Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
8.2. Политические идеи социал-демократии и неолиберализм ХХ – начала ХХI века: сущность, особенности Развитие советской модели социалистического строя после Вто- рой мировой войны, выразившееся в накоплении социально-эконо- мических и политических противоречий, стало постепенно приводить к дискредитации этой модели развития в Западной Европе и Америке. Провозглашенная в 20-х годах ХХ века в России диктатура пролета- риата обернулась формированием предельно централизованной моде- ли управления государством, отсутствием реального разделения вла- стей, нарушением прав и свобод человека и гражданина. Подавление демократических реформ в Венгрии 1956 года и в Чехословакии 1968 года были восприняты в странах западного мира как проявления деятельности советского тоталитарного государства. Вместе с тем, притягательными для западной общественности оставались социали- стические ценности: социальное страхование, право на труд, обеспе- чение равных возможностей доступа граждан к материальным ресур- сам, демократическая форма правления. Начался процесс переосмыс- ления социалистических ценностей в Западной Европе, приведший к формированию современных разновидностей социализма – демо- кратического и христианского, основой которого становились евро- пейские ценности политического развития: многопартийная система, состязательность и альтернативность выборов всех уровней власти и местного самоуправления, политическая демократия как форма прав- ления, совмещенные с требованием общественной собственности на средства производства. Политическая теория демократического социализма исходит из необходимости: – разработки государственных социальных программ, направ- ленных на борьбу с бедностью, и выступает в реализации таких про- грамм с позиций социальной справедливости; – отказа от революционной перспективы в процессе борьбы за воплощение социалистических идеалов; – участия в легальной партийно-парламентской и профсоюзной дея- тельности, которой уделяется важное место в процессе деятельности. У истоков демократического социализма в Западной Европе стояли: австрийский публицист Эдуард Бернштейн (1850–1932) и немецкий философ Карл Каутский (1854–1938), которые одни из первых подвергли учение Маркса Энгельса ревизии. В свои работах в начале ХХ века они выступили против диктатуры пролетариата, исходя из бурного технологического развития промышленности и 226 возникновения «среднего класса» в индустриальных сообществах начала ХХ века. Карл Каутский подверг критике идею кризиса капи- талистического общества и обострения классовой борьбы, исходя из фактов развития профсоюзного и легального рабочего движения. После Второй мировой войны политическая теория демократиче- ского социализма в условиях последствий разрушений становится популярной, набирая сторонников. Доказательством тому служил приход к власти в Великобритании в 1945 году Лейбористской партии Великобритании, возвестившей о необходимости реализации соци- альных программ и борьбы с бедностью. Влиятельной во Франции стала Социалистическая партия, которая заявила о своей привержен- ности программе демократического социализма. Под воздействием демократического социализма во второй половине ХХ века произо- шел процесс стремительной модернизации традиционной для Европы христианской религиозной концепции. Начался процесс распростра- нения христианского социализма во второй половине ХХ века, когда под воздействием развития производственных технологий и науки в европейских государствах начался процесс секуляризации – высво- бождения общества из-под влияния церкви. Римско-католическая церковь и протестантские церкви Европы вставали перед необходи- мостью привлечения верующих. С другой стороны, дискредитация советской модели социализма в европейском обществе вызывала стремление подвести под социалистические ценности морально- этические нормы христианства. Основоположником политико-правовой концепции христианско- го социализма был выдающийся английский политолог, теоретик Лейбористской партии Гарольд Ласки. В его работе «Грамматика по- литики» были вскрыты основные программные установки христиан- ского социализма в виде: – отказа от идей революционного обновления общества и их за- мена идеей христианского морально-нравственного совершенствова- ния человека и общества в целом; – использования христианских заповедей в качестве основы по- ведения человека в обществе. Демократическая и христианская модели социализма имеют дос- таточно много общих черт развития, выражавшихся в приверженно- сти идеям: – парламентаризма, под которым понимаются ориентация на ле- гальные способы борьбы за воплощение социалистических идеалов че- рез участие в выборах и получение на них большинства голосов избира- телей, законотворческая деятельность в интересах избирателей; 227 – политического плюрализма, под которым понимаетсямно- жественность политических идеологий и политических сил, борю- щихся за места в парламенте. В программной декларации Социа- листического интернационала 1951 года говорится: «Социализм не является международным движением, которое не требует от нас строгого единообразия взглядов, независимо от принципов… все стремятся к социальной справедливости, лучшей жизни, свободе и миру во всем мире» 1 ; – социального законодательства, под которым понимаетсяраз- работка государством программ по борьбе с бедностью и поддержке нуждающихся слоев населения. Все это, по мысли сторонников де- мократического социализма, должно сочетаться с всесторонней кри- тикой советской модели социализма как деспотичной и диктатор- ской. Вместе с тем, христианская модель социализма обладает ярко выраженными особенностями: убежденностью в том, что «социа- лизм вырос из христианства», а учение христианства имеет много точек соприкосновения с социализмом. Многие сторонники христи- анского социализма выступают за усиление нравственных начал в капиталистических отношениях 2 Одной из влиятельных политических партий христианского со- циализма является Христианско-демократический союз современ- ной Германии. Политические концепции европейского социализма нашли свое законченное выражение в идеологии солидаризма и ин- ституционализма. Эти политико-правовые идеологии, зародившись в первой половине ХХ века в трудах французского социолога Леона Дюги, внесли свой вклад в критику основополагающего тезиса мар- ксизма о классовой борьбе. Один из первых в истории современной социалистической мысли Л. Дюги в работе «О конституционном праве» пытался рассматривать обществ как систему, в которой каж- дый класс общества не просто необходим, но и несет в себе ряд функций. Классы в обществе взаимодействуют между собой и соли- даризируются, решая важнейшие задачи для общества. Право в этих солидарных связях имеет надклассовый характер и позволяет при- мирить классовые противоречия. Таким образом, Л. Дюги попытался обосновать правовую теорию солидаризма особой ролью права в сглаживании конфликтов и недо- пущения насилия. По вопросу о роли государства он придерживался идеи о том, что государство не должно вмешиваться в экономические 1 Что такое «демократический социализм»? М.: Политиздат, 1978. С. 18. 2 См. там же. С. 151–153. 228 отношения и частную собственность граждан, так как последние сами могут регулировать между собой отношения. Государство должно быть децентрализовано и служить интересам общества. Для государства должен быть характерен корпоративный характер, по мнению Л. Дюги, что означало подчинение государства обществу и учет интересов всех слоев общества. Логическим продолжением теории солидаризма стала теория ин- ституционализма, разработанная французским ученым Морисом в работе «Принципы публичного права». В своей теории он исходил из понимания общества, состоящего из коллективов. По мере разви- тия коллективов людей, по мнению ученого, для удовлетворения раз- нообразных потребностей возникают институты. Сами институты также объединяются и создают более или менее стабильные социаль- ные институты – нации и государства. Все элементы общества, выра- женные в общественных институтах, создают социальную стабиль- ность и гармонию в любом обществе. Государство должно быть рав- ноудалено от социальных институтов, поддерживая в обществе об- становку социальной гармонии. Таким образом, взгляды Леона Дюги и Мориса Ориу внесли большой вклад в критику основных постулатов марксистской поли- тической и правовой теории, освободив социал-демократические политико-правовые концепции от влияния марксистского учения о государстве и праве, а также в дискредитацию советской модели социализма. В этих условиях особое значение приобретают политико- правовые идеи неолиберализма. В условиях восстановления экономик стран Западной Европы и дискредитации советской модели социа- лизма развитие получила либеральная политическая и правовая мысль. Наиболее распространенной концепцией неолиберализм стал с начала 30-х годов ХХ века, когда возникла потребность выхода из первого мирового экономического кризиса. Стандартные схемы либерализма и приоритета рыночной экономики не способствовали разрешению экономических противоречий. Возникала настоятельная потребность в рамках неолиберальных подходов пересмотреть функ- ции государства в новых условиях, что было достигнуто в работах выдающегося британского экономиста Джона Кейнса. Он исходил из того факта, что государство и его правовое регулирование соци- альной сферы позволит не только преодолеть последствия безработи- цы, но и стабилизирует положение основных субъектов рынка. Дан- ные мероприятия государства должны были реализовать программу создания «государства всеобщего благоденствия» через формирова- 229 ние смешанной экономики с элементами государственного регулиро- вания. Сторонники «теории всеобщего благоденствия», в отличие от сторонников социализма, отказывают в необходимости противо- действовать политике государства и выступают за повышение жиз- ненного уровня граждан, что, по мнению неолибералов, сводит на нет необходимость борьбы с государством. Неолиберализм становится государственной идеологией в ряде государств Западной Европы вто- рой половины ХХ века, членов Европейского союза, выступая за цен- ности плюралистической демократии, правового и социального госу- дарства, создающего своим гражданам равные возможности в пользо- вании гражданскими правами. Масштабным изменениям подверглась и традиционная для Европы консервативная мысль. В условиях холодной войны и противостояния с СССР в США и в Великобритании возникает неоконсервативная поли- тико-правовая идеология. Она исходила из следующих идей: – поддержание военно-политической мощи государства на меж- дународной арене за счет усиления расходов на военно-промышлен- ный комплекс; – отказ от реализации социальных программ. Данная идеология имела и политических последователей в виде президента США Р. Рейгана и премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, установивших в своих странах режим строжайшей бюд- жетной экономии средств, выделяемых на реализацию социальных программ. Основы неоконсервативной мысли были заложены в начале ХХ века 1 . Одной из самых влиятельных неоконсервативных теорий была теория элит, разработанная итальянскими учеными Моска Га- этано (1858–1941) и Парето Вильфредо (1848–1923). В основе дан- ной теории лежала идея о неспособности простых граждан управ- лять обществом и государством. По мнению сторонников этой поли- тико-правовой теории, все общество делится на две большие груп- пы: большинство управляемых – подвластное большинство и мень- шинство управляющих. Любое общество, по их мнению, состоит из этих больших групп, и переход из одной группы в другую они счи- тали действием неразумным. Политическая элита общества управля- ет обществом и поддерживает порядок и законность, а остальные управляемые должны были подчиняться меньшинству. В этом дан- ные итальянские ученые и видели порядок и социальный мир, яв- ляющийся основой стабильности любого общества. Появление гос- 1 См.: Гарбузов В.Н. Революция Рональда Рейгана. М.: Наука, 2008. 230 подствующего управляющего меньшинства связано с особыми де- ловыми и волевыми качествами его представителей. Ослабление любого государства и его распад они объясняли потерей активности и моральным разложением элиты общества – управляющего мень- шинства. Моральное разложение элиты они считали причиной всех революций и государственных переворотов, ориентированных на смену элит, находящихся у власти. Теория Моска и Парето доста- точно негативно оценивала политическую демократию и политиче- ский плюрализм, считая его иллюзией, создаваемой управляющим меньшинством для поддержания своего господства над управляе- мым большинством – основной частью граждан государства. Правовая концепция теории элит Моска исходила из того, что созданием, принятием и реализацией закона должны заниматься представители меньшинства, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками. Все же остальные – управляемое большинство, должны только подчиняться принятым законам и выступать за поли- тическую и социальную стабильность в обществе. Формирование и развитие теории элит и бюрократии отразило послевоенный этап перехода к модели постиндустриального обще- ства, где ведущее место должны были занять профессиональные управленцы – менеджеры, обладающие информацией о качестве управляемых процессов и превратившиеся в так называемый «сред- ний класс» европейского и североамериканского общества. Этот слой населения и был заинтересован в разработке теорий социаль- ной стабильности и политической демократии. Поэтому в 1960-х годах в западной политической и правовой науке возникают новые направления в виде политической транзитологии – совокупности политических и правовых концепций о переходе политических и правовых систем от низшего уровня развития к высшему. Проблема эта становится особо актуальной на Западе в связи с появлением огромного количества развивающихся государств в Азии, Африке и Латинской Америки и необходимостью политической элиты стран Европы и США удерживать экономическое и финансовое господ- ство в ключевых регионах земного шара. Американский политолог Уолт Ростоу (1916–2003) в работе «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960) не только дал определение основных периодов в истории чело- вечества, но и внес огромный вклад в развитие транзитологии, научно аргументировав принципы и критерии перехода общества от одной стадии развития к другой. Основным критерием перехода общества от одной стадии к более высокому этапу развития Ростоу считал раз- 231 витие технологий производства материальных благ, смену форм про- изводственной деятельности, где занята основная часть населения данной стадии развития общества. Высшим этапом развития общест- ва У. Ростоу считал «эру высокого потребления», где товары потреб- ления становятся основным сектором экономики, а ценность приоб- ретает информация, средства массовой информации. Принципы и ме- ханизмы перехода к этой высокой стадии развития общества провоз- глашались одинаковыми для всех цивилизаций и народов на земле. Для того чтобы перейти к этой стадии цивилизации, должны пройти следующие этапы: – традиционное общество, для которого характерны простейшие сельскохозяйственные технологии, сословная структура общества и господство аристократии; – переходное общество – эпоха зарождения предприниматель- ской и банковской активности; – стадия сдвига, для которой была характерна индустриальная революция и формирование промышленных технологий, формирова- ние классовой структуры; – стадия зрелости – время так называемой «первой волны» науч- но-технической революции, характеризующейся массовой занятостью людей в сфере промышленного производства. Проблема транзитологии решалась У. Ростоу через развитие производственных технологий и степени вовлеченности в них, поэто- му развитие новых производственных технологий было связано с пе- реходом общества на новый, более прогрессивный этап развития. По- литической формой «стадии зрелости», по мнению американского политолога, являлась демократия – это форма правления, которая и обеспечивала доступ к массовой продукции гражданам и обеспечива- ла их вовлеченность в управление обществом. Причем каждый граж- данин на основе равенства всех граждан перед законом получал изби- рательные права и возможности для управленческой деятельности. Право же на этом этапе, как считал У. Ростоу, получало широкое рас- пространение в качестве единственного регулятора поведения людей и общественных отношений. Таким образом, особенностью всех концепций перехода к демо- кратии был эволюционный характер перехода к этой высшей форме правления. Позднее данная концепция была более упорядочена в по- литической концепции американского политолога Элвина Тоффлера (1928–2016), который придал теории политической транзитологии оконченную форму, предложив свою периодизацию истории челове- чества. Теория подразумевала такой же, как у У. Ростоу, переход че- 232 ловечества от одной стадии к другой, только Э. Тоффлер выделял три основные стадии в истории человечества: аграрное общество, ин- дустриальное общество и, наконец, самый прогрессивный этап – по- стиндустриальное общество. По его мнению, только на стадии по- стиндустриального (информационного) общества право и демократи- ческое устройство государства превращаются в базовую ценность общества, так как «максимально защищают права и свободы каждого члена общества» 1 Вместе с тем, обращает на себя внимание следующее обстоя- тельство – противоречия капиталистической системы оставались в виде имущественной дифференциации, провала социальной поли- тики правительств стран Европейского союза и США 1960 – начала 1970-х годов. Отражением таких кризисных тенденций развития за- падной цивилизации стало возникновение в этот период времени на- учной теории конвергенции. Под этой концепцией понималось сбли- жение капиталистической и социалистической систем с целью созда- ния усредненной социально-экономической и политической системы. Эта система должна была совместить в себе принципы политической демократии, рыночной экономики с эффективными способами проти- водействия бедности граждан в виде разработки социальных про- грамм и обобществления средств производства 2 Основоположником этой политической доктрины считается аме- риканский ученый российского происхождения |