Главная страница
Навигация по странице:

  • Дени Дидро (1713 –1784), Клода Анд- риана Гельвеция (1715–1771) и Поля Анри Гольбаха (1723–1789)

  • Шарль Луи Монтес- кье (1689–1755).

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница12 из 30
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30
    Вольтера
    (Франсуа Мари Артуэ) (1694–1778). В «Философских письмах»

    115 автор выступил против диктата римско-католической церкви во всех сферах жизни общества. Вольтер оказался первым философом и уче-
    ным, открыто выступившим против церкви и ее вмешательства
    в жизнь общества с позиций логики и рационализма, став основопо-
    ложником первой формы атеизма. Он считал, что церковь заинтере- сована в невежестве и низком уровне образования граждан, поэтому по мере развития образования и просвещения в обществе церковь бу- дет терять своих сторонников. Отрицал он и особую роль римско- католической церкви в посредничестве между Богом и людьми, соз- давая на страницах своих произведений образы священников, по- грязших в разврате, алчности, корыстолюбии. Подвергая всесторон- ней критике деятельность римско-католической церкви, он, тем не
    менее, признавал роль Бога в сотворении всего живого, в том числе и
    человека, и религии в принуждении низов общества – «черни» к подчинению. По его мнению, чернь не просвещена и не желает про- свещения, поэтому религия и должна держать эти группы населения под контролем, ведь «царство разума» еще не наступило.
    Идеалом социально-политического устройства Вольтер считал
    «царство разума» – высший этап в истории человечества и его «золо- той век». На этом этапе человек и общество станут свободными от
    заблуждений, невежества и религиозной веры, получат подлинную
    свободу действий от вмешательства государства. Единственным
    мерилом справедливости в вольтеровском «царстве разума» должен
    стать закон
    1
    Правовая концепция Вольтера строилась на признании естест-
    венных прав основой законодательства и права. Под естественными правами Вольтер понимал право на жизнь, свободу, счастье (частную собственность), свободу слова, собраний и союзов. В обладании этими правами он и видел состояние естественного равенства. Задачу обеспе- чения естественных прав как равных возможностей философ видел в качестве основной функции идеального государства. Это идеальное государство представлялось ему в виде конституционной монархии,
    где король без революционных потрясений своей волей ведет народ к
    просвещению и естественному равенству. Любые попытки установле- ния имущественного и социального равенства автором отвергались, как
    отвергалась и возможность революционных потрясений.
    Данные политико-правовые учения получили свое дальнейшее развитие в трудах последователей Вольтера – просветителей-
    1
    См.: Вольтер. Собрание сочинений / под общ. ред. Б.Т. Грибанова. М.: РИК
    Русанова, 1998. Т. 3: Статьи, памфлеты, избранные письма. С. 285–353.

    116 материалистов, группировавшихся вокруг создаваемой им «Энцикло- педии искусства и ремесел»: Дени Дидро (1713 –1784), Клода Анд-
    риана Гельвеция (1715–1771) и Поля Анри Гольбаха (1723–1789).
    В работах этих ученых эпохи Просвещения содержались политико- правовые идеи общественного договора в процессе образования госу- дарства с наличием естественных прав на жизнь, свободу и собствен- ность, народного суверенитета, в соответствии с которым народ по- нимался в качестве источника власти, а государство и право понима- лись в качестве публичных институтов, защищающих интересы соб- ственности и естественные права человека.
    В работе Клода Гельвеция «Об уме» приводится классификация государств в соответствии с тем, чьи интересы защищает государство.
    Если государство заботится об общем благе граждан, такое государство философ называл «хорошим». В случае если государство преследует только интересы правителя, забывая о своем предназначении, такое государство Гельвеций называл «плохим». Дени Дидро сформулировал понятие «разумного государства», полномочия которого должны быть ограничены естественными правами человека и гарантией права граж- дан на частную собственность. «Разумное», или «хорошее», государст- во виделось ученым эпохи Просвещения в виде конституционной мо- нархии. В ней вековые традиции власти, соединенные с народным су- веренитетом и участием граждан в парламентской деятельности, соз- дают социальную и политическую стабильность. Д. Дидро, К. Гельве- ций и П. Гольбах при формулировании своей правовой теории исходи- ли из категории «справедливых законов», то есть законов, исходящих как из интересов граждан в защите естественных прав и права на част- ную собственность, так и из интересов государства, выражающихся в сохранении социального порядка
    1
    Большой вклад в развитие теорий общественного договора и естест- венных прав человека внес французский философ Шарль Луи Монтес-
    кье (1689–1755). Он в работах «О духе законов», «Персидские письма»,
    «Размышления о причинах величия и падения римлян» сформулировал свою собственную теорию государства и права, которая была признана классической для всей эпохи нового времени. В своей правовой концеп- ции Ш.Л. Монтескье пытался найти рационалистические основания процесса принятия и применения. Он обратил внимание на различие за- конов у разных народов и сообществ людей и пришел к выводам о том,
    1
    См.: Гольбах П.А. Избранные произведения: в 2 т. / под общ. ред.
    Х.Н. Момджяна. М.: Издательство социально-экономической литературы,
    1963. Т. 2. С. 109–110.

    117 что принятие тех или иных законов связано с особенностями природных,
    климатических и исторических условий проживания народов
    1
    На все законы, по мнению ученого, оказывают воздействие при- родные и физические особенности: территория, рельеф местности и социально-исторические особенности: быт, обычаи и традиции. Все законы Ш.Л. Монтескье разделял по степени их возникновения. Пер-
    вая группа – естественные законы, возникновение которых было обу- словлено природой человеческого организма. Вторым законом он считал хозяйственную деятельность – способ производства, распреде- ления и обмена материальными благами. Третий закон – закон совме- стной жизни людей. Наконец, четвертый закон – необходимость ор- ганизации гражданского общества с высоким уровнем ответственно- сти государства и общества друг за друга.
    В произведении «О духе законов» Монтескье обозначил и основ- ные требования к закону: простой стиль изложения, понятный многим, однозначность трактовок понятий и категорий, содержащихся в законе, отсутствие противоречий, применимость для всех людей без исключе- ния, наличие четкого порядка и механизма исполнения законов
    2
    . Непо- средственную связь с правовой концепцией имеет и государственная концепция автора.
    Форма государственного правления, с точки зрения философа, должна исходить из природно-географических особенностей и традиций народа. Анализируя форму правления в восточных государствах в работе
    «Персидские письма», Монтескье исходил из необходимости существо- вания деспотических режимов. Они должны принуждать людей к труду при отсутствии других стимулов к производительной деятельности.Дес- потический режим не опирается на законы в своей деятельности, а желания деспота облекаются в рамки требований, носящих для всех обязательный характер. Монархическая форма государственного прав- ления, по мнению Монтескье, – форма власти, при которой неограни- ченный по полномочиям монарх опирается на законы. Наконец, идеаль-
    ной формой правления Монтескье считал республиканскую форму прав-
    ления для небольших по территории и численности государств. Консти- туционная монархия, с его точки зрения, была идеальной формой прав- ления для больших государств как по территории, так и по численности.
    Наконец, для государств, в состав которых входят огромное количество территорий и народов, идеалом была деспотия.
    1
    См.: Монтескье Ш.Л. О духе законов / сост., пер. и комм. прим. авт.
    А.В. Матушек. М.: Мысль, 1999. С. 198–209.
    2
    См. там же.

    118
    Таким образом, в оценке государственного правления Монтескье смог подняться над субъективными оценками государственно-правовых явлений, существующих до него. Он попытался воспринимать государство и право в качестве не субъективных, а объективных реалий жизни общест- ва, не связанных с желаниями и страстями людей. Идеальным для него было такое государство, которое основывалось на следующих принципах:
    1) разделение всех государственных властей на законодатель- ную, исполнительную и судебную для недопущения деспотического правления, концентрации властных полномочий в одних руках и зло- употреблений властью со стороны чиновников. Законодательный ор- ган власти – парламент, состоящий из народных избранников. Он должен принимать законы от имени народа и в его интересах. Испол- нительная власть представлена монархом и его полномочиями, свя- занными с правом отмены и приостановления законов;
    2) судебная власть должна была состоять из представителей са- мого народа для вынесения решений о виновности или невиновности гражданина;
    3) соблюдение прав и свобод человека: права на жизнь, свободу, частную собственность.
    Важнейшее место в учении Монтескье, в отличие от предшест- венников, занимала постановка проблемы политической свободы, которая отличалась от категории «естественные права» ограниченно- стью действия. Так, например, если естественные права, по мнению предшественников Монтескье, проистекают от природы и присущи человеку как биосоциальному существу, то политическая свобода у Монтескье имеет ограниченный характер применения. Политиче- ская свобода, по его мнению, – это особое состояние человека, когда человек сам несет ответственность за свои действия и поступки и ему разрешено все, что не запрещено законом. Политическая свобода, по мнению философа, решает несколько важных задач: ограничивает действия органов государственной власти на предмет соблюдения законов и обеспечивает безопасность человека и гражданина в обще- стве. Гарантией политической свободы как права совершения поступ- ков и действий, не запрещенных законом, являлись две формы прав- ления – республика и конституционная монархия, где власть «разум- но» ограничена законом
    1
    Таким образом, вклад Ш.Л. Монтескье в мировое политико- правовое наследие выразился в обосновании теории природно-
    1
    См.: Монтескье Ш.Л. О духе законов / сост., пер. и комм. прим. авт.
    А.В. Матушек. М.: Мысль, 1999. С. 136–163.

    119 географического детерминизма, в соответствии с которой рельеф местности, плодородие почв, климатические условия оказывают пря- мое воздействие на форму государственного устройства и законы.
    Например, Ш. Монтескье разделял северные и южные государства.
    В работе «Персидские письма» он пытался выяснить причины отста- лости восточных стран от западноевропейских государств и приходил к выводам о том, что отставание имеет вполне объективные причины и связано с переизбытком пищи в странах Востока и возможностей человека в условиях теплого климата, что тормозит развитие произ- водства, социальных конфликтов и закрепляет деспотические режи- мы. Страны Европы, с точки зрения Монтескье, лишены переизбытка материальных ресурсов, что приводит к развитию предприниматель- ской активности, раннему осознанию политических прав и свобод и созданию государств на «разумных» началах торжества закона.
    Другим вкладом Монтескье в мировое политико-правовое насле- дие стала постановка объективных причин образования государст- венности, не связанных с желаниями конкретных людей. Политико- правовые взгляды Монтескье оказали громадное воздействие на идеологию и законодательство Великой французской революции
    1789–1794 годов. Концепция «политической свободы» и «народного суверенитета» уже на начальном этапе революции легла в основу дея- тельности Национального (Учредительного) собрания 1789 года.
    В нем представители народа предъявили претензии к королю Фран- ции Людовику ХVI о разделе с ним бремени государственного прав- ления и о допуске представителей народа к управлению королевст- вом. Все же попытки короля не допустить созыва парламента называ- лись выражением деспотии и произвола, под эти понятия подводи- лись аргументы и доказательства Монтескье. Реализацией прав наро- да на сопротивление произволу виделись события 14 июля 1789 года, когда парижане взяли штурмом государственную тюрьму Бастилию – символ произвола и деспотии королевской власти.
    Политическая и правовая концепция Монтескье легла в основу важнейшего правового документа революции – Декларации прав че- ловека и гражданина 1789 года. Свое обоснование нашли политиче- ская свобода и требования ограничения королевской власти законом.
    Причем апеллирование авторов Декларации к «твердому закону» как гаранту прав и собственности, а также социальной стабильности не- посредственно связано с учением Монтескье. В первой Конституции
    Франции 1791 года были отражены все полномочия парламента, ко- торый считался Монтескье высшим органом государственной власти в ветви законодательных органов государства.

    120
    Таким образом, влияние политических идей Монтескье на разви- тие революционных процессов во Франции было огромным и отража- лось во множестве брошюр и прокламаций, доносящих до современни- ков базовые политико-правовые ценности эпохи Просвещения: поли- тическую свободу, разделение властей, приоритет закона над всеми другими способами регулирования общественных отношений.
    Вместе с тем, для Великой французской революции была харак- терна радикализация требований и ценностных установок, происте- кавшая по причине острого социального неравенства и возрастания роли крестьянства как политической силы, стремящейся к ликвида- ции помещичьих земель и созданию мелких крестьянских хозяйств.
    Выразителем политических и правовых идей этих слоев французского общества был философ и ученый Жан-Жак Руссо (1712–1778).
    В своих работах «Рассуждения о происхождении и основаниях нера- венства между людьми», «Об общественном договоре, и Принципы политического права» философ в условиях господства сословного и имущественного неравенства, низкого уровня жизни крестьянства пытался выяснить причины и условия возникновения неравенства между людьми, что, в свою очередь, вывело автора на изучение про- блем государства, права и собственности.
    В поисках оснований для имущественного неравенства,
    Ж.-Ж. Руссо сформулировал свое представление о естественных пра- вах человека. Он исходил из того, что право на жизнь, свободу и собст- венность должны принадлежать всем гражданам вне зависимости от социального статуса человека и люди должны быть равными в наличии естественных прав человека
    1
    . Такое положение, по его мнению, типич- но для догосударственного этапа развития общества, для которого
    было характерно: отсутствие частной собственности, имуществен-
    ное и социальное равенство, наличие громадных материальных ресур-
    сов, находящихся в общей собственности. Руссо видел в догосударст- венном этапе «золотой век» в истории человечества – период развития максимума естественных прав всех людей и каждого человека в от- дельности. Рост имущественного неравенства, становление частной собственности и образование государства, по мнению философа, при- вели к тому, что люди были лишены естественных прав. Именно госу- дарство не только сохранило возникающее имущественное неравенст- во, но и способствовало политическому отчуждению громадного коли-
    1
    Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты / пер. с фр. А. Хаютина,
    В. Алексеева-Попова; послесл. А. Филипова; комм. В. Алексеева-Попова,
    Л. Борщевского. М.: Терра-Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. С. 139.

    121 чества людей в виде возникновения сословного (социального) неравен- ства и ограничению избирательных прав и любых возможностей ока- зывать воздействие на управление обществом.
    Идеальной моделью государства Ж.-Ж. Руссо считал такую ор- ганизацию политической власти, которая сможет решить проблему политического отчуждения граждан, сохранить и реально защитить естественные права человека. Достижение такого государственного идеала Руссо связывал с практическим воплощением теории «на- родного суверенитета», в соответствии с которой народ на собрани- ях с помощью прямого избирательного права должен сам опреде- лять свое политическое и правовое устройство через систему народ- ных собраний и трибунатов. Роль народных собраний должна за- ключаться в возможности немедленного разрыва общественного
    договора и лишении должностных лиц властных полномочий
    над обществом, а также в возможности прямого волеизъявления
    граждан. Другим гарантом «народного суверенитета» являлся, по мнению Руссо, народный трибунал. Он должен был рассматривать и принимать отчеты от должностных лиц и органов государственной власти по проблемам соблюдения естественных прав человека и по предметам своей деятельности
    1
    Народный суверенитет должен выражаться и в праве широких слоев населения участвовать в принятии законов – правовой систе- мы защиты естественных прав человека и равенства. Закон, по мне- нию Руссо, – документ, который должен быть «справедливым», то есть основанным на прямом волеизъявлении народа. Все законы впервые в истории политико-правовой мысли находили у Руссо классификацию по предмету регулирования общественных отноше- ний: политические законы регулировали отношения государства и граждан, гражданские законы регулировали отношения граждан, уголовные законы регулировали проблемы нарушения гражданами норм права. Основное предназначение законов – гарантировать по- литическую свободу граждан в реализации естественных прав и имущественное равенство между людьми. По мнению философа, только имущественное равенство между людьми создает политиче- скую свободу граждан в условиях существования государства. Пе- реход к своему республиканскому социально-политическому идеалу
    Руссо видел в революции – справедливом выступлении народа про-
    1
    Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты / пер. с фр. А. Хаютина,
    В. Алексеева-Попова; послесл. А. Филипова; комм. В. Алексеева-Попова,
    Л. Борщевского. М.: Терра-Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2000. С. 210–214.

    122 тив тирана и деспота, попирающего естественные права человека.
    Под революцией философ понимал способ разрыва «общественного договора»
    1
    Политико-правовое учение Руссо относится к радикальным на-
    правлениям политико-правовой мысли. Оно нашло свое практическое
    воплощение в законодательстве якобинской диктатуры 1793–1794 го-
    дов периода Великой французской революции. Идеи Руссо легли в основу
    Конституции Франции 1793 года, которая и была принята на народном плебисците. Лозунг «Свобода, равенство и братство» получили свое практическое воплощение и в идеологии якобинцев. Идеи «народного суверенитета», обоснованные Ж.-Ж. Руссо, получили практическое во- площение в статье 122 Конституции якобинцев, где говорилось о нали- чии равных прав граждан вне зависимости от социального и имущест- венного положения, статья 135 Конституции 1793 года гарантировала право народа на сопротивление тирании и свержение власти тирана, за- бывающего о естественных правах, насильственным путем.
    Вкладом Руссо в мировую политико-правовую мысль стала все-
    сторонняя критика государства, обоснование базовых демократиче-
    ских принципов и необходимости формирования модели государства,
    основанной на подчинении закону и отражению интересов народа
    в сфере власти. Огромное значение в работах философа имело обос- нование форм волеизъявления граждан в правовой науке. Вместе с тем, его идеи о равенстве не получили своего воплощения, так как сама природа государственной власти противоречит идее имущест- венного равенства между людьми, с другой стороны, падение якобин- ской диктатуры и Термидорианский переворот 1794 года во Франции не способствовали попыткам радикального социально-политического переустройства общества. Именно по этим причинам развитие более радикальных, чем у Руссо, социально-политических взглядов было связано со становлением политико-правовой идеологии французского утопического социализма, ставшей одним из направлений в развитии просветительской политико-правовой мысли ХVIII века.
    Большой вклад в развитие утопической концепции просвети- тельства внесли французские публицисты:
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30


    написать администратору сайта