Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
реформы – медленные преобразования и отказ от радикальных требований слома буржуазно-капиталистической государственности и насильственного ниспровержения общественных отношений. В начале ХХ века начинает возникать социал-демократическое и социал-реформистское по характеру действий движение, теорети- ками которого становятся австрийский марксист Эдуард Бернштейн (1850–1932) и немецкий социал-демократ Карл Каутский (1854– 1938). В своих произведениях «Проблемы социализма», «Предпосыл- ки социализма и задачи социал-демократии», «Экономическое учение Карла Маркса» эти философы осмыслили положение рабочих в капи- талистическом обществе 1 . Они пришли к выводам о том, что в усло- виях развития социального законодательства, роста образовательного уровня под воздействием технологического роста производства по- ложение рабочего класса в начале ХХ века настолько улучшилось, что «ни о какой классовой борьбе не может быть речи». Рабочий класс в новых условиях, как считали Э. Бернштейн и К. Каутский, не стремится к ниспровержению существующего строя насильственным путем, а наоборот, заинтересован в укреплении буржуазно-капита- листического строя. Пролетариат, по мнению социал-демократов, должен бороться не за диктатуру пролетариата, а за развитие соци- альных льгот на производстве, борьбу за 8-часовой рабочий день, класс социального страхования и защиту своих экономических инте- ресов реформистским путем. Одними из первых социал-демократы обосновали идею организа- ции «социального государства», которое должно было создавать рав- ные возможности социальной защиты всем представителям общества. По сути своей социал-демократическая идеология становилась мас- штабной ревизией учения К. Маркса и Ф. Энгельса под социальные условия начала ХХ века. Социал-демократическая политико-правовая идеология социального реформизма стала важнейшей частью полити- ческой и правовой культуры, что нашло свое выражение в организации мощных социал-демократических партий Германии и Франции, став- ших влиятельными в парламентах этих государств. Таким образом, в Европе во второй половине ХIХ века возникло мощное социал-демократическое движение с двумя направлениями – 1 Каутский К. К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») / пер. с нем. М.: Едиториал, УРСС, 2003; Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса. М.: Госполитиздат, 1956. 163 марксистско-революционным радикальным направлением и умерен- ным реформистским социал-демократическим движением. Эти тече- ния политико-правовой мысли оказались достаточно популярными в европейском обществе, так как в условиях обострения социальных противоречий капиталистического общества предлагалось разреше- ние острых социальных проблем: бедности, бытовой неустроенности. Вместе с тем, острые проблемы жизни общества оставались. Они вы- ражались в дальнейшем нарастании имущественного неравенства, бурном развитии промышленных технологий, науки и техники. Политико-правовая мысль европейского общества вставала перед проблемой изучения государства, власти и политики с точки зрения социализма, что привело к формированию немарксистских социали- стических теорий государства, права и политики. Одним из влиятель- ных направлений немарксистского социализма была политико-право- вая теория анархизма, изложенная в работе Пьера Жозефа Прудона (1809–1859) «Что такое собственность?» 1 . Учение анархизма возникло во Франции во время масштабных социальных потрясений Февраль- ской революции 1848 года вокруг учения Прудона о собственности. Учение анархизма расходится с политико-правовым учением марксиз- ма в отношении классовой борьбы в капиталистическом обществе. Сторонники марксистской перспективы ХIХ века выступали за интере- сы рабочего класса, анархисты вообще отказываются от определения конкретной группы общества. Если сторонники марксистского социа- лизма выступали против частной собственности как института, соз- дающего классовые противоречия, то анархисты выступали только за отмену крупной собственности. Мелкую собственность, не связан- ную с эксплуатацией наемных работников, анархисты не только при- знают, но и выступают за ее узаконение в виде «владения». Совершенно специфичным выглядит в анархистском учении про- грамма ликвидации государства как такового, в то время как сторон- ники марксистского социализма выступали только за ликвидацию одной из форм – буржуазной государственности. Анархисты, как и марксисты, признавали способом перехода к своему социально- политическому идеалу социальную революцию. Именно социальная революция, по мнению Прудона, должна была ликвидировать госу- дарство как орудие угнетения и эксплуатации людей вне зависимости от классового положения последних. Вместе с тем, социальная рево- 1 Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время / подг. текста и комм. В.В. Сапова. М.: Республика, 1998. 164 люция должна была, по мнению анархистов, ликвидировать церковь, мораль, право и законы, которые ограничивают человека в проявле- нии свободы волеизъявления, самовыражения и самоуправления. Со- циально-политическим идеалом анархизма является – безгосударст- венное существование общества, свободное в самовыражении и са- моуправлении и свободное от всех форм подчинения, угнетения и эксплуатации, в котором существует имущественное равенство и справедливое распределение всех материальных и духовных благ 1 Другой достаточно важной частью политико-правового учения анар- хизма является критика индивидуализма как реальной практики капи- талистического общества второй половины ХIХ века. Критика инди- видуализма нашла в учении Прудона свое проявление в форме безго- сударственного управления обществом в виде федераций свободных ассоциаций людей, создаваемых на добровольных началах через реа- лизацию групповых интересов. Таким образом, политико-правовые идеи революционного мар- ксизма, реформистской социал-демократии и анархизма оказали воз- действие на всю политическую и правовую культуру европейского и североамериканского общества ХIХ – начала ХХ века. Они наметили пути ликвидации политического отчуждения представителей рабоче- го класса и крестьянства, представили модель радикального переуст- ройства государства, права и общества, воплощенную в ХХ столетии, и поставили правящие круги высокоразвитых государств Европы и Америки перед необходимостью проведения масштабных экономиче- ских, политических и социальных преобразований с целью сохране- ния основ капиталистического общества. В самом обществе конца ХIХ века развитие этих направлений по- литико-правовой мысли оказало воздействие на создание влиятельных политических партий современной Европы. Ими стали: Лейбористская партии Великобритании, Социал-демократическая партия Германии, российская Социал-демократическая рабочая партия, Французская со- циалистическая партия, анархистские кружки и группы. Становление социалистической правовой мысли также привело к повышению уров- ня политической и правовой грамотности в обществе, вовлечению масс в политику и управление, масштабным политическим дискуссиям о путях развития разных государств и их политических систем. 1 Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время / подг. текста и комм. В.В. Сапова. М.: Республика, 1998. С. 196–202. 165 6.4. Правовые теории индустриальной цивилизации Европы Период второй половины ХVIII – начала ХХ века становится пе- риодом возникновения масштабных идеологических концепций – кон- серватизма, либерализма, социализма и анархизма. Особенностью этих идеологических систем становилась тесная связь с реальной политиче- ской жизнью в государствах Западной Европы и Северной Америки, выражаемая в создании политических партий – консервативных, либе- ральных, социалистических. Данные идеологические концепции ис- пользовались в процессе борьбы за власть и удержание ее в жесткой межпартийной борьбе. С другой стороны, небывалые темпы развития промышленности (промышленный переворот) требовал достаточно высокого уровня образования, что приводило к росту правосознания представителей европейского общества и осознанному вовлечению людей в политическую жизнь. Ведущей политической идеологией ХIХ века становилась либеральная политическая и правовая концепция, на- шедшая свое проявление в окончательном формировании буржуазного парламентаризма в Великобритании, во Франции и США. К власти в европейских и американском парламентах через цензовые выборы при- ходили либеральные политические партии. Они были заинтересованы в высоких темпах промышленно-индустриального развития и формиро- вании политических идей либеральной демократии. Либеральные по- литические силы боролись против феодально-крепостнических пере- житков и властных притязаний короля на неограниченную абсолютную власть. В этой связи именно европейская буржуазия и была заинтере- сована в возникновении правовых теорий. Одной из самых влиятельных в ХIХ веке научных теорий стало по- литико-правовое учение Огюста Конта (1798–1858). В своей работе «Об- щий обзор позитивизма» автор заложил основы своей концепции права 1 Источником появления юридического позитивизма Огюста Конта явля- лись открытия в области естественно-научного знания (теория естествен- ного отбора Ч. Дарвина). В соответствии с развитием естественных наук научные выводы предполагалось делать на основании неоспоримых фак- тов, которые должны быть подтверждены опытным путем. Для концепции о политике и праве Огюста Конта были характерны следующие призна- ки: практицизм знания, выражающийся стремлением обозначить тесную связь науки и общества и роль ее в реорганизации общества; верифициро- 1 Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с франц. И.А. Шапиро; под ред. Э.Л. Радлова. 2-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 166 ванность знания, то есть возможность доказательства получаемых знаний об обществе, политике и праве опытным путем 1 Именно такие знания о политике и праве Огюст Конт считал истин- ными и верными. Политика и право, с его точки зрения, рассматривались только в контексте общества и отношений между людьми. Источником права философ считал обязанности человека, налагаемые обществом (коллективом людей). Эти обязанности имеют для общества большое значение, устанавливая ответственность человека за себя и окружающих. Взаимная ответственность понималась Огюстом Контом в качестве ос- новы социального порядка и стабильности, поэтому и задачей права О. Конт считал закрепление взаимных обязанностей и создание гаран- тий исполнения обязанностей в обществе и реализации чувства долга. Правовая концепция О. Конта непосредственно связана и с его политической концепцией. Политика воспринималась философом как сфера закрепления социальных ролей и статусов. В работе «План ор- ганизации социальной жизни» Огюст Конт установил четкую систему разделения людей на группы – философов, которые должны обладать позитивным (опытным) знанием и помогать людям в решении про- блем, власть должна принадлежать капиталистам – классу собствен- ников предприятий и наконец, пролетариат должен исполнять волю двух высших классов. Праву, как считал О. Конт, должна быть при- суща еще одна задача – сглаживать острые социальные противоречия на основе социального компромисса разных позиций. Так как госу- дарство устанавливает право и закрепляет социальные обязанности, значит и задачей государства, по мнению О. Конта, должно являться объединение силы людей для достижения общего блага, ведь «фа- тальное расхождение в идеях и взглядах, которые правят миром», может привести к недопустимым конфликтам и вражде. Социально-политическим идеалом деятельности государства и реа- лизации права в обществе должно было стать, по мнению О. Конта, дос- тижение социократии, где социальная справедливость, достигнутая на основе социально-классового компромисса, должна стать основным законом общества. Этими обстоятельствами обусловлен интерес учено- го к социологии (наука об обществе), основоположником которой и стал философ. В основу же политико-правового знания он считал возможным поместить статистические социологические методы, связанные с необ- ходимостью проверить опытным путем получаемые знания о государст- ве, праве и законе. С точки зрения социологии и социологических мето- 1 Конт О. Общий обзор позитивизма / пер. с франц. И.А. Шапиро; под ред. Э.Л. Радлова. 2-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 167 дов О. Конт не признавал прав у конкретных людей (субъективного пра- ва),наличие которых нельзя проверить опытным путем – применением социолого-статистических методов. Таким образом, в условиях обострения социально-классовой борьбы в европейском обществе середины ХIХ века позитивистская теория права Огюста Конта должна была обосновать с точки зрения естественных наук и естественно-научного знания общественные от- ношения, законность имущественного и социального неравенства. В условиях обострения социальной борьбы в европейском обществе за ликвидацию имущественного ценза на выборах и расширения из- бирательных списков и политических прав представителей наемного труда (пролетариата), теория позитивизма Огюста Конта обладала рядом специфических особенностей. Она стремилась рационально и логически обосновать идею имущественного неравенства наличием разных обязанностей у всех слоев европейского общества и недопу- щение расширения политических прав в европейском обществе пер- вой половины ХIХ века. Вместе с тем, учение О. Конта входило в рез- кое противоречие с начавшейся в европейских государствах борьбой представителей наемного труда за расширение избирательных прав (британский чартизм), учение О. Конта становилось политико-право- вой концепцией крупной буржуазии, выступающей за реализацию идей социальной стабильности и ограничение избирательных прав путем сохранения имущественного ценза. Именно у этих слоев евро- пейского общества, заинтересованных в обосновании имущественно- го неравенства, возникала потребность в рациональном обосновании имущественного неравенства, отсутствия политических прав у граж- дан, не обладающих имущественным цензом. Именно эти социальные условия европейского общества середи- ны – второй половины ХIХ века и породили возникновение биологиче- ских и натуралистических теорий общества, права и государства, полу- чивших название социал-дарвинизм. Общими особенностями всех био- логических и натуралистических концепций в понимании права, госу- дарства и политики является перенос на общество и его политико- правовые институты биологического закона естественного отбора. В соответствии с этим принципом имущественное и социальное нера- венство объяснялось наличием разного уровня жизнеспособности и способности приспосабливаться к условиям жизни у людей, заложен- ным генетически у всех людей. С точки зрения социал-дарвинизма, государство в своей политике должно опираться на интересы сильных, успешных и активных индивидов, подавляя интересы и потребности всех остальных. Право и законы, с точки зрения биологических и нату- 168 ралистических теорий, должны были полностью копировать законы биологического выживания видов, предоставляя права и возможности только биологически и физически крепким индивидам. Все же осталь- ные индивиды с точки зрения социал-дарвинизма должны быть прези- раемы государством – ограничены в избирательных правах и возмож- ностях воздействовать на политические отношения и не иметь никаких прав на участие в законотворческой деятельности. Этот социал-дарвинистский план преобразования государства об- ладал принципами рационализма и соответствовал научной логике того времени и не подразумевал реализацию государством социальной по- литики, что приводило к обострению социальных противоречий и не- обходимости широких преобразований в политике государства. В этих преобразованиях были заинтересованы представители мелкой европей- ской буржуазии и представители наемного труда (пролетариата), вы- ступавшие за усиление принципа эгалитаризма (равенства) в деятель- ности государства, которое должно было, по мнению сторонников эга- литаризма, обеспечить снижение либо отмену избирательного ценза на выборах. В условиях острых противоречий между сторонниками соци- ал-дарвинистских и эгалитаристских концепций преобразования госу- дарства и его политики и наметился кризис юридического позитивизма, который был не способен занять четкую позицию по вопросу о сущности права, защитить социальные классовые интересы разных групп общества, то есть стать инструментом защиты имущественных отношений капиталистического общества ХIХ века. Как правовая кон- цепция юридический позитивизм подразумевал изучение и анализ пра- вовой нормы как самодостаточного явления, не связанного с классовой борьбой и его социальным значением в борьбе за власть. Основными особенностями позитивистской концепции права становились: 1) признание за правом самостоятельного значения, не связанного с обществом; 2) постановка ценности права как науч- ной категории, не связанной с социальными реалиями; 3) акцентиро- вание внимания на отдельных нормах права в виде постановки про- блемы концепции права и текстуального анализа его норм. В услови- ях бурного становления социологии как науки во второй половине ХIХ века, произошедшего по причине обобщения практики социаль- но-политических революционных и эволюционных изменений в Ев- ропе и Северной Америке начался процесс формирования социологи- ческого направления политико-правовых доктрин. Для этого направ- ления были характерны следующие особенности: 1) изучение механизмов реализации права в обществе как группе людей; 169 2) постановка проблем соотношения индивидуального и коллек- тивного в праве; 3) изучение права и государства через призму отношений между людьми и в контексте общественных институтов; 4) выработка правовых механизмов защиты власти и собственно- сти в капиталистическом обществе второй половины ХIХ – начала ХХ века. К таким политико-правовым учениям относилось учение |