор, 1998. 172 так идет, по мнению Г. Спенсера, и борьба за власть в человеческом об- ществе, раздираемом враждой и ненавистью. В результате этой борьбы, по мнению философа, выживают сильнейшие представители общества, а в конкурентной борьбе на мировой арене выживают сильнейшие госу- дарства, которым и достаются все блага. В процессе развития государст- ва, как считал Г. Спенсер, государство проходит ряд этапов: – примитивный этап, на котором государство подчиняет челове- ка и общество грубым насилием и завоеванием; – хищнический этап в истории государства характеризуется обо- стрением конфликтов между государствами; – индустриальный этап создает благо для всего общества и вы- сокий уровень ведения хозяйства. Достижение капиталистической конкуренции, становление част- ной собственности воспринималось Г. Спенсером как достижение социально-политического идеала, когда государство становится таким же цивилизованным, как человек, вкусивший пищу, становится мяг- ким и покладистым. В удовлетворении первичных потребностей го- сударства, выраженных в получении господства над обществом, и заключается основа перехода к государству, в котором роль насилия будет сведена к минимуму. Таким образом, сведение вопросов природы и сущности права и государства к функции регулирования поведения человека и биологи- ческой сущности людей становится существенной чертой органиче- ских теорий происхождения и деятельности государства. Вместе с тем, на рубеже ХIХ – начала ХХ века возникала насущная потреб- ность обоснования правом и деятельностью государства задачи фор- мирования сверхчеловека, обладающего идеальными чертами, и сверхколлектива-сверхнации как объединения идеальных людей. Особой популярностью эти идеи пользовались в кайзеровской Германии второй половины ХIХ века, где возникала насущная необ- ходимость создания теории немецкого национального единства. Большой вклад в разработку государственно-правовой теории сверхнации и сверхчеловека внес выдающийся немецкий философ Вильгельм Ницше (1844–1900). В работах «Греческое государство», «Так говорил Заратустра», «Происхождение морали» Вильгельм Фрид- рих Ницше обосновал деятельность государства и право через понятие «воли» как желания субъекта реализовать свои способности в сфере власти и властвования над людьми 1 . Воля как субъективное понятие, 1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах / сост., ред. и автор примеч. К.А. Свась- ян. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 5–170. 173 связанное с личностью, свободно от морали. Борьбу за обладание вла- стью философ сводил к конфликту множества субъективных воль лю- дей, в котором побеждает одна воля – воля сильных. Воля слабых лю- дей должна подавляться. Расширение избирательных прав в европей- ских сообществах второй половины ХIХ века, развитие демократиче- ских начал философ считал победой воли слабых людей, которая в со- ответствии с естественным отбором ведет человечество к моральному и духовному разложению и медленной смерти. Права как возможность реализации воли, должны, по мнению Ф. Ницше, принадлежать только сильным людям, доказывающим свое превосходство в борьбе за власть, то есть за реализацию своей собственной воли. Волю сильных людей и основанную на ней систему управления обществом Ф. Ницше считал сущностью своего идеального аристократического государства. Управлять таким государством должна аристократическая элита, опре- деляемая по принципу биологического и физиологического здоровья, передаваемого из поколения в поколения. Все остальные люди, не при- надлежащие к такой элите общества, должны быть в подчинении с по- давлением их персональной воли аристократической волей большинст- ва. На исторических примерах развития древних государств (Древних Афин и Спарты) и современных ему (Российской и Германской импе- рий) Ницше доказывал тот факт, что стремление к уравнению людей даже перед законом и либерализм западноевропейского типа противопо- казаны любому обществу и государству, так как размывают дисциплину, строгую иерархию, порядок и дисциплину, основанные на господстве и реализации воли отобранного аристократического большинства. Демо- кратическую форму государственного правления Ницше считал несо- вершенной, так как она внушает циничные идеи равенства людей перед законом и возможность реализации воли слабых людей, которые не на- ходят своего отражения в социально-политической практике. Задача аристократического государства в социальной политике, как считал фи- лософ, и должна быть направлена на создание целой системы подготовки элиты общества, обладающей лучшими качествами народа. Право в та- ком ницшеанском государстве понималось в качестве безусловного пре- имущества сильных. Право, как считал Ницше, не дается человеку, а за- воевывается в процессе непримиримой борьбы с людьми, связано с си- лой и применением насилия. Государство же выступает в качестве упо- рядоченной системы органов власти, деятельность которых должна под- чиняться элитарной аристократической воле меньшинства. Таким образом, политико-правовое учение Ф.В. Ницше стало ярким примером перехода органических и биологизаторских кон- цепций государства и права к политико-правовым учениям форми- 174 рования идеального государства и общества, а также легло в идей- ную основу широкой колониальной политики Германской империи. Вместе с тем, политико-правовое учение Ницше нельзя назвать ос- новой национал-социалистической и фашистской теории и практи- ки. Ведь он в своих работах давал превосходную оценку многим де- ловым качествам еврейского народа. К тому же философ выступал против создания массовых политических партий и движений, счи- тая, что элита общества (аристократическое меньшинство) обладает неоспоримыми преимуществами над толпой и не нуждается в на- родной поддержке, выражаемой в виде массовых политических пар- тий и общественных движений. Таким образом, за двухвековой период своего развития (ХVIII– ХХ вв.) политико-правовая мысль человечества вышла на новый ка- чественный уровень своего развития, выраженный в виде формирова- ния политических и правовых идеологий – общих систем ценностей о государстве и праве, являющихся частью общефилософской и миро- воззренческой позиции авторов-создателей. Для них стали характер- ны следующие признаки: 1) высокая степень логической и рацио- нальной обоснованности; 2) широкий охват в изучении понятий «го- сударство», «право» и «политика»; 3) наличие сложных междисцип- линарных знаний в обосновании положений; 4) высокая степень прак- тической применимости для выстраивания оптимальной модели госу- дарства и права. Небывалых темпов развития достигает в этот период развитие наук: социологии, политологии, истории, философии, что становится дополнительной основой для формирования политических и правовых идеологий: консерватизма, либерализма, социализма, анархизма, позитивизма, социологических и органических концепций права. Достижение таких результатов было возможно по причине обогащения социально-политических изменений, приобретающих повторяемость и закономерность в условиях буржуазных революций ХVIII–ХIХ веков. С другой стороны, пришедшая в результате Вели- кой французской революции 1789–1794 годов и войны за независи- мость США 1787–1783 годов к политической власти буржуазия к се- редине ХIХ века, столкнувшись с небывалым рабочим движением, стала основой формирования политических и правовых взглядов со- циально-политической стабильности. Это обстоятельство вместе с повышением грамотности населения в условиях роста индустриаль- ного производства и их втягиванием в политические процессы стало сущностной причиной формирования политических и правовых идео- логических концепций, которые до сих пор находят своих сторонни- ков в широких слоях европейского общества. 175 ЛЕКЦИЯ 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 7.1. Политические и правовые учения России второй половины ХVII–ХVIII века Непосредственным условием формирования российских учений о государстве и праве стало становление специфичной формы госу- дарственного устройства – российского самодержавия – наследственной власти царя Московского и всея Руси (с 1721 года – императора и са- модержца Всероссийского), власть которого не ограничивалась ника- кими законами и представительными учреждениями. Внутриполити- ческие причины становления самодержавия в России и его укрепления во второй половине ХVII–ХVIII века коренятся в самой природе фео- дальных отношений в стране, выразившейся в стремлении дворянства закрепить свои права и привилегии, неразвитости классовой структу- ры общества и буржуазии. Внешнеполитические обстоятельства становления самодержавия коренились в решении важнейших геопо- литических задач возвращения русских земель, потерянных в годы Смутного времени, с помощью длительных войн со Швецией и Речью Посполитой (Польско-Литовским королевством). Эти военные кон- фликты, начавшиеся во второй половине ХVII века, привели к цен- трализации власти в руках российского монарха и бюрократии 1 В условиях превращения России в передовую европейскую дер- жаву происходит становление и развитие первых русофобских на- строений, основанных на представлениях о дикости и варварстве ее населения и деспотичности политического режима. Противодействи- ем таким настроениям стало появление масштабной апологетической литературы, обосновывающей необходимость самодержавной власти в России как отсутствием других альтернатив политического устрой- ства, так и идеей естественного происхождения царской власти в Рос- сии от древнеримского императора Августа 2 . Эти идеи были заложе- ны в «Сказании о князьях Владимирских», появившемся в ХVI веке и обосновывающем идею естественности царской власти для России. 1 Абсолютизм в России (ХVIII–ХIХ веков): сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45-летию научной и педагогической деятельности Б.Б. Кафенгау- за. М.: Наука, 1964. 2 Дмитриев Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М., 1955. 176 Данная публицистическая традиция была продолжена и в эпоху становления российского абсолютизма второй половины ХVII века и была связана с именем выдающегося государственного и обществен- ного деятеля Симеона Полоцкого (Самуила Гавриловича Петров- ского-Ситняновича) (1628–1680), внесшего своим трудом «Жезл правления» большой вклад в разработку политической доктрины рос- сийского самодержавия, основанной на рационалистических доказа- тельствах и аргументах 1 Симеон Полоцкий формирует одну из первых в истории России теорию о носителе верховной власти и его юридическом статусе, вы- страивает свой социально-политический идеал правителя, связанный с понятием долга и исполнением царских обязанностей. Под долгом русского царя понимались его обязанности: быть просвещенным и просвещать своих подданных. Различие между царем и тираном По- лоцкий видел в стремлении царя заботиться об увеличении доходов государства и благосостояния подданных, тиран же, по мнению Си- меона Полоцкого, думает только о себе и своем личном благе. В условиях дальнейшего укрепления Московского государства во второй половине ХVII века российская общественно-политическая мысль впервые приблизилась к осмыслению проблем происхождения государственности. Большой вклад в изучение государства внес вы- дающийся российский ученый хорватского происхождения |