Главная страница
Навигация по странице:

  • Эдмунд Бёрк

  • Иммануил Кант (1724–1804), Георг Вильгельм Гегель (1776–1831) и Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814)

  • Иммануил Кант

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница15 из 30
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30
    консервативной политической идеологии
    в Европе ХIХ века
    Вторая половина ХVIII – начало ХХ века в истории европей- ской и североамериканской цивилизации стали переломной эпохой.
    В результате бурного научно-технического прогресса, небывалой механизации промышленного производства в обществе начались

    138 невиданные процессы трансформации социально-классовой струк- туры, выразившиеся в формировании современной классовой струк- туры. В результате борьбы за власть и обострения социальных про- тиворечий новой чертой в истории общества становится появление политических партий и общественно-политических организаций, занявших существенное место в новой модели нарождающегося правового государства и гражданского общества. Важнейшей со- ставляющей социально-политического развития общества эпохи промышленного переворота становятся политические идеологии:
    консерватизм, либерализм, социализм и анархизм, которые стано-
    вятся проектами преобразования общества. Влиятельность этих
    политических идеологий связана с невиданными темпами вовлече- ния широких слоев населения в политические процессы, перерас- пределением властных полномочий в обществе и государстве через борьбу за расширение избирательных прав, повышением политиче- ской и правовой грамотности, необходимостью обобщения полити- ческого опыта чартистского движения и избирательных реформ Ве- ликобритании, Войны за независимость США 1775–1783 годов и
    Гражданской войны в США 1861–1865 годов, Великой Французской революции 1789–1794 годов, Наполеоновских войн 1799–1815 го- дов, Июльской, Февральской и Сентябрьской революций во Фран- ции 1830, 1848, 1870 годов.
    В процессе попыток реализации этих политико-правовых цен- ностей шел процесс формирования государственно-правовых тео- рий, с разной степенью доказательности воспринимающих госу- дарственно-правовые явления: государство, право, закон – в каче- стве социальных установлений и действующих в обществе на ра- циональных основах. Таким образом, магистральным вектором развития политико-правовых учений в Европе и Северной Америке второй половины ХVIII – начала ХХ века становилось нарастание рационализма в обосновании государства и права и постепенный процесс освобождения политико-правового знания от теологиче- ских построений.
    Политико-правовые учения этой эпохи, оказав влияние на про- цесс формирования современных политических ценностей европей- ского общества, до сих пор обладают огромным количеством сторон- ников в разных странах мира. Отсюда и возникает насущная пробле- ма изучения сложного процесса формирования политико-правовых учений Европы и США конца ХVIII – начала ХХ века.
    Вторая половина ХVIII века вошла в историю европейской циви- лизации как эпоха масштабных социальных и политических перемен,

    139 ставших последствиями Великой французской революции 1787–
    1794 годов и Войны за независимость Соединенных Штатов Америки
    1775–1783 годов. Социальные изменения выражались в начале про-
    цесса распада сословного общества и образования его классовой
    структуры. Ведущее место в этой новой социальной иерархии при- обретает буржуазияновый класс европейского общества, получив-
    ший в результате предпринимательской активности громадные эко-
    номические ресурсы и устремившийся к политическому господству.
    Препятствием на пути реализации естественных прав человека в виде права на жизнь, собственность и свободу становились феодально- аристократические режимы королевских монархий. Эти политические режимы опирались на интересы дворянства и всячески сдерживали развитие предпринимательской активности и реализацию естествен- ных прав человека.
    Выходом из сложившихся противоречий стали стремитель-
    ные изменения в политическом устройствесозыв парламентов
    как органов представительства буржуазии и ограничение (отме-
    на) королевских полномочий. На уровне системы ценностей эти из- менения осмысливались современниками в качестве справедливых перемен, которые должны установить торжество «всеобщего бла- га», естественных прав и свобод человека. Вместе с тем, попытка реализации концепции естественных прав человека, парламента- ризма и разделения властей в практической жизни приводила к ря- ду противоречий. Они выразились: 1) в обострении социальных противоречий, произошедших после перераспределения собствен- ности дворянской аристократии; 2) недостижимости имуществен- ного равенства людей по причине профессиональных, интеллекту- альных и предпринимательских способностей представителей ев- ропейского общества; 3) росте насилия, осуществляемого предста- вителями государственных режимов, возникших в результате рево- люционных потрясений конца ХVIII века в Европе и Америке.
    Якобинский террор во Франции, установление цензовой Северо- американской республики и ее колонизаторская политика на тер- ритории Дикого Запада Американского континента – все эти про- тиворечия привели к кризису освободительных идей, которые не получили своего развития и в социально-политической практике
    эпохи Наполеоновских войн и эпохи Реставрации, характеризо-
    вавшихся восстановлением основ дореволюционной монархической
    государственности и ее правовых актов.
    В общественном сознании европейского общества начала
    ХIХ века особую популярность и развитие получили консерватив-

    140 ные политико-правовые идеи. Сторонники этих взглядов обосновы- вали необходимость не только сохранения прежних традиций и обычаев королевских режимов, но и выступали с уничтожительной критикой революционных изменений в Европе, противоречащих природе, традициям человеческого общества.
    Большой вклад в разработку политической концепции евро- пейского консерватизма внесли: английский публицист, один из теоретиков и основоположников консервативной партии Вели- кобритании Эдмунд Бёрк и французские публицисты эпохи рес- таврации 20–30-х годов ХIХ века Жозеф де Местр и Леон Бо-
    нальд, выразившие идеи консервативной реакции на Великую французскую революцию 1789–1794 годов.
    В своих рассуждениях они исходили из базовой идеи несовер- шенства человека, его непостоянства в страстях и желаниях, что объ- являлось порождением греховной природы человека. Все способы революционного террора и насилия и события Великой французской революции сторонники консервативной революции воспринимали как естественные события, порожденные несовершенством человека и его склонностями к эмоциональному возбуждению. Эдмунд Бёрк писал о том, что, «получая право на все, люди хотят получить все», в резуль- тате возникают страсти людей, становящиеся угрозой для их сущест- вования
    1
    . Государство воспринималось сторонниками консерватив- ной политической и правовой мысли как институт разумного ограни- чения человеческих страстей и вожделений, а поскольку энергия масс неуемная, то, по мнению ученых, и полномочия государства должны были быть неограниченные.
    Представители консервативной политико-правовой мысли вы-
    ступали за реставрацию монархических режимов, уничтоженных в Европе в результате Великой французской революции 1789–
    1794 годов. Сам монархический режим должен был покончить с есте- ственными правами человека как порождением несовершенства чело- веческого рода. После чего государство должно установить более на- дежные и классические основания права в виде религиозных норм, обычаев и традиций государства, складывающихся в любом обществе на протяжении столетий. В оценке Великой французской революции
    1789–1794 годов все основоположники европейского консерватизма исходили из следующих принципов: 1) Великая французская револю- ция стала порождением человеческих страстей и проявлением греха
    1
    Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М., 1993. С. 71.

    141 гордыни; 2) революция возымела необратимый характер для общест- ва, погрязшего в грехах перед Богом; 3) способом избежать револю- ционных потрясений считалось установление особой попечительской роли – наследственного монарха по просвещению и воспитанию под- данных в духе традиций и обычаев
    1
    Таким образом, впервые в истории мировой политико-правовой мысли возникает учение, выступающее против социальных измене- ний и за сохранение основ социально-политической системы, полу- чившее название консерватизм (от лат. cоnservation – сохранение).
    Сторонники этого учения выступали против самой идеи социаль- ного прогресса и за сохранение традиций и обычаев в правовой системе. Данная политико-правовая концепция стала идейной ос- новой представителей дворянской аристократии в стремлении вос- становить и укрепить социальные и политические привилегии в условиях обострения конфликтов с представителями нарождаю- щейся буржуазии. В этой связи возникала насущная задача как всесторонней критики теории естественных прав человека и обще- ственного договора с точки зрения традиционалистских консерва- тивных подходов. Большое значение в формирование государст- венно-правовой концепции европейского консерватизма внесли выдающиеся ученые немецких земель ХIХ века: Иммануил Кант
    (1724–1804), Георг Вильгельм Гегель (1776–1831) и Иоганн
    Готлиб Фихте (1762–1814).
    Немецкие земли ХVIII–ХIХ веков как одни из немногих в Европе долго находились в условиях феодальной раздробленности и сущест- вования более чем двух десятков немецких земель. Стремление к единству немецкого народа и нахождение путей и основ объедине- ния толкали немецкую политико-правовую мысль на поиск объедини- тельных идей и формирование логичной и аргументированной «на- родной» теории сильного централизованного немецкого «полицей- ского» государства.
    Основоположником такой политико-правовой теории был профес- сор логики Кёнигсбергского университета Иммануил Кант, высту- пивший в конце ХVIII века с критикой базовой концепции естествен- ных прав человека. Он считал, что в основе естественных прав лежит индивидуалистический эгоизм и при столкновении различных носите- лей людей реализация этой категории приведет к индивидуальным и групповым конфликтам. Задача истинного права, как считал Кант, вы- ражается в ограничении индивидуального произвола, возникающего
    1
    Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997. С. 128–135.

    142
    в процессе реализации естественных прав человека
    1
    . В основе права должен быть моральный закон воздержания от причинения зла другому
    человеку. Именно моральный закон, выраженный в категорическом императиве ученого «поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» должен лежать в основе права. В основе применения морального зако- на, противоречащего естественным правам, лежит принуждение к его исполнению, ведь в человеке, как считал И. Кант, моральный закон не заложен. Принуждать и заставлять подчиняться моральному закону должно государство. Государство, действующее на основе морального закона, нужно для придания справедливости обществу. Любое отступ- ление от норм морали может привести к нарушению общественного договора и возвращению людей в состояние дикости и варварства.
    С целью обеспечения справедливости и законов морали в обществе власть должна быть разделена на исполнительную, законодательную и судебную ветви. В основе любых форм политической (управленческой) деятельности должны лежать следующие принципы: соблюдение за- конности, порядка и моральной справедливости.
    Кант, как и предшественники, выделял формы правления: авто- кратия, аристократия и демократия – и в своей социально-поли- тической концепции склонялся к достоинствам самодержавной мо- нархии и республики. Именно эти формы правления устанавливают моральный закон и принцип высшей справедливости в человеческом обществе. В достижении своего социально-политического идеала
    Иммануил Кант исходил из идеи неприемлемости революционных способов борьбы с властью, так как революция высвобождает инди- видуалистический эгоизм и произвол, которые оказывают на общест- во и государство разрушительное воздействие. Вместе с тем, он был сторонником медленных поэтапных реформистских перемен, которые не способствуют ослаблению справедливого государства, проводятся властью в интересах граждан.
    Заложил Иммануил Кант и принципы международных отноше- ний будущего в концепции «вечного мира». Вечный мир виделся ученому в качестве создания международного объединения госу- дарств, которые должны создать общие правила экономических от- ношений, реализующиеся на основе взаимной выгоды по принципу справедливости. Эта концепция «вечного мира» становилась идейной основой создания конфедеративных объединений государств второй
    1
    Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А.В. Гулыги. М., 1994.
    Т. 5. С. 12.

    143 половины ХХ века и заложила основные принципы международных отношений.
    Таким образом, вклад выдающегося немецкого ученого Имма- нуила Канта в политико-правовую мысль человечества выражался в постановке концепции гражданского общества и правового государ- ства и международного права, которые оказали большое воздействие на всю политико-правовую мысль Нового времени. Вместе с тем, од- ним из противоречивых взглядов Канта оставался вопрос об идеаль- ной форме правления для правового государства и механизме дости- жения всеобщей справедливости.
    Большой вклад в разрешение этих противоречий в немецкой фило- софии внес выдающийся немецкий ученый Георг Вильгельм Фридрих
    Гегель (1770–1831), профессор философии Берлинского университета, обосновавший в ХIХ веке свой идеал в виде конституционной монархии и ее превосходство в достижении всеобщей справедливости.
    В эпохальном произведении «Философия права» (1820) ученый изложил свои политические и правовые воззрения, исходя из отрица- тельного отношения к категории «естественные права», считая их противоречащими идее всеобщего порядка и гармонии
    1
    . Естествен- ные права, как и Иммануил Кант, Г. Гегель трактует как совокупность неуемных вожделений людей, которые без внешнего контроля могут привести к нарастанию масштабных противоречий в обществе. Вме- сте с тем, категорию «естественных прав» ученый соотносил с пер-
    вым этапом в развитии абстрактного права, когда право представля- ется в виде идей, на втором этапе развития права возникает мораль как совокупность предписаний, позволяющих совершать действия.
    Третий этап в развитии права, по мнению Гегеля, – нравственность, когда люди приучаются подчиняться общим моральным принципам, принятым в обществе, и закрепляют общие представления о справед- ливости. На третьем этапе возникает государство, его органы власти, которые и являются хранителями общей нравственности и стремятся внедрить ее в сознание людей через процесс внешнего принудитель- ного воздействия.
    Государство, как считал Гегель, является высшим достижением
    свободы человека и права и институтом публичной власти; объеди-
    нением свободных людей с общими патриотическими ценностями и
    осознанием своей национальной общности. Большим вкладом в раз- витие политической и правовой мысли стало обоснование диалекти-
    1
    Гегель Г.В.Ф. Философия права / авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц.
    М., 1990. С. 279–378.

    144 ческой теории – связи политико-правовых идей и их реального во- площения в конкретном государстве с конституционной формой мо- нархического правления. Именно в конституционной монархии, с точки зрения Гегеля, сочетаются естественные права человека, вы- раженные в деятельности парламента и имеющие источником права на жизнь свободу и собственность и ограниченный характер монар- хического правления, при котором монарх и реализует в своей дея- тельности высшую нравственность. Деятельность государства, по мнению выдающегося немецкого ученого, должна быть направле- на на внедрение в общество нравственности через гражданские ор-
    ганизации, которые отражают личные интересы людей и социаль-
    ных групп: землевладельцев, крестьян, чиновников. Миссией государ-
    ства считалось примирение участников гражданского общества и
    создание социального компромисса на основе выработки общих цен-
    ностей в виде религии или политической идеологии и законов,
    в рамках которых государство и создает систему принуждения.
    Гарантией сохранения государственного принуждения в рамках права Гегель считал следование концепции разделения государственных властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
    Эти три ветви не могут быть независимы друг от друга, так как в этой связи создается угроза эффективности распространения нравственности в обществе. Именно поэтому все три ветви государственной власти должны представлять собой единство целей и действий развития нравст- венности в обществе. Вывел ученый и свой идеал социально-политиче- ского устройства в виде конституционной монархии Королевства Прус- ского. Гегель не просто назвал эту форму правления идеальной, а изло- жив свою концепцию развития человеческого общества с выделением исторических этапов, пришел к выводу о том, что именно в прусской монархии достигает своего высшего этапа нравственность и свобода.
    Первым этапом в развитии права Гегель считал Восточную эпоху, которая характеризовалась наличием прав и свобод у одного восточно- го деспота. Второй этап – античная древность – стала временем появ- ления свободы у ограниченного круга лиц; наконец, германская эпоха с прусской конституционной монархией и развитием последней, по мнению Гегеля, создала подлинные права и свободы, основанные на порядке, нравственности и справедливости. Именно в прусской мо- нархии возникает гегелевский идеал в виде сословного общества, в основе которого лежат разные уровни единства людей: семья – сфе- ра личного мира человека; гражданское общество – сфера защиты интересов людей и наконец, государство, устанавливающее высшую справедливость на основании общих ценностей единства.

    145
    Поднимаясь на уровень государственно-правовых обобщений и создавая свои труды в условиях процессов централизации в самих немецких землях, начавшихся после Наполеоновских войн 1799–
    1815 годов, Гегель развил и учение о международном праве. В нем он исходил из следующих принципов: 1) отсутствие упорядоченности международных отношений, так как каждое государство стремится в первую очередь отстоять свои права и реализовать свою субъектив- ную волю; 2) признание в условиях конфликта прав государств на международной арене особого значения вооруженных конфликтов как средства разрешения противоречий.
    Таким образом, политическое и правовое учение Г. Гегеля оказало существенное воздействие на дальнейшее формирование теории правового государства, гражданского общества, которые мыслились автором в контексте наличия мощной попечительской роли государства. Впервые в истории политико-правовой мысли с рациональных позиций были осмыслены категории права, что подвело под консервативную идеологию стройную логическую систему политических ценностей, являющихся частью общефило- софской концепции.
    Дополнением логической системы Гегеля в понимании государ- ства и права стала концепция немецкого философа
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   30


    написать администратору сайта