Главная страница
Навигация по странице:

  • Сунь-Ятсена (1866–1925)

  • Мао Дзедуна (1893–1975) и Дэн Сяопина (1904–1997)

  • Ден Сяопин (1904–1997)

  • Махатма Карамчанд Ганди (1869–1948)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница29 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
    9.4. Политико-правовые учения Китая и Индии
    в Новейшее время
    Огромное воздействие на формирование представлений о государ- стве, праве и политике на современном этапе оказала Китайская народ- ная республика (КНР), которая в ХХ веке явила собой пример переос- мысления ценностей европейского социализма и применение его поли- тико-правовой концепции в социально-экономических условиях Китая.
    Особенностями политико-правовой «концепции социализма с ки- тайской спецификой» стали: 1) возникновение в начале ХХ века на широкой основе политических сил и идеологических концепций, ориентированных на ликвидацию воздействия иностранных госу- дарств: США, Германии, Франции, Великобритании, России (СССР) – в систему управления и экономику страны. Эта особенность нашла свое выражение в отказе следовать принципу классовой борьбы в социальных отношениях и в оценке китайской революции и в сле- довании принципу китайского национализма. Под этим принципом понималась необходимость передачи власти на территории страны китайскому народу; 2) отсутствие общезначимой религиозной кон- фессии и длительное существование морально-этических норм в ка- честве регулятора общественных отношений. Это приводило к при- оритетности политических вопросов над правовыми проблемами и создавало необходимость в разработке единой теории национально- освободительного движения.
    Огромное воздействие на становление идей китайского национа- лизма, тесно связанных с идеей освободительного движения, оказало политико-правовое учение выдающегося теоретика и практика китай-

    257 ского освободительного движения Сунь-Ятсена (1866–1925)перво- го президента Китая в 1912–1913 годах и основателя национально- революционной партии политической партии освобождения Китая
    (Гоминьдан). Возникновение учения Сунь Ятсена происходило в весьма сложных и драматических условиях развития Китая конца
    ХIХ – начала ХХ века. Эти условия выражались в кризисе Циньской монархии в стране, не способной противостоять вторжению США,
    Германии, Великобритании, Франции и России во внутренние дела страны. Войны с Великобританией 1839–1842 годов, Францией 1857–
    1858, 1884–1885 годов, Японией в 1894–1895 годов и, наконец, реали- зация экономических интересов царской России на территории Мань- чжурии и северо-китайских провинций окончательно превратили страну в полуколониальную зависимую державу. Общее недовольст- во внутри страны вызывала и политика императрицы Цы Си, направ- ленная на подавление любых национально-освободительных движе- ний в стране (восстание ихэтуаней 1900 года). Наконец, настоящим бедствием становилось прямое военное вторжение Японии на терри- торию страны в начале ХХ века, в результате чего становление осво- бодительной идеологии приобретало ярко выраженный национали- стический характер и выражалось в требованиях: 1) свержения цинь- ской монархии Цы Си, «чужеродной» маньчжурской по происхожде- нию; 2) восстановить Китай; 3) создать федеративное устройство страны. Созданное «общество возрождения Китая» нуждалось не только в программе действий, но и в достижении социально- политических идеалов, которые были изложены Сунь Ятсеном в ра- боте 1906 года «Три народных принципа и будущее Китая»
    1
    .
    В данной работе Сунь Ятсен обозначил основные принципы ос- вобождения Китая: 1) «национализм», под которым понимался за- прет иностранцам захватывать государственную власть и передача власти китайцам; 2) «народовластие», под которым понимались ли- квидация бесправия китайцев и привлечение простого народа к на- циональной революции и возрождению Китая; 3) «народное благо- состояние», под которым понималось решение острой социальной проблемы бедности и повышения благосостояния китайцев. Эти принципы и стали идейной программой национально-освободи- тельного движения. На основании этих принципов Сунь Ятсенза- ложил и программу конституционного развития Китая, выражен- ную в учении о «конституции пяти властей». Кроме трех ветвей вла- сти: законодательной, исполнительной и судебной, стандартных
    1
    См.: Сунь Я. Избранные произведения. М., 1985.

    258 для концепции европейского либерализма, Сунь Ятсенвыделял эк- заменационную и контрольную власти. Эти две ветви власти объе- диняет то, что они должны были осуществлять контроль над долж- ностными лицами. Экзаменационная власть, по мнению теоретика
    Китайского национально-освободительного движения, должна была организовывать проверку должностных лиц на предмет выявления степени соответствия занимаемой должности.
    Сунь Ятсен, предлагая введение экзаменационной ветви власти, подверг резкой критике американский демократический опыт, пола- гая, что «люди, обладающие даром красноречия, могут втираться в доверие гражданам, при этом не обладая даром управления и управ- ленческими способностями». Экзамены и должны были определять степень пригодности чиновника к исполнению профессиональных обязанностей. Ветвь власти экзаменационная и должна, по мнению
    Сунь Ятсена, включать в себя систему органов власти, проводящих испытания для чиновников и быть независимой от других ветвей вла- сти. Наконец, контрольная власть должна была осуществлять кон- троль над несением государственными чиновниками управленческих обязанностей и заниматься приведением в соответствие деятельности чиновников их служебным и профессиональным обязанностям и не допускать злоупотреблений чиновников. Причем в своей статье Сунь
    Ятсенпридал особый статус этим двум ветвям власти, выделив их самостоятельный статус, что обусловлено реальной политической обстановкой и кризисными явлениями циньского Китая – коррупци- ей, взяточничеством, превышением служебных полномочий импера- торского Китая. Учение Сунь Ятсена стало первым этапом в процес-
    се возникновения «концепции социализма с китайской спецификой»,
    являющегося официальной политико-правовой идеологией современ-
    ного Китая. Следующим этапом в процессе становление политико- правовой идеологии Китая стали политико-правовые идеи основателя
    Китайской Народной Республики (далее – КНР) – Мао Дзедуна
    (1893–1975) и Дэн Сяопина (1904–1997), внесших большой вклад в придание современного облика концепции «социализма с китайской спецификой».
    Формирование политико-правовых взглядов основателей совре- менной китайской государственности обусловлено условиями тяже- лейшей гражданской войны, которая началась в Китае после свержения
    Циньской монархии в результате Синьхайской революции, произо- шедшей в 1911 году. К власти в новом Китае устремилось огромное количество социально-политических сил: крестьянство, нарождающий- ся рабочий класс, мелкая и средняя буржуазия. На территории Китая

    259 началось воплощение различных альтернатив политического развития, начиная от генеральской диктатуры «северных милитаристов» в Пеки- не, заканчивая воплощением западных идей либерализма, выраженных в функционировании режима Чан Кайши. В этих условиях созданная
    Коммунистическая партия Китая (далее – КПК) воплощала одну из альтернатив социально-политического развития страны, перед которой вставала задача, опираясь на широкие слои населения, бороться за объ- единение страны.
    В этих условиях на территории Китая началось распространение политико-правовой революционной идеологии марксизма в виде кон- цепции маоизма – политической теории и практики строительства со- циализма в Китае. Он исходил из следующих специфических особен- ностей: 1) теория завоевания политической власти через создание
    «красных районов», контролируемых коммунистами и созданных для завоевания власти на территориях, идеологически чуждых КПК и об- ладающих буржуазным составом
    1
    ; 2) организация новодемократиче-
    ского конституционного правления, при котором большинство китай- ского народа «будут вершить делами». Под народом понимался и рабо- чий класс, и крестьянство, и мелкая буржуазия. Этот тезис противоре- чил классическому марксистскому подходу о пролетариате как единст- венном революционном классе. В своей работе «За новодемократиче- ское конституционное правление» Мао Дзедун писал о национально ориентированной буржуазии как классе-помощнике пролетариата и кре- стьянства
    2
    ; 3) совмещение коммунистических идей с идеей китаецен-
    тризма и концепцией «трех миров», выдвинутой основателем КНР
    в 1974 году. В соответствии с этой идеей считалось, что наряду с разви- тыми странами-агрессорами (США, СССР) существуют и слаборазвитые государства Азии, Африки и Латинской Америки, противостоящие аг- рессии сверхдержав (США, СССР, Великобритания и др.)
    3
    . Китаецен- тризм Мао Цзедуна выражался в признании за Китаем особого места –
    «центра мировой революции ХХ века»
    4
    . Эти политико-правовые воззре- ния позволили решить важные практические задачи объединения Китая под властью Коммунистической партии Китая, консолидации сторонни-
    1
    Мао ДзеДун. Почему в Китае может существовать красная власть? //
    Мао ДзеДун. Избранные произведения. М.: Издательство иностранной лите- ратуры, 1952. Т. 1. С. 97–114.
    2
    Мао Дзедун. Избранные произведения. М.: Издательство иностранной лите- ратуры, 1953. Т. 3. С. 327–342.
    3
    Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период.
    М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. С. 123.
    4
    Маоизм – идейный противник марксизма-ленинизма. М.: Правда, 1975. С. 12.

    260 ков китайских коммунистов в широких слоях населения и провозглаше- ние Китайской Народной Республики, где маоизм стал государственной идеологией. Воплощением этих политических идей стал конфликт с
    СССР и советской концепцией социализма и раскол в социалистическом лагере на сторонников советской и китайской модели социализма. Внут- ри страны, помимо неоспоримых достижений – индустриализации и усиления страны, воплощение маоизма приводило к росту революцион- ного террора и насилия, а также необоснованной шпиономании, воспри- нимаемых в качестве средств поддержания революционных настроений в китайском обществе.
    В условиях культурной революции – идеологических кампаний, проводимых для недопущения «реставрации капитализма в Китае»
    1966–1976 годов, политическая идея о «новодемократизме» и опоре на все слои общества была заменена идеей об усилении классовой борьбы. Воплощение маоизма приводило к массовым репрессиям, под которые мог подпасть абсолютно любой гражданин страны.
    Смерть Мао Дзедуна в 1976 году сделала возможным внесение изме- нений в маоизм как политическую теорию построения социализма в Китае. Вклад в модернизацию маоизма внес выдающийся теоретик и практик КНР – представитель второго поколения китайских руково- дителей Ден Сяопин (1904–1997), который стал теоретиком полити- ко-правовой идеи «социализма с китайской спецификой», являющей- ся государственной идеологией Китайской Народной Республики
    1
    Для этой идеи характерны следующие принципы:
    1) восприятие КНР и Коммунистической партии как надклассо- вой политической партии всего китайского народа, что выражалось в возвращении принципа «новодемократизма», состоящего в опоре партии не только на рабочий класс, крестьянство и буржуазию, но и на все слои китайского общества;
    2) ориентация на собственные силы в проведении экономической политики государства и учет реальности КНР при проведении любой политики в государстве, выражающейся в острых социальных проблемах полуторамиллиардного населения и в многоукладном характере эконо- мического развития. Дэн Сяопин говорил: «Необходимо соединять мар- ксизм – ленинизм с китайской действительностью и идти своим путем»
    2
    ;
    1
    Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / пер. с кит. М.: По- литиздат, 1988.
    2
    Дэн Сяопин. Как в революции, так и в строительстве надо идти своим пу- тем // Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / пер. с кит. М.:
    Политиздат. С. 105–107.

    261 3) проведение реформ в сельском хозяйстве, промышленности, вооруженных силах, науке и технике, подразумевавших укрепление социалистического пути развития, демократической диктатуры наро- да, коммунистической партии, распространение марксизма-ленинизма и учения Мао Дзедуна
    1
    ;
    4) отказ от революционных идеалов эпохи «культурной револю- ции» и оценки граждан через призму классового подхода.
    Политико-правовые идеи идеолога китайской модернизации конца
    ХХ века Ден Сяопина оказали воздействие на сохранение в стране со- циалистической системы в условиях нарастания кризисных явлений ми- ровой социалистической системы и распада СССР, чья модель социа- лизма на протяжении нескольких послевоенных десятилетий была дос- таточно влиятельной. С другой стороны, реформаторское учение Ден
    Сяопина остается по-прежнему основой современной политико-правовой
    идеологии КНР. Верность учению китайского социализма подтвердили решения ХVIII съезда Коммунистической партии Китая, состоявшегося в ноябре 2012 года. Учение социализма с китайской спецификой было наполнено еще и современным содержанием:
    1) построение к 2021 году (100-летний юбилей Коммунистиче- ской партии) среднезажиточного общества с высоким уровнем мате- риального достатка граждан КНР
    2
    ;
    2) сохранение власти в руках Коммунистической партии, кото- рая выражает интересы китайского народа – всех слоев общества, олицетворяет специфичный путь развития, – основы защиты интере- сов человека и социальной стабильности;
    3) осуществление принципа «коллективного руководства» ки- тайским обществом и плавный переход руководства страной от одно- го поколения руководителей к представителям следующих поколений руководителей КНР;
    4) стимулирование развития производства при обязательном ус- ловии – государственном регулировании производства.
    Все эти составляющие современной китайской политико-право- вой идеологии позволяют сделать вывод о стремлении КНР сохранить традиционализм в политической сфере жизни общества, который мыслится в качестве основы и стимула развития страны.
    1
    См.: Дэн Сяопин. Грандиозная цель и коренная политика модернизации в четырех областях // Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / пер. с кит. М.: Политиздат, 1988. С.83–89.
    2
    См.: Буров В.Г. Восемнадцатый съезд Китайской коммунистической партии и стратегия развития Китая // Новая и новейшая история. 2013. № 3. С. 23–42.

    262
    Не менее традиционалистской оставалась в ХХ веке и Индия, кото- рая вплоть до 1947 года оставалась британским доминионом. Британские колонизаторы проводили в Индии безжалостную колониальную полити- ку, выражавшуюся в расовой дискриминации индийцев и сохранении оскорбляющих человеческое достоинство социально-политических ус- ловий жизни индийцев. Англичане, подчинившие Индию, достаточно сильно отличались от всех завоевателей тем, что не только не приспо- сабливались к индийским обычаям и традициям, но и обладали правом экстерриториальности. Ост-индская кампания, которая в течение не- скольких столетий господствовала в торговле, контролировала весь ввоз и вывоз продукции из Индии. Британская торговая экспансия, направ- ленная на ввоз в Индийский доминион промышленной продукции, при- водила к разорению коренного индийского населения, которое оказыва- лось не в состоянии конкурировать с британскими товарами.
    Во второй половине ХIХ века в Индии вспыхивает восстание си- пайских полков, направленное на свержение колониального господства англичан. Восстание сипаев было жестоко подавлено, но британская ко- лониальная администрация пошла на упразднение ост-индской кампа- нии, сама же колония получила достаточно широкие права самоуправле- ния, что выразилось в закреплении за ней статуса доминиона и организа- ции индийской национальной организации – Индийского национального конгресса, ставшего организационной формой борьбы за обретение Ин- дией независимости. Большой вклад в разработку и пропаганду учения о независимости внес выдающийся теоретик индийского национального движения – Махатма Карамчанд Ганди (1869–1948), признаваемый до сих пор духовным лидером нации и последовательным борцом за един- ство индийского народа. Родившись в семье чиновника, Ганди получил индуистское образование, характерное для представителей его касты
    «вайшья». При посещении Великобритании Ганди увлекся политической философией, причем огромное воздействие на него оказала духовная нравственная позиция русского писателя Л.Н. Толстого.
    Таким образом, соединив традиционные ценности индуизма как религиозной конфессии с работами Л.Н. Толстого, Махатма Ганди создал самобытное индийское освободительное учение – гандизм.
    Религиозно-нравственные корни гандизма заключались в примене- нии моральных и религиозных норм индуизма к регулированию по- ведения людей, воспитании людей в нормах общинных обычаев и традиций, которые являются более стабильными способами регули- рования жизни людей, чем право и закон. Нравственные корни ган- дизма выражались в стремлении личности к нравственному усовер- шенствованию и самодисциплине.

    263
    В условиях английского колониального господства, как считал
    Ганди, колониальные британские власти стремятся нарушить нравст- венную гармонию и насадить несовершенный закон. Для борьбы с такой политикой английского колониализма М. Ганди выдвинул кон- цепцию «сатьяграхи» как теорию ненасильственного сопротивления колониальным властям. Она подразумевало пассивное сопротивление – отказ от активных методов вооруженной борьбы с колонизаторами, гражданское неповиновение – отказ от уплаты налогов, несотрудниче- ство с британскими властями. В результате такая деятельность, как считал Ганди, «превратит врага в единомышленника и укрепит дух борьбы за свободу». После достижения результатов борьбы Ганди предполагал достижение социально-политического идеала – распада государства как аппарата насилия, которое исчезнет по той причине, что никто ему подчиняться не будет.
    Идеал Ганди – безгосударственное самоуправляющееся и просве- щенное общество с высокой степенью нравственного совершенствова- ния людей. В отличие от многих идеалов, М. Ганди наметил этапы пе- рехода к такому обществу: 1) ненасильственное государство, 2) нена- сильственная демократия; 3) анарахия – безгосударственное само- управляющееся и просвещенное общество. Именно в таком обществе верховенство народной воли над государственными образованиями национального уровня и об объединении человечества во всемирную организацию свободных сообществ людей достигнет апогея в развитии.
    Таким образом, в работах М. Ганди был заложен индийский ва- риант социализма, когда демократические ценности наполняются реальным социальным и политическим содержанием. Общим у ки- тайской и индийской модели социализма является ориентация на обеспечение реальных политических прав граждан, обладающих высоким уровнем использования традиций и обычаев морально- нравственного характера.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта