Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
9.2. Политико-правовые учения ислама В условиях запоздалых темпов развития товарно-денежных отно- шений по причине огромного количества населения и длительного пребывания территорий, населенных арабами, в состоянии колониаль- ной зависимости от Османской империи и европейских государств на протяжении столетий сохранялось влияние многих обычаев и тра- диций в виде земледельческих общин с присущими им особенностями: круговой порукой, применением обычного права. Именно поэтому процесс формирования арабской государственности был связан с ростом имущественной дифференциации населения, отделением ре- месла и торговли от сельского хозяйства и ростом городского и ремес- ленного населения в регионе Аравийского полуострова. Становление и укрепление арабской государственности происходило в виде халифа- та – формы государственного устройства, где правитель – халиф полу- чал не только светскую, но и религиозную власть. Обычаи и традиции земледельческих общин в условиях дальнейшей дифференциации ара- бов не могли быть общей политической системой ценностей, сплачи- вающей арабское общество. Эти обстоятельства и обусловили доста- точно широкое распространение ислама, оказавшего огромное сплачи- вающее воздействие на население Аравийского полуострова. Ислам в качестве политической идеологии сплотил огромное ко- личество населения полуострова по той причине, что исходил из мо- нотеизма – веры в единого Бога – Аллаха. Как политическая идеоло- гия ислам предлагал своим последователям не только религиозную, но и политическую систему ценностей, основанную на учении о ха- лифате – власти наместника и представителя Аллаха на земле, в руках 249 которого и концентрируется вся светская и религиозная власть. Об- щество же понималось в качестве религиозной общины уммы, власт- вовать в которой должен был халиф. По вопросу о власти уже в эпо- ху средневековья в исламе появилось несколько направлений, по раз- ному представлявших себе источник и природу власти халифа. Одним из распространенных направлений ислама является суннизм (сунни- ты), сформулировавший классическое учение о халифе – наместнике Аллаха, избираемом родоплеменной знатью племени города Мекки (курейшитами) и обладающем безграничной религиозной и светской властью 1 . Суннизм является одним из наибольших по числу сторон- ников направлений ислама, так как представления о государстве (ха- лифате) основываются на родовых и племенных традициях догосу- дарственного (дохалифатского) периода жизни арабских племен Ара- вийского полуострова. В результате острой политической борьбы за власть в Арабском халифате в VII веке и роста популярности ислама как религиозной конфессии, среди населения других городов Аравийского полуостро- ва, возникло еще одно направление ислама – шииты, выступающие за модернизацию ортодоксальной теории халифата. Шииты выступа- ли за политическую теорию воплощения имамата. Имамат, по мыс- ли представителей шиитского направления ислама, форма верховной власти, при которой земледельческая аристократия и старейшины – курейшиты не имели никакого доступа к избранию имама, да и вооб- ще избрание имама не должно было зависеть от пристрастий людей. Имамы, по мнению шиитов, должны были избираться только из по- томков пророка Мухаммеда. Указанные течения ислама объединяет общая правовая концепция. Поведение людей, в соответствии со священной книгой мусульман – Кораном, должно определяться законами шариата – комплексом особых морально-этических предписаний, которые не только должны регулировать деятельность правоверных мусульман, но и способство- вать формированию исламского правового сознания. Фард – обяза- тельные поступки для каждого мусульманина, за неисполнение кото- рых мусульманин считается нечистивцем. Основными поступками правоверных мусульман являются: вера в могущество Аллаха, знание всех ритуалов, забота о младших и немощных. Огромное воздействие на изучение и процесс применения законов шариата имеют мизхабы – 1 См.: Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х – начало 80-х годов ХХ века). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. С. 17–34. 250 особые школы (направления) мусульманского права, занимающиеся трактовкой и применением законов шариата. Между этими научными направлениями, изучающими законы шариата, существует совершен- но разное понимание источников права и способов применения свя- щенных текстов. Ханифитство – особое направление в изучении ис- лама и применении норм шариата, выступающее за реализацию в су- дах вердиктов авторитетов исламской церкви – выдающихся ислам- ских богословов 1 . Маликитстство – другое направление (мизхаб) в исламе, выступающее за применение в судах простых суждений му- сульманских священников. Кроме того, существуют более малочис- ленные по числу сторонников – шафиитский, ханбалитский и зака- ритский мизхабы (направления в исламе) 2 Огромное воздействие на формирование политико-правовой мысли Арабского Востока оказала научная деятельность средневеко- вых исламских богословов – персидского ученого и философа Ави- ценны (Ибн Сины) (980–1037) и арабского ученого и философа Ибн- Халдуна (1332–1406). В трудах этих ученых арабского средневековья были заложены идеи построения сильной власти халифа, заботящего- ся о развитии ремесла, торговли и всех видов хозяйственной деятель- ности. Основным критерием стабильности и величия власти халифа, по мнению этих ученых, является стимулирование производства, посредством снижения расходов на содержание бюрократического аппарата. В развитии государства арабский ученый Ибн-Халдун вы- делил и несколько форм правления, причем идеальной формой правления являлась политическая монархия, которая способствовала эффективному общению между людьми и основывалась на учете ин- тереса подданных халифата, выраженных в развитии и стимулирова- ния всех форм хозяйственной и экономической деятельности. Таким образом, особенностями исламских политико-правовых учений становилась разработка не только теоретических моделей го- сударственно-правового развития, но и практических рекомендаций по осуществлению власти арабских халифов. Следующим этапом в развитии исламских политико-правовых концепций становилось новое время, когда на Ближнем Востоке Ос- 1 См.: Прозоров С.М. Шиитская доктрина верховной власти // Ислам: рели- гия, общество, государство. М., 1984. С. 204–211; Грязевич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 161–175. 2 См.: Шабанов Ф.Ш., Алиев Р.Я. Некоторые положения ханифитской юрис- пруденции // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. С. 160–172. 251 манская (Оттоманская) империя вобрала в себя большинство терри- торий Аравийского полуострова и Северной Африки – территорий с наличием арабского мусульманского населения и усилением вмеша- тельства европейских государств (Великобритании, Франции, Герма- нии) в перераспределение колониальных владений на Ближнем Вос- токе и в Северной Африке. Главной задачей арабского общества стала борьба за обретение государственной независимости и за упрочение государственной независимости в ХIХ–ХХ веках. С другой стороны, именно в эпоху нового времени наметились противоречия между официально провозглашенными мусульмански- ми политическими ценностями справедливости и имущественным неравенством основной массы крестьянского (феллахского) населе- ния и элиты арабского общества, находящейся на службе османских и европейских завоевателей. Все это стало одной из важнейших причин реформирования традиционных исламских норм. Ислам становился идеологией и практикой сопротивления и утверждения арабской са- моидентичности в условиях борьбы за независимость и обретение собственной государственности. Ислам становился воинственным, что нашло свое отражение в становлении современных направлений ислама, выступающих в условиях недовольства резкой имущественной дифференциацией арабов и стремления добиться независимости от Османской импе- рии за возвращение к «чистому» первоначальному исламу. Это на- правление современного ислама получило название ваххабизм, на- званное так по имени основателя Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба. Это движение, возникнув в XVIII веке, выступало за имуществен- ное равенство в мусульманской общине, единство всех мусульман, объединенных в «мусульманскую нацию», отказ от нововведений в исламе, что выражалось в признании авторитетных суждений исламских богословов древности в качестве основы для судебных решений. В целом большинство последователей ваххабизма как мусуль- манской националистической идеологии считают себя последовате- лями суннизма. Во второй половине ХХ века среди мусульман СССР и современной России началось распространение ваххабизма с четко выраженной террористической и экстремистской направленностью. Это проявилось в религиозной нетерпимости ваххабитов к носителям других религиозных культов и призыве к насилию и неприятию лю- бой власти, проистекающей не из норм шариата, и джихаду, который стал пониматься в качестве борьбы с «неверными» и способа уста- новления законно шариата. 252 Другим направлением политико-правовых учений современно- го ислама стал исламский фундаментализм 1 . Его зарождение прихо- дится на начало ХХ века, когда в значительной степени усилилось противоборство европейских государств за доминирование в районе Ближнего Востока, усилившееся в связи с ослаблением и распадом Османской империи в начале 20-х годов ХХ века, с другой стороны, еще одной причиной формирования исламского фундаментализма стало нарастание негативной реакции арабов на европейскую глоба- лизацию и одностороннее навязывание западной либерально-демо- кратической идеологии. Основными политическими идеями исламского фундаментализ- ма стали: использование Корана в качестве основного закона, а зако- нов шариата в качестве норм, регулирующих деятельность человека, жесткая критика действий светских политиков, не выполняющих му- сульманских предписаний, построение «исламского государства». Особое политическое звучание исламский фундаментализм по- лучил в условиях арабо-израильского конфликта 1967 года, когда арабам, потерпевшим поражение в войне с Израилем, потребовались идеи религиозного объединения вокруг ценностей ислама. Идеи ис- ламского фундаментализма стали официальной идеологией в Иране после революции 1979 года 2 . Основной политико-правовой концеп- цией исламского фундаментализма остается учение об исламском го- сударстве. Это учение исходит из следующих принципов: объедине- ние в одно государство мусульманских народов Ближнего Востока, которые должны жить по законам шариата, все мусульмане едины в стремлении сохранить свои религиозные традиции. Концепция «ис- ламского государств» подразумевает выделение следующих форм: султанат – государство с монархической властью, передающейся по наследству, эмират – государство с властью выборного мусульманами эмира, пользующегося авторитетом в религиозных вопросах, ислам- ская республика – разновидность исламской модели государства с выборными мусульманами государственными чиновниками, реали- зующими законы шариата в общественных отношениях. 1 См.: Ионова А.И. Традиционализм: значение и тенденции преломления в мусульманском реформаторстве и национализме // Ислам и проблемы нацио- нализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1986; Огане- сян Н.О. Активизация ислама: характер, специфика и последствия // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1986. С. 7–47. 2 Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 14–15. 253 Все эти классические модели исламского государства подверга- ются на современном этапе модернизации через реформирование ор- тодоксальной исламской политико-правовой идеологии. Причины модернизации традиционных исламских политических ценностей бы- ли связаны со стремлением исламского духовенства на Ближнем Вос- токе обеспечить сохранение своей территориальной независимости в условиях обострения международных противоречий холодной войны во второй половине ХХ века и воспользоваться технологической по- мощью СССР. Эта трансформация исламской политико-правовой концепции на- шла свое отражение в следующих формах: концепция исламского со- циализма и концепция арабского социализма. Первой попыткой модер- низации политико-правового учения ислама стала теория арабского социализма. Его возникновение приходится на 1940–1960-е годы, когда в ряде Арабских государств: Египте, Сирии и Ливии – на волне проти- водействия колониальной политике США, Великобритании и Франции, направленной на подчинение ресурсов этих арабских государств, и обострения внутренних социальных противоречий, с которыми коро- левские проамериканские режимы справиться не могли, возникли по- литические силы, ориентированные на установление тесных отноше- ний с СССР и принятие советской военно-технологической помощи. Это были политические режимы египетского президента Гамаль Аб- дель Насерa (1918–1970) и вождя Ливийской революции Муаммара Каддафи (1969–2011). Основными ценностями «арабского социализма» стала пропа- ганда идеологического родства ислама и советского социализма, про- тивопоставление западным ценностям буржуазной демократии идей традиционализма, коллективизма и обобществленных средств произ- водства (практическое воплощение – национализация Суэцкого ка- нала режимом Насера в Египте 1956 г.) 1 . Социалистические ценно- сти коллективизма и национализации средств производства стано- вились, по мнению теоретиков арабского социализма, основой «са- моусиления» и укрепления своей независимости. Традиционализм арабского социализма проявлялся в сохранении исламской религи- озности крестьянского населения и стремлении его идеологов игно- рировать классовую борьбу и классовые различия арабского населе- ния , а также представление об обществе как о единой семье – общине верующих (умме). 1 См.: Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный пери- од. М., 1999. С. 155. 254 Другой формой современных политико-правовых идей ислама стала концепция «исламского социализма», под которой понималось идея объединения всех мусульман в единое государство с обобществ- ленными средствами производства и коллективистскими ценностями. Основное отличие исламского социализма от арабского социализма заключается в том, что в первом случае идет речь об объединении арабов вокруг ценностей ислама. Во втором случае речь шла об объе- динении вокруг идеи объединения арабов в одно государство, что вы- ражалось в кратковременном периоде 1958–1971 годов – объединения Египта и Сирии в объединенное Арабское государство. Сама же кон- цепция арабского социализма к 1970 году выродилась в теорию араб- ского национализма. Причинами такой трансформации стали: 1) обо- стрение арабо-израильского конфликта в начале 1970-х годов и пора- жение арабской армии, ориентированной на СССР и страны Варшав- ского договора; 2) активное вмешательство США, направленное на ограничение сферы влияния СССР на Ближнем Востоке. Стремле- ние арабских государств бороться против Израиля и укрепить сувере- нитет стран арабского мира вызвало к жизни концепцию «арабского национализма», полностью отбросившего идею обобществления средств производства. Стремление арабских государств бороться про- тив Израиля и укрепить суверенитет стран арабского мира вызвало к жизни концепцию «арабского национализма», полностью отбро- сившего идею обобществления средств производства. 9.3. Политико-правовое учение М. Каддафи До последнего времени (до свержения режима М. Каддафи в Ли- вии в 2011 г.) проявлением концепции «арабского социализма» в арабском мире являлось учение о Джамахерии вождя Ливийской революции 1969 года Муаммара Каддафи. Для ливийской модели со- циализма были характерны следующие особенности: 1) критика теории буржуазной демократии и общечеловеческих ценностей; 2) стремление в условиях холодной войны 1940–1980-х годов обосновать некапитали- стический и несоциалистический путь развития арабских государств, используя и объединяя достоинства капиталистической и социалисти- ческой систем, который получил название «третий путь». В своем произведении «Зеленая книга» Каддафи попытался пред- ставить оригинальное политико-правовое учение, которое, по мысли ав- тора, должно было не только сплотить арабский мир в его борьбе за суверенитет и независимость, но и стать основой осмысления проблем 255 государства и права с точки зрения ислама в ХХI веке 1 . Первый том «Зе- леной книги» ливийского лидера был посвящен проблемам критики ев- ропейских политических ценностей и институтов парламента и парла- ментаризма. Эти «орудия управления, – как писал М. Каддафи, – борьба классов, партий, отдельных лиц и парламентов на деле не отражают ин- тересов народа» 2 . Существуют по той причине, что «народ не может со- браться вместе, чтобы изучать политические вопросы». По мнению Кад- даффи, идеальной формой правления является джамахерия – система подлинной народной демократии, в которой народ не опосредованно через своих избранников, а непосредственно реализует избирательное право и выражает свое волеизъявление. Инструментом подлинной демо- кратии, по мнению ливийского лидера, являлись народные конгрессы и народные комитеты с прямым избирательным правом граждан. Органи- зация народных конгрессов и народных комитетов должна происходить на низовых конгрессах и комитетах. Конгрессы граждан избирают адми- нистративные комитеты, занимающиеся управлением всеми отраслями народного хозяйства. Таким образом, как считал лидер Ливийской рево- люции, будет осуществлен контроль народа над своим правительством. Таким образом, сами трудящиеся будут создавать не только конгрессы, но и профсоюзные комитеты. Во главе всех конгрессов должен был на- ходиться Всеобщий народный конгресс, состоящий из представителей конгрессов и комитетов разного уровня. Правовая концепция ливийской джамахерии подразумевает фор- мирование законодательных норм на основе обычая и религии. Кон- ституция же не может быть источником права, так как опирается на нормы, часто противоречащие обычаям и религиозным нормам общества. Обычаи и религия общества – непреходящие ценности, ос- тающиеся неизменными в течение жизни многих поколений людей. Свою политико-правовую теорию лидер Ливийской революции пы- тался воплощать на практике. В Ливии была проведена национализа- ция собственности Италии и итальянских физических лиц, была соз- дана комиссия по пересмотру всего законодательства Ливии в соот- ветствии с обычаями и традициями ливийского народа в виде законов шариата. Вместе с тем, политический режим Каддафи выступил и против исламских фундаменталистов, которые были обозначены в качестве угрозы джамахерии (власти народных масс). Кроме того, режим объявил и решительную борьбу любому западному влиянию, что выражалось в репрессиях против коммунистов и либералов. 1 См.: Каддафи М. Зеленая книга. М., 2000. С. 127. 2 Там же. С. 5–6. 256 Теория Каддафи была обозначена как основная идеология Ливии, претендующая на свой особый путь развития страны. Вместе с тем, теория Каддафи имела и ряд противоречий с практикой ее воплоще- ния: поддержка радикальных фундаменталистских течений в сосед- них государствах, отказ от четкого обозначения роли ислама внутри страны, ориентация на стандартные «орудия управления» – армию и политические организации, деятельность которых он подвергал унич- тожительной критике за отрыв от интересов широких народных масс. Таким образом, несмотря на модернизацию и реформирование исламской политико-правовой доктрины, ее ориентация на традицио- нализм и религиозность, коллективизм и особый путь развития в со- временном мире остаются неизменными. |