Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
Жан Мелье (1664– 1729), Этьенн-Габриэль Морелли (1717(8) – дата смерти неиз- вестна) и Габриэль Мабли (1709–1785). В своих работах «Заве- 1 Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1958; Роланд-Гольст Г. Жан Жак Руссо: его жизнь и сочинения. М.: Новая Москва, 1923; Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. СПб.: Мiръ, 2007; Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо. М.: Знание, 1962. 123 щание» (Ж. Мелье), «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (Этьенн-Габриэль Морелли), «О законодательстве, или Принципы законов» (Габриэль Мабли) эти французские публици- сты выступили с последовательной критикой современного им об- щества, государства и права. Все они разделяли идею Руссо о «золотом веке» человечества, который пришелся на догосударст- венный этап его существования. Для этого этапа, как считали эти французские утописты, было характерно пребывание человека в природном равенстве с другими людьми, полная политическая свобода, выражающаяся в доступе всех людей как к управлению обществом, так и к материальным благам. По мнению Мелье, Морелли и Мабли, все неприятности людей и появление вредных пороков в виде лени, злоупотреблений положени- ем, корыстолюбия, злости, стремления к конфликту с другими людьми проистекают из самого факта существования частной собственности и государства. По той причине, что «властьимущие не согласятся с уп- разднением самого понятия частной собственности», сторонники идей утопического социализма обосновывали необходимость революцион- ного способа устранения всего того в обществе, что разделяет людей и поддерживает имущественное неравенство. Идеал государства, с их точки зрения, выражался в создании такой модели государственности, которая бы ликвидировала частную собственность и ввела жесткое нормирование имущественных благ граждан с установлением всеоб- щей трудовой повинности на общественных работах. Этьенн-Габриэль Морелли обосновал и основные принципы, на которых должно строиться законодательство: обеспечение всеобщей трудовой обязанности, содержание каждого гражданина за государст- венный счет и отмена частной собственности как таковой. Эти идеи не получили своего практического воплощения как по причине невозмож- ности введения всеобщей трудовой повинности в классовом обществе, так и по причине наличия у людей потребности в приобретении собст- венности. Сама же французская утопическая мысль ХVIII века стала стимулом к развитию наук, изучающих древность, и идеализации пер- вобытного образа жизни древних людей, нашедшей свое воплощение в становлении жанра просветительской приключенческой литературы (Даниэль Дэфо). Таким образом, государственно-правовая мысль эпохи француз- ского Просвещения внесла большой вклад не просто в поиск луч- шей формы правления обществом, но и попыталась обосновать свой социально-политический идеал рационалистическими аргументами и доказательствами. Представления о государстве, праве и политике 124 становились не столько результатом интеллектуальной деятельности, сколько реальной программой политических преобразований и ре- формирования общества. К таким политико-правовым учениям можно отнести взгляды немецких и итальянских ученых и правоведов Самуила Пуфендорфа (1632–1634), Христиана Томмазия (1655–1728). В их трудах была отражена идея объединения всех немецких земель. Они создали не- мецкую национальную просветительскую идеологию, которая решала практическую задачу – обоснование необходимости сохранения мо- нархического абсолютизма в условиях обострения социальных кон- фликтов в европейском обществе и складывания революционной си- туации. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что теория мощной монархической власти освобождалась из-под влияния церкви и теологии. Они разделяли точку зрения Томаса Гоббса о пребыва- нии людей в естественном состоянии в условиях невиданного обо- стрения социальных и индивидуальных противоречий по вопросу о собственности. Сторонники немецкой просветительской мысли не признавали в догосударственном этапе существование человечества «золотого ве- ка», так как считали, что это был период бесконтрольной и хаотичной реализацией людьми своих эгоистических интересов, выраженный в тезисе «война всех против всех». По той причине, как считали мыс- лители, что человек стремится к общению с себе подобными и в целях регулирования конфликтов между людьми, само общество в результате общественного договора создает государство. Госу- дарство, по мнению представителей немецкого и итальянского про- свещения, должно существовать в виде абсолютистской монархиче- ской власти, не ограниченной ни законами, ни парламентом. Такая форма правления должна существовать в обществе, в котором каж- дый стремится реализовать свой эгоистический интерес, в чем и за- ключается природа и сущность любого человеческого поведения. Ведь в случае наличия другой власти в обществе сглаживать резкие индивидуалистические противоречия не получится. Задача государства, как считали основоположники немецкой и итальянской политической мысли, заключается в реализации компромисса между различными эгоистическими интересами. Возможность осуществления такой попечительской деятельности государства, направленной на поддержку мира, стабильности и безопасности общества, связывалась с необходимостью установле- ния абсолютной королевской монархии. Она и должна не допус- кать обострения социальных противоречий и наказывать тех лю- 125 дей, чьи эгоистические интересы входят в противоречие с интере- сами государства. Таким образом, политико-правовая теория Пуфендорфа и Томмазия позволяла обосновать возможность применения наси- лия над гражданами в интересах «общего блага», стабильности, порядка. На основе рационально-логических приемов эти ученые, отбросив идеи о божественном происхождении абсолютистских режимов, обосновали необходимость расширения функций госу- дарства во всех сферах жизни общества. Они внесли большой вклад в обоснование модели «полицейского государства», в соот- ветствии с которой усиление вмешательства государства в жизнь общества и конкретного человека объяснялось необхо- димостью достижения стабильности собственности, безопас- ности человека и недопущения гражданского противостояния в виде «войны всех против всех». Эти политико-правовые взгляды получили свое распространение в качестве основы идеологиче- ской концепции «просвещенной монархии» во многих государст- вах континентальной Европы (России, Швеции, Австрии, Прус- сии), вставших во второй половине ХVIII века на путь укрепле- ния абсолютистских режимов перед лицом мощного вызова – разрушительных последствий Великой французской революции 1789–1794 годов. Важнейшим дополнением государственной теории просвеще- ния, выраженной в трудах Вольтера, Д. Дидро, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, С. Пуффендорфа и Х. Томмазия), стала правовая кон- цепция представителя итальянской политико-правовой мысли Чезаре Беккариа (1738–1794), обозначенная им в труде«О преступлениях и наказаниях».Значимость этой работы определялась попытками авто- ра применить концепции естественных прав человека, равенства лю- дей перед законом, общественного договора к теории уголовного пра- ва, чем были заложены основы научной криминологии – отрасли юридического знания, связанной с изучением вещественных следов совершения преступления и определяющей по ним вину подозревае- мого. Это была попытка применения рационально-логических прие- мов в сфере судебного процесса. В этой работе автор подверг резкой критике инквизиционный судебный процесс, в соответствии с кото- рым основным мотивом применения наказания являлось устрашение, а процесс рассмотрения дела в судебных органах был связан с необ- ходимостью проведения инквизиций – испытаний над подозревае- мым, осуществляемых с целью получения признания последнего в содеянном. Автор пришел к выводу о том, что инквизиционный 126 судебный процесс не позволяет раскрыть преступление, а часто даже затрудняет. Именно по этим причина Ч. Беккариа выступил против пыток и смертной казни как мер принуждения, не позволяющих рас- крыть преступные замыслы 1 Ч. Беккариа обосновал важнейшие принципы судебной систе- мы: равенство всех граждан перед законом вне социального проис- хождения, отмена привилегий аристократии в сфере подсудности, проведение политики просвещения людей и повышения их правовой и политической грамотности, противодействие мифам и заблужде- ниям людей, установление строгой законности, то есть жесткого подчинения закону всех действий человека. На этих разумных, с точки зрения Ч. Беккариа, началах и должен был строиться уго- ловный процесс. Мыслитель доказывал приоритетность следующих его положений: – равенство людей перед законом; – необходимость доказывания вины подозреваемого через изуче- ние места совершения преступления и его вещественных останков и наличие презумпции невиновности подозреваемого до доказательства вины в суде; – необходимость состязательного судебного процесса как сопер- ничества сторон защиты и обвинения и создания системы органов предварительного следствия; – отмена практики внесудебного преследования и возможность нести ответственность только по постановлению суда. Таким образом, в политико-правовую мысль человечества Че- заре Беккариа внес рационалистические принципы функциониро- вания судебной системы как способа защиты интересов возникаю- щей буржуазии от притязаний абсолютистского государства. Само же политико-правовое учение представителя итальянской просве- тительской мысли заложило основы криминологии как отрасли юридического знания и способствовало началу процесса вытесне- ния из судебного процесса заблуждений. Криминологическая теория Чезаре Беккариа основывалась на обществоведческих взглядах выдающегося итальянского ученого Джамбаттиста Вико (1688–1744), который в работе «Основания новой науки о новой природе наций» обосновал рационалистиче- ские представления. Заслугой этого выдающегося ученого стано- вилось создание обоснованной теории периодизации истории 1 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Фирма «Стелс» Бимпа, 1995. С. 106–107. 127 человечества на эпохи богов, героев и людей. Каждая из этих эпох обладала определенным набором качественных признаков: эпоха богов – наличием мифологически-религиозной картины мира, эпо- ха героев, по мнению Д. Вико, характеризовалась господством ро- довой аристократии и родовых культов. Наконец, высший этап в истории человечества, с точки зрения ученого, характеризовался утверждением приоритетности права в общественных отношениях. Выделил Д. Вико и критерий перехода общества от одного этапа к другому в виде социальных противоречий 1 Таким образом, этот итальянский ученый заложил основу науч- ного поиска причинно-следственных связей в понимании развития общества, которые не были связаны с субъективными желаниями людей. Этим были созданы идейные основы становления социоло- гии как науки об обществе в период Нового времени и обосновано прогрессистское понимание развития общества как длительного перехода общества от простых форм развития к более сложным формам. Именно благодаря работе Джамбаттисто Вико возникли современные представления о возможности регулирования правом только тех общественных отношений, в которых сформировались высокий уровень правосознания граждан, высокая степень осозна- ния гражданами ценности естественных прав. Этим была впервые обоснована эволюционная теория о поступательном развитии об- щества, ставшая основой европейского менталитета и социологи- ческих ценностей европейского общества периода Нового времени. Вкладом европейской просветительской мысли в мировую по- литико-правовую мысль стали первые попытки рационально-логи- ческого обоснования превосходства права над всеми другими спо- собами регулирования общественных отношений, широкого вовле- чения граждан как носителей идеи «народного суверенитета» к управлению государством и всесторонней критики феодальных институтов (королевской власти и церкви) с позиций разумности. Просветительская политико-правовая мысль нашла свое практиче- ское воплощение в законодательстве и системе ценностей фран- цузского, итальянского и немецкого общества периода Великой французской революции 1789–1794 годов. Она становилась систе- мой логического обоснования положений Декларации прав челове- ка и гражданина 1789, Конституций 1791, 1793, 1795, 1799 годов. 1 См.: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994. 128 5.4. Политико-правовая мысль США во второй половине ХVIII века Одним из важнейших направлений в развитии мировой полити- ко-правовой мысли стали политические и правовые идеи американ- ской просветительской мысли. Их возникновение и развитие связано с особенностями политического развития британских колоний в Се- верной Америке, которые в результате борьбы за независимость реа- лизовали в идеологии и законодательстве достижения мировой поли- тико-правовой мысли, обобщенные в трудах представителей амери- канской просветительской мысли. Для политического развития британских колоний на террито- рии Североамериканского континента середины ХVIII века было ха- рактерно наличие огромного количества противоречий между инте- ресами метрополии – Британской колониальной империи и ее 13 ко- лоний в Северной Америке. Эти противоречия были связаны со стремлением метрополии сдержать экономическое развитие ко- лоний с помощью повышения налогов, требований к колонистам со- держать британскую армию, ограничений на развитие производства в колониальных владениях. В условиях благоприятного климата, наличия громадного ко- личества пустующих земель, безграничных возможностей в ис- пользовании рабского подневольного труда в британских колониях начинаются стремительные социальные процессы образования американской буржуазии. Буржуазия стремилась защищатьинте- ресы, которые выражались в защите своих рынков сбыта, источни- ков сырья и дешевой рабочей силы от иноземной конкуренции. Именно она и была заинтересована в интенсификации производст- ва, осуществляемой через внедрение энергии пара и механических промышленных технологий. Все эти тенденции политического и социального развития британских колоний обусловили необходи- мость возникновения мощного движения американской буржуазии за отмену экономических и социально-политических ограничений, накладываемых правительством британского короля Георга III (1760–1820). Идейной основой этого масштабного социально- политического движения и стали политико-правовые взгляды представителей американской просветительской мысли Томаса Пейна, Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона, Джона Адамса и Джеймса Мэдисона 1 1 См.: Американские просветители. Избранные произведения. М., 1969. 129 Учения этих общественных и государственных деятелей США, непосредственно связанные с процессом складывания предпосылок в борьбе за независимость и организации органов государственной власти США, можно разделить на несколько этапов: – 1760 – начало 1780-х годов – формирование американской ос- вободительной идеологии, стоящей на революционных позициях свержения английского колониального господства и последователь- ного отстаивания естественных прав человека и ценностей политиче- ской концепции общественного договора, выраженное в политико- правовом наследии публициста Томаса Пейна, Бенджамина Франкли- на и Томаса Джефферсона; – 1780–1790-е годы – время перехода к масштабным политиче- ским дискуссиям по вопросу о развитии органов государственной власти США как суверенного государства. Это обстоятельство нашло свое выражение в усилении умеренности в программных требованиях представителей политической и правовой мысли США – Александра Гамильтона, Джона Адамса и Джеймса Мэдисона. Большую роль в процессе формирования американской политико- правовой мысли сыграла Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, принятая вторым континентальным конгрессом (со- бранием представителей 13 британских колоний) 4 июля 1776 года. Авторство этого документа часто приписывается Томасу Джефферсо- ну – представителю колонии Вирджиния в конгрессе США. Важность этого правового акта определяется как указанием причин и условий отделения от Британской империи, так и обоснованием базовых поли- тических и правовых принципов создаваемого государства: – естественные права человека: право на жизнь, свободу, собст- венность и безопасность; – неприятие тирании и несправедливости, направленной на огра- ничение естественных прав человека; – народный суверенитет, то есть право народа на создание зако- нов и принятие важнейших управленческих решений. Эти важнейшие политико-правовые принципы, начало которым было положено в трудах представителей французского просвещения, были воплоще- ны на практике в процессе образования американского государства. Вместе с тем, следует отметить, что процесс реализации этих принципов вызывал достаточно большое количество противоречий. Они выражались в виде наличия огромного количества негритянско- го и индейского населения, права и статус которых так и не были определены, противостояния между северными и южными штатами по вопросу о понимании теории народного суверенитета и отношению 130 к функциям и полномочиям органов власти образующегося государ- ства. В условиях образования американской государственности, представители крупных рабовладельцев (Т. Джефферсон, А. Гамиль- тон) выступали за образование цензовой федеральной власти, опи- рающейся на интересы крупных земельных собственников. Именно поэтому ведущее место, по мнению этого направления американского просвещения, занимали представления о необходимости создания мощных исполнительных органов власти – института президента и правительства США, которые могли бы обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность крупных земельных собственников. Интересы северных штатов выражались в необходимости фор- мирования мощного законодательного органа государственной влас- ти – Конгресса США с широким представительством и сниженным имущественным цензом. Северные американские штаты представляли собой совокупность территорий, на которых не сложились крупные рабовладельческие плантации. Основным занятием населения было мелкое и среднее предпринимательство на основе внедрения новых промышленных технологий. Именно поэтому представители этой части населения нуждались в представительстве своих интересов в парламенте. Сторонниками этой точки зрения были |