Главная страница
Навигация по странице:

  • Марсилий Падуанский (ок. 1275–1343)

  • Ирнерием (1065–1125)

  • Генри Брэктоном (–1268)

  • 4.3. Политико-правовая идеология Возрождения и Реформации в Европе

  • Никколо Макиавелли (1469–1527)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница8 из 30
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30
    бюргерства(зажиточное население европейских городов, обогатившееся на торговле). Эта группа общества была заинтере- сована, с одной стороны, в социально-политической стабильно- сти – подавлении выступлений бедняков, с другой стороны – в прекращении феодальных войн, выступала за централизацию по- литической власти в руках короля. В Европе начинался сложный процесс объединения раздробленных земель и создания централи-
    зованных королевских монархий Франции, Англии, постепенно вы- ходивших из подчинения папскому престолу. Эти королевские ре- жимы отказывались платить церкви десятину, захватывали имуще- ство папских легатов и кардиналов
    1
    Таким образом, эти две тенденции социально-политического раз- вития привели к формированию антицерковной, но христианской по звучанию идеологии, оправдывающей ограничение папской власти и церковной иерархии и закладывающей идеологические основы силь- ной королевской власти. Большой вклад в разработку такой доктрины внес выдающийся итальянский мыслитель Марсилий Падуанский
    (ок. 1275–1343), который в своей работе «Защитник мира» выдвинул и обосновал свое учение о законах и законодательной власти. Исходя из фактов современной ему жизни в виде неуемного обогащения свя- щенников, сохранения неравенства в обществе, подверженности свя- щенников человеческим порокам – лени, пьянству, праздности и раз- врату, ученый пришел к выводу, что церковь должна заниматься ис- ключительно духовными делами и «спасением» человеческих душ.
    В вопросах религиозной, христианской веры Марсилий Падуанский
    1
    См.: Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие для фило- софских факультетов и отделений университетов. М.: Высшая школа, 1979.
    С. 300–304.

    74 выступал за реализацию свободы совести в виде невмешательства государства в вопросы веры и отказ от жесткой регламентации рели- гиозных догматов светскими законами.
    Проблемы управления обществом должны решаться светским государством, а поскольку возникает оно по причине стремления лю- дей к общению и счастью, то именно люди (народ) и должны быть источником законов. Под народом он понимал только высшую кате- горию людей, которые и были заинтересованы в порядке. Эти высшие
    люди и должны от имени государства создавать справедливые законы, исполняемые в обществе под угрозой наказания. Для создания зако- нов Марсилий Падуанский считал необходимым существование зако-
    нодательной власти, которая должна контролировать исполнитель- ную власть и отвечать перед народом. Идеальной формой правления, с его точки зрения, была избирательная (сословно-представительная)
    монархия, где избранный лучшими представителями народа прави- тель будет гарантировать всеобщую справедливость и защищать ин- тересы народа под угрозой не быть избранным народом.
    Данное учение оказалось достаточно прогрессивным для своего времени, но, с другой стороны, отразило социально-политический компромисс средних городских слоев – бюргерства и усилившейся королевской власти в деле ограничения привилегий римско-католи- ческой церкви и ее институтов в европейских государствах. Оно как отрицало догмат о посредничестве церкви в отношениях государства и Бога-Творца, так и не требовало наследственной монархии, поддер- жанной Папой Римским.
    Более радикальными антипапскими и даже антицерковными концепциями государства, права и политики периода Средневеко- вья, стоящими на религиозных позициях, в это время становились разнообразные учения средневековых ересей – направлений хрис-
    тианской мысли Средневековья, выступающих с критикой догма-
    тов римско-католической церкви. Возникновение этих направлений общественной мысли связано с нарастанием противоречий между официально провозглашенными христианскими ценностями и путя- ми их практического воплощения. Римско-католическая церковь, выступая моральным авторитетом в обществе, провозглашала хри- стианские ценности равенства людей перед Богом и своей особой миссии «спасения душ». В практической жизни для ряда священни- ков этого периода были характерны: использование положения в корыстных интересах, превращение в крупнейших феодалов (соб- ственников земли), защита имущественного неравенства и увеличе- ние стоимости церковных обрядов.

    75
    К ХIII веку, на этапе классического Средневековья в ХI–ХIII ве- ках, наметился процесс формирования городского населения – зажи- точного бюргерства во французских, итальянских и немецких землях, выступающего за удешевление церковных обрядов и совершенно вы- падающего из системы вассально-сеньориальной системы отношений.
    Для этой прослойки средневекового общества была характерна совер- шенно другая ментальность, выражающаяся в следующих принципах: стремление к накопительству материальных благ любой ценой, по- требность в обеспечении доступа к системе власти и местного управле- ния для обеспечения своих доходов. Потребность бюргеров во власти часто сдерживалась их недворянским социальным происхождением.
    Господство римско-католической церкви в сфере образования, культу- ры, искусства, вызывающее противодействие бюргеров, стремящихся к освобождению от мелочного церковного диктата, становились при- метой времени. Вместе с тем, эти представители еретических направ- лений оставались на позициях христианства и призывали разрешить эти противоречия. В средневековых государствах и землях возникли следующие еретические направления: богомилы (Болгария), альбигой- цы и катары (Франция, Италия, немецкие земли), гуситы и табориты
    (Чехия), сторонники учения Джона Уиклифа (Англия). Представители этих направлений считали себя истинными и праведными христианами, встающими на путь исправления церкви. В основе социально-полити- ческих теорий лежали следующие черты:
    – пропаганда идей бедной «апостольской церкви» и резкое не- приятие имущественного неравенства, противоречащего идее равен- ства людей перед Богом;
    – разделение мира на материальный, стремящийся к обогаще- нию, и духовный мир истинных христианских добродетелей. Причем
    «дьявольские силы» считались еретиками источником происхождения материального мира.
    Французские и итальянские катары выступили против официаль- ной священнической иерархии и концепции о церковном посредниче- стве между человеком и Богом. Ими отрицалась необходимость как иерархии, так и власти Папы Римского, церковных налогов и податей, исходящих от него. Эти религиозные учения на языке христианства сформулировали и свои представления о политике, праве и государ- стве. Основными политическими и правовыми идеями представите- лей средневековых ересей стали идеи: 1) разделения церкви и госу- дарства; 2) недопустимости вторжения церкви в дела управления об- ществом; 3) отказа от уплаты податей Папе Римскому и изгнания его легатов с территорий образующихся централизованных монархий.

    76
    Наконец, самые радикальные представители крестьянской ереси (гу- ситы) выступали за установление имущественного равенства верую- щих и передачу власти от священных иерархов церкви общинам ве- рующих на правах широкого самоуправления.
    Разнообразные христианские еретические концепции получали достаточно широкое развитие именно в ХIII–ХV веках. В этот период наиболее умеренные требования ограничения роли церкви и отказа от ее податей поддерживались европейскими королевскими режима- ми, проводившими политику объединения земель и создания центра- лизованных государств. Проведение этой политики было связано с развитием острого конфликта европейских королей и Римских Пап в борьбе за инвеституру – назначение священников. Политико-пра- вовые идеи европейских ересей сыграли важную роль в рационализа-
    ции представлений о государстве, праве и политике в средневековом обществе. В процессе осмысления этих категорий наметился поиск причинно-следственных связей и критического восприятия, что в ус- ловиях появления средневековых университетов как центров образо- вания и науки привело к процессу формирования средневековой юри-
    дической мысли.
    Причинами для ее формирования становились следующие обстоя- тельства: 1) расширение представлений об окружающей действитель- ности и знакомство с цивилизацией Востока в ходе Крестовых походов
    ХI–ХIII веков; 2) становление и развитие средневековых университетов как центров развития научных знаний в городах, становившихся цен- трами развития торговли и ремесла. Все эти обстоятельства привели к закреплению основ римского и римского частного права в условиях начавшегося кризиса религиозно-мифологических объяснений имуще- ственного неравенства и категории «собственности».
    Особенностями средневековой юридической мысли становились:
    1) попытка осмысления категорий собственности через призму норм римского права; 2) начало оживленных дискуссий о приоритетности норм римского права, канонического (религиозного) и обычного. Юри- дическая мысль Средневековья, развивавшаяся в крупнейших универси- тетах, внесла огромный вклад в критику религиозных догматов и даль- нейший процесс высвобождения правопонимания от религиозных догм.
    Большую роль в развитии юридической мысли Средневековья сыграли глоссаторы и комментаторы, внесшие в ХII–ХIII веках вклад в развитие правовых представлений. Признанным центром средневеко- вой правовой науки стала школа глоссаторов во главе с профессором
    Болонского университета (Итальянские земли) Ирнерием (1065–1125).
    Представители этого направления стремились изучать классическое

    77 римское право на латинском языке, а также применять эти классические римские нормы к своей средневековой действительности. Приводя ра- циональные доводы из норм римского права, глоссаторы выступили против священнической иерархии, претензий церкви на политическую власть и привилегий наследственной аристократии, ссылаясь на нормы римского права, на равенство людей перед законом и возможность при- обретать движимое и недвижимое имущество вне зависимости от со- словной принадлежности. В оценке категорий собственности, способов приобретения ее глоссаторы подвергали рациональной научной критике деятельность всех институтов феодального общества (церкви, Папы
    Римского, монастырей) и внесли вклад в обоснование частной собствен- ности как правовой ценности. Своим социально-политическим идеалом глоссаторы считали централизованную королевскую монархию как ис- точник права.
    Другим направлением юридической мысли Средневековья стано- вились комментаторы – сторонники приоритетности обычаев и обыч- ного права над законами. В условиях становления королевских монар- хий в Европе (Франция, Англия) эта группа глоссаторов выступала за сильную королевскую власть, ограниченную обычаем. Большой вклад в обоснование приоритетности норм обычного права над закона- ми внесла английская средневековая школа комментаторов во главе с Генри Брэктоном (?–1268) и автором «кутюмов Бовези» (сборника норм обычного права средневековой Франции) Филиппом де Бома-
    нуаром (1250–1296), которые выступали за обобщение всех обычаев в один правовой акт. В условиях становления сословно-представи- тельной французской и английской монархий глоссаторы, сторонники обычного права пытались обосновать необходимость создания пред- ставительного органа власти, который, по их мнению, должен был быть хранителем народных традиций и ограничивать королевский произвол.
    Наконец, одним из самых влиятельных направлений глоссаторов
    оставалось каноническое направление, стремящееся регулировать нормами Библии, решениями церковных соборов, энцикликами и буллами Римских Пап отношения между людьми. Сторонником дан- ного направления юридической мысли было монашество римско- католической церкви, обобщавшее церковные нормы и применявшее их на практике. В своих рассуждениях глоссаторы-канонисты исхо- дили из идей посредничества церкви и Папы Римского в отношениях
    Бога и людей и старались обосновать необходимость власти Римского
    Папы исходя из религиозного канона – совокупности правил жизни, выработанных римско-католической церковью за многие века своего существования.

    78
    Таким образом, различные направления и научные школы глоссато- ров внесли большой вклад как в процесс рационализации юридической науки, так и в постановку проблем государства, права и политики.
    4.3. Политико-правовая идеология
    Возрождения и Реформации в Европе
    Одной из самых переломных эпох в истории интеллектуальной и научной мысли стала эпоха Возрождения (Ренессанса) XIV–ХVI веков.
    Основной и сущностной особенностью этой эпохи в истории европей- ского общества стал невиданный рост научной мысли. Он произошел в результате:1) объединения европейских земель в централизованные государства и завершения процесса складывания наций в Европе и внутренних национальных рынков; 2) бурного подъема экономики и производства, достигнутого благодаря окончанию междоусобных войн, приводившего к невиданному росту численности населения Европы;
    3) развития мореплавания и судоходства в результате Великих геогра- фических открытий американского континента к концу ХV века, пол- ностью ломающих ограниченные рамки средневекового религиозного сознания. Все эти обстоятельства приводят к очень важным последст- виям: 1) начинается процесс секуляризации религиозного сознания – высвобождение интеллектуальной мысли из-под влияния церкви;
    2) активизируется критика Средневековья как «темного» периода в ис- тории человечества и идеализация древнегреческой и древнеримской античности. В Италии, Франции, немецких землях возникает влиятель- ное направление интеллектуальной мысли – гуманизм, для которого были характерны:
    1) вера во всесилие и могущество человеческого разума, способ- ного понять и объяснить все проявления реальности;
    2) убежденность в том, что человек – центр мироздания, создан- ный по образу и подобию Бога-Творца (идея антропоцентризма);
    3) отказ от теоцентризма – религиозно-канонического объясне- ния проблем происхождения государства и права.
    В рамках гуманизма в этот период времени начинается процесс формирования светской буржуазной политической мысли, перед кото- рой вставали насущные задачи обоснования особой роли бюргерства
    (городских слоев населения, занимающихся торговлей) в системе власти, управления и самоуправления и ограничения феодальных привилегий наследственной земельной аристократии, а также объяснения принципов и механизмов борьбы и удержания политической власти в условиях

    79 столкновения нарождающихся классовых противоречий позднефеодаль- ного европейского общества по вопросу о власти и собственности.
    Большой вклад в становление светской буржуазной политиче- ской мысли внес выдающийся флорентийский государственный дея- тель и публицист Никколо Макиавелли (1469–1527). Он в трактате
    «Государь» впервые в истории политико-правовой науки сформули- ровал учение о политике как самостоятельной сфере жизни обще-
    ства, имеющей свои цели – удержание государственной власти и максимальное укрепление государства любыми средствами, в том числе обманом, хитростью, коварством и насилием
    1
    . В процессе раз- работки своей «практической» теории удержания власти Н. Макиа- велли стремился раскрыть проблему соотношения политики, морали и религии. Он пришел к выводам о том, что:
    1) религия и церковь не имеют никакого значения в достижении социально-политической стабильности. В деятельности правителей
    религиозные принципы не применимы, так как принципы религии про- тиворечат стремлению удерживать государственную власть, «способ- ствуют лишь созерцанию мира»;
    2) религия и церковь – порождения общественной жизни, необ- ходимые только для обеспечения реального контроля над подданны-
    ми, которые должны подчиняться власти правителя. Религия и все институты церкви должны служить политическим целям – воспиты- вать мужество в подданных;
    3) мораль, выраженная в этических нормах, не может способство- вать эффективной государственной деятельности правителя. В своих рассуждениях он приходит к выводу о том, что правитель должен быть свободен от этических принципов и следования им – «тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди многих людей, чуждых добра». Правитель должен придерживаться лишь тех морально-этических принципов, которые способствуют удержанию вла- сти и позволяют избегать моральных норм, которые могут лишить пра- вителя власти или создать угрозу его властным полномочиям.
    Таким образом, Н. Макиавелли по вопросу о соотношении поли-
    тики, религии и власти выступил за полное подчинение религии и мо-
    рали практическим задачам сохранения политического господства
    над обществом и сохранения власти в руках государя.
    Идеалом устройства системы управления для Н. Макиавелли бы- ло мощное национальное государство, ориентированное на объедине-
    1
    См.: Макиавелли Н. Собрание сочинений в одном томе. СПб.: Ленинград- ское издательство, 2011. С. 73–76.

    80 ние итальянских земель, опирающееся на сильное войско и законы.
    Во главе такого государства, как считал ученый, должен находиться мудрый правитель, который невзирая ни на какие моральные и рели- гиозные нормы должен обеспечивать «общее благо» – защищать страну от чужеземцев, усиливать централизацию земель и ликвидиро- вать феодальные распри. В сочинении «Государь» Н. Макиавелли выступил за монархическую форму правления. С другой стороны, его государственно-правовая концепция решительно выступает за огра- ничение прав знати в управлении государством, ведь именно знать обрекает государство на кровавые междоусобные войны. В работе
    «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Н. Макиавелли высту- пает за идею участия народа в управлении государством, так как в «общем благе» более всего заинтересован именно народ. Под наро- дом мыслитель подразумевал представителей средних городских сло- ев – усилившихся бюргеров, заинтересованных в достижении соци- ально-экономической и политической стабильности
    1
    . Таким образом, идеалом государственного устройства для мыслителя выступает со- словно-представительная монархия, где государь реализует общее благо, опираясь на мнение народа, выраженное в тех условиях в со- словно-представительном органе правления.
    Политико-правовое учение Никколо Макиавелли оказало воздей- ствие на развитие рационалистической традиции в понимании кате- горий «государство», «право» и «политика». Она нашла свое прояв- ление в учении французского ученого и юриста
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30


    написать администратору сайта