Главная страница
Навигация по странице:

  • Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680)

  • Иван Тихо- нович Посошков (1652–1726)

  • Феофана Прокоповича (1681–1736)

  • Василий Никитьевич Татищев (1686–1750)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница20 из 30
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30
    Юрий
    Крижанич (1618–1683), создавший эпохальный труд для русской по- литической философии «Политика»
    2
    . В вопросе о происхождении государства он считал, что государство создается Богом и персони- фицировано в лице царя, призванного Богом на царство. Целью госу- дарства, по мнению Крижанича, является достижение «общей поль- зы» – справедливость, благочестие, покой, вера, суд, мир и дешевиз- на. Все формы правления он делил на две группы – правильные и не- правильные. Правильные: совершенное самовладство (абсолютная монархия); боярское правление (общевладство). Неправильные фор- мы правления: тирания, олигархия, анархия. Наилучшей формой правления является совершенное самовладство – самое древнее и са- мое крепкое правление, поставленное Богом. Наследование совер- шенного самовладства должно происходить по наследству – от царя к его старшему сыну. Любая попытка выборов главы государства, по мнению Юрия Крижанича, обречена на провал, так как порождает
    1
    Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / подг. текста, ст. и комм.
    И.П. Еремина. СПБ.: Наука, 2004.
    2
    Крижанич Ю. Политика. М., 1965.

    177 смуту и обман. Глава государства – совершенный самовладец – дол- жен быть философом и просвещенным человеком и соблюдать зако- ны – в этом гарантия недопущения тирании, при которой правитель не думает о народном благе, а думает о личных интересах
    1
    . В основе законов государства должно быть знание прав и обязанностей всеми представителями сословий России и отсутствие подавляющей силы закона. Основным же принципом законодательства должна быть справедливость, которая объявлена тождественной закону.
    Таким образом в ХVII веке российские философы Симеон По- лоцкий и Юрий Крижанич сформулировали свои представления о централизованном просвещенном государстве, осуществляющем патерналистские функции образования и морального исправления подданных. Особую роль в таком государстве должны играть законы и контроль за исполнением законов. Законы должны опираться на знание всеми подданными своих прав и обязанностей и знание опыта законотворческой деятельности прошлых эпох, в чем Юрий
    Крижанич видел достижение справедливости. Политическая теория
    «совершенного самовладства» сыграла огромную роль в укреплении российской государственности и ее правовой системы и сделала воз- можным постановку проблем функций государства. В середине
    ХVII века Российское царство восстанавливалось после Смутного времени и в условиях социально-экономических потрясений «бун- ташного века», выразившихся в народных волнениях и крестьянских войнах. Перед российскими мыслителями вставали проблемы осмыс- ления экономической политики, государства и роли государства в стимулировании восстановительных процессов в области развития промышленности, сельского хозяйства и торговли.
    Огромный вклад в осмысление этих проблем внес выдающийся государственный деятель России, дипломат Афанасий Лаврентьевич
    Ордин-Нащокин (1605–1680). Он заложил основы теории мерканти- лизма в важнейшем правовом акте России – Новоторговом уставе
    1667 года, регулирующем правили внутренней торговли на территории
    Московского царства. Этот документ, авторство которого часто припи- сывается в отечественной историко-правовой науке А.Л. Ордин-
    Нащокину, исходил из следующих принципов: 1) накопление на терри- тории страны золота и серебра за счет обложения иностранных купцов громадными налогами; 2) ограничение прав торговли иностранных купцов на территории России; 3) ограничение импорта – ввоза ино- странной продукции на территорию России для стимулирования отече-
    1
    Крижанич Ю. Политика. М.:Наука, 1965. С. 364–369, 547–552, 576–583.

    178 ственного производства; 4) развитие отечественных отраслей промыш- ленности. Решение всех этих задач мыслилось за счет государственной налоговой политики и государственных мероприятий по стимулирова- нию отечественного производства в виде создания первых российских мануфактурных предприятий
    1
    Особое место в проведении протекционистских мероприятий и развитии промышленного производства занимала экономическая по- литика России периода правления первого российского императора
    Петра I (1682–1725). Необходимость ведения длительной войны со
    Швецией за возвращение русского побережья Балтийского моря, бур- ное развитие военной промышленности и экономии государственных средств стали условиями для появления концепции экономической политики петровского регулярного государства, которую изложил выдающийся публицист, предприниматель и экономист Иван Тихо-
    нович Посошков (1652–1726) в своем труде «Книга о скудости и бо- гатстве» (1724)
    2
    . Огромное значение в укреплении государства По- сошков придавал бурному развитию торговли и закрепление статуса купеческого сословия, без которого «государство управляться не должно». Признание божественного происхождения власти царской и критика неэффективных царских указов отличают учение Посошкова.
    Под «общим благом» он понимал достижение государством богатства и экономического процветания. Один из первых в России И.Т. По- сошков обосновал идею общественного неравенства и разделения труда, что стало обоснованием необходимости законодательного за- крепления сословных прав и привилегий. Дворянство должно было, по его мнению, заниматься гражданской и военной службой во славу
    Отечества, купечество должно было обладать монополией на занятие торговлей, крестьянство – основное производящее материальные бла- га сословие, повинности которого должны были жестко регламенти- рованы, права же дворян в отношении крестьян должны были быть также регламентированы в интересах государства
    3
    . В области обеспе- чения экономического процветания, стимулирования торговли и про- мышленности у государства, по мнению Посошкова, должна быть очень важная роль. Государство должно было избавить российское купечество от иностранной конкуренции с помощью налоговой поли-
    1
    Курсков Ю.В. Прогрессивные тенденции развития общественной мысли и проекты государственных преобразований России 40–60-х годов ХVII века.
    Иркутстк, 1974.
    2
    Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое М.:
    РОССПЭН, 2010.
    3
    Там же. С. 120–139.

    179 тики и всемерно поддерживать купцов в организации промышленных предприятий.
    Таким образом, в ХVII–ХVIII столетии складывается концепция централизованной монархии как идеальной формы правления, дока- зывающая необходимость широкого присутствия государства во всех сферах жизни общества. Наконец, свой законченный облик концепция российского абсолютизма нашла в учении выдающегося церковного и общественного деятеля начала ХVIII века, сподвижника российского императора Петра I Великого, при котором российский абсолютизм достигает вершины своего существования, Феофана Прокоповича
    (1681–1736). Его политико-правовые взгляды были изложены в сле- дующих произведениях: «Правда о воле монаршьей», «Слово о вла- сти и чести царской». Его деятельность сыграла большую роль в ус- тановлении государственного контроля за Русской православной цер- ковью и ее окончательном подчинении самодержавному государству
    1
    Взгляды Феофана Прокоповича решали важнейшие практические задачи слома сопротивления петровским преобразованиям со стороны консервативной части православного духовенства. Заслуга Феофана
    Прокоповича заключалась в создании цельной теории государства и пра- ва с использованием причинно-следственных связей и достижений евро- пейской правовой мысли в виде концепций естественных прав и общест- венного договора. Источниками его учения являлась договорная теория происхождения государства, изложенная в работах английского филосо- фа Томаса Гоббса и догматика Русской православной церкви. В вопросе происхождения государства Феофан Прокопович разделял идею фран- цузских просветителей о пребывании людей в древности в состоянии
    «войны всех против всех» и считал, что естественное состояние людей проявлялось в следовании страстям. Конфликты между людьми по пово- ду реализации своих естественных прав привели людей к необходимости создания государства как механизма поддержания порядка.
    Особенностью взглядов Прокоповича стала мысль о том, что на- род не частично, как у французских просветителей, а полностью отка- зался от своего суверенитета и вручил всю полноту власти над собой государственным органам власти. Среди всех форм государственного правления именно народ выбрал абсолютную власть наследственного правителя – монархию, так как республиканская форма государствен- ного правления не способствует укреплению порядка. В условиях госу- дарств с республиканским устройством борьба партий и группировок за личное благо в ущерб общему благу не способствует объединению
    1
    Прокопович Ф. Избранные труды. М.: Росспэн, 2010. С. 136–154, 328–383.

    180 общества и порождает вражду. При этом Феофан Прокопович призна- вал пригодность республиканского устройства для государств с не- большим количеством населения. Идеальной же формой правления он признавал монархию абсолютную, так как конституционный монарх связан обстоятельствами и его свержение может вернуть общество к природному состоянию страстей. Государственная власть в виде аб- солютной монархии обладает громадным количеством достоинств:
    1) объединяет людей; 2) эффективно защищает людей от внешней уг- розы; 3) способствует выдвижению во власть специально подготовлен- ного человека, бывшего до вступления на трон наследником престола;
    4) защищена от непредвиденных обстоятельств. В своем сочинении
    «О престолонаследии» (1723 г.) Феофан Прокопович обосновывает идею о праве монарха определять себе наследника престола не по принципу первородства, а по личным и деловым качествам. Абсолют- ный монарх, по его мнению, не может иметь никаких ограничений, так как является «помазанником Божьим» и, как отец, заботящийся о детях, должен регулировать все стороны жизни своих подданных. Такой мо- нарх, по мнению философа, исполняет как Божий замысел, так и есте- ственные права подданных, служит народу, просвещает народ. На ос- новании этого Прокопович выводит идею о единстве государственной и церковной власти в лице российского императора. Глава государства мыслится им в качестве защитника и заступника веры православной.
    Православная церковь должна формировать в подданных высокую идею служения государю-императору, которого нельзя критиковать, так как абсолютный самодержавный государь «есть Бог».
    Таким образом, абсолютистско-монархическая концепция Феофа- на Прокоповича сыграла огромную роль в утверждении самой идеи необходимости самодержавной формы государственного правления в
    России. В условиях же дворцовых переворотов в постпетровской Рос- сии, когда на российском престоле за период 1725–1740 годов смени- лось три монарха – Екатерина I (1725–1727), Петр II (1727–1730), Анна
    Иоанновна (1730–1740), и борьбы дворянских группировок за власть, активная политическая позиция Феофана Прокоповича сыграла боль- шую роль в стабилизации политической системы империи, сохранении самодержавной монархии как основы консолидации российского об- щества, и осознании недопустимости олигархической формы правле- ния, раздираемой «низменными и дикими страстями»
    1
    . С другой сто- роны, эпоха дворцовых переворотов, выражающаяся в частой смене монархов на российском престоле и создающая угрозу стабильности
    1
    Прокопович Ф. Избранные труды. М.: Росспэн, 2010. С. 558–573.

    181 российского общества, и осознание необходимости ограничения власти абсолютного монарха, не подготовленного к управлению государством, стали условиями для формирования первых проектов ограничения аб-
    солютной монархии представительным органом.
    Первым основоположником концепции ограничения монархии
    в России был выдающийся государственный деятель, историк и публи- цист России ХVIII века Василий Никитьевич Татищев (1686–1750).
    В своем труде «Рассуждения шляхетства российского о правлении го- сударственном» автор один из первых высказал идею о необходимости ограничения монархии представительным органом, исходя из несовер- шенства самой персоны императора или императрицы
    1
    . Появлению такой концепции способствовало как воцарение монархов, не подго- товленных к управлению государством, – Екатерины I и Петра II, так и монархов, не обладающих познаниями в области законотворчества, –
    Анны Иоанновны. Критика абсолютной монархии была связана с кри- тикой недостатков человеческой личности самодержавного правителя и стремлением нейтрализовать деятельность несовершенного монарха совершенным коллегиальным органом – правительствующим сенатом, который должен был, по мнению В.Н. Татищева, состоять из особо подготовленных для государственной деятельности сподвижников мо- нарха, обладающих знаниями, опытом управления.
    Таким образом, проект В.Н. Татищева предполагал требования к законодателям: 1) наличие опыта управления; 2) необходимость об- суждения законопроектов, которые должны выражать «общее благо», то есть обобщать интересы всех лично свободных слоев российского общества. Условием же соблюдения законности, с его точки зрения, должен быть высокий уровень правовой грамотности законодателей и необходимость просвещения подданных российского монарха, в чем виделось противодействие «свирепству правителей и тираническому правлению». Эти недостатки он видел во временщиках, от которых государство «много бед терпит». Спасением от таких временщиков должно быть воцарение просвещенного монарха, подготовленного к государственной деятельности, избрание которого «должно быть согласием всех подданных», что возможно только в абсолютной мо- нархии. Именно поэтому идея представительного правления в работе
    Татищева не только не противоречит идее абсолютного правления, но дополняет ее.
    Впервые в России в работе Татищева «Рассуждения собравшего- ся шляхетства российского о правлении государственном» содержа-
    1
    Татищев В.Н. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 2010. С. 178–187.

    182 лись идеи о представительной форме государственного правления, совмещенной с идеей русского абсолютизма. Данные идеи получили поддержку у представителей российского дворянства, выступившего против установления в 1730 году олигархического правления крупной аристократии, выступившей за полное ограничение власти императ- рицы Анны Иоанновны кондициями (условиями). Особое значение в работе В.Н. Татищева «Краткие экономические до деревни следую- щие записки» (1742 г.) было уделено необходимости изменения кре- постного права, которое противоречит самой концепции естествен- ных прав человека, но по той причине, что идея отмены крепостного права не согласуется с «правлением монаршьим», отменять крепост- ное право нельзя, так как это, по мнению философа, породит «смяте- ния, распри и коварство». Выходом из этого противоречия Татищев считал регламентацию попечительских функций помещиков по от- ношению к крестьянам, в чем можно видеть попытку автора обосно- вать необходимость смягчения крепостного права.
    В ХVII – первой половине ХVIII века были сформулированы
    этатистские политико-правовые концепции российского самодер- жавия, которые как соответствовали объективным потребностям страны в решении важнейших геополитических задач, так и отражали политические предпочтения российского дворянства, заинтересован- ного в этот период в укреплении самодержавия как политико- правовой системы. Учения Симеона Полоцкого, Юрия Крижанича,
    Афанасия Ордин-Нащокина, Ивана Посошкова, Феофана Прокопови- ча и Василия Татищева отличает приверженность идее сильной госу- дарственной власти, соединенной с европейскими концепциями есте- ственных прав и общественного договора.
    Выражением применения концепций естественных прав и обще- ственного договора к самодержавной политико-правовой системе
    России становится во второй половине ХVIII века идеология русского
    просвещения – совокупность представлений российской аристокра-
    тии о государстве, праве, признающих необходимость установления
    равенства людей перед законом, повышение правовой грамотности
    граждан, соблюдения законов при сохранении самодержавного госу-
    дарственного правления в России
    1
    . Причины перехода к таким поли-
    1
    Моряков В.И. Русское просветительство второй половины ХVIII века
    (Из истории общественно-политической мысли России). М.: Издательство МГУ,
    1994. С. 39–88; Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России // Абсо- лютизм в России (ХVIII–ХIХ веков): сборник статей к 70-летию со дня рож- дения и 45-летию научной и педагогической деятельности Б.Б. Кафенгауза.
    М.: Наука, 1964. С. 428–460.

    183 тико-правовым ценностям в России были связаны: 1) со стремлением российского дворянства сохранить свои феодально-аристократичес- кие порядки (самодержавие, крепостное право, дворянские привиле- гии) в условиях острых социальных конфликтов в российском обще- стве, выразившихся в Крестьянской войне 1773–1775 годов; 2)стрем- лением российского дворянства противодействовать идеям радикаль- ного революционного обновления общества, ставших ценностями
    Великой французской революции 1789–1794 годов; 3) необходимо- стью укрепления русского самодержавия императрицы Екатерины II, длительное царствование (1762–1796) которой стало эпохой полити- ческой стабилизации Российской империи.
    В условиях дворцовых переворотов 1725–1762 годов, частой смены монархов на престоле, незаконного воцарения режим императ- рицы Екатерины II нуждался в идеологическом обосновании и лега- лизации. Источниками идеологической концепции русского просве- щения становились политико-правовые взгляды французских просве- тителей – Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, Д. Дидро и Ш.М. Монтескье и воз- зрения российской императрицы Екатерины II на государство, право, политику и власть, изложенные в «Наказе Уложенной комиссии по составлению уложения». Основными политико-правовыми взгля- дами Екатерины II являлись представления: 1) о необходимости уста- новить справедливые законы в интересах всех подданных и требовать их соблюдения; 2) просвещенном характере деятельности государя, который должен просвещать и образовывать своих подданных и стать для последних моральным идеалом; 3) достижении общего блага всех подданных империи на основе исправления всех пороков человека и общества; 4) объяснении всех недостатков человека и общества низ- ким уровнем образования и воспитания
    1
    Таким образом, в соответствии с теорией просвещенного абсо- лютизма объяснялась необходимость сохранения самодержавия как
    системы устройства государственного управления, максимально
    способствующей просвещению, образованию и воспитанию поддан-
    ных и крепостного права как системы попечения крестьян, нуждаю-
    щихся в просвещении, образовании и воспитании со стороны поме-
    щиков. Одним из способов достижения задач просветительской идео- логии становилась организация справедливых для всего общества
    1
    Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России // Абсолютизм в Рос- сии (ХVIII–ХIХ веков): сборник статей к 70-летию со дня рождения и 45- летию научной и педагогической деятельности Б.Б. Кафенгауза. М.: Наука,
    1964. С. 428–460.

    184 законов, для чего по представительному признаку и была созвана
    Уложенная комиссия для составления нового уложения (свода зако- нов) 1767–1768 годов, ставшая ареной для столкновения разнообраз- ных взглядов на государство, право и политические отношения в рос- сийском обществе.
    Одним из активных участников Уложенной комиссии 1767–1768 годов, внесших свой вклад в разработку государственно-правовых про- блем, стал профессор права Московского университета
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30


    написать администратору сайта