Главная страница
Навигация по странице:

  • Якова I (1603–1625) и Карла I (1625–1649)

  • 5.2. Политические и правовые учения Европы периода Голландской и Английской буржуазных революций

  • Гуго Гроций (1583–1645)

  • Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница10 из 30
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30
    РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
    УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    ЛЕКЦИЯ 5. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ
    МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
    В ХVII – ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII ВЕКА
    5.1. Европейское общество периода Нового времени
    ХVII–ХVIII веков и его политико-правовые ценности
    В результате бурного развития сельскохозяйственного производ- ства в ХIV–ХV веках, произошедшего в результате развития орудий обработки земли, роста торговли и ремесла, влиятельной социально- политической силой позднесредневекового общества становятся го- рода. В городах как центрах ремесла и торговли, университетского образования и культуры начинается сложный процесс формирования
    бюргерства – городского населения, занимающегося торговлей и ре- меслом и организовывающего мануфактурное производство, осно- ванное на труде наемных рук. Европейское бюргерство становится социальной средой, заинтересованной в развитии естественных и точных научных знаний, потребность в которых в процессе производ- ства оказывалась достаточно высокой. Научные открытия ХV–ХVI веков: гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника, Джорда- но Бруно – полностью изменили взгляды интеллектуальной элиты позднесредневекового общества на окружающую действительность.
    Европейская Реформация внесла большой вклад в рационалистиче- ское обоснование религиозной веры и обосновала необходимость раз- вития познавательных способностей и методов человека для боль- шинства представителей разных социальных слоев позднесредневе- кового общества.
    Все эти обстоятельства подготовили материальные, социаль-
    ные и духовные, идейные предпосылки для формирования буржуаз-
    ного общества. В этом обществе место человека начинает опреде- ляться не столько социальным (сословным) происхождением, сколь- ко успешностью в развитии предпринимательской активности, на- правленной на максимальное извлечение дохода от создания, пере- распределения и обмена материальными благами. Возможность из-

    100 влечения прибыли, накопительство становятся основными доброде- телями в обществе и ценностными идеалами. Бурное развитие товар- но-денежных отношений происходило по причинам становления и развития международной торговли, скапливания капиталов в виде золота и «освоения» территорий Американского континента. Все эти обстоятельства привели к формированию нового класса европейского общества – буржуазии, не обладающей высоким социальным аристо- кратическим происхождением, но концентрирующей в руках своих представителей мануфактурные предприятия, основанные на труде наемных рук, и другие экономические ресурсы в виде золота, банков, транспортных средств.
    Раньше всего все эти социально-экономические и духовные яв- ления начинают испытывать общества государств Северной Европы –
    Голландии и Англии, оказавшихся после «открытия» Американского континента сосредоточием мировой торговли и первыми колониаль- ными державами Европы, получившими в свои руки неисчислимые ресурсы новых территорий. Голландская и английская буржуазия уже в ХVI веке начинает осознавать и отстаивать собственные интересы в сфере заокеанской торговли и мореплавания, раньше всего создает первые мануфактурные предприятия и начинает активно заявлять о своих претензиях на отмену крепостнических пережитков в области свободного использования наемного труда.
    Масштабным препятствием на пути развития мировой торговли, безграничного развития товарно-денежных отношений становился феодально-аристократический режим королевской монархии Якова I
    (1603–1625) и Карла I (1625–1649) Стюартов в Англии. Положение
    Нидерландов было еще более тяжелым – они пребывали в состоянии испанской и французской оккупации и испытывали на себе гнет ино- странных феодально-аристократических режимов. Если на этапе
    ХV века абсолютистские королевские режимы способствовали объе- динению страны в единое экономическое пространство, защите горо- дов и буржуазии от притеснения со стороны крупных аристократов – герцогов и графов, развитию протекционистских мероприятий по поддержке и субсидированию промышленного производства и стиму- лировали развитие меркантилизма – ввоза золота в страну и превы- шение государственных доходов над расходами, то во второй полови- не ХVI – начале ХVII века ситуация резко изменилась.
    Абсолютистские королевские режимы Голландии и Англии под воздействием восстановления экономики стран стремились увеличить налогообложение, произвольно принимать управленческие решения, назначать неугодных буржуазии министров, расходовать доходы

    101 государства на поддержание роскоши и великолепия королевского двора. Все эти действия королевских режимов начинают не только угрожать благополучию буржуазии как класса собственников, но и создавать угрозу социально-политической стабильности, при которой буржуазия не обладала реальными гарантиями своей собственности, имеющей тенденцию увеличения.
    Таким образом, в середине ХVI – ХVII веке голландское и английское
    общество столкнулось с острейшими социально-политическими проти-
    воречиями, которые и привели к Голландской и Английской буржуазным революциям. Это были глубокие, качественные и скачкообразные преоб- разования, происходящие во всех сферах жизни общества: социальной
    (ликвидация монополии на власть дворянства и аристократии, превра- щение крупной буржуазии в элиту нового буржуазного общества), поли- тической (формирование модели конституционной (парламентской) мо- нархии, в которой власть короля ограничивается органом народного представительства в вопросах принятия законодательства и реализации налогообложения), экономической (создание новой системы налогооб- ложения в интересах буржуазии) и духовной (формирование и господ- ство новых ценностей накопительства, бережливости, успеха в финансо- вых делах, максимального извлечения прибыли при минимальном коли- честве затраченных ресурсов). Эти масштабные перемены во всех сферах жизни общества происходили в интересах буржуазии и осуществлялись представителями самой буржуазии этих государств. Она стремилась обосновать законность и легитимность своих притязаний на власть и принятие важных управленческих решений, используя для этого поли-
    тико-правовые идеи Реформации. Христианство оставалось по-преж- нему системой ценностных и мировоззренческих установок эпохи, а многие основоположники политико-правовых учений этого периода оставались верующими людьми, пытающимися с позиции религиозного протестантизма переосмыслить базовые представления о системе управ- ления, королевской власти, полномочиях и прерогативах короля, правах подданных и социальной справедливости.
    Переосмыслению подвергаются:
    – идея о божественном происхождении власти короля как пома-
    занника Божьего и посредника между Богом и людьми в условиях на- растания королевского произвола в виде увеличения налогов. Королев- ская власть начинает мыслиться в качестве исключительно властной традиции народа, созданной по образу и подобию Бога на земле, вместе с идеей о равенстве людей перед Богом сторонники Реформации пыта- лись обосновать тот факт, что король всего лишь первый среди равных творений Бога, которым король должен подчиняться;

    102
    идея о соотношении светской и церковной власти, то есть
    это был практический вопрос о том, кто кому должен подчиняться:
    король Папе Римскому либо священники королю. Эта проблема полу- чила совершенно новый смысл в связи с господством протестант-
    ского тезиса о разделении светской и церковной властей и наличии у этих властей непересекающихся функций. Таким образом, королев- ская власть начинает пониматься в качестве сугубо светской (мир- ской) власти, которая может быть подчинена народу;
    идея о тварном происхождении всех людей начинает воспри- ниматься в качестве исходного обоснования не только равенства всех людей перед Богом, а значит перед порядком и законом, но и поме- щается сторонниками реформационно-протестантской мысли в кон- текст обоснования прав всех людей на управление государством и уча-
    стие в принятии важнейших управленческих решений.
    Наиболее благоприятные условия для практического применения этих политико-правовых идей в социально-политической практике создавала борьба против догматики и диктата римско-католической церкви и его главы – Папы Римского. В результате образования цен- трализованных монархий в Европе и усиления борьбы европейских королей с Папой Римским за инвеституру (право назначения священ- ников) светские властители начинают претендовать на земли римско- католической церкви и отказываются от выплаты десятины – налога в пользу церкви и проводят секуляризацию церковных земель. Возни- кала насущная необходимость всесторонней критики догмата римско- католической церкви о посреднической роли «святого престола» в отношениях между Богом и верующими.
    Тезисом о равенстве людей перед Богом и искуплении грехов
    только верой сторонники протестантизма подвергли резкой крити-
    ке идею римско-католической церкви о необходимости церковной
    иерархии и обосновали необходимость ее упразднения во главе с Па- пой Римским. Идеалом своей церковной власти протестанты счита-
    ли старост церковных общин. Обеспечение широкого доступа ве- рующих в старосты должен был, по мнению сторонников Реформа- ции, обеспечить равенство людей перед Богом, открыть доступ пред- ставителям буржуазии, а по сути мирянам, не только к светской, но и к религиозной власти. Всесторонней критике со стороны сторонников
    Реформации был подвергнут догмат о необходимости покупки ин- дульгенций (охранные грамоты об отпуске грехов за деньги) с помо- щью протестантского тезиса об искуплении грехов только верой, ко- торыйобосновывал необходимость лишения римско-католической
    церкви и ее служителей (кардиналов и епископов) земель, зависимых

    103
    людей и других богатств и исполнение лишь одной обязанности церкви в обществе – спасение людей.
    Таким образом, на религиозном языке в сознании широких слоев населения происходит формирование предельно рационалистических, то есть с наличием доказательств и аргументов, представлений о по- литике, государстве и праве. В них были заложены следующие идеи: разделения светской и церковной властей по функциям и невозмож- ность вмешательства в дела друг друга, светского и земного характера происхождения государства и права, подчинения светской власти ин- тересам общества, права граждан на участие в политической жизни и борьбе за власть. Шел процесс формирования основ юридического
    мировоззрения Нового времени, то есть системы взаимосвязанных
    представлений о государстве, праве и законе, их способах создания и
    реализации в обществе.
    В основе юридического мировоззрения этого периода лежала фундаментальная идея о светском и земном происхождении государ-
    ства, права как институтов, созданных на определенном историче- ском этапе для учета и обеспечения интересов граждан, обладающих равенством возможностей и объединенных общим происхождением.
    Другой идеей юридического мировоззрения становилась идея об об-
    щем благе и справедливости, под которой понималась необходимость защиты и гарантии со стороны государства и его органов естествен- ных прав человека, которые человек приобретает по факту своего те- лесного существования.Фундаментальными элементами теории ес-
    тественных прав человека провозглашались права на жизнь, свободу
    и собственность, в которых концентрировались основные ценности
    буржуазно-капиталистического общества. Под правом на жизнь по- нималась идея о невозможности лишить человека жизни без наличия веских причин участия в преступлениях. Право на свободу, под кото- рым понималось возможность выбора сферы своей профессиональной занятости и предпринимательской деятельности без вмешательства государства, а также возможность ответственности за свои действия только перед судом. Наконец, третий элемент этой теории естествен- ных прав человека – право на счастье, под которым в условиях бур- жуазного общества понималось право на частную собственность, ко- торая не только не может быть отчуждена, но и само государство должно создать систему правовых гарантий ее неприкосновенности.
    Эта политическая теория с ее тремя составляющими элементами становилась теоретическим обоснованием притязаний на политиче- скую власть. При этом вся активность буржуазии была направлена на создание системы гарантий естественных прав человека, и попытка

    104 государственной власти отказаться от защиты естественных прав вос- принималась теперь в качестве «несправедливости» и «произвола».
    Таким образом, все эти черты юридического мировоззрения стали сущностными особенностями периода, вошедшего в историю челове- чества как Новое время.
    5.2. Политические и правовые учения Европы
    периода Голландской и Английской
    буржуазных революций
    Возникновение учений о государстве, праве и политике периода
    Нового времени непосредственно связано с развитием голландского общества первой половины ХVI века. Под воздействием развития идей национально-освободительного движения против испанских захватчи- ков шел процесс становления буржуазных политических ценностей.
    У их истоков стоял выдающийся голландский правовед и философ
    Гуго Гроций (1583–1645). Благодаря трактату «О праве войны и мира»
    (1625) он стал основоположником науки международного права. Ста- новление этой науки связано с интенсификацией торговли, связанной с последствиями открытия Америки и расположением Голландии на пересечении торговых путей Нового времени. Гуго Гроций в своих рассуждениях о международных отношениях исходил из идеи приме- нения к ним категории «естественные права». Он полностью отказы- вался от теории божественного предопределения (провиденциализма) в понимании отношений между народами и государствами. Философ пришел к выводу о том, что война может быть вполне приемлемым механизмом защиты своих интересов на международной арене
    1
    Один из первых он ввел четкую систему классификации военных конфликтов по принципу справедливости, то есть соответствия есте- ственным правам человека. Справедливые войны ведутся, по мнению мыслителя, с целью защиты частной собственности граждан и оборо- ны от попыток иноземного порабощения, что позволило обосновать и
    Голландскую революцию середины ХVII века. Несправедливые вой- ны, по мнению Гуго Гроция, ведутся за захват чужой собственности и территорий.
    Другой его заслугой в понимании международного права явля- лось обоснование необходимости договорных отношений в системе международных отношений, что позволило учесть естественные
    1
    См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

    105 права людей и народа в целом. Во внутренней жизни государства
    Гуго Гроций исходил также из применения категорий естествен- ных прав. Под правом он понимал «предписания разума, имеющие источником стремление человека к общению с другими людьми».
    По сути своей это совокупность правил, которые должны иметь логическое обоснование и применяться в общественных отноше- ниях. Все эти правила он делил на естественные и волеустановлен- ные. Естественные права проистекают из разума человека и поро- ждаются самими фактом существования людей. Волеустановлен- ные права – правила, проистекающие из желаний и потребностей человека. Эти права имеют источником человеческий разум, но вместе с тем имеют человеческие страсти и вожделения, не связан- ные с человеческим разумом. Именно поэтому у естественных прав существует приоритет в отношениях с волеустановленным правом, так как человеческий разум должен придавать порядок и строй- ность человеческим страстям. Большое значение в придании есте- ственным правам механизма реализации и защиты от неограничен- ного воздействия волеустановленного права должно иметь госу- дарство, под которым философ понимал объединение свободных и разумных людей для достижения взаимной выгоды в виде реализа- ции естественных прав.
    Заслугой Гуго Гроция стала рационалистическая теория происхо- ждения государства, которая отрицала божественную сущность госу- дарственной власти. Источником происхождения государства он счи- тал естественное состояние людей, при котором отсутствовало иму- щественное неравенство. В результате развития самых простейших форм ремесленного производства обострились имущественные отно- шения и, как считал мыслитель, человечество погрязло в «войнах всех против всех». В этих условиях обострения социальных и межличност- ных конфликтов возникла потребность в общих правилах, основанных на разуме, и в государстве как в объединении людей, создаваемом са- мими людьми с целью установления порядка и справедливости как га- рантированной системы защиты частной собственности.
    Таким образом, выдающийся голландский правовед Гуго Гроций
    считается основоположником договорной теории происхождения
    государства, в соответствии с которой государство представлялось в качестве светского политического института, созданного самими людьми по взаимному согласию и создающего систему соглашения людей. Граждане, объединенные необходимостью защиты своих есте- ственных прав, сами создают государственные и правовые институты, передавая им власть. Государство в лице органов власти гарантирует,

    106 по мнению философа, естественные права граждан, устанавливая справедливость. Категория естественных прав человека и договорная теория происхождения государства становились базовыми государст- венно-правовыми концепциями и получили свое развитие в трудах последователей Гроция.
    Одним из последователей великого философа-правоведа стал выдающийся мыслитель Нового времени Бенедикт (Барух) Спиноза
    (1632–1677), который в работах «Богословско-политический трак-
    тат», «Политический трактат» исходил из понимания естествен- ных прав в качестве возможностей, проистекающих из самой приро- ды человека. Человек, по его мнению, существо эгоистическое – ду- мающее только об удовлетворении своих естественных прав и по- требностей. Результатом столкновения естественных прав является конфликт межличностный и конфликт социальный, который приво- дит к хаосу и беспорядку. С целью обеспечения порядка, стабильно- сти и защиты права каждого человека на реализацию естественных прав сами люди договариваются между собой об образовании госу- дарства. Именно государство и должно было создавать обязательные для всех законы, основанные на возможности реализации естествен- ных прав гражданами.
    Спиноза внес весомый вклад в понимание сущности государства и права в виде разработки учения о границах государственной власти
    в обществе
    1
    . К таким границам государственной власти философ
    относил: ее подчиненность закону, отсутствие вмешательства в
    естественные права граждан и создание правовой системы защиты
    естественных прав человека. Наиболее полные гарантии, по его мне- нию, естественным правам человека в государстве может дать только демократическая форма государственного правления, под которой понималась власть свободных людей, создающих органы государства для гарантии естественных прав человека. Другие формы правления, по мнению Б. Спинозы, не могут отразить естественные права чело- века, так как связаны с принуждением и подавлением естественных прав человека.
    В области изучения религиозной политики государства Б. Спи- ноза выступил первым теоретиком религиозной свободы и свободы морали, что было немыслимо для предшествующего средневекового общества. Если, по его мнению, государство не может вмешиваться в сферу естественных прав и свободы человека и рационально- логических способов познания Бога не существует, значит, каждый
    1
    См.: Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Харьков: Фолио, 2001.

    107 гражданин вправе самостоятельно избирать свою веру. Государство обязано гарантировать гражданам право свободы религиозной совес- ти. Эти же аргументы философа относились и к категориям морали, которые носят настолько субъективный характер, что и в этом вопро- се государство не должно вмешиваться в сферу моральных норм и их реализации.
    Таким образом, существенным вкладом Б. Спинозы в развитие
    мировой политико-правовой мысли становилось полное отождествле-
    ние естественных прав и государства, при котором власть вне прин-
    ципов естественных прав человека вообще не мыслилась. С другой
    стороны, он внес существенный вклад в обоснование демократической
    республиканской формы правления как оптимальной формы взаимосвя-
    зи естественных прав человека и политики государства. Наконец, важнейшим вкладом мыслителя в постановку теоретических проблем права стала попытка рационально-логического обоснования религиоз-
    ной свободы в европейском обществе Нового времени.
    Эти политические и правовые идеи были настолько прогрессив- ными для ХVII века, что сам Бенедикт Спиноза подвергался при жиз- ни политическим репрессиям в Голландии и был вынужден эмигри- ровать. Вместе с тем, эти базовые концепции государства и права Но- вого времени получили свое развитие в Англии середины – второй половины ХVII века, где произошли масштабные социально- политические изменения в виде Английской буржуазной революции и
    Гражданской войны. В острых социально-классовых конфликтах на- рождающегося английского буржуазного общества началось практи- ческое воплощение концепции естественных прав человека и дого- ворной теории, которые начинают использоваться английской бур- жуазией и ее группировками (индепендентами и пресвитерианами) в борьбе с английскими абсолютизмом и аристократией.
    Влиятельными группировками английского общества станови- лись индепенденты (независимые) – представители крупной англий- ской буржуазии, политические и правовые взгляды которых отразил английский писатель
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   30


    написать администратору сайта