Главная страница
Навигация по странице:

  • Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790)

  • Александра Николаевича Радищева (1742–1802)

  • 7.2. Политические и правовые учения России первой половины ХIХ века

  • Павла I (1796–1801)

  • Александра I Павловича (1801–1825)

  • Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839)

  • Павлом Ивановичем Пестелем (1793–1826)

  • Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеКурс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
    Дата23.11.2021
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаSobornov_2017_Istoriya_politich._i_pravovykh_ucheniy_KL.pdf
    ТипКурс лекций
    #279365
    страница21 из 30
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   30
    Семен Ефимо-
    вич Десницкий (ок. 1740–1789), ставший первым русским ученым, пре- подававшим право в России на русском языке. В своих работах: «Пред- ставление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» и «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» он отказался в вопросе о происхождении государства придерживаться договорной теории
    1
    . Он считал, что госу- дарство начинает складываться на самой высокой стадии развития общества, когда оно достигнет уровня развития пашенного земледе- лия. Только на этапе, когда существует пашенное земледелие возни- кает имущественное неравенство и понятие о частной собственности.
    Это высший этап развития общества, который он называл «коммерче- ским состоянием». Оно подразумевает бурное развитие торговли и формирование политической власти у людей, обладающих собствен- ностью и богатствами. Целью государства С.Е. Десницкий считал создание условий для того, чтобы большинство граждан получили богатства. В своей же повседневной деятельности государство долж- но стремиться к изобилию и богатству своих подданных. Идеальной формой государственного правления для С.Е. Десницкого была кон- ституционная монархия, где сильная законодательная власть в лице
    Сената должна сосуществовать с наследственной конституционной монархией. Особое место в этой системе государственного правления должна была занимать судительная власть, которой должен обладать
    Сенат – законодательный орган. Судительная власть не должна зави- сеть от исполнительной власти. При этом С.Е. Десницкий один из первых в истории политико-правовой мысли России выступил за ус- тановление особого квалификационного требования к судьям – сдачу экзамена по праву профессорам Московского университета.
    Таким образом, учение С.Е. Десницкого стало первой теорией законности, которая мыслилась через ограничение самодержавной
    1
    Десницкий С.Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юрис- пруденции // Общественная мысль России ХVIII века: в 2 т. М.: РОССПЭН,
    2010. Т. 2. С. 199–212.

    185 монархии. Большую роль в выработку идей ограничения монархии с позиции консерватизма внес выдающийся публицист екатеринин- ской России Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790). В своем труде «О повреждении нравов в России» он пытался обосновать идею ограничения власти монарха несовершенством личности последнего и наличием у подданных естественных прав человека, которые монарх должен был защищать. С другой стороны, как считал М.М. Щербатов, граждане с целью гарантии своих прав должны избирать депутатов
    Сената. Через эти органы власти и механизм народного представи- тельства возможна была борьба с беззаконием и коррупцией и «свое- волием государей». Это своеволие государей, по мнению М.М. Щер- батова, могло выражаться в наглости и «пронырстве»
    1
    Таким образом, идеальной формой правления для М.М. Щерба- това была британская конституционная монархия, где власти четко разделены, а деятельность чиновников ограничена парламентом – органом народного представительства. Зачатки такой представитель- ной формы правления мыслитель находил и в истории России – пе- риоде феодальной раздробленности и образовании Московского цен- трализованного государства, когда «князья не были самовластниками, а опирались на совет, состоящий из лучших людей». Идеалом соци- ального устройства, по мнению М.М. Щербатова, была система со- словного неравенства, где четко закреплен правовой статус и род за- нятий представителей всех сословий. Дворяне, по его мнению, долж- ны были заниматься военной службой и правосудием, купцы – тор- говлей, мещане – ремеслом, крестьяне – сельским хозяйством. Таким образом, идеи ограничения монархии в России и установления пред- ставительной формы правления, в которой должны быть представле- ны интересы всех сословий, обладающих личной свободой, начинают свое распространение в аристократических кругах екатерининской
    России. Примером такой тенденции становилось использование по- добных политических идей в сфере попыток законотворчества.
    Выдающийся дипломат, президент коллегии иностранных дел, воспитатель цесаревича Павла Петровича (будущего Павла I) – Ни-
    кита Иванович Панин пытался в этот период создать в соавторстве с драматургом Д.И. Фонвизиным один из первых проектов Конститу- ции страны, на основе идей разделения властей и представительно- го правления, как базовых ценностей «просвещенной» Европы
    ХVIII века. Основными идеями этого проекта были: 1) подчинение
    1
    Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. СПб: Издание В. Вруб- левского, 1906. С.10–13.

    186 деятельности правительства справедливым законам; 2) справедливые законы должны приниматься представителями сословий в Сенате;
    3) ограничение прав государя на вмешательство в права подданных;
    4) несение государством и гражданами взаимных прав и обязанно- стей
    1
    . Эти политико-правовые воззрения входили в резкое противоре- чие с самодержавно-монархическим курсом императрицы Екатери- ны II, стремящимся закрепить сословное неравенство, крепостное право и неограниченные полномочия монарха, что выразилось в Се- натской реформе 1764 года. В ходе этой реформы роль и значение правительствующего Сената в системе управления империей была ослаблена. Не поддерживали конституционно-представительные идеи и представители российского дворянства, заинтересованные в укреп- лении власти императрицы и расширении практики раздачи земель и крепостных крестьян. Попытка реализации конституционно-предста- вительных идей через созыв Уложенной комиссии для составления нового свода законов 1767–1768 годов также потерпела крах.
    Социально-политическая реальность екатерининской империи нашла свое законченное выражение в достижении крепостным пра- вом как формой жесточайшей эксплуатации крестьян апогея, резкого обострения социальных противоречий, росте злоупотреблений на местах в виде взяточничества, продажности судей, хищения госу- дарственных средств. В этих условиях и возникло радикальное рево- люционно-демократическое учение русского писателя Александра
    Николаевича Радищева (1742–1802). В своем произведении «Путе- шествие из Санкт-Петербурга в Москву» А.Н. Радищев выдвинул идею радикального переустройства государства и общества на основе негативного восприятия всех форм монархического правления как
    «противных человеческому естеству»
    2
    . Он задумался над причинами образования государства, которые он сводил к стремлению людей к общению – «природной социальности людей», а значит государство, по мнению писателя, должно иметь перед подданными обязанности:
    1) обеспечение материальными благами всех подданных; 2) защиту униженных, оскорбленных и слабых. Именно с точки зрения таких взглядов, крепостное право и самодержавие квалифицировались пи- сателем в качестве тирании и рабства. Власть империи А.Н. Радищев считал преступной, так как она не только не стремится реализовать
    1
    Фонвизин Д.И. Рассуждения о непременных государственных законах // Соб- рание сочинений. М., 1959. Т. 2. С. 254–267.
    2
    Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М.: Детская литерату- ра, 1970.

    187 свои обязанности, но и постоянно присваивает себе полномочия, соз- давая бюрократический аппарат, оторванный от интересов большин- ства граждан.
    Крепостное право, с точки зрения А.Н. Радищева, нарушает есте- ственные права человека. Он считал, что земля и все материальные блага должны быть перераспределены в интересах тех, кто работает и трудится. Собственность же, которая приобретается через грабеж и насилие, должна быть отнята и передана в руки непосредствен- ных производителей материальных благ. А.Н. Радищев считал, что такую справедливость должна установить республиканская форма
    государственного правления – народное правление и властвование, которое существовало в Новгородской и Псковской республиках ХII–
    ХV веков. При такой форме правлении народ должен был бы изби- рать всех должностных лиц и принимать законы. Будущее России ви- делось писателю в федерации вечевых городов с широкой системой самоуправления. Основным принципом права А.Н. Радищев считал категорию естественных прав. Способ перехода от самодержавной мо- нархии к народной республике виделся А.Н. Радищеву в революцион- ных потрясениях, так как реформистские способы перехода к «народо- правству» невозможны – власть никогда добровольно не пойдет на смену формы правления. Эти радикальные взгляды А.Н. Радищева моментально вызвали их запрет, который сохранялся вплоть до Фев- ральской революции 1917 года. Сам же А.Н. Радищев был подвергнут длительной ссылке в Сибирь.
    7.2. Политические и правовые учения России
    первой половины ХIХ века
    Великая французская революция 1789–1794 годов оказала ог- ромное воздействие на монархические режимы в Европе (Австрия,
    Пруссия, Россия), вызвав стремление последних подавить Француз- скую республику и восстановить монархию королей Бурбонов. На- растание консервативных начал (введение цензуры, ограничение сво- бодомыслия) становилось способом противодействия распростране- нию «революционной заразы». Воплощением монархического режи- ма Европы становился российский внутриполитический курс импера- тора Павла I (1796–1801), направленный на формирование настояще- го полицейского режима. Самодержавное государство взяло курс на упорядочивание всех сторон жизни российского общества, укреп- ление армейской дисциплины, мелочной регламентации моды,

    188 распространения литературы и книг
    1
    . Это вызвало недовольство ши- роких слоев российского дворянства, в результате которого произо- шел дворцовый переворот с убийством «тирана» Павла I и воцарени- ем Александра I Павловича (1801–1825), внутриполитический курс которого был направлен на смягчение политического режима, отмену цензурных ограничений в печати, упразднение тайной канцелярии и проведение либеральных преобразований.
    Ожидания российского общества связывались с возвращением к идеям Просвещенного абсолютизма, что сделало востребованным возникновение и развитие российского либерализма как политико-
    правовой идеологии. Причинами возникновения этой идеологии ста- новились следующие обстоятельства: 1) ликвидация в 1801 году мо- нополии дворянства на владение землями и крепостными, что приве- ло уже в первой четверти ХIХ века к формированию зажиточной час- ти городского и купеческого населения, заинтересованного в разви- тии предпринимательской активности и снижению регулирующей роли государства в экономики; 2) стремление дворянства в условиях революционных потрясений в Европе сохранить и осовременить рос- сийское самодержавие, окружив его системой законосовещательных органов государственной власти; 3) стремление российского импера- тора Александра I упорядочить сам бюрократический аппарат в цент- ре и на местах, покончив с практикой ведомственного параллелизма
    (исполнения разными органами власти одних и тех же управленче- ских полномочий); 4) стремление государства сгладить остроту соци- альных противоречий, порождаемых крепостным правом за счет ис- пользования либеральной системы политических ценностей и демон- страции обществу намерений нового российского монарха отменить крепостное права. Все эти обстоятельства делали весьма популярны- ми в российском обществе либерально-освободительные идеи, кото-
    рые предполагали отмену цензуры в печати, введение свободы пере-
    движения и выезд за рубеж, создание представительных учреждений
    из представителей народа, повышение грамотности и ответствен-
    ности чиновников за свои действия перед народом.
    Специфическими особенностями российского либерализма как политико-правовой идеологии в России стали: 1) признание особой роли самодержавного государства в проведении либеральных преоб- разований и большие надежды в российском обществе на развитие
    1
    Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец ХVIII – начало ХIХ столетия. СПб.: Санкт-Петербургский комитет союза литерато- ров РСФСР, ЭТС «Экслибрис», 1992. С. 53–82.

    189 либерализма не «снизу», а «сверху». Это объясняется как особой протекционистской (поощрительной) ролью в развитии отечествен- ной экономики, так и отсутствием в России буржуазии, заинтересо- ванной в сломе феодально-крепостнических порядков (имперской государственности и крепостного права); 2) направленность сторон- ников либерализма в России не на жесткую конфронтацию с вла- стью, а на сотрудничество с последней в деле проведения либераль- ных реформ. Именно поэтому основоположником идей российского либерализма стал выдающийся государственный деятель дорефор- менной России Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839), государственный секретарь, автор проектов проведения преобразо- ваний 1800-х годов. В своей записке «Введение к уложению госу- дарственных законов», поданной на имя императора, он изложил свои воззрения на законодательство и деятельность государства
    1
    Основной категорией являлось «общее благо», под которым пони- малась задача государства по обеспечению «безопасности лиц и имущества» и достижению этой задачи. Идеалом государственного правления для него являлась конституционная монархия – «ограни- ченная державная власть», максимально соответствующая интере- сам и потребностям «лиц, на территории государства обретаемых».
    Неограниченная самодержавная монархия имела свой недостаток, с точки зрения М.М. Сперанского, «попирает права подданных», рес- публика же обостряла противоречия в обществе, а конституционная монархия совмещала государственный порядок и права подданных, что и обеспечивало стабильность и величие государства. Переход к конституционной монархии мыслился автором в качестве добро- вольного ограничения своих полномочий императором и проведения реформ, направленных на снижение государственного воздействия на все стороны жизни, не связанные с обеспечением личной и иму- щественной безопасности подданных. В основе предполагаемой конституционной монархии, по мнению М.М. Сперанского, должна быть идея о разделении властей на законодательную (двухпалатная государственная Дума), исполнительную (император, кабинет мини- стров и министерства), судебную (правительствующий сенат и суды: окружные и волостные) и высокий профессионализм чиновничьего аппарата, подразумевавший наличие высшего образования (диплом
    Императорского университета) и введение системы квалификацион- ных экзаменов на все должности.
    1
    Сперанский М.М. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. С. 306–367; Сперан-
    ский М.М. Проекты и записки. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 143–152.

    190
    Попытка реализации проекта М.М. Сперанского выразилась в организации в 1810 году законосовещательного Государственного совета империи, через который должны проходить все законопроекты и который должен был занять важное место в процессе законотворче- ской деятельности и введении законов «О придворных званиях» и
    «О экзаменах на чин». Во всем остальном проект Сперанского так и не был реализован по причине сопротивления ему со стороны импе- ратора Александра I, не желавшего ограничения монархии и консер- вативной позиции дворянства, чьи привилегии проект автора стре- мился ограничить. Резкая критика его проекта со стороны российской аристократии вызвала отстранение М.М. Сперанского от службы и удаление в ссылку. Тем не менее, его проект сыграл большую роль в формировании либеральной идеологии в России и поляризации рос- сийского общества на сторонников реформаторских начинаний
    М.М. Сперанского и консерваторов – сторонников сохранения само- державия, дворянских привилегий и крепостного права.
    Несмотря на правительственные репрессии в отношении сто- ронников либеральных преобразований, идеи М.М. Сперанского оказались достаточно популярными в российском обществе после
    Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813–1815 годов. Это было обусловлено как стремлением российского дворянства понять причины бурного экономического и политического развития европейских стран, так и закономерностями отставания России от передовых государств Европы. Среди предста- вителей либеральной части российского дворянства возникает мощ- ное движение, выступающее за ограничение и ликвидацию монар- хии, отмену крепостного права и реализацию естественных прав че- ловека. Это движение охарактеризовалось формированием тайных обществ: «Союз спасения» (1816), «Союз благоденствия» (1818),
    «Орден русских рыцарей»(1815) и вошло в историю политических и правовых учений России, как движение декабристов. Источниками их политико-правовых идей были: идей французских просветителей
    Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, идеи А.Н. Радищева, дух свободомыс- лия, сложившийся в Московском университете и Царскосельском лицее в первое десятилетие царствования императора Александра I, разочарование в невозможности реализации плана реформ М.М. Спе- ранского мирным путем. Основными политико-правовыми идеями декабристов были: 1) ликвидация векового рабства – абсолютной монархии и крепостного права; 2) отмена сословных привилегий и провозглашение демократических свобод; 3) решение аграрного во- проса за счет наделения крестьян землей.

    191
    Огромный вклад в развитие политико-правовой мысли декабри- стов внесли два разработанных проекта российской конституции:
    «Русская правда», написанная полковником русской армии Павлом
    Ивановичем Пестелем (1793–1826) (Южное общество декабристов) и «Конституция», написанная Никитой Михайловичем Муравье-
    вым (1795–1843) (Северное общество декабристов). Самым ради- кальным по способу достижения социально-политического идеала была «Русская правда»
    1
    . Она исходила из следующих представлений:
    1) ликвидация монархической формы правления и превращение Рос- сии в республику через военный переворот и убийство членов дома
    Романовых; 2) формирование диктатуры Временного переходного правительства, которая должна подготовить общество к созыву одно- палатного Народного веча – парламента новой России; 3) провозгла- шение равенства граждан перед законом и наделение крестьян землей за счет земель, реквизированных у помещиков; 4) установление в Рос- сии унитарной модели государства без прав национальных меньшинств на законотворческую деятельность для сохранения целостности страны и недопустимости отложения от России территорий; 5) отмена имуще- ственного ценза на выборах; 6) формирование однопалатного парла- мента – Народного веча, исполнительного органа – Державной думы и учреждение поста президента России.
    «Русская правда» была достаточно радикальным проектом пре- образований России, который не был воплощен как по причине со- противления со стороны более умеренной части декабристов, так и по причине отсутствия опыта реализации в России таких преобразо- ваний. Более популярным среди декабристов был проект «Конститу- ции» Никиты Муравьева
    2
    . Он подразумевал: 1) превращение России в конституционную монархию, где у императора должна была остать- ся высшая исполнительная власть, переход к которой мыслился через военный переворот; 2) разделение всех властей на три ветви: законо- дательную (двухпалатное Народное вече, состоящее из палаты народ- ных представителей и Верховной думы в высоким имущественным цензом). Палата народных представителей должна избираться в коли- честве 450 депутатов на два года. Верховная дума должна была, по мнению Никиты Муравьева, избираться из представителей терри- ториально-административных частей России – 30 держав; 3) Россия должна быть преобразована в федеративное государство, состоящее
    1
    Избранные социально-политические и философские произведения декабри- стов: в 3 т. / под ред. И.Я. Щипанова: М.: Госполитиздат, 1951. Т. 2. С. 9–73.
    2
    Там же. С. 295–330.

    192 из 30 равноправных субъектов-держав; 4) сохранение помещичьего землевладения в виде частной собственности, отмена сословий, дос- тижение равенства граждан перед законом.
    Реализация этих проектов преобразований России должна была произойти в результате военного восстания в день присяги императору
    Николаю Павловичу I 14 (25) декабря 1825 года, но восстание декабри- стов потерпело поражение и было подавлено правительственными вой- сками, одной из причин чего стало отсутствие единства повстанцев и их программных конституционных документов. Тем не менее, полити- ко-правовые идеи декабристов стали первыми проектами будущего переустройства страны в результате первой попытки радикального из- менения социально-политической системы. Значение этих взглядов выразилось как в постановке проблем специфики политического и пра- вового устройства России в сравнении с Европой, так и в формирова- нии правительственной идеологии русского самодержавия, ставшей реакцией консервативной части российской аристократии на декабри- стские политико-правовые проекты и их реализацию.
    Российское самодержавие к началу второй четверти ХIХ века на- ходилось в ситуации сужения своей социальной базы, угрозы обост- рения социальных конфликтов по причине сохранения крепостного права и межнациональных противоречий, выразившихся в обостре- нии польского вопроса. В этих условиях подавленное восстание де- кабристов 14 декабря 1825 года не только поколебало основы само- державного правления в империи, но и показало наличие противоре- чий в среде российского дворянства – социальной опоры имперского режима. Консервативно-монархическая элита империи приступила к формированию проправительственной политико-правовой теории, объяснявшей необходимость сохранения самодержавия, крепостного права и всех традиционных основ жизни российского общества. Фор- мирование таких воззрений российских консерваторов осуществля- лось на критике идей европейского парламентаризма и восприятии восстания декабристов в качестве событий, порожденных «мятежным и гибельным духом Запада».
    Именно такой была оценка восстания декабристов в Манифесте императора Николая I от 13 июля 1826 года «О восшествии на им- ператорский престол»
    1
    . В этом акте, подготовленном возвращенным из ссылки М.М. Сперанским, закладывались основы официальной государственной идеологии – теории официальной народности, из- ложенной во Всеподданейшем докладе министра народного про-
    1
    ПСЗРИ. СПб., 1830. № 465.

    193 свещения Сергея Сергеевича Уварова императору Николаю I. В этом документе ставилась задача необходимости укрепить отечество «на- хождением отличительных от гибельной Европы начал России»
    1
    К таким русским национальным началам, по мнению министра Ува- рова, относятся следующие принципы, на которых должна основы- ваться российская государственность: 1) православие – основа ду- ховной жизни народов империи; 2) самодержавие – главное условие политического существования России; 3) народность – тесная связь самодержавного императора и народа империи, которая является залогом спокойствия народного и социально-политической стабиль- ности. Все изменения в российском обществе с точки зрения теории официальной народности признавались ненужными, так как не со- ответствовали основным традиционным началам русской жизни и признавались подходящими только для европейского общества и культуры. Целью существования государства признавалось сохране- ние принципов теории официальной народности и поддержание нравственной чистоты народа и недопущение всех идей социально- политических преобразований в империи
    2
    Данная теория официальной народности становится официаль- ной идеологией николаевской империи (1825–1855). Она получила свое публицистическое направление в деятельности проправительст- венной газеты «Северная пчела», редактируемой консервативным публицистом Фаддеем Венедиктовичем Булгариным, и оказала воз- действие на развитие исторической науки XIХ века в трудах русского историка
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   30


    написать администратору сайта