Главная страница
Навигация по странице:

  • Томас Пейн (1737–1790)

  • Томас Джефферсон (1743– 1826)

  • Александр Гамильтон (1757–1804)

  • Джон Адамс (1735–1826)

  • Джеймс Мэдисон (1751–1836)

  • ЛЕКЦИЯ 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В КОНЦЕ ХVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА 6.1. Великая французская революция и становление

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница14 из 30
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30
    Бенджамин
    Франклин и Томас Пейн.
    Таким образом, резкое противостояние сторонников укрепления доминирования исполнительной ветви власти (демократы) и сторон- ников доминирования законодательной ветви власти (республиканцы) составило основу общественно-политических дискуссий этого перио- да. Все это оказало воздействие на тот факт, что конституция США была принята спустя более чем десять лет после обретения независи- мости Соединенными Штатами Америки.
    Большую роль в формировании политико-правовых взглядов американского просвещения республиканского направления сыграл теоретик независимости США Томас Пейн (1737–1790). В тракта- тах «Здравый смысл», «Права человека» он выступил сторонником естественных прав человека, политических прав граждан, выра- жающихся в широких формах самоуправления. В условиях образо- вания США Томас Пейн выступил защитником законодательных прав американских штатов, а значит интересов мелких и средних фермеров севера США.
    Особого внимания заслуживает его концепция происхождения
    государства, в основу которой автор положил теорию обществен-
    ного договора. Он исходил из того, что люди на догосударственном этапе своего существовании, пребывая в состоянии естественных

    131 прав и имущественного равенства, сами создали государство в ре- зультате соглашения между собой. С одной стороны, люди дали свое согласие на подчинение государственным властям, выплату налогов и несение других гражданских обязанностей, с другой стороны, госу- дарство, созданное из людей, осуществляет регулирование острых социальных противоречий, реализует и защищает права человека на жизнь, свободу, счастье и собственность
    1
    . Функциями государства, с точки зрения Томаса Пейна, были: 1) защита естественных прав че- ловека и создание правовых гарантий для их реализации; 2) опора на общественное мнение, выраженное в деятельности мощного парла- мента, состоящего из народных избранников. Создал Томас Пейн и свою систему классификации форм правления по принципу порядка формирования органов государственной власти. Все формы правле- ния он делил:
    – на старые формы правления, которые сложились на Европей- ском континенте в виде наследственной монархической власти, соз-
    дающей органы власти по принципу назначения;
    – новые формы правления, основанные на республиканском принципе управления, выражающемся в виде широкого вовлечения
    граждан в управление и формирование органов государственной вла-
    сти на основе выборов и народного представительства.
    В своих работах всю жизнь боровшийся за идеалы политиче- ской свободы Томас Пейн подверг уничтожительной критике все
    старые формы правления за их терпимость к тирании и деспотии,
    превышение полномочий и нарушение справедливости, выраженной
    в естественных правах человека. Его аргументами против монархи- ческих (старых) форм правления были: 1) невозможность передачи по наследству таланта управления обществом и государством;
    2) наличие в монархическом устройстве государства непросвещен- ного характера власти, когда правители стремятся управлять с по- мощью страха, насилия, деспотии и несправедливости; 3) невежест- венность граждан в старых формах правления, которые не только не осознают своих прав, но готовы терпеть несвободу и произвол на- следственного правителя.
    К таким старым формам государственного правления Томас Пейн причислял британский королевский режим, который стремился зло- употреблять своими полномочиями в колониях. Война за независи- мость представлялась философу в качестве законного сопротивления
    1
    См.: Пейн Т. Здравый смысл. Избранные сочинения. М.: Академия наук
    СССР, 1959. С. 21–65.

    132 тирании и вполне закономерной попыткой восстановить действие «об- щественного договора» и естественных прав человека. В новом госу- дарстве, как считал Томас Пейн, высшая государственная власть долж- на быть основана на выборных и представительских началах и выра- жаться в наличии авторитетного парламента, состоящего из народных избранников, выбранных на широких демократических началах тайно- го, прямого и равного избирательного права.
    В дискуссии по вопросу о Конституции США и органах государ- ственной власти Томас Пейн отстаивал принципы «народного сувере- нитета», выраженные в деятельности парламента – конгресса США.
    Это орган, по мысли философа, должен был стать центральным и при- оритетным органом государственной власти. Социально-политический идеал виделся философу в парламентской республике как форме прав- ления, обеспечивающей интересы всех граждан новообразованного государства.
    Последователем Томаса Пейна становится выдающийся государ- ственный и общественный деятель США, третий президент страны в 1801–1809 годах, публицист и философ Томас Джефферсон (1743–
    1826), ставший автором Декларации независимости США. В сочинени- ях «Заметки о штате Виргиния», «Общий обзор прав Британской Аме- рики» и в Декларации независимости США автор изложил свою есте- ственно-правовую концепцию. В ее основу автор положил концепцию естественных прав человека, теорию народного суверенитета. Он стре- мился доказать факт того, что государственная власть должна быть подчинена воле народа. В историю мировой политико-правовой мысли
    Томас Джефферсон вошел в качестве теоретика выборов как способа организации и смены власти путем народного волеизъявления. Причем, с точки зрения Томаса Джефферсона, выборы должны быть прямыми, равными и тайными, так как люди равны перед Богом-Творцом и име- ют равные права от природы.
    Большой вклад внесла публицистическая деятельность Томаса
    Джефферсона в оформление текста Конституции Соединенных Штатов
    Америки
    1
    . В своих трактатах он выступал за создание прочных гаран- тий от произвола и тирании государственных деятелей в виде амери- канского парламента. В самой идее парламентаризма и заключена была основная идея концепции естественных прав и теории народного суве- ренитета, отстаиванию которой Томас Джефферсон посвятил всю свою жизнь. При этом автор выступал и за широкие формы самоуправления
    1
    См.: Согрин В.В. Джефферсон: человек, мыслитель, политик / отв. ред. член-корр. АН СССР Н.Н. Болховитинов. М.: Наука, 1989.

    133 граждан, обосновывая права на суверенитет отдельных американских штатов, изложенных в Декларации независимости Виргинии
    1
    В своих политических предпочтениях Томас Джефферсон оставался последовательным сторонником республиканской формы правления. Эта форма государственного правления, как считал он, максимально обеспе- чивает безопасность человека, которая виделась автору в невмешатель- стве государства в частные интересы. С другой стороны, именно респуб- ликанская форма правления, по мнению автора, может максимально обеспечить интересы американских граждан за счет прямого представи- тельства интересов последних в палате представителей Конгресса США.
    Большое внимание Томасом Джефферсоном уделялось формам контроля народа над правительством. Он виделся автору в существовании права народа, выраженного в парламенте, не подчиняться власти, нарушающей естественные права человека и вмешивающейся в частные интересы граждан. В этой связи Томас Джефферсон становится апологетом демо- кратической формы политического режима, в которой власть через на- родных представителей опирается на интересы и потребности большин- ства граждан государства. Таким образом, государственно-правовой иде- ал виделся Томасу Джефферсону в виде республиканской формы госу- дарственного правления с демократическим режимом и широкими само- управленческими полномочиями американских штатов, выражающих свои интересы в Конгрессе США.
    Попытки широкого распространения идей широкого самоуправле- ния и вовлечения в систему власти разнообразных слоев среднего и мелкого фермерства севера наталкивались на сопротивление федерали- стов, опирающихся на интересы крупных плантаторов-рабовладельцев южных американских штатов. Эта категория крупных земельных соб- ственников выступала за сохранение крупного плантаторского хозяй- ства на юге США, которое виделось в ограничении среднего и мелкого землевладения промышленного севера США. Федералисты выступали за введение высокого имущественного ценза на выборах в Конгресс и на выборах президента страны. Именно по этим причинам они высту- пали за ограничение роли американского конгресса и передачу боль- шинства властных полномочий системе исполнительных органов вла- сти в виде правительства и президенту США, который должен был, с их точки зрения, избираться из сенаторов, обладающих высоким имущественным цензом. В вопросах взаимоотношений федеральной власти США и американских штатов федералисты выступали за созда-
    1
    См.: Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния / сост. и общ. ред. А.А. Фурсенко. Л.: Наука, 1990. С. 34–38, 207–212.

    134 ние мощной центральной исполнительной власти, избираемой при на- личии высокого имущественного ценза, за что и получили в историко- правовой науке такое название.
    Большой вклад в разработку политико-правового учения федера-
    листов внес выдающийся государственный деятель, министр финансов
    США, талантливый публицист Александр Гамильтон (1757–1804).
    В своих публицистических работах он выступал последовательным сторонником сильной президентской и исполнительной власти. В рас- суждениях о ее природе он исходил из тезиса об имущественном нера- венстве, которое, как и естественные права, имеют природное проис-
    хождение. Всех представителей человеческого общества он делил на избранных людей (элиту) и большинство людей. Представителям элиты как лучшим представителям народа и должна принадлежать высшая государственная власть. Именно лучшая часть общества, по мнению А. Гамильтона, была наиболее подготовленной к управле- нию государством и, в отличие от большинства людей, могла подчи- нять свои страсти и вожделения разуму.
    Именно эта лучшая часть общества, обладающая всеми граждан- скими и имущественными правами, должна присутствовать во всех органах государственной власти, подчиняя последние своей воле.
    Большую роль в системе органов исполнительной власти А. Гамиль- тон отдавал институту президента США. По мнению ученого, прези- дент должен был избираться на пожизненный срок представителями американской элиты (люди с высоким имущественным цензом), иметь право вето и пожизненное содержание из средств федерального бюджета
    1
    . Ведущее место в системе органов исполнительной власти, как считал А. Гамильтон, должен иметь Сенат Конгресса США, кото- рый и должен был контролировать деятельность всех органов госу- дарственной власти. Вторая (нижняя) палата Конгресса – палата (ас- самблея) представителей, должна была представлять интересы боль- шинства граждан и пресекать сепаратистские настроения американ- ских штатов. Важнейшим элементом стабильности должен быть принцип федерализма, в соответствии с которым Штатам пре-
    доставлялось право решать все вопросы на местах, не выносимые на
    уровень федерации: гражданские и имущественные права. Местные органы государственной власти наделялись законотворческой дея- тельностью на своих территориях и должны были, по мнению А. Га- мильтона, представлять интересы населения штата.
    1
    Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избранные статьи /
    Пер., замеч. и вступ. заметка Г. Фрейдина. Б. С. 215–230.

    135
    Такая федералистская политико-правовая концепция не получила своего оформления в Конституции США 1787 года по причине резко- го сопротивления со стороны представителей северных штатов США.
    Вместе с тем, концепция А. Гамильтона стала отражением позиций федералистов, опирающихся на политические устремления южных американских штатов, заинтересованных в создании мощной репрес- сивно-карательной системы для подавления восстаний рабов, прове- дения масштабной экспансионистской политики в отношении терри- торий «дикого Запада». Таким образом, многолетние дискуссии по вопросу о сущности и содержании Конституции США и ее приня- тии привели к необходимости обсуждения проблемы функциониро- вания органов власти молодого американского государства.
    Большую роль в постановке данной проблемы внес федералист
    Джон Адамс (1735–1826). В сочинении «В защиту конституционной правительственной власти в США» автор обосновал политико- правовую теорию смешанной формы государственного правления, ставшей в условиях оформления органов государственной власти
    США компромиссной между политико-правовыми устремлениями южных и северных штатов. В основу данной концепции легла идея о разделении властей на систему законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти и идея бикамерализма о двухпалатном парламенте, где одна палата отражает интересы вер- хов общества (Сенат), а вторая – нижняя палата (палата представите- лей) представляет интересы всех остальных избирателей.
    В условиях дальнейшего оформления органов государственной власти США возникала насущная задача создания правовых гаран- тий сохранения системы разделения властей и создания механизмов защиты естественных прав человека. Большой вклад в изучение процесса функционирования органов государственной власти в ус- ловиях сложившегося разделения властей на законодательную, ис- полнительную и судебную ветви внес американский публицист, ученый и государственный деятель Джеймс Мэдисон (1751–1836).
    Как представитель федералистского направления американской просветительской мысли, к которым относятся А. Гамильтон и
    Дж. Адамс, Дж. Мэдисон разделял их представление о наличии не- преодолимых конфликтов между людьми, находящимися в естест- венно- природном состоянии. Причем для четкого обозначения этих групповых и социальных интересов, лежащих в основе конфликтов в обществе, автор ввел понятие «факции» – группы людей, объеди- ненной наличием интереса и стремящейся его отстоять и реализо- вать в условиях вражды. Ученый считал, что интересы факции

    136 являются прямо противоположными интересам других факций. Ре- зультатом взаимодействия факций в обществе являются факты рез- кого социального противостояния и повышенной конфликтности в обществе. С целью недопущения массовых внутрисоциальных
    «факционных» конфликтов Джеймс Мэдисон предложил и обосно- вал идею «сдержек и противовесов» (cheksandbalance), которая стала концепцией функционирования системы разделения властей на за- конодательную, исполнительную и судебную в виде взаимного кон- троля всех ветвей власти друг за другом
    1
    . Этот взаимный контроль ветвей власти друг над другом не только не позволял сконцентриро- вать власть в одних руках или в руках органов власти, принадлежа- щих к одной ветви власти, что считалось тиранией, но создавал ме- ханизм недопущения ее и в условиях несовершенства природы человека.
    Эта идея «сдержек и противовесов» должна была выражаться в следующем: 1) в возможности органов власти одной ветви участво- вать в формировании органов власти другой ветви власти; 2) ответст- венности всех органов власти перед народом через механизм посред- ничества – народного представительства, выраженного в виде парла- мента, выражающего интересы народа; 3) бикамерализме – разделе- нии законодательной ветви власти, выраженной в деятельности пар- ламента, на две палаты с разной системой их комплектования
    2
    . Так как в условиях республиканской формы правления роль и значение законодательной ветви власти повышается, то разделение этой ветви создает, по мнению Дж. Мэдисона, гарантии подчинения законода- тельной власти народу; 4) наличии судебного конституционного кон- троля над деятельностью органов власти законодательной и исполни- тельной ветви.
    Таким образом, политические и правовые идеи представителей американской просветительской мысли внесли большой вклад в обоснование республиканского социально-политического идеала.
    Они сформулировали оригинальные концепции и внесли свой вклад в изучение проблемы воплощения теории разделения властей и теории народного суверенитета. Американские философы обосновали идеи
    «сдержек и противовесов» в деятельности законодательной, исполни- тельной и судебной ветвей власти.
    1
    См.: Каленский В.Г. Мэдисон. М.: Юридическая литература, 1981.; Иса-
    ев С.А. Джеймс Мэдисон: политическая биография. СПб., 2006.
    2
    См.: Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Избранные ста- тьи / пер., замеч. и вступ. заметка Г. Фрейдина. Б. С. 161–171.

    137
    Период XVII – вторая половина XVIII века вошел в историю по- литико-правовой мысли как эпоха возникновения новых концепций: естественных прав человека, общественного договора, бикамерализ- ма, ответственности правительства перед народом, просвещенного государства и «общего блага». Эти концепции стали историческим опытом осмысления громадных социально-политических изменений в виде Голландской и Английской буржуазных революций, Войны за независимость США, Великой французской революции 1789–
    1794 годов, ознаменовавших переход европейской и североамерикан- ской цивилизации на этап буржуазно-капиталистического развития.
    В результате всех процессов политической и правовой модерни- зации политико-правовые идеи Голландской и Английской буржуаз- ной революций ХVI–ХVII веков, французского, итальянского и аме- риканского просветительства находят свое практическое воплощение в новых формах государственного правления – конституционной мо- нархии и республики и их правовых системах. Возникают первые по- литические партии, которые начинают использовать политико- правовые учения в острой борьбе за удержание государственной вла- сти, что приводит к вовлечению большего количества людей, по сравнению с предшествующим периодом Средневековья, в сферу по- литических процессов и отношений.
    Таким образом, политические и правовые учения этого периода времени становятся влиятельной силой буржуазного общества и про- граммой проведения масштабных политических преобразований в эпоху Нового времени.
    ЛЕКЦИЯ 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
    В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США
    В КОНЦЕ ХVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
    6.1. Великая французская революция и становление
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30


    написать администратору сайта