Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации Нижегородская академия П.Е. Соборнов ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Курс лекций Нижний Новгород НА МВД России 2017 УДК 304 ББК 67.0 С54 Рецензенты: доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации В.Н. Иванов (Омская академия МВД России); доктор юридических наук, доцент М.М. Сидоров (Уфимский юридический институт МВД России) Соборнов П.Е. С54 История политических и правовых учений: курс лекций / П.Е. Соборнов. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2017. – 271 с. Курс лекций по истории политических и правовых учений подготов- лен в соответствии с примерной программой ДГСК МВД России, раскры- вает узловые проблемы становления и развития учений о государстве, по- литике и законе в странах Европы, Азии, Африки и Америки на всех эта- пах истории человечества. Автор данного курса лекций, избегая конъюнк- турных оценок, рассматривает процессы становления и развития полити- ческого и правового знания человечества, уделяя при этом внимание со- временным учениям о государстве, праве и законе, существующим в стра- нах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Материалы курса лек- ций могут быть полезны курсантам, слушателям и студентам образова- тельных организаций системы МВД России. Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской академии МВД России ISBN 978-5-88840-155-2 © Нижегородская академия МВД России, 2017 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………. 4 Раздел I. Введение в историю политических и правовых учений Лекция 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина………………………………………….. 6 Раздел II. Политические и правовые учения Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Реформации Лекция 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока …………………………………………….............................. 20 Лекция 3. Политические и правовые учения античного мира……………………………………………………………………... 39 Лекция 4. Европейские политические и правовые учения Средних веков, Возрождения и Реформации………………………... 66 Раздел III. Политические и правовые учения Нового времени Лекция 5. Развитие политико-правовой мысли в Западной Европе и США в XVII – второй половине XVIII века………………. 99 Лекция 6. Политические и правовые учения в Западной Европе и США в конце XVIII – начале XX века…………………… 137 Лекция 7. Политические и правовые учения России во второй половине XVII – начале XX века………………………………………. 175 Раздел IV. Политические и правовые учения Новейшего времени Лекция 8. Основные течения европейской и американской политико-правовой мысли во второй четверти ХХ – начале ХХI века………………………………………………………………... 217 Лекция 9. Специфика эволюции политических и правовых учений в Азии, Африке и Латинской Америке……………………… 246 Список рекомендуемой литературы………………………….…. 267 4 ВВЕДЕНИЕ Особое значение в процессе постижения историко-правового зна- ния приобретает дисциплина «История политических и правовых уче- ний», которая позволяет понять основы государственно-правовых яв- лений современного общества, передать традиции правопонимания и значительно расширить профессиональный кругозор будущих юри- стов. Данный курс лекций по истории политических и правовых уче- ний содержит в себе изложение всех значимых политико-правовых взглядов человечества, анализ разных этапов развития политической и правовой мысли в контексте политического развития общества в эпоху Древности, Античности, Средневековья, Возрождения и Реформации, Нового, Новейшего времени в Европе, Азии, Африке, Латинской Аме- рике. Курс лекций по истории политических и правовых учений, со- стоящий из девяти тем и четырех разделов, обобщает отечественный опыт понимания политико-правовых доктрин человечества, выражен- ный в работах Б.Н. Чичерина 1 , Г.В. Плеханова 2 , А. Туна 3 , М.А. Рейсне- ра 4 , В.П. Волгина 5 , В.С. Нерсесянца 6 и др. Более чем за 150-летний период существования дисциплины в системе отечественного юридического образования она сменила достаточно много названий: «История политических учений», «Исто- рия революционного движения», «История социалистической мыс- ли», наконец, «История политических и правовых учений». За это время история политических и правовых учений оформилась в пер- вую очередь как идеологическая дисциплина, которая должна была не только транслировать и передавать политические и правовые ценно- сти, но и способствовать формированию идеологической убежденно- сти в избранном политическом курсе. Дезинтеграционные процессы конца ХХ – начала ХХI века и фор- мирование российской политической и правовой системы, основой ко- торой стал идеологический и политический плюрализм, поставили пе- ред российской юридической наукой проблему выбора оптимальной 1 См.: Чичерин Б.Н. История политических учений. М., 1869–1902. Ч. 1–5. 2 См.: Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. М., 1917. Т. 3. 3 См.: Тун А. История революционных движений в России. М.; Л., 1924. 4 См.: Рейснер М.А. Идеология Востока. Очерки восточной теократии. М.; Л., 1927. 5 См.: Волгин В.П. История социалистических идей. М.; Л., 1928. Ч. 1. 6 См.: Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: Наука, 2003. 5 концепции функционирования государства, применения и реализации права. Поиск этой оптимальной концепции невозможен без вдумчи- вого анализа политико-правового интеллектуального наследия чело- вечества, являющего содержанием дисциплины «История политиче- ских и правовых учений». Данный курс лекций представляет собой совокупность четырех основных разделов, в состав которых входят девять тем, предусмот- ренных примерной программой дисциплины «История политических и правовых учений». Значительное место в данном курсе уделено по- литическим и правовым учениям стран Востока в Новейшее время. В курсе лекций раскрываются как учения о государстве, праве и по- литике классического ислама, так и учения, распространенные в странах Востока на современном этапе: концепция социализма с китайской спецификой, учение лидера Ливийского государства 1969–2011 годов М. Каддафи и современные учения латиноамерикан- ских государств, которые достаточно четко раскрыты в девятой главе данного курса лекций. Все это, а также компактное изложение тем дисциплины позволит обучающимся усвоить содержание всего учеб- ного материала. 6 РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1. История политических и правовых учений: место науки и дисциплины в системе историко-правового знания В системе образовательных организаций системы МВД России при подготовке выпускников особое место занимает изучение исто- рии политических и правовых учений. Изучение этой дисциплины позволяет решать важнейшие задачи расширения мировоззренческой составляющей профессиональной подготовки, связанные с понимани- ем сущности категорий: «государство», «право» и «политика», «за- кон». Понимание традиций восприятия государства и права позволяет ориентироваться во многих государственно-правовых проблемах со- временности и более осознанно применять российское законодатель- ство на современном этапе. Применение законодательства в профессиональной сфере дея- тельности сотрудника органов внутренних дел всегда связано с обще- ством и его политическими и правовыми ценностями. Восприятие сотрудника органов внутренних дел в общественном сознании осуще- ствляется через призму базовых общественных представлений о госу- дарстве, праве и политике. Если учесть, что «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятель- ности полиции» 1 , то возникает насущная необходимость понимания сотрудником органов внутренних дел основных представлений о го- сударстве, праве, законе и политике, сформировавшихся в обществе. По той причине, что представления о государстве, праве и политике формировались на протяжении многих столетий в общественном соз- нании, возникает необходимость изучения сотрудниками органов 1 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета. 2015. 16 сентября. 7 внутренних дел истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. История политических и правовых учений, как любая историко- правовая наука и учебная дисциплина, ставит перед собой следующие задачи: 1) развитие правосознания, правового мышления и правовой культуры сотрудников органов внутренних дел; 2) формирование це- лостной всесторонне развитой личности сотрудника органов внутрен- них дел; 3) развитие умений сотрудников оперировать юридическими понятиями и категориями и анализировать социально значимые про- блемы с использованием навыков философско-правового анализа 1 При этом особенностью, отличающей историю политических и пра- вовых учений от других наук и учебных дисциплин историко- правового знания, является специфический предмет истории полити- ческих и правовых учений, под которым понимается процесс возник- новения и развития (генезиса) представлений о государстве, праве, законе и политике, выраженных в форме теорий и концепций. Для этих представлений о государстве, праве, законе и политике характерны следующие особенности: 1) выраженность в виде концеп- ций и теорий, под которой понимается факт того, что все представле- ния о государстве, праве, законе и политике непосредственно связаны с общефилософскими представлениями конкретных авторов- теоретиков государства, права, закона и политики периода Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени; 2) наличие аргу- ментов и доказательств, под которым понимается факт того, что в учениях о государстве, праве, законе и политике содержатся попыт- ки объяснения причин, условий возникновения государства, права, политики и закона в обществе, взаимосвязи между данными катего- риями; 3) высокая степень воздействия таких представлений на госу- дарство и право эпохи ихвозникновения, под которой понимается факт частого практического использования государственно-правовых концепций и теорий Древнего мира, Средневековья, Нового и Новей- шего времени в процессе создания и применения соответствующих норм права и организации форм государственного правления. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина обладает еще одним своеобразием – непосредственной связью с предметом всех наук о человеческом обществе. 1 См.: Кирнос А.В., Колесников В.А. Примерная программа по дисциплине «История политических и правовых учений» для направления подготовки (специальности) 030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопас- ности. М., 2013. 8 Философские дисциплины и отрасли науки имеют свой специ- фический предмет – общие вопросы мировоззренческих представле- ний об окружающей действительности: проблемах мироздания, бытия мира, смысла человеческой жизни и деятельности, ценностной ориен- тации человека в обществе. Вместе с тем, история политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина изучает конкрет- ные представления о государстве, праве, законе, политике мыслите- лей Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. В свою очередь, эти представления проистекают из общефилософских кон- цепций ученых, мыслителей, государственных деятелей. Юридические дисциплины и отрасли права имеют свой пред- мет – конкретные общественные отношения, возникающие в резуль- тате реализации норм уголовного, гражданского, административного, семейного законодательства. История политических и правовых уче- ний как наука и учебная дисциплина, изучая представления о госу- дарстве, праве, законе и политике, дает юридическим наукам тради- ции восприятия в обществе государственно-правовых категорий, тем самым обогащая юридическое знание. Исторические дисциплины («История России», «Всемирная ис- тория») также имеют свой предмет в виде процесса возникновения и развития общества и отношений между людьми в России и в зару- бежных государствах. Этот предмет имеет непосредственную связь с предметом истории политических и правовых учений как науки и учебной дисциплины. Возникновение представлений о государстве, праве, политике и законе связано с научной и интеллектуальной дея- тельностью людей, живших в конкретную эпоху, принадлежавших к конкретной группе общества своего времени и отразивших в своей интеллектуальной деятельности расстановку социально-классовых сил, устремления в области власти конкретного слоя людей. Разо- браться в особенностях и проблемах представлений людей Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени о государстве, праве, законе и политике можно только через призму понимания по- литических и социальных процессов эпохи. Политические дисциплины, предметом которых являются отно- шения между людьми по вопросу о власти, также опираются на дос- тижения истории политических и правовых учений. Познание сущно- сти понятий «государство», «право», «закон» и «политика» не являет- ся возможным без понимания особенностей отношения к этим кате- гориям на всех этапах мирового исторического процесса. С другой стороны, политология как базовая политическая наука и учебная дис- циплина изучает отношения между людьми по вопросу о власти, 9 история политических и правовых учений изучает отношения людей к государственно-правовым категориям. Непосредственно связана история политических и правовых уче- ний и с социологическими науками, предметом которых является ос- мысление самого общества и его структуры. Многие авторы ориги- нальных политических и правовых учений, возникших на разных эта- пах истории человечества, часто стремились объяснить причины и ус- ловия изменений в обществе, наметить идеал социальной структуры, чем вносили весомый вклад в развитие социологии как науки. С другой стороны, представления об обществе во многих учениях о государстве, праве и политике становились основой теоретических построений и являлись убедительными аргументами и доказательствами авторской позиции. Вместе с тем, у социологии и истории политических и право- вых учений существуют и принципиальные различия. Социология изу- чает современное общество и его структуру и выходит на уровень вы- явления политических и правовых закономерностей. История полити- ческих и правовых учений изучает представления о государстве, праве, законе и политике на основе всестороннего анализа процесса формиро- вания общества и общественных отношений. Таким образом, история политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина является системой междисциплинарного знания, включающей в себя достижения философских, юридических, политических, исторических и социологических наук. Вместе с тем, история политических и правовых учений создает принципиально новое гуманитарное знание, связанное с восприятием в обществе го- сударственно-правовых институтов: государства, права, закона и по- литики на всех этапах истории человечества. В системе юридического образования история политических и правовых учений является меж- дисциплинарной историко-правовой наукой и учебной дисциплиной, которая позволяет ввести выпускника в систему юридического зна- ния. Историко-правовой характер данной дисциплины обусловлен тем фактом, что она более всего опирается на исторические и право- вые науки: историю отечественного государства и права, историю государства и права зарубежных стран и теорию государства и права. Вместе с тем, история политических и правовых учений имеет прин- ципиальные отличия и от этих историко-правовых дисциплин. Если история государства и права России и зарубежных стран изучает про- цесс становления и развития государства, права, закона, то история политических и правовых учений изучает процесс становления и раз- вития представлений о государстве, праве, политике и законе. Также история политических и правовых учений имеет принципиальные 10 отличия и от теории государства и права. Так, например, если теория государства и права изучает современное государство через призму правовых категорий, существующих в современной науке на данный момент, то история политических и правовых учений – государствен- но-правовые концепции, появившиеся и развивающиеся на всех эта- пах мирового исторического процесса. 2.2. Политико-правовое учение: структура и содержание. Источники Базовой научной категорией дисциплины «История политиче- ских и правовых учений» является понятие политико-правового уче- ния. Политико-правовое учение – это совокупность логически вы- строенных и взаимосвязанных между собой принципов и взглядов конкретных ученых, мыслителей или государственных деятелей на государство, право, закон и политику и их место в жизни общества, стоящего на определенной ступени исторического развития. Важны- ми особенностями любого политико-правового учения являются сле- дующие принципы: 1) любая система взглядов и представлений о государстве, пра- ве, законе и политике непосредственно связана с практическими со- циально-политическими и экономическими реалиями эпохи, когда они появились; 2) воздействие на политико-правовое учение субъективно-лич- ностного начала его автора-создателя; 3) наличие системы в изложении автором своей политико-право- вой позиции, выражающейся в виде аргументов и доказательств, при- водимых автором в своих произведениях; 4) существование политико-правовых учений в качестве госу- дарственной идеологии, программы борющихся за власть политиче- ских сил либо теории реформирования государства и права на кон- кретном этапе исторического развития человечества. Как любая система взглядов и представлений о государстве, пра- ве, законе и политике в обществе, политико-правовое учение состоит из достаточно важных структурных элементов. Первым элементом любого политико-правового учения является набор конкретных исторических условий появления учения: социальные изменения и появление каких-либо социальных групп в обществе. Учет этого явления представляется важным, так как любой ученый, мыслитель, 11 государственный деятель, создающий свое творческое наследие, всегда является носителем групповых и социальных ценностей и создавать свои представления вне социального контекста он не может. Вторым элементом политико-правового учения является отно- шение мыслителя, ученого или государственного деятеля к обществу, социальному устройству и отношениям между классами. Этот эле- мент представляется достаточно важным по той причине, что автор учения стремился представить свой идеал переустройства общества и критическое восприятие общества, современного ему. Третий элемент учения о политике и праве – попытка автора обосновать причины и условия возникновения в обществе таких ин- ститутов, как государство, право, закон и политика. Часто эти инсти- туты понимались через призму важнейших понятий и категорий и выступали в качестве важнейших проектируемых автором механиз- мов стимулирования развития общества. Четвертый элемент политико-правового учения – приводимая ав- тором система доказательств и аргументов в обоснование своих взглядов на государство, право, закон и политику. Система аргумен- тов и доказательств занимала в учении достаточно важное место, так как позволяла автору убедить своих современников в истинности и правильности взглядов на государство, право, закон и политику. Такие политико-правовые учения развивались на протяжении многих столетий. Процесс их формирования прошел через разные эта- пы становления и развития политической и правовой мысли. Для удоб- ства изучения современные ученые-исследователи вводят систему пе- риодизации, то есть разделения процесса формирования и развития политико-правовых учений на этапы, характеризующиеся набором специфических признаков. Такое выделение этапов становления и раз- вития политических и правовых учений получило название периодиза- ция. В основу этой периодизации кладутся совершенно разные специ- фические признаки. По той причине, что все политико-правовые уче- ния отражают социально-политические реалии эпох своего возникно- вения, все политические и правовые учения непосредственно отражают ценности основных этапов истории человечества. Политико-правовые учения Древнего мира (IV (III) тысячеле- тие до нашей эры – V век нашей эры). Для этого периода времени было характерно появление государства, права и закона и формирова- ние политических отношений, но поскольку основой мировоззрения в этот период была мифология – система представлений о сверхъестест- венных качествах одушевленных и неодушевленных предметов, то и политические и правовые взгляды имели мифологическое обоснова- 12 ние – веру в сверхъестественные силы. Возникновение государства и права часто объяснялось в этот период времени действием сверхъес- тественных сил. Политико-правовые учения периода Средневековья, Возрожде- ния и Реформации (V–ХVI века). Для этого периода времени было ха- рактерно господство римско-католической церкви и ее догматов, яв- ляющихся не только сердцевиной средневекового мировоззрения, но и ставших основой осмысления проблем государственного управления и реализации права. В рамках сочинений религиозно-христианского со- держания (Библии, сочинений «отцов церкви», богословских трактатов) современники получали знания о власти и ее принципах, теории и прак- тике государственного правления. При этом в условиях необходимости обращения в христианскую веру людей священники римско-католи- ческой церкви Августин Блаженный и Фома Аквинский впервые начи- нают приводить рационалистические обоснования своим общественным и политическим теориям, опираясь на текст Священного Писания. В ре- зультате изучения текстов священного содержания в истории политиче- ской и правовой мысли Европы возникают и альтернативные концепции государства и права (гуманисты и реформаты), которые начинают созда- вать на основе духовных книг предельно рационалистические теории. Политико-правовая мысль переходит от разрозненных точек зре- ния мыслителей древности к политико-правовым учениям со всеми присущими ему элементами, что выводит саму политико-правовую мысль на этап Нового времени (ХVII–ХIХ века). Для этого этапа было характерно формирование предельно рационалистических тео- рий государства и права, лишавших Бога и церковь какого-либо учас- тия в процессе формирования государства, права и закона, и форми- рование первых рационалистических теорий «естественных прав че- ловека» и «общественного договора». В результате бурного развития производства, науки и техники европейское общество на этом этапе подверглось невиданным социальным изменениям. Они выразились в обострении социальных и классовых противоречий и формировании политико-правовых идеологий: консерватизма, либерализма и социа- лизма, которые начинают выходить за рамки политико-правовых уче- ний и становятся упорядоченной системой отношения людей ко всем аспектам современной им действительности через призму государ- ства, права, закона и борьбы за обладание политической властью. Политические и правовые идеологии в силу своей системности начи- нают набирать себе в сообществах людей индустриального типа ог- ромное количество сторонников, превращаясь в программу масштаб- ных социально-политических преобразований. 13 Последним этапом в истории политической и правовой мысли становится период Новейшего времени (ХХ – начало ХХI века). Этот период характеризовался как широким распространением полити- ческих и правовых идеологий в разных регионах земного шара – Азии, Африке и Латинской Америке, где разнообразные политико-правовые доктрины получили не только специфические черты развития, но и становились программой национально-освободительного движения, в которое вовлекались громадные массы населения бывших европей- ских колониальных владений. В Европе же новой тенденцией станови- лись процессы практического воплощения многих политических и пра- вовых учений. Это имело достаточно противоречивые последствия в виде возникновения радикальных политических и правовых учений – фашизма и нацизма в Германии и в странах Восточной Европы и боль- шевизма как модификации марксистского социализма. В этот период шел процесс формирования первых политико-правовых учений, обос- новывающих ценность государства, права и закона как критериев анти- кризисного развития и механизмов достижения социальной стабильно- сти в современном обществе. Данная периодизация принята в историко-правовой науке и мо- жет быть признана научной, несмотря на то, что существуют и другие способы периодизации процесса становления и развития учений о государстве, праве, законе и политике. Существует, например, идеологическая концепция периодизации процесса становления и развития политических и правовых учений. Она делит сам процесс становления и развития политических и правовых учений на два ос- новных хронологических периода: – домарксистский (IV (III) тысячелетие до нашей эры – середи- на ХIХ века). Для него характерен процесс становления и развития политических и правовых учений, для которых было свойственно от- сутствие их практической направленности, низкая степень влияния на процессы переустройства общества; – марксистский (середина ХIХ века – современность). Для этого периода характерно появление политико-правового учения Карла Мар- кса и Фридриха Энгельса и переустройство общества в глобальном масштабе. Критерием этой периодизации является возникновение по- литико-правовых идей научного коммунизма, после чего, по мнению советских ученых, началось воплощение политических и правовых идей Карла Маркса и Фридриха Энгельса 1 . Данная периодизация 1 Политические учения. История и современность. Домарксистская полити- ческая мысль. М.: Наука, 1976. 14 на протяжении многих десятилетий использовалась в СССР для пе- риодизации процесса возникновения и развития политических и пра- вовых учений. Вместе с тем, обращает на себя внимание достаточно важное обстоятельство того, что идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о го- сударстве, праве и политике не получили своего развития, а социали- стическая модель устройства государства и права, существовавшая в СССР и странах Восточной Европы, потерпела крах к концу ХХ века. Поэтому с точки зрения исторической перспективы воспри- ятие марксистского учения о государстве, праве и политике в качест- ве критерия разделения процесса эволюции политических и правовых учений не является убедительным. Несмотря на спорный характер определения критериев периоди- зации развития политических и правовых учений, общим для всех этапов является высокая степень влияния социально-политической обстановки на процесс зарождения и эволюцию политико-правовых учений. Социально-политическая обстановка оказала воздействие на процесс зарождения политических и правовых учений. Учения о го- сударстве, праве, законе и политике не могли возникнуть вне общест- ва, вышедшего на этап имущественной дифференциации под воздей- ствием развития материального производства. Именно по этой при- чине процесс зарождения политических и правовых учений связан с появлением государства и права как общественных институтов. Процесс эволюции политических и правовых учений непосредствен- но связан с развитием общества и форм государственного правления, осмыслявшихся в учениях о государстве, праве, законе. Это обуслов- лено следующими обстоятельствами: 1) автор любого политико-правового учения был носителем групповых и социальных ценностей, принадлежал к конкретному со- циальному слою людей своего времени и тем самым отражал соци- ально-политические интересы того или иного социального класса; 2) многие политико-правовые учения приобретали в свое вре- мя разное количество сторонников, и процесс их эволюции был связан с масштабными дискуссиями, которые вели ученые, мысли- тели и государственные деятели в своих сочинениях и в политиче- ской публицистике; 3) политико-правовые учения периода Нового времени в силу остроты социальных противоречий становились достаточно часто программами активного социального действия, направленного на переустройство государства и права. По этим причинам понима- ние сущности и значения всех представлений о государстве, праве, политике и законе возможно только через призму их социально- 15 политической обусловленности. Именно в этой тесной связи прояв- ляется взаимосвязь мировоззренческой основы политического и правового учения, его теоретического содержания и программных положений. Мировоззренческая основа учения проявляется в личностной об- щефилософской позиции автора, его отношении к проблемам бытия человека в мире и мироздания. Эта мировоззренческая основа являет- ся базисом любого учения о государстве, праве, законе и политике, что заставляет часто обращаться к личностному портрету мыслителя, ученого либо государственного деятеля, создающего политико- правовое учение, и социальной среде, в которой шел процесс лично- стного формирования автора учения о государстве, праве, законе и политике. От этих обстоятельств зависит и теоретическое содержа- ние любого политико-правового учения, которое выражается в лич- ностном отношении к институтам государства, права и закона, а также их роли в жизни общества, современного мыслителю. Оно находит свое выражение в категориях и понятиях, вводимых авто- ром учения в квалификацию публично-правовых институтов. Нако- нец, на основании мировоззренческой основы и теоретических поло- жений автором того или иного политико-правового учения создаются программные положения в виде аргументов и доказательств, выдви- гаемых для обоснования намеченных автором теоретических положе- ний учения о государстве, праве, политике и законе. После постановки теоретических проблем политико-правовых учений необходимо выяснить и критерии оценки политико-правовых учений. Важнейшими критериями этой оценки выступают следующие обстоятельства: 1) возможности практического воплощения учений о государст- ве, праве, политике и законе. Все политико-правовое интеллектуаль- ное наследие человечества можно четко классифицировать: – на утопические учения (Т. Кампанелла, Т. Мюнцер и др.), не по- лучившие своего практического воплощения по причине недостижимо- сти социально-политического идеала имущественного равенства; – учения, получившие свое практическое воплощение как в про- граммах государственных преобразований в разных странах мира (марксизм, консерватизм, либерализм), так и в образе популярных общественных настроений (идеология Просвещения); 2) наличие тесной связи между мировоззренческой позицией ав- тора и реалиями социально-политической жизни той эпохи в истории человечества, на которую пришлась творческая деятельность ученого, мыслителя либо государственного деятеля; 16 3) постановка автором учения о государстве, праве, законе и политике новых проблем понимания этих публично-правовых ин- ститутов и наличие личностного вклада в осмысление процесса формирования и деятельности государства и реализации права. Этот критерий позволяет четко разделить все политико-правовые учения на оригинальные, ценные, обладающие высокой степенью научной разработанности и возможности практического воплоще- ния (договорная теория происхождения государства, теория разде- ления властей, учение Ш. Монтескье), и учения, обладающие низ- ким уровнем практического воплощения, неразработанностью про- блем государства и права и отсутствием личного вклада ученого в понимание государственно-правовых идеалов своего времени (П. Гольбах, К. Гельвеций). Таким образом, возможность практического воплощения и связь с реалиями социально-политической жизни и степень новизны про- блем политико-правового знания и аргументов решения проблем яв- ляются базовыми критериями оценки политико-правовых учений в современной историко-правовой науке. Источниками по истории политических и правовых учений яв- ляются сочинения ученых, мыслителей и государственных деятелей: 1) полные собрания сочинений, в которых изложены, как правило, все мировоззренческие основы, теоретические и программные поло- жения, доказательства и аргументы авторов, создателей оригиналь- ных учений о государстве, праве, законе и политике. Появление этих источников связано с процессом возникновения древнегреческой по- литико-правовой мысли; 2) отдельные сочинения авторов, в которых содержится личная авторская позиция по отдельной проблеме образования и деятельно- сти государства и реализации права в обществе и отражено личное понимание автором роли государства, права, закона и политики в обществе; 3) воспоминания и мемуары ученых, мыслителей и государствен- ных деятелей, в которых содержится достаточно ценное описание общества, находящегося на определенном историческом этапе своего развития, его политических настроений и ценностей, которое невоз- можно почерпнуть из законодательных документов; 4) законодательные источники – своды законов и другие коди- фикации права, которые отражают государство и право эпохи в поня- тиях и категориях, находящих свое подтверждение в работах мысли- телей, ученых и государственных деятелей. 17 3.3. История политических и правовых учений: методы и их классификация Изучение политических и правовых учений как целенаправлен- ный процесс выявления их разнообразных элементов подразумевает применение научных методов познания. Методы познания истории политических и правовых учений – это пути и способы выявления элементов представлений о государстве, праве, законе и политике из исторических источников и конструирования системы политико- правового учения. Необходимость их использования обусловлена следующими об- стоятельствами: 1) наличием противоречий в исторических источни- ках в понимании смысла и значения того или иного учения о государ- стве, праве, законе и политике; 2) наличием проблем выявления при- чинно-следственных связей, возникающих в процессе возникновения и развития политико-правовых учений, которые необходимо находить на основании анализа исторических источников. Функциями научных методов, применяемых в истории поли- тических и правовых учений, являются: 1) формирование целост- ных представлений о политико-правовом учении; 2) изучение по- литико-правовых учений в контексте эпохи; 3) понимание места и роли конкретных учений о государстве, праве, законе и политике в мировом политико-правовом интеллектуальном наследии чело- вечества; 4) объективное отражение политико-правового учения и его элементов. Для удобства применения все научные методы уче- ные подвергают классификации – разделению методов на виды, обладающие четкими особенностями и спецификой. Все методы, используемые в истории политических и правовых учений, можно разделить на две группы: 1. Общенаучные: а) индуктивный метод, родоначальником которого считается выдающийся английский философ и государственный деятель конца ХVI–VII века Фрэнсис Бэкон, подразумевает необходимость изучения истории политических и правовых учений через выделения всех со- ставных элементов учения, что позволит во всей многогранности изу- чить причины и условия возникновения, социальную обусловлен- ность, теоретические и программные положения любого представле- ния о государстве, праве, законе и политике; б) дедуктивный метод, родоначальником которого считается вы- дающийся французский математик Рене Декарт, подразумевает необхо- димость нахождения элементов взаимообусловленности представлений 18 о государстве, праве и политике и их объединение в единую докт- рину – совокупность представлений о государстве, праве, законе и политике; в) системный метод – способ изучения политико-правовых уче- ний, при котором учение понимается как система взаимосвязанных элементов, на развитие которых воздействуют как внешние (социаль- ная среда и механизмы революционных и эволюционных изменений), так и внутренние факторы (изменение личностных позиций автора политико-правового учения). Эти научные методы используются при изучении всех наук, в том числе и истории политических и правовых учений; 2. Специальные: а) сравнительно-исторический метод – способ изучения поли- тико-правовых учений, при котором с целью выделения специфики и места конкретного учения в мировом политико-правовом наследии человечества происходит процесс выявления общих и отличных черт учений друг от друга; б) метод историзма – в соответствии с которым политические и правовые учения изучаются через призму следующих принципов: а) исторической конкретики – он подразумевает изучение политико- правовой доктрины через призму ценностей и категорий, когда она появилась; б) принцип взаимообусловленности всех политико-пра- вовых учений, появившихся в одну историческую эпоху. Например, в Новое время процесс формирования и развития представлений о государстве, праве, законе и политике происходил достаточно часто в острой идейно-политической борьбе между разнообразными на- правлениями консервативной, либеральной и социалистической мыс- ли. Отсюда любое теоретическое и практическое положение в учении о государстве, праве, законе и политике необходимо понимать в чет- кой связи с программными положениями другого политического и правового учения; в) принцип социальной обусловленности (классово- го подхода), в соответствии с которым любое учение о государстве, законе и политике необходимо воспринимать как систему обоснова- ния социально-политических требований разных слоев общества, вступающих между собой в конфликт по поводу реализации собст- венной политической программы. Обоснование этого принципа мож- но встретить в работе основоположника политико-правового учения российского большевизма В.И. Ленина, внесшего существенный вклад в обоснование историзма как научного метода. В работе «Три источника и три составных части марксизма» (1913) он писал: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана 19 и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственны- ми, религиозными, политическими, социальными фразами, заявле- ниями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» 1 ; в) герменевтический метод – способ изучения представлений о государстве, праве, законе и политике, в соответствии с которым происходит изучение исторических источников – работ мыслителей, ученых и государственных деятелей, внесших вклад в изучение госу- дарства, права, закона и политики. Он подразумевает необходимость выявления индивидуальных мыслей авторов, раскрывающих взаимо- связи между государственно-правовыми понятиями и категориями, на основании суждений и точек зрения на государственно-правовые проблемы. С герменевтическим методом тесно связан психоаналити- ческий метод, позволяющий изучать представления о государстве, праве, законе и политике как отражение индивидуальных черт мыш- ления и психической реакции автора. Ведь создателями учений явля- ются конкретные мыслители, ученые, государственные деятели, об- ладающие неповторимым набором психологических особенностей. Таким образом, общенаучные и специальные методы научного познания используются при изучении учений о государстве, праве, законе и политике. Они позволяют с большей долей объективности оценивать политико-правовые учения и доктрины, понимать их место в истории общества и научных знаний на каждом историческом этапе существования человечества. 1 Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Полное соб- рание сочинений. М.: Политиздат, 1962. Т. 23. 20 |