Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Политико-правовая мысль Древней Индии

  • Законах Ману

  • «Артхашастра (наставле- ние в пользе)»

  • 2.4. Политико-правовая мысль Древнего Китая

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница3 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
    (Ветхий Завет) восходит к временам
    IХ века до нашей эры. В этом документе, признаваемом христианами и иудеями в качестве Священной книги, содержится описание основ- ных мифологических взглядов древних о сотворении Богом всего ми- ра и человека. Через них идет осмысление государства, закона, права и общества. Базовыми библейскими идеями политико-правового ха- рактера являются:
    – концепция неотвратимости божественного, а значит справед- ливого суда и возмездия за нарушение людьми божественного закона;
    – концепция несовершенства человека как носителя пороков – зависти, злобы и гордыни, которое исправляется божественным, справедливым судом и законом;
    – представление о законе как норме, имеющей божественное происхождение, а значит высокую степень применения.
    Под Божественным законом Ветхий Завет подразумевает 10 за- поведей людям, которые выражаются: 1) в вере в единственного Бога-
    Творца; 2) отказ от восприятия любого правителя в качестве равного
    Богу; 3) отказ от активных дел в воскресенье; 4) почитание отца и ма- тери; 5) отказ от участия в убийствах людей; 6) отказ от прелюбодеяния;

    28 7) отказ от воровства; 8) отказ от лжесвидетельства; 9) отказ от при- своения чужого имущества.
    Особенностями ветхозаветного повествования становились: 1) при- знание факта того, что земное правление царя может противоречить
    Божьему закону (10 заповедей); 2) обоснование необходимости колле- гиального управления судейской коллегии, которая должна была следить за исполнением Божественных заповедей; 3) обоснование необходимо- сти соблюдения закона Божьего, альтернативой чему виделись страдания и мучения. Таким образом, можно сделать выводы о том, что в Ветхом
    Завете были заложены основные принципы деятельности государства и принципы действий судебной системы, соразмерности наказания за гре- хи и сама идея о необходимости наказания для исправления греховной
    (несовершенной) природы человека
    1
    На основании анализа источников по истории политических и правовых учений в древнеегипетском и древневавилонском обществе можно сделать выводы о том, что через призму мифологических представлений этого периода времени шел многогранный процесс осмысления института государства, власти, закона. Были поставлены базовые категории политико-правового знания и дано их божествен- но-мифологическое толкование. Возникла мифологическая теория
    происхождения государства, закона и социальной иерархии.
    2.3. Политико-правовая мысль Древней Индии
    Большой вклад в процесс становления политико-правовой мысли человечества на этапе древности внесла Индия. На процесс становле- ния древнеиндийской политико-правовой мысли оказали воздействие специфические природно-климатические, этнографические и куль- турные особенности жизни населения, издавна проживающего на по- луострове Индостан. Эти особенности выражались в следующем:
    1) наличие высокой урожайности земель, пригодных для обра- ботки, еще в III тысячелетии до нашей эры привело к развитию иму- щественного и социального неравенства и возникновению древнеин- дийской государственности;
    2) наличие неоднородного этнического происхождения народов, проживающих на территории полуострова Индостан, исповедующих многобожие (политеизм);
    1
    См.: Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канони- ческие. М.: Российское библейское общество, 2002. С. 196–197.

    29 3) процесс образования древнеиндийской государственности был связан с формированием объединяющей религиозно-мифологической системы ценностей в виде религиозных систем (буддизма и брахма- низма);
    4) в рамках религиозных систем, а не отдельных мифов, как у на- родов Передней Азии, шел процесс осмысления категорий государст- ва, общества, права и закона;
    5) наличие на территории полуострова Индостан разнообразных климатических зон и разного рельефа местности приводило к дли- тельному сохранению родоплеменных отношений, натурального хозяйства.
    Исходя из этих обстоятельств система управления, сложившаяся в III–I тысячелетиях до нашей эры на территории полуострова Индо- стан, имела четко выраженный олигархический характер, который выражался в практически безграничных полномочиях древнеиндий- ских жрецов-служителей божественным культам народов Индии.
    Таким образом, политико-правовая мысль Древней Индии имела следующие характерные особенности: а) приоритетность обоснования идей социального и имущественного неравенства через мифологиче- ские знания; б) маловажность вопроса о происхождении царской вла- сти в связи с тем, что источником происхождения царской власти бы- ла жреческая власть (религиозно-сакральная).
    Проблема обоснования имущественного и социального неравен- ства была достаточно важной в развитии древнеиндийского политико- правового знания. Решение этой проблемы в условиях пестрого этни- ческого состава четко определяло приоритеты в распределении мате- риальных благ в древнеиндийском обществе. Большое значение в обосновании имущественного и социального неравенства сыграла религиозно-нравственная система духовных ценностей брахманизма, через призму которой и осмыслялась проблема имущественного и социального неравенства.
    Историческими источниками брахманизма являются веды – книги религиозного содержания, содержащие в себе обоснование разделения общества на четыре замкнутые варны (группы): а) брахманы – люди, призванные осуществлять управленческую деятельность, б) кшатрии – особая группа людей, профессионально занимающаяся военной служ- бой; в) вайшьи – люди, по роду своих обязанностей занимающиеся сельским хозяйством, торговлей и ремеслом; г) шудры – бедные кре- стьяне, являющиеся неполноправными в древнеиндийском обществе.
    Основным критерием таких социальных отличий был род занятий и тварное происхождение из разных частей тела древнеиндийских богов

    30 в соответствии с брахманистской системой монотеистических религиоз- ных верований. Брахманы должны были занимать первенствующее со- циальное происхождение, так как признавался факт их создания из уст богов. Считалось, что они призваны богами заниматься управленческой и интеллектуальной деятельностью. Кшатрии, с точки зрения религиоз- ных верований брахманизма, созданы из рук богов и призваны были об- ладать необходимой физической силой для службы в войске. Вайшьи, с точки зрения брахманизма, создавались из бедер богов и должны были быть основной группой древнеиндийского общества, занятой в сфере производственной деятельности, направленной на создание материаль- ных благ общества. Наконец, шудры – представители социальных низов общества. Считалось, что они созданы из ног богов
    1
    Таким образом, эти мифологические сведения решали достаточ- но важную задачу – в условиях становления имущественного нера- венства в результате развития производства они доходчиво объясняли свободным общинникам причины происхождения имущественного и социального неравенства в обществе и необходимость подчинения властным полномочиям брахманов. Применительно к деятельности представителя каждой варны была закреплена определенная дхарма – закон, путь поведения, при этом в соответствии с канонами брахма- низма древнеиндийский царь должен был происходить из варны брахманов, с детства учиться у брахманов искусству управления людьми. Миссией государственной власти являлась охрана и гарантия варновых привилегий и создание правовых гарантий сохранения вы- сокого социального статуса брахманов в древнеиндийском обществе
    III–I тысячелетий до нашей эры.
    Социально-политические представления брахманизма как рели- гиозной системы нашли свое отражение в Законах Ману – законода- тельном памятнике Древней Индии (II век до нашей эры – II век на- шей эры). Эти законы сыграли большую роль в закреплении привиле- гированного положения брахманов в общественных отношениях и системе власти, которые должны были выражаться в подчиненном статусе царя перед брахманами.
    Новой тенденцией в социально-политическом развитии Древней
    Индии середины I тысячелетия до нашей эры становились громадные изменения в процессе развития древнеиндийской государственности, обусловленные развитием социальной структуры общества. Под воз- действием дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного произ- водства, роста имущественного и социального неравенства, обострения
    1
    См.: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

    31 социальных противоречий происходил процесс дальнейшего укрепле- ния древнеиндийской государственности. Большой импульс для объе- динения индийских племен дало македонское нашествие Александра
    Македонского в IV веке до нашей эры. В этих условиях роль и значе- ние варновой структуры общества начинает снижаться, брахманы, об- ладая громадными ресурсами и высоким социальным положением, стремились не допустить централизации, что приводило к нарастанию противоречий между жречеством и царской властью. В условиях появ- ления новых слоев населения в результате имущественной дифферен- циации происходит заметное укрепление царской власти, не связанной с родоплеменными и варновыми культами и знатью.
    Периодом расцвета древнеиндийской государственности, обра- зованной в результате завоевательной политики первого представите- ля династии Маурьев – Чандрагупты I, стал конец IV – начало III века до нашей эры. Государственная власть в этот период времени нужда- лась в советах и наставлениях, что привело к появлению уникального политического трактата одного из министров царя Чандрагупты I –
    Каутильи. Этот трактат получил название «Артхашастра (наставле-
    ние в пользе)» и стал системой практических советов в осуществле- нии эффективного государственного управления и удержания власти.
    Артхашастра стремится обосновать социально-политический идеал в виде царской монархии, где царю принадлежат все материальные блага и средства производства. Артхашастра, в отличие от других ис- точников, обосновывает и приоритетность царского суда над судом общины и судебными функциями жрецов. В данном сочинении с дос- таточно рационалистических позиций обосновывается наука о госу- дарственном правлении как «средстве обладания тем, чем не облада- ли, для сохранения приобретенного»
    1
    Такое понимание целей и задач государственного управления было связано с накоплением оценок разнообразных фактов социаль- но-политического развития Индии, которые выражались в виде на- родных восстаний, государственных переворотов и набегов инопле- менников. Даже процесс самого прихода к власти Чандрагупты I был связан с социально-политическими потрясениями и завоевательными войнами, в ходе которых происходило перераспределение собствен- ности. Именно поэтому в Артхашастре государственная власть непо- средственно связана с проблемой обладания собственностью и удер-
    1
    История и культура Древней Индии. Тексты. М., 1990. С. 106–128; Вага-
    син А.А., Самозванцев А.М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

    32 жанием ее в своих руках. Инструментом недопущения социально- политических потрясений в виде народных волнений, с точки зрения чиновника Каутильи, были следующие факторы:
    1) поддержание мифологических представлений в обществе о божественном происхождении царя, который и должен был скон- центрировать в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть;
    2) проведение мудрой государственной политики, которая долж- на выражаться в создании системы защиты государства от внешней угрозы (пограничная стража), всемерное стимулирование деятельно- сти по обработке земли, активного ведения торговли через разумное ограничение налогообложения, проведение жесткой, но обоснованной налоговой политики;
    3) проведение политики государства с обязательной пользой для царской власти, которая должна выражаться в длительном удержании управленческих полномочий. Для этого Артхашастра вводила катего- рию «артхе», что означает «польза»;
    4) жестокое подавление народных волнений, несущих социально- политическую нестабильность и смуту.
    Таким образом, при оценке Архашастры обращают на себя вни- мание совершенно новые тенденции в развитии политико-правовой мысли: 1) признание необходимости проведения правителем эффек- тивных практических мероприятий по сохранению власти в руках царя; 2) ограничение роли религиозно-мифологических представле- ний в объяснении государства, права, закона и политики как искусст- ва сохранения и приумножения собственности
    1
    . В этих условиях со- циальная концепция брахманизма перестала соответствовать стрем- лению централизованной царской власти создать государственный аппарат, не связанный с удовлетворением потребностей родоплемен- ной жреческой верхушки. С другой стороны, сильная централизован- ная царская власть нуждалась в сплачивании подданных вне зависи- мости от социального происхождения последних и социально- политической стабильности. Угрозой социально-политической ста- бильности были как волнения социальных низов, так и государствен- ные перевороты, которые приводили к частой смене правящих дина- стий в Древней Индии. Именно укрепление централизованной царской власти создавало запрос на формирование новой сплачиваю-
    1
    См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма: ИНФРА. М., 2010. Т. 1: Древний мир и Средние века / сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. С. 73–93.

    33 щей политической идеологии в виде религиозно-философских систем буддизма и индуизма.
    Буддизм как религиозно-мифологическая система подверг резкой критике идею жесткого варнового социального неравенства и стре- мился обосновать идею духовного равенства людей. Сторонники буд- дизма исходили из того, что любой человек вне зависимости от соци- ального происхождения может достичь превосходства над другими людьми. Для достижения превосходства над людьми, как считали сторонники буддизма, человек должен отказаться от собственных же- ланий и страстей и стать по-настоящему сильным человеком, которо- му не требуется наказание. В возможности отказа от собственных же- ланий и страстей буддисты видели высоконравственное поведение и право управлять людьми. Для всех остальных необходимо примене- ние насилия и принуждения.
    Таким образом, критерий социального неравенства буддизм ви- дел не в социальном происхождении людей, а в поведенческих чертах человека – отказ от собственных желаний и страстей (ахимса) и отказ от деяния, которое могло только навредить. Эти ценностные установ- ки должны были поддерживать социальную иерархию, создавать воз- можности для повышения социального статуса через усовершенство- вание морально-нравственных качеств человека и закрепление соци- ально-политической стабильности, основой которой должна стать централизованная царская монархия.
    Таким образом, в рамках социально-политических учений ин- дийских религиозно-мифологических систем уже в древности шел процесс: 1) выделения политико-правового знания; 2) постановки проблемы имущественного и социального неравенства как основы укрепления древней государственности; 3) закрепления основной ценностной ориентации правителя, который должен быть заинтере- сован в удержании власти в своих руках и социально-политической стабильности.
    2.4. Политико-правовая мысль Древнего Китая
    Дальнейшая рационализация политико-правового знания древно- сти была связана с процессом становления и развития древнекитай- ской политической и правовой мысли. Принципы, специфика и разви- тие основных направлений Китая были непосредственно связаны с особенностями становления древнекитайской государственности: а) территория Китая была разделена горами, затруднявшими развитие

    34 обмена и торговли; б) возникновение государственности носило во многом дробный и фрагментарный характер – ее возникновение приходится только на небольшую территорию плоскогорья, омывае- мую реками Янцзы и Хуанхэ, большая территория Китая жила в усло- виях родоплеменных отношений
    1
    ; в) горный рельеф не способство- вал, а даже затруднял консолидацию (объединение) различных пле- мен по причине низкого уровня развития сельскохозяйственного про- изводства, что не приводило к росту имущественной дифференциа- ции (социального и классового расслоения) древнекитайского обще- ства; г) процесс возникновения древнекитайской государственности приходится на достаточно поздний, по сравнению с Египтом и Вави- лоном, период ХVIII–ХII веков до нашей эры; д) возникновение по- литико-правового знания Древнего Китая происходило не в контексте религиозных систем, как в Индии, а в контексте разрозненных мо- рально-этических систем, которые в основном пытались осмыслить не государство, а роль и место человека в системе социальной иерар- хии и в обществе
    2
    Исходя из этих особенностей процесса формирования древнеки- тайской государственности основными принципами древнекитайской
    политико-правовой мысли становились: 1) постановка проблем мо- рально-этического долженствования; 2) поиск идеальной модели вы- соконравственного поведения человека в обществе; 3) разработка критериев оценки деятельности и жизни человека в обществе. Специ-
    фика политико-правовой мысли Древнего Китая выражалась в поиске оптимальной модели соотношения индивидуального и коллективного начала в жизни общества и в слабом внимании древнекитайских фи- лософов к проблемам возникновения и деятельности государства, возникшего достаточно поздно. В связи с этими обстоятельствами возникло несколько направлений (научных школ) политико- правового знания, внесших большой вклад в формирование правовых концепций древности: даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
    Одним из самых ранних учений о социально-политическом уст- ройстве общества и о политических и правовых институтах стало уче- ние древнекитайского даосизма, выраженное в сочинении Лао-цзы
    (VI век до нашей эры) «Книга о Дао и Дэ (Дао дэ цзин)». Важнейшей категорией даосизма призналось понятие «дао» – путь, предначертан-
    1
    См.: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Ки- тая. М.: «Наука», 1981. С. 12–16.
    2
    См.: Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. М., 1970; Василь-
    ев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989.

    35 ный для человека и общества; принцип всеобщей закономерности. Ос- новной морально-нравственной задачей человека даосизм считает сле- дование принципу дао, создающего всеобщее равновесие. Достижение этого принципа мыслилось даосами в качестве недеяния – целенаправ- ленного отказа от любых действий. Применительно к социально- политическому устройству древнекитайского общества даосизм как теория морально-этического долженствования подразумевал: 1) обос- нование принципом недеяния отказа от насильственного переустройст- ва китайского общества; 2) обоснование невмешательства правителя в процесс регулирования общественных отношений; 3) обоснование сохранения патриархальных родоплеменных ценностей, основанных на нормах обычного права.
    Таким образом, даосизм оказал большое воздействие на поста- новку проблем права и поведения человека в древневосточном обще- стве. Процесс возникновения и развития даосизма как теории мораль- но-этического долженствования был связан с острой борьбой между представителями различных философских школ и направлений, стре- мящихся по-своему отразить характер морально-этического должен- ствования человека.
    Среди всех философских систем Древнего Китая особое место занимало
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта