Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОГО МИРА 3.1. Возникновение политико-правовых учений Древней Греции. Политико-правовая мысль

  • Пифагор (580– 500 годы до нашей эры)

  • Гераклит из Эфеса (530–470 годы до нашей эры)

  • Демокрит (460–370 годы до нашей эры)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница4 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    конфуцианство – политико-правовое учение Конфуция
    (Кун-цзы) (551–479 годы до нашей эры). В сборнике его работ, со- ставленном учениками, который назывался «Лунь-юй» (Беседы и вы- сказывания), Конфуций стремился обосновать необходимость сохра- нения общества на началах традиционализма, порочность любых пе- ремен в социально-политической жизни, что отразило интересы ро- доплеменной аристократии в процессе ее противостояния с нарож- дающейся централизованной императорской властью. Большое вни- мание Конфуций уделял не способам правления, а достижению нрав- ственного идеала поведения человека в обществе, который должен был проявляться в следующих принципах: уважение и почтение к старшим, почтение к правителям и необходимость формирования самоконтроля человека над своим поведением. Основными задачами идеальной власти, с точки зрения Конфуция, считались: 1) удовлетво- рение народа в пище; 2) воспитание народа в духе преданности пра- вителям и почитания старших.
    Таким образом, Конфуций обосновал патерналистскую док-
    трину образования государства. В соответствии с этой концепцией государство понималось в качестве семьи, основанной на принципах уважения к старшим и восприятия главы государства как отца, кото- рый в силу своего главенствующего положения в семье – государстве

    36 должен иметь безграничную власть
    1
    . Конфуцианство как система мо- рально-этического долженствования стремилась обосновать и воз- можность изменения человеком своего социального положения через
    индивидуальное морально-нравственное совершенствование. Мораль- но-этическое совершенствование, как считал Конфуций, это обузда- ние эмоций и страстей и развитие навыков подчинения. Все это было важно в условиях перехода древнекитайского общества к имущест- венному и социальному неравенству.
    Один из первых в истории политической и правовой мысли чело- вечества Конфуций начал разделять традиции, нормы обычного права и писаные законы (фа). Несмотря на то что Конфуций не отрицал за- коны как способ регулирования общественных отношений, приоритет он отдавал именно традициям и обычаям в процессе регулирования
    общественных отношений. Законы были для Конфуция связаны с возможностью применения суровых физических наказаний, что противоречило его пониманию воспитательных функций главы госу- дарства. По причине длительного сохранения в Китае традиционных основ жизни, основанных на господстве общины в социальных отно- шениях, архаичных форм и методов обработки земли, идеи Конфуция становились системой глубоких мировоззренческих установок, на протяжении многих столетий господствующих в сознании пред- ставителей китайского народа.
    Своеобразным дополнением к конфуцианским политико-правовым взглядам стало учение древнекитайского философа Мо-цзы (479–
    400 годы до нашей эры), который в своей работе Мо-цзы (трактат учите- ля Мо) заложил обоснование одного из базовых принципов китайской системы ценностей – коллективизма. Важность коллективизма как прин- ципа обосновывалась необходимостью искоренения несправедливости и последствий имущественного и социального расслоения в обществе в виде злости, нетерпимости людей друг к другу.
    Мо-цзы и последователи моизма внесли большой вклад в формиро- вание договорной теории образования государства. Исходный тезис древнекитайской договорной теории заключался в обосновании хаоса и беспорядка в жизни людей. Они существовали на догосударственном этапе жизни общества и проявлялись во вражде, конфликтах. Мо-цзы исходил из того, что государство в виде мудрого правления должно стремиться к согласованию позиций разных людей, и такая мудрая поли-
    1
    См.: Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китай- ского ЧжуСи. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.
    С. 173–197.

    37 тика должна быть проистекать из правления императора – «Сына неба».
    Император своей властью должен был жестоко наказать взяточников и лиц, злоупотребляющих властью над людьми, и примирить всех людей между собой. Император, по мнению Мо-цзы, и должен был назначить мудрых чиновников не по принципу родства, а по высоким морально- этическим качествам, которые могли формироваться в результате воспи- тания, а не социального происхождения.
    Таким образом, уже в Древнем Китае были заложены основы до- говорной теории образования государственности, в соответствии с которой в правовое сознание древних были заложены вполне ра- ционалистические представления о задачах и функциях государст- венной власти, укреплении монолитности общества и необходимости применения государственного принуждения.
    Среди всех учений о государстве и праве, определивших станов- ление современных государственно-правовых систем, особое значение имело учение древнекитайских легистов (законников). Феномен этого политико-правового учения заключается в факте возникновения пре- дельно рационалистического взгляда на государство и право в условиях
    древнекитайской цивилизации древности, где традиции и обычаи
    предков на протяжении многих столетий были регуляторами обще-
    ственных отношений. Причины возникновения легизма выражались в бурном сельскохозяйственном производстве под воздействием при- менения металла в производстве орудий труда. Эти факторы приводили к росту городов и торговли и к началу процесса имущественной диф- ференциации среди крестьян-общинников. Большая часть зажиточного китайского крестьянства устремилась к выходу из-под влияния наслед- ственной китайской аристократии и получению власти в государстве.
    Таким образом, в Китае возникло движение за отмену наследо- вания должностей, выразителем которого и стало движение древне-
    китайских легистов (законников) (фа дзе), стремящихся пересмотреть конфуцианские взгляды на управление государством и обществом.
    Большой вклад в развитие легизма как политико-правового учения внес древнекитайский философ Шан-Ян (IV–III века до нашей эры).
    Он решительно отверг идею о гуманизме правителя и необходимости соблюдения традиций конфуцианства по той причине, что у каждого человека имеются свои традиции, которые входят в противоречие как между собой, так и с необходимостью установления власти правите- ля – Сына Неба, стремящегося к закреплению единства общества.
    Свою теорию государственного управления чиновник одной из провинций циньского Китая Шан-Ян (390–338 годы до нашей эры) строил на исходной идее о несовершенстве людей, которые заботятся

    38 о собственной выгоде, «материальной наживе любыми путями», что приводит к совершению людьми противоправных действий и угрожает государству и единству общества. Для того чтобы не допустить такого положения дел, по мнению легистов, народу необходимы: решительный
    правитель, способный проводить реформы, ориентированные на укреп- ление страны, и система наказаний, которая должна сурово карать лю- дей
    1
    . Шан-Ян пытался обосновать идею о применении жестоких наказа- ний, которые должны приводиться в исполнение, несмотря на степень тяжести содеянного. Правитель, по мнению легистов, должен был регу- лировать экономическую жизнь, применять законы и жестоко наказы- вать за неисполнение и нарушение законов. Порядок и дисциплину,
    по мнению философа, в государстве могут поддерживать только нака-
    зание и закон. Законам должны подчиняться не только подданные, но и сам правитель государства. Законы должны быть: 1) обязательными и
    едиными для всех; 2) простыми и ясными для понимания всеми поддан-
    ными государства независимо от уровня образования людей. Шан-Ян считал, что законы создаются правителем и правитель не обязан их об- суждать с подданными и тем более следовать обычаям и традициям.
    Большое значение легисты уделяли не только государству, значи- мости законов, но и новой системе управления. Она должна была быть построена на следующих базовых идеях: 1) равные возможности, подра- зумевавшие доступ всех желающих к управлению государством, что обосновывало необходимость формирования профессиональной и опыт- ной бюрократии; 2) четкая градация правящего класса не по происхож- дению, а по уровню материального достатка, что должно было создавать у бюрократии мотивацию к службе; 3) унификация мышления чиновни- ков, помыслы которых должны были ограничиваться знанием и толкова- нием законов; 4) круговая порука и личная ответственность чиновников за принятые решения, что создавало систему зависимости чиновников друг от друга; 5) цензорский надзор, подразумевавшей создание надеж- ного механизма контроля над исполнением чиновниками своих профес- сиональных обязанностей. Особое значение в системе управления госу- дарством придавалось наказаниям, которые должны были: 1) широко применяться; 2) быть жестокими по причине необходимости укрепления порядка и дисциплины в обществе.
    Таким образом, легисты в условиях Древнего Китая и архаичного
    общества смогли создать стройное политико-правовое учение исходя
    из принципов рационализма, практицизма и государственной пользы.
    Вместе с тем, учение легистов не лишено и утопических мотивов –
    1
    Книга правителя области Шан / пер. Л.С. Переломова. М., 1968. С. 196–209.

    39
    недооценка стремления чиновников в деспотическом государстве
    к превышению служебных полномочий и земледельческой общины,
    которая сохраняла в себе традиционалистские черты жизни и ста-
    новилась тормозом на пути реализации политико-правового учения
    легистов. Разрешить эти противоречия сторонники легизма не смог- ли. В условиях распада Древнекитайского государства к концу III ве- ка до нашей эры стали подвергаться масштабным гонениям со сторо- ны представителей наследственной родовой аристократии за отказ от китайских традиций и обычаев конфуцианства. Несмотря на то что легизм был во второй половине III века до нашей эры официальной государственной идеологией в Цинской империи, существовавшей в 221–207 годах до нашей эры, во II–I веках до нашей эры, когда в силу могущества наследственной аристократии империя Цин распа- лась, конфуцианство и моизм стали вытеснять легизм
    1
    На этапе существования древневосточного общества и первых госу- дарств, внесших большой вклад в изучение политико-правовой мысли древности: Египта, Вавилона, Индии и Китая, были поставлены базовые политико-правовые проблемы: образования и развития государственно- сти, социального и имущественного неравенства, отчуждения человека от управления обществом, роль права, закона и наказания в упорядоче- нии общественных отношений. Все они разрабатывались и осмыслялись через призму религиозно-мифологических взглядов, что стало характер- ной чертой древнего политико-правового знания.
    ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
    АНТИЧНОГО МИРА
    3.1. Возникновение политико-правовых учений
    Древней Греции. Политико-правовая мысль
    Древней Греции «классического периода»
    VII–V веков до нашей эры
    Среди цивилизаций и культур древности особую роль в развитии представлений о государстве, праве, законе и политике сыграла древне- греческая культура. Место Древней Греции в истории цивилизации и
    1
    См.: Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исследование, перевод с китайского
    ЧжуСи. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. С. 204.

    40 культуры древности определяется особенностями ее уникального гео- графического положения на пересечении важнейших путей, связываю- щих Переднюю Азию, Средиземноморье и Египет (Северная Африка).
    Древнегреческая цивилизация и культура зародилась к концу II – началу I тысячелетия до нашей эры на территории южной части Бал- канского полуострова, омываемого со всех сторон водами Эгейского и Средиземного морей, что оказало существенное воздействие на ста- новление древних греков в качестве выдающихся мореплавателей и торговцев древности. В силу сильной изрезанности береговой линии и непроходимых горных преград, проходящих через всю территорию
    Балканского полуострова, на территории Греции не возникло единой государственности. Вся территория полуострова была громадным конгломератом не связанных между собой полисов – городов- государств, обладающих своими системами военных крепостей, орга- нов государственной власти и аппаратов управления, полисным граж- данством. Крупнейшими полисами Древней Греции были: Милет,
    Афины, Спарта, Крито-Микенское царство и т. д
    1
    . Бурное развитие мореплавания и судоходства, участие представителей населения древнегреческих городов государств (полисов) в средиземноморской торговле создавало специфические формы полисного мировоззрения, населения древнегреческих городов-государств. Для этого мировоз- зрения были характерны следующие особенности: 1) повышенный интерес граждан полиса к теоретическим и практическим проблемам управления полисом как знаниям, необходимым для реализации управленческих обязанностей; 2) заинтересованность в развитии ра- циональных научных знаний в области астрономии, географии, физи- ки, математики, необходимых как для строительства кораблей, так и для ведения торговли
    2
    Все эти мировоззренческие установки способствовали невидан- ному процессу коренной ломки традиционных родоплеменных цен- ностей и обычаев, произошедших в результате дальнейшей имущест- венной и социальной дифференциации. Они способствовали форми- рованию следующих задач: 1) выбора и обоснования оптимальной формы правления; 2) определения соотношения между моралью и законом; 3) обоснования необходимости подчиняться органам госу- дарственной власти. Громадное воздействие на рационализацию этих проблем – поиск причинных и логических связей в обосновании
    1
    Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Издание второе. СПб.: Издатель- ский дом С.-Петербургского университета, 2004. С. 6–7.
    2
    Там же.С.122–123.

    41 представлений о государстве, праве и политике – оказала сама грече- ская политеистическая религия, которая обладала рядом специфиче- ских черт: 1) верой в то, что боги могут жить среди людей; 2) воспри- ятие богов как людей, наделенных от природы сверхъестественными качествами; 3) наличием примеров поведения богов, не соответст- вующего традиционным представлениям греков о справедливости и морали. Все эти особенности греческой религии оказали существен- ное воздействие на предельную рационализацию всех античных пред- ставлений о государстве, праве, законе и политике.
    Специфичными особенностями политико-правовой мысли Древ- ней Греции были: 1) существование в качестве практических реко- мендаций в области управления обществом; 2) непосредственная связь многих аргументов доктрин с поведением древнегреческих бо- гов и героев; 3) нераздельность понятий «закон», «мораль» и «спра- ведливость»; 4) носителями политических и правовых учений часто выступали представители рабовладельческого класса античности, ко- торые были освобождены от физического труда, обладали максиму- мом избирательных прав в древнегреческих полисах.
    Большой вклад в процесс становления древнегреческой полити- ко-правовой мысли внес выдающийся математик Пифагор (580–
    500 годы до нашей эры). В своих афоризмах, о которых известно из трудов древнегреческого историка Ксенофонта, Пифагор пытался обосновать традиционные греческие ценности – стремление к сред- нему материальному достатку, уважение и почтение к старшим и властям. Основным критерием эффективного управления, с точки зрения Пифагора, являлась «справедливость», под которой понима- лась необходимость поощрения или наказания равным за равное.
    Принцип «воздаяния по делам своим» являлся основным критерием справедливости, который в переносе на право и закон означал, что мера наказания всегда должна зависеть от тяжести содеянного. Та- ким образом, мораль и право, с его точки зрения, мыслились в каче- стве тождественных начал, которые должны были основываться на справедливости.
    Одним из последователей Пифагора был Гераклит из Эфеса
    (530–470 годы до нашей эры), который пытался обосновать в антич- ной философской мысли причины социального и имущественного не- равенства. Под ними он понимал наличие постоянных конфликтов ме- жду людьми, которые и приводят к постоянной, с точки зрения Герак- лита, борьбе за лучшие условия жизни. Эта извечная борьба между людьми, по его мнению, порождает хаос и социальную нестабильность.
    Все эти негативные стороны социально-политической жизни он связывал

    42 с демократией как формой правления, которая порождает борьбу и столкновения разнообразных взглядов и суждений. Идеальной формой правления Гераклит считал правление лучших и нравственно достой- ных людей, которые чтут обычаи и традиции предков. Эти признаки социально-политического идеала Гераклита более всего подходят к основным принципам олигархического правления.
    Таким образом, политико-правовые взгляды Пифагора и Герак- лита закладывали основные принципы консервативных ценностей родоплеменных старейшин, заинтересованных в сохранении привиле- гий наследственной аристократии. По мере становления и укрепления полисной демократии и социальных изменений, характеризующихся становлением новых слоев античного общества (торговцев-морепла- вателей), возникает насущная необходимость формирования полити- ческих и правовых представлений классической рабовладельческой полисной демократии.
    Большой вклад в разработку таких концепций внес выдающийся мыслитель и философ из Абдер Демокрит (460–370 годы до нашей
    эры), творчество которого пришлось на эпоху расцвета афинской ра- бовладельческой полисной демократии. Социально-политическим идеалом ученого и мыслителя Демокрита было полисная рабовладель-
    ческая республика, основанная на реализации широких избиратель- ных и законодательных прав граждан, которые должны заботиться о своих нравственных качествах как основе выполнения управленче- ских обязанностей – «каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено»
    1
    . В условиях господства народного собрания и наличия обязанности решения всех задач управления государством публично Демокрит считал, что управление государством – одно из самых важных искусств. Обязанностями государства он считал:
    1) воспитание граждан, которые должны усвоить основные цен- ности полисного патриотизма, обязанности участия в защите полиса и в принятии решений на народном собрании;
    2) образование граждан, которые должны были усвоить основ- ные научные знания, необходимые для занятий торговлей, морепла- ванием и судоходством:
    3) обеспечение эвтимии – безмятежного и счастливого сущест- вования, которое должно выражаться в достижении гражданами среднего имущественного достатка
    2 1
    См.: Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л.: Наука, 1970.
    С. 360.
    2
    Там же. С. 364–365.

    43
    Таким образом, вкладом Демокрита в развитие политико-правовой мысли древности является первая попытка обоснования причин проис- хождения государства и его обязанностей перед обществом, что проти- воречило традиционному взгляду на государство как источник безгра- ничной божественной власти.
    Дальнейшее развитие политико-правового знания, рационалистиче- ского по своей сущности, было связано с возникновением одной из первых научных школ древности –
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта