Курс лекций Нижний Новгород на мвд россии 2017 удк 304 ббк 67. 0 С54 Рецензенты
Скачать 1.85 Mb.
|
Джон Мильтон (1601–1674). В работах «Права и обязанности королей», «Защита английского народа» автор изложил идеи религиозной свободы, народного суверенитета, естественных прав человека, превосходства республиканского государственного устройства над всеми формами правления 1 . Он смело выступал про- тив королевской власти, превращающей подданных в рабов. Была обоснована идея об ответственности английского короля перед наро- 1 См.: Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964. 108 дом, а не перед Богом, и в случае неподчинения народу Джон Миль- тон предполагал возможность свержения насильственным путем ти- рана – короля, нарушающего естественные права. Подобные политические идеи высказывал Эльджер Сидней (1622–1683) в сочинении «Рассуждения о правительстве», Джеймс Гаррингтон (1614-1677) в работах «Преимущество народного прав- ления», «Искусство законодательства». Причем последний, принад- лежа к группе левеллеров (сторонников равенства), обосновал необ- ходимость свержения самой монархической власти и введения все- общего избирательного права как явлений, вытекающих из концепции естественных прав человека и договорной теории. Практическая реализация договорной теории и естественных прав человека нашла свое практическое воплощение в Английской респуб- лике лорда-протектора Оливера Кромвеля (1649–1660), власть кото- рого, несмотря на внешнюю естественно-правовую и договорную фра- зеологию в виде названия верховной власти «представители народа в парламенте», выродилась в режим личной неограниченной власти. Это была политическая система, входившая в резкое противоречие с основными естественно-правовыми ценностями эпохи. Большой вклад в разработку естественно-правовой и договорной государственной теории внес выдающийся английский философ и ученый Томас Гоббс (1588–1679). Вернувшись после длительной эмиграции в кромвелевскую Англию, он написал свои произведения: «Левиафан», «Элементы законов, естественных и политических». В понимании естественных прав человека Томас Гоббс исходит из того, что они противоречат самой природе государственной власти. Естественные права человека он связывал с природным, неорганизо- ванным началом человека, которое связано с удовлетворением пер- вичных инстинктов и реализацией права на жизнь, свободу и собст- венность. Автор считал, что в естественном, природном состоянии люди равны. Вместе с тем, по мере формирования граждан и их взросления каждый стремится реализовать только свои права, что и приводит к обострению социальных конфликтов в обществе, которые философ называл «войной всех против всех» 1 В таких конфликтах, как считал Т. Гоббс, не существует ни мо- рали, ни справедливости, ни порядка, ни дисциплины, а есть лишь столкновение людей, живущих по принципу «человек человеку волк» и реализовывающих только свои личные права. Во имя достижения по- рядка и согласия люди должны отказаться от эгоизма. Вместе с тем, 1 См.: Гоббс Т. Левиафан. М.: Издательство «Мысль», 2001. С. 86–87. 109 сама эгоистическая природа человека противоречит как миру, так и порядку, дисциплине 1 . Отсюда, как считал ученый, должен быть ин- ститут разумного ограничения естественных прав человека в виде государства. Томас Гоббс первым в истории политико-правовой мысли вы- двинул 19 законов ограничения природных естественных прав в пользу государства. Среди этих законов: необходимость достиже- ния мира и согласия между людьми, разумный отказ граждан от час- ти своих свобод. Государство, в отличие от естественных прав, с точки зрения Т. Гоббса, имеет не природное, а социальное (обще- ственное) происхождение и создается людьми искусственно в каче- стве института, гарантирующего безопасность, справедливость и естественные права всем гражданам. Человеческие вожделения и страсти, отраженные в естественных правах, не имеют ограничений и связаны с неуемными эгоистическими потребностями. Гоббс предлагал регулировать и ограничивать их во имя всеобщего блага и справедливости. Государство, по мнению ученого, должно сущест- вовать в виде абсолютной королевской монархии. Тенденцию в вос- становлении монархии он увидел в протекторате Оливера Кромвеля и в режиме реставрации короля Карла II (1660–1685), установившего жесточайшую цензуру и тиранию. Таким образом, важнейшей заслугой Томаса Гоббса стала по- пытка рационально-логического обоснования абсолютной монархии, которая ранее обосновывалась религиозной концепцией божествен- ного происхождения короля. Вместе с тем, он один из первых в исто- рии политической и правовой мысли пытался обосновать необходи- мость существования абсолютистского государства с естественными правами человека. Последние он определил в качестве права на лю- бые действия, не противоречащие государственному законодательст- ву. Фундаментальный принцип буржуазного права о том, что «можно делать все то, что не запрещено законом», получил впервые свое ра- ционально-логическое обоснование именно в работах Томаса Гоббса. Особое значение в его концепции заняла защита основных принципов частного права, на которое государство не может распространять свое воздействие: право на жизнь, свободу и счастье (собственность). Таким образом, в условиях реставрационных процессов в Англии 60–80-х годов ХVII века рационалистическое учение Томаса Гоббса 1 См.: Мележик И.Н. Понятие, происхождение и природа государства в поли- тическом учении Т. Гоббса // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. М., 1990. С. 104–122. 110 становилось идейным обоснованием позиций английского дворянст- ва, став основой формирования консервативных политических и пра- вовых ценностей в революционной Англии, где английской дворян- ской аристократии приходилось отстаивать свои вековые привилегии в жесткой социальной борьбе с представителями крупной английской буржуазии. Английская буржуазия ко второй половине ХVII века также становилась влиятельной силой общества. Она выступала по- прежнему за приоритет естественных прав и договорной теории про- исхождения государства над интересами государства и за годы Анг- лийской революции, Гражданской войны и протектората Кромвеля значительно укрепила свои политические позиции в английском пар- ламенте, превращавшемся в эпоху реставрации Стюартов (1660–1685) в влиятельный орган государственной власти. Выразителем политических и правовых взглядов укрепившейся английской буржуазии этого периода стал выдающийся философ и ученый Джон Локк (1632–1704), который в своей работе «Два трактата о государственном правлении» заложил основы либераль- ной политико-правовой доктрины. Джон Локк исходил из понимания естественных прав, данного в учении Бенедикта Спинозы, в соответ- ствии с которым естественные права понимались в качестве полной свободы действий человека, осуществляемой в условиях полного от- сутствия законов, государства. Вместе с тем, он исходил из того, что в естественном природном состоянии человек не склонен был к кон- фликтности по причине наличия равного доступа людей к материаль- ным благам 1 Для людей, живущих на догосударственном этапе, были харак- терны: доброта, взаимопонимание, милосердие. По мере развития производства, как считал философ, между людьми возникают острые конфликты, приводящие к вражде. С целью урегулирования межлич- ностных и групповых конфликтов сами люди по взаимному согласию договариваются о создании государства. При этом государство берет на себя обязанность неукоснительного соблюдения и исполнения уже имеющихся у людей прав на жизнь, свободу и собственность. В со- блюдении этих естественных прав и выражаются основные функции государственной власти и ее основные задачи. В том случае, если го- сударство, созданное людьми, забывает о естественных правах граж- дан либо игнорирует их, граждане получают законное право на вы- ступление против государственных органов власти. Целью таких 1 Локк Дж. Два трактата о государственном правлении // Сочинения: в 3 т. М., 1985. Т. 3. 111 выступлений, как считал Локк, должно быть принуждение государст- ва к исполнению естественных прав. Вместе с тем, в случае сопротив- ления граждан, по его мнению, возникал конфликт. Большим вкладом в развитие политико-правовой мысли стал предложенный Дж. Локком способ разрешения конфликта между госу- дарством и гражданами. Он виделся философу в создании системы га- рантий реализации государством естественных прав человека в виде теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть, по мнению ученого, виделась в ка- честве парламента, созданного из представителей народа – депута- тов. Именно депутаты и должны были принимать законы, обязатель- ные для исполнения. Исполнительная власть (король и правительство) должны эти законы исполнять, а судебная ветвь власти должна была следить за правильностью исполнения законов. Социальная обуслов- ленность теории разделения властей связывалась с недопущением кон- центрации власти в одних руках, получившей синонимы в виде тира- нии, деспотии и произвола. Таким образом, обоснование права народа на сопротивление госу- дарственному произволу и система гарантий естественных прав чело- века в виде теории разделения властей становились личным вкладом Джона Локка в мировое политико-правовое теоретическое наследие. Именно это политико-правовое учение становилось программой дейст- вий английской буржуазии второй половины ХVII века в ее борьбе с королевским режимом реставрации Карла II (1660–1685) и Якова II (1685–1689). В результате государственного переворота 1689 года, по- лучившего название «славной революции», и восшествия на престол короля Вильгельма III английской буржуазии удалось на практике реа- лизовать теорию разделения властей с мощным английским парламен- том и ограничить власть нового английского короля. Учение Джона Локка стало классической политико-правовой концепцией конституционной монархии и представительного правле- ния, а сам ученый считается основоположником либерализма. 5.3. Политические и правовые концепции европейского Просвещения Одним из переломных в истории интеллектуальной мысли чело- вечества стало ХVIII столетие. В результате небывалых темпов тех- нологического и экономического развития, внедрения механики евро- пейская цивилизация начинает переходить к индустриальной стадии 112 своего развития, которая выражалась в небывалых темпах промыш- ленно-индустриального и технологического развития. Они были воз- можны по следующим причинам: формирование первых колониаль- ных империй, становящихся источниками дешевого сырья и рынком даровой рабочей силы для развития европейской промышленности; рост средств связи и транспортной инфраструктуры; появление в Ев- ропе громадного количества капиталов, требующих своего вложения в новые виды материального производства. Эта промышленно-индустриальная технологическая революция оказала громадное воздействие на формирование нового класса евро- пейского общества – буржуазии, которая начинает тяготиться фео- дально-крепостническими пережитками в виде абсолютной монархии и крепостного права. Первыми государствами, вступившими на путь капиталистического развития, стали Англия и Голландия, продемон- стрировавшие не только прогрессивные формы государственного устройства в виде конституционной монархии и республики, но и идеи естественных прав человека и договорной теории происхожде- ния государства. Большинство европейских континентальных государств: Франция, Испания, Австрия, немецкие земли Священной Римской империи, не- смотря на развитие темпов промышленно-индустриальной революции, сохраняли феодально-крепостнические режимы в виде абсолютных мо- нархий французских королей династии Бурбонов – Людовика ХIV, Лю- довика ХV, Людовика ХVI, испанских королей и курфюрстов немецких земель и крепостного права как внеэкономической системы принужде- ния к труду зависимых людей. Эти государства находились в стороне от океанской мировой торговли того времени, поэтому процесс форми- рования национальной буржуазии в этих государствах имел факторы торможения, что приводило к замедлению как промышленного перево- рота, так и революционной ситуации. С другой стороны, континенталь- ные абсолютные монархии имели достаточно широкую социальную поддержку в лице дворянства, видевшего в службе королю источник своего существования, и в лице буржуазии, заинтересованной в реализа- ции серии протекционистских мероприятий, направленных на стимули- рование внешней и внутренней торговли. В силу этих обстоятельств процесс формирования абсолютизма, укрепления положения римско-католической церкви и крепостного права в качестве основы экономического и политического развития приходится на ХVII –ХVIII века. Вместе с тем, развитие мануфактур- ного производства и товарно-денежных отношений начинает приво- дить к формированию буржуазии в континентальных европейских 113 государствах, которая становится социальной средой формирования рационалистических взглядов антицерковной направленности. В ис- тории мировой интеллектуальной мысли эти взгляды получили на- звание идеологии просветительства. Для этой идеологии были характерны следующие особенности: 1) вера в неограниченные познавательные возможности человека, появившиеся под воздействием бурного развития паровой техники и технологий, создающих небывалые ранее возможности перемещения и производства материальных благ; 2) убежденность в движении че- ловеческого общества к прогрессу – поступательному развитию через решение острых проблем бедности к достижению человеческого сча- стья; 3) всесторонняя критика римско-католической церкви и ее вме- шательства во все сферы жизни общества и человека. Результат реа- лизации просветительских взглядов мыслился в качестве формирова- ния свободного и совершенного человека. Средством достижения ре- зультата, по мнению сторонников этой системы ценностей, была борьба с религиозными предрассудками и невежеством, повышение уровня образованности людей через просвещение – целенаправлен- ный процесс усвоения людьми рационально-логических знаний через развитие естественных, технических и общественных наук, кото- рым просветительская мысль дала мощный импульс для развития. Представителей просветительской мысли Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш.Л. Монтескье, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж.-Ж. Руссо по причине наличия разносторонних научных интересов стали называть «учены- ми-энциклопедистами» 1 Общей чертой всех политико-правовых взглядов просветительской идеологии была их антицерковная направленность. Всестороннюю крити- ку церкви сторонники просветительской мысли объясняли необходимо- стью освободить человека от невежества и мифологии и сформировать у людей строго логичные и рационально обоснованные знания во всех областях научного знания. Вместе с тем, между представителями просве- тительской мысли по многим вопросам часто отсутствовало единство взглядов, что приводило к развитию масштабных дискуссий между ними. Среди представителей европейской просветительской мысли можно выделить несколько направлений: 1) умеренное, выступающее против революционных потрясений (учения Ш.Л. Монтескье и Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция), 1 См.: Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: Изд-во Института философии РАН (ИФРАН), 2006. 114 видевшее установление своего социально-политического идеала через реформы; 2) радикальное просветительское учение Ж.-Ж. Русо; 3) утопическое направление просветительской мысли, представленное учениями Мелье и Морелли. Все эти направления просветительской политико-правовой мыс- ли видели воплощение своего социально-политического идеала в формировании совершенного человека и общества, лишенного не- вежества, необразованности, через разные способы и методы, в чем проявлялись и черты различия между разнообразными учениями. Влияние просветительских политико-правовых взглядов на развитие политико-правовой мысли было огромным. Это проявлялось как в формировании научной картины мира нового времени, так и в вы- свобождении сознания людей ХVIII века из-под влияния церкви. В разных государствах континентальной Европы: России, Швеции, Австрии, Пруссии, Франции, итальянских землях – идеи Просвеще- ния становились программой государственных преобразований, ока- завших воздействие на укрепление абсолютистских режимов и тради- ционных форм политической жизни, в условиях революционных пре- образований Великой французской революции. Да и сама Великая французская революция 1789–1794 годов стала практическим вопло- щением многих политико-правовых взглядов ученых-энциклопедис- тов эпохи Просвещения. Формирование политических и правовых учений эпохи Просве- щения происходило в абсолютистской Франции второй половины ХVII – ХVIII века, где уровень социальных конфликтов буржуазии и дворянства был достаточно высоким по причине продворянской по- литики французских королей, их неуемных попыток увеличить нало- ги на содержание двора. При этом обращает на себя внимание и осо- бая роль французского крестьянства, испытавшего на себе все тяготы крепостного права с личной и поземельной зависимостью от собст- венников французских земель. Идеологическим обоснованием абсо- лютизма и феодальных отношений была римско-католическая цер- ковь, обладающая на территории Французского королевства громад- ным количеством земель, населенных зависимыми людьми, и моно- полией на информацию. Именно поэтому в силу острых и неразре- шимых противоречий просветительская идеология носила антицер- ковный (антиклерикальный) характер. Большой вклад в процесс становления и развития политико- правовой просветительской мысли внесла публицистическая деятель- ность выдающегося ученого и драматурга ХVIII века |