Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
Питирим Александ- рович Сорокин (1889–1968), который в работе «Россия и Соединен- ные Штаты», вышедшей в 1944 году, заложил основы этой системы. На основании схожих природно-климатических и географических условий автор делал выводы о наличии общих черт и предпосылок для сближения государств, цивилизаций, экономик и народов для ре- шения проблем международной и экологической безопасности. Пити- рим Сорокин считал, что «если человечество избежит новых мировых войн, то доминирующим в мире будет интегральный тип развития цивилизации – промежуточный тип развития общества, в котором будут присутствовать черты капиталистической и социалистической систем». Он исходил в своих прогнозах из того, что капиталистиче- ская и социалистическая системы не могут удовлетворить потребно- сти человечества. С другой стороны, он считал, что обе системы все- 1 См.: Тоффлер Э. Шок будущего. М.: Аст, 2007; Тоффлер Э. Метаморфозы вла- сти. М.: Аст, 2004; Тоффлер Э. Третья волна. М.: Аст, 2010. 2 См.: Мейснер Г. Теория конвергенции и реальность / пер. с нем. З.В. Горло- вой. М.: Прогресс, 1973. С. 25–26. 233 гда были подвержены масштабным переменам, происходящим в виде ограничения деспотизма 1 Позднее, в 60–70-х годах ХХ века в условиях глобального проти- востояния СССР и США в холодной войне идеи конвергенции оказа- лись популярными у французской общественности. Эта политико- правовая концепция, по мнению представителей западной политиче- ской науки Дж. Роса, Р. Арона (1905–1983), строилась на следующих принципах социальной структуры «смешанного» общества: – внедрение элементов государственного планирования экономиче- ского развития в рыночную экономическую модель западного типа; – усвоение социалистической системой управления государства механизмов западной демократии: альтернативных выборов и отмены цензуры; – сближение между капитализмом и социализмом в области про- мышленности и высоких технологий; – деидеологизация и департизация системы управления государ- ствами в виде отказа от следования какой-либо политической идеоло- гии либо системе ценностей 2 В западной политической науке теория конвергенции уже в 70-х го- дах ХХ века начала терять сторонников, что происходило как по причине углубления экономического кризиса и социальных противо- речий в СССР и социалистических странах Восточной Европы, так и по причине негативного восприятия этой теории в СССР. Только в годы перестройки в условиях противоречий советской политической и эконо- мической системы теория конвергенции получила свое развитие в трудах советского правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова (1921– 1989). Именно он в своих публицистических статьях решал проблему «среднего пути» развития человечества на основе компромисса различ- ных форм собственности и политических систем 3 . Основой конверген- ции А.Д. Сахаров считал категорию прав человека, признаваемую в ка- честве фундаментальной и для капитализма, и для социализма, поэтому права человека должны стать общей ценностью для всех народов. Под правами человека понимались право граждан осуществлять общест- венный контроль над государством и государственным аппаратом. Та- ким образом, права человека как общечеловеческая и всепланетарная ценность должны стать основой сближения капиталистической и социа- 1 См.: Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / пер. с англ., пре- дисл. Т.С. Васильева. М.: Наука, 1997. С. 115–140. 2 См.: Арон Р. Мемуары: 50 лет размышлений о политике. М.: «Ладомир», 2002. 3 См.: Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Советский писатель, 1990. 234 листической систем, по мнению А.Д. Сахарова, и должен быть найден «средний путь» развития человеческой цивилизации, позволяющий обеспечить экологическую безопасность и поддержать мир на земле. Данная концепция нашла свое практическое воплощение в про- екте Конституции обновленного СССР, который предполагалось ре- организовать как «государство свободных и счастливых людей». Эти идеи не получили дальнейшего развития как по причине смерти со- ветского правозащитника, так и по причине распада СССР и мировой социалистической системы в результате глубоких социально-эконо- мических и политических противоречий. Распад СССР и социалистической системы в период 1990–1991 го- дов поставил западную политическую и правовую мысль в затруднение, ведь после крушения советской административно-командной системы мир становился поистине глобальным, во многих посткоммунистических государствах Центральной и Восточной Европы начался переход к поли- тической демократии западного типа как единственной практике поли- тического развития. В результате в мире закончилось противостояние полярных систем, а стало быть, с точки зрения некоторых ученых, за- кончилось развитие человечества. Возникла концепция «конца истории человечества», раскрытая в работе американского политолога японского происхождения Ёсихиро Фрэнсиса Фукуямы (1952 г. р.) «Конец исто- рии и последний человек» (1992). В этом сочинении автор приходит к выводу, что распространение типа либеральной демократии и безгра- ничное развитие прав и свобод человека как ее основной ценности при- ведет к моральному разложению всего человечества. Он считал, что в период начала 1990-х годов «в мире возникло небывалое согласие на тему о легитимности либеральной демократии, так как все ее альтер- нативы – наследственная монархия, фашизм и коммунизм потерпели поражение как идеологии» 1 . Демократическое общество с течением вре- мени, как считал Фукуяма, разрушит и само государство. Ведь права че- ловека и сущность государства войдут между собой в противоречие, и права человека в своем развитии приведут к потере духовных ориенти- ров и ценностей, произойдет, как он считал, распад общества. Данная политико-правовая доктрина оказалась достаточно популярной по при- чине бурного развития футурологии – раздела науки, связанной с изуче- нием развития политической и экономической систем будущего, да и распад мировой социалистической системы поставил перед политико- правовым знанием новые проблемы формирования идеологии противо- действия ценностям потребительского общества. 1 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ: Ермак, 2005. С. 7. 235 8.3. Концепции политического радикализма ХХ – начала ХХI века: сущность и особенности ХХ век стал временем невиданного обострения социальных, поли- тических и экономических противоречий, возникших вследствие сис- темного кризиса модели европейского демократического государства, не способного предотвратить сползание мира к Первой и Второй миро- вым войнам. Результатом этих мировых конфликтов стал невиданный рост производства, что приводило повсеместно к росту образователь- ного и культурного уровня граждан государств Западной Европы, ста- новлению институтов гражданского общества – политических партий и общественных движений и развитию политических сил. Эти силы вы- ступали за ускоренное преобразование общества и системы управления европейским государством на началах социальной справедливости, повышения вовлеченности граждан в систему управления. С другой стороны, выходом из кризиса, в котором оказалось европейская модель демократии к середине ХХ века, стала совершенно новая тенденция – глобализация – процесс сближения европейских и американских госу- дарств на основе создания единого информационного, экономического и политического пространства, выразившегося в создании наднацио- нальных организаций – Европейский союз, НАТО, СЕНТО, АНЗЮС и др. Это нашло свое отражение в попытках одностороннего навязывания стандартизированных политических и правовых концепций «американ- ской демократии» и «прав человека». Эти политические процессы приводили к резкому обострению противоречий в самом европейском обществе и способствовали фор- мированию политических и правовых теорий радикальной направлен- ности. Это была совокупность теорий, сторонники которых высту- пали за ускоренное преобразование всех сторон жизни общества на- сильственным путем. Радикальные политико-правовые теории в со- временном мире встречаются в нескольких видах. «Правый радика- лизм» – политическая и правовая концепция установления национали- стической диктатуры. Сторонники этой доктрины в современном мире выступают за ужесточение миграционного законодательства и услож- нение процедуры получения гражданства для выходцев из других госу- дарств, расширение внешнеполитического влияния, усиление удельно- го веса военно-промышленного комплекса в расходной части государ- ственного бюджета. За националистическую и шовинистическую рито- рику представителей этого направления радикализма часто называют «реваншистами», или силами реставрации фашизма. К таким полити- ческим организациям в современной Европе относятся Национальный 236 фронт во Франции, партия Национального альянса Италии. «Левый радикализм» – политическая и правовая концепция быстрой ликвида- ции имущественного неравенства в современном обществе за счет масштабного передела собственности и ограничения в правах граждан, обладающих большим количеством имущественных благ. Сторонники этой политической доктрины в современном мире выступают за на- сильственное низвержение существующей в европейских странах по- литической системы и реализацию принципа имущественного равенст- ва насильственным путем. К таким политическим силам относится «Красная армия» современной Италии. «Религиозный (клерикальный) радикализм» – политическая и правовая концепция, сторонники кото- рой выступают за построение религиозного государства, основанного на религиозном праве. Сторонники этого учения проповедуют идеи религиозного превосходства и подавления сопротивления в любой форме насильственным путем, а также за религиозную форму само- идентификации граждан. Организациями такого типа являются Ислам- ское государство Сирии и Леванта, Братья-мусульмане. Среди всех радикальных политических и правовых теорий осо- бое значение в ХХ веке приобретает радикализм светской направлен- ности в виде анархических концепций. Все анархические концепции объединяет устремленность сторонников на полную ликвидацию вла- сти и государства насильственным путем. Вместе с тем, анархизм не отрицает саму систему управления в виде самоуправления, которое должно строиться не по принципу четкой иерархии, а представлять собой соединение социальных институтов (коммун, союзов), созда- ваемых на добровольных началах. Во всем же остальном разновидно- сти анархизма отличаются друг от друга. Одним из наиболее ранних видов анархизма является анархо- коммунизм. Сторонники анархо-коммунизма выступают за установле- ние имущественного равенства насильственным путем и подавление частнособственнических пережитков, отмену основных институтов современного общества (частная собственность, государство, трудовые отношения, основанные на эксплуатации человека человеком). Поздней формой анархизма является анархо-синдикализм. Пред- ставители анархо-синдикализма выступают за полную замену инсти- тута государства самоуправляемыми синдикатами – профессиональ- ными союзами рабочих и трудящихся, создаваемыми на доброволь- ной основе. Идеи анархизма приобретают себе сторонников именно в послевоенной Европе, разочаровавшейся к началу 70-х годов как в коммунистических ценностях СССР, так и в ценностях американ- ского капитализма: правах человека, либеральной демократии и поли- 237 тических ценностях, навязываемых глобализацией. Анархия станови- лось формой социального протеста граждан стран Евросоюза – ФРГ, Франции, отстаивающих свои социальные гарантии: право на труд, страхование в условиях глобальных экономических потрясений вто- рой половины ХХ века. В наиболее законченном виде политическая концепция современ- ного анархизма сложилась в доктрине целого направления обществен- ной мысли 1970–1990-х годов – «новые левые». Сторонники этого на- правления политической мысли старались всячески противопоставлять себя представителям старых левых – коммунистам и социал-демо- кратам. Они выступали с критикой основной политической идеи мар- ксизма – теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата. Осново- положники этого направления Г. Маркузе (1898–1979) и П. Андерсон (род. 1938) исходили из того, что в условиях постиндустриального об- щества формируется достаточно аморфный слой трудящихся. Основ- ной задачей своего движения Г. Маркузе и П. Андерсон считали проти- водействие негативным последствиям научно-технической революции и глобализации в виде падения нравственности и морали, потребления как цели существования человеческого общества. Основными полити- ческими ценностями «новых левых» были: – введение прямой демократии, которая должна выражаться в непосредственном участии граждан в управлении государством; – полная свобода самовыражения граждан и отмена общих мо- ральных ценностей, что выражалось в появлении движений «хиппи», «панков»; – защита прав представителей феминистского движения и сексу- альных меньшинств; – пацифизм и организация общественного антивоенного движе- ния во многих странах мира. Движение «новых левых» оказалось достаточно пестрым по соста- ву. Это были: американское движение «Студенты за демократическое общество», Социалистический союз немецких студентов (ФРГ), кото- рые становились организаторами протестных выступлений против аг- рессии США во Вьетнаме, стремились вовлечь представителей моло- дежи в уличные забастовки и демонстрации протеста против противо- речий политической действительности, выраженных в виде реального отчуждения граждан стран Европы от управленческих решений 1 1 См.: Кёпеци Б. Идеология «новых левых». М.: Прогресс, 1977. С. 168; Мар- кузе Ж. К ситуации «новых левых». М., 2006; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. 238 Право не занимало в концепции «новых левых» какого-либо мес- та, так как основными методами их деятельности стали насильствен- ные действия экстремисткой направленности, ориентированные на организацию незаконных демонстраций. Движение «новых левых» оказало существенное воздействие на становления одного из мощ- нейших политических движений современности – общественного движения «зеленых». Возникновение этого политического движения начинается в 70-х годах ХХ века в связи с обострившейся угрозой загрязнения окружающей среды в результате деятельности человека и развития оружия массового поражения. Политической программой «зеленого» движения становятся следующие принципы: – обеспечение равных возможностей для социализации людей в обществе, что будет способствовать разумному отношению к природе; – поддержка и развитие системы образования и формирование экологического сознания как системы мышления о гармоничном со- существовании человека и природы; – обеспечение социальной справедливости в виде закрепления юридического равенства граждан перед законом, выравнивание госу- дарств и народов по уровню экономического развития; – построение партисипативной демократии, в которой все граж- дане смогут выражать свои мысли свободно и непосредственно, а не через своих представителей влиять на защиту окружающей среды. Наиболее влиятельной является политическая партия «зеленых» в ФРГ, возникшая в начале 80-х годов ХХ века, вошедшая в коалицию с социал-демократами современной Германии. Требование прямой демократии, под которой понимается широкое вовлечение граждан в управленческие процессы и политику, «зеленые» объясняют остро- той глобальных экологических проблем, решение которых возможно только путем консолидации людей. Именно поэтому оптимальной формой правления для «зеленых» является республиканская демокра- тия с широкими политическими правами граждан, что, по мнению представителей этого движения, будет способствовать защите окру- жающей среды. Наконец, «новые левые» и «зеленые» как политиче- ские концепции, возникшие во второй половине ХХ века, внесли большой вклад в формирование современных антиглобалистских концепций, для которых характерны: – создание широкого общественного движения, выступающего за выход из надгосударственных экономических и военных объеди- нений – Европейского союза и блока НАТО; – защита национального и государственного суверенитета наро- дов Европы от влияния транснациональных корпораций; 239 – ограничение прав беженцев и мигрантов из других регионов земного шара. Вместе с тем, антиглобализм существует в качестве целой систе- мы взаимосвязанных между собой политических идей, важнейшими из которых являются: теория «мирового заговора», сторонники кото- рой считают, что высокоразвитые государства во главе с США, ис- пользуя системы надгосударственных образований, лишают все ос- тальные государства подлинного суверенитета и независимости, об- рекая граждан на бедность и нищету; кризис современной культуры и цивилизации, вызванный, по мнению антиглобалистов, усилением за- висимости государств от транснациональных корпораций, лишаю- щих народы будущего. Сторонники антиглобализма стремятся актив- но выражать свою позицию во время международных саммитов Все- мирной торговой организации с конца 90-х годов ХХ века организа- цией протестных митингов. Вместе с тем, создать политическую пар- тию у сторонников антиглобализма не получилось как по причине отсутствия цельной доктринальной концепции, так и по причине ори- ентации политической элиты европейских стран на европейскую и атлантическую интеграцию. Важнейшими причинами слабости ради- кального движения в странах Европы являются достаточно высокий уровень жизни граждан Европейского союза и отсутствие у радикалов единой политической концепции в силу хаотичности их практической деятельности. 8.4. Правовые теории современности Ведущими политическими концепциями современного западного общества являются идеологические концепции неоконсерватизма, неолиберализма и социал-демократии, полностью порвавшие с тради- циями консерватизма, классического либерализма и марксизма вто- рой половины ХIХ – начала ХХ века. Огромное значение в процессе эволюции идеологических концепций сыграла разработка новых пра- вовых теорий, используемых в качестве инструментов государствен- но-правового строительства в США и странах Западной Европы на современном этапе. Огромное значение в эволюции либеральной идеологии в сторо- ну неолиберализма оказала теория «свободного права» немецкого ученого |